Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Место истории в системе наук. Происхождение и особенности исторического знания



2016-01-02 2505 Обсуждений (0)
Место истории в системе наук. Происхождение и особенности исторического знания 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Главной задачей исторической науки является изучение конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого.

Содержанием исторической науки является исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, а явления эти чрезвычайно многообразны, соответственно и история - наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: политическая история, гражданская, история хозяйства, история культуры, военная история, история государства и права и т. д.

История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история) ; история мировых цивилизаций; история континентов (история Азии и Африки, Латинской Америки) ; история отдельных сфан и народов (история США, Канады, Китая, России и т. д.) .

Сложился рядвспомогательных исторических дисциплин, разрабатывающих общие вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них: иапеофафия (история письма) , нумизматика (монеты, ордена, медали) , топонимика (изучение названий географических мест) , источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников) и т. д.

История - наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) , фактов, событий.

Она связана с другими гуманитарными и социальными науками.

История тесно связана с другими науками, в частности с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической теорией, математикой, математической статистикой, языкознанием, литературоведением и др.

В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все её стороны (экономику, политику, культуру, быт и т. д. ) и их взаимосвязи и взаимообусловленность.

В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю.

И на современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например история физики, история музыки, история кино и т. д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки - такие, как историческая география, историческая геология.

 

Происхождение и особенности исторического знания.

 

В ходе изучения истории формируется историческое знание, которое является одной из важных сторон общественного сознания. Под историческим знанием в науке понимается совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности о своём прошлом и всего человечества. Под сущностью исторического знания понимается выявление на основе теоретического осмысления исторических фактов и закономерностей развития общества.

Каждая национальная и социальная общность обладает определённым кругом исторических представлений о своём происхождении, важнейших событиях в своей истории, деятелях прошлого, о соотношении своей истории с историей других народов и всего человеческого общества. Благодаря этому данная общность людей осознает себя как народ на основе знаний своего места в мировом историческом процессе.

Важнейшие формы исторического знания:

Знания, основанные на непосредственном жизненном опыте, когда человек на протяжении своей жизни, наблюдает за какими-то событиями или даже является их участником. Как правило, эти знания бессистемны, не связанные с ходом исторического процесса. Чаще всего они выступают в расплывчатых, эмоционально окрашенных воспоминаниях, зачастую неполных, неточных, субъективных.

Следующая форма (ступень) исторического знания может формироваться под влиянием художественной литературы, кино, радио, телевидения, театра, живописи, знакомства с историческими памятниками. На этом уровне историческое знание также еще не является систематизированным. Исторические представления ещё отрывочны, хаотичны, не упорядочены в хронологическом отношении. Но отличаются яркостью, большой эмоциональностью, впечатлительностью.

Третий уровень исторического знания формируется на уроках истории в школе, где учащиеся впервые получают представления о прошлом в систематизированном виде. Каждая национальная и социальная общность обладает определенным кругом исторических представлений о своем происхождении, важнейших событиях в своей истории, деятелях прошлого, о соотношении своей истории с историей других народов и всего человеческого общества. Благодаря этому данная общность людей осознает себя как народ на основе знаний своего места в мировом историческом процессе.

Четвертая форма - научное знание, которое формируется на основе всестороннего теоретического осмысления прошлого, выявления тенденций исторического развития, обобщения исторического опыта, выявления исторических закономерностей. Оно проявляется в более-менее чётком представлении о природе и движущих силах развития человеческого общества, в понимании смысла истории, моделей исторического развития, его периодизаци. На этом уровне предпринимаются попытки объяснить человеческое прошлое во всей противоречивости и сложности. Формирование исторического знания на теоретическом уровне помогает мыслить историческими категориями, видеть общество в диалектическом развитии, в изменении, осмысливать исторический процесс в динамике, в хронологической взаимосвязи времен. Носителем этого уровня исторического знания является историческая наука.

Таким образом, историческое знание как элемент общественного сознания нужно воспринимать системно, во всех его формах и уровнях.



2016-01-02 2505 Обсуждений (0)
Место истории в системе наук. Происхождение и особенности исторического знания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Место истории в системе наук. Происхождение и особенности исторического знания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2505)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)