ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Возникновение и развитие экономической теории.
Основные направления и школы экономической теории
Экономическая деятельность является основной и определяющей в жизни любого общества. Накопленные знания и опыт систематизировались и фиксировались в виде разного рода заповедей и правил экономического поведения.
В своем развитии экономическая наука прошла ряд этапов:
I этап
| период древности (7−10 тыс. до н.э. − I в. н.э.) и
Средневековье (конец 5 − 17 вв. н.э.)
|
| Древний мирпредставлен странами Древнего Востока
(Индия, Китай, Египет, Вавилон)
и античными государствами (Древняя Греция и Древний Рим)
Средневековье− странами Западной Европы и арабским Востоком
|
| В это время шла накопительная работа по формированию экономической науки.
|
Особенности
| • "встроенность" в политико−правовую (часть учения о государстве −
Древний мир), философскую мысль (часть философии − в античных
обществах), ярко выраженный богословский характер (часть богословия
− Средневековье);
• собирательный характер;
• разработкой экономических проблем занимались ученые−универсалы;
• отсутствие собственно экономических разработок и специальной
терминологии;
• идеализация и стремление сохранить натуральное хозяйство как
соответствующее "естественному порядку" и осуждение всего, что
этот порядок разрушает: торговля, ростовщичество
|
Сам термин "экономия" ввел КСЕНОФОНТ в своем произведении "Домострой" − правила ведения домашнего хозяйства.
|
На фоне разложения феодального строя возникают первые проекты "справедливого" общества − без эксплуатации, любых форм неравенства − ранний вариант утопического социализма (16 − 17 вв.):
Т.Мор − "Утопия" и Т.Кампанелла − " Город Солнца"
|
| | |
С конца 17 в. начинается вытеснение натурального хозяйства рыночными (товарно−денежными) отношениями.
Для Западной Европы период 15 − 17 вв. − это период разложения феодализма, ускоренный первоначальным накоплением капитала, и зарождения капиталистических производственных отношений.
На первый план вышла проблема поиска источников богатства, решение которой связано с первой самостоятельной экономической концепцией меркантилизма.
|
Меркантилизм
| учение эпохи первоначального накопления капитала, отражающее интересы торговой буржуазии
|
Основные черты
| • единственная форма богатства − деньги (золото и серебро)
• источник богатства − внешняя торговля, которая увеличивает
количество денег в стране;
• накопление богатства обеспечивает государство с помощью
политики активного протекционизма;
• создателями концепции являлись практики: меркантилизм
не связан ни с учением о государстве, ни с философией,
ни с богословием
|
В 1615 г. А. Монкретьенввел термин "политическая экономия" − управление государственным хозяйством.
|
II этап
| конец 17 − начало 18 вв. − середина 19 в.
|
| период абсолютного господства классической школы политической экономии
|
Экономическая наука превратилась в самостоятельную систему знаний со своим специфическим предметом как наука о законах производства.
|
Основоположники
| Англия − У.Петти
Франция − П.Буагильбер
|
Продолжатели
| Англия − А.Смит, Д.Рикардо
Франция − школа физиократов (Ф.Кенэ, А.Тюрго)
|
Основные черты
| • источник богатства − сфера материального производства;
• трудовая теория стоимости как основа теории распределения
доходов;
• обоснование принципов "экономического либерализма"
(невмешательства государства в экономику) и "невидимой
руки" рынка (механизма саморегулирования для обеспечения
равновесия экономической системы);
• обоснование принципов свободной торговли, абсолютного и
относительного преимуществ во внешней торговле
|
30е гг. 19 в.
| кризис классической буржуазной политической экономии
|
| Три направления:
− буржуазное (последователи А.Смита и Д.Рикардо)
− мелкобуржуазное (ранняя критика капитализма)
− социалистическое (поздний утопический социализм)
|
Завершает период господства классической школы марксизм (40е гг. 19 в.) как единственное учение о революционном переустройстве общества с позиций рабочего класса.
|
III этап
| вторая половина 19 в. − 30е гг. 20 в.
|
| "маржинальная революция" и установление господства неоклассической школы
|
Основоположник
| А.Маршáлл Принципы экономической науки, 1898
|
Особенность
| анализ процесса принятия экономических решений на микроуровне (= создание теории микроэкономики)
|
Связь с классической
политэкономией
| • ориентация на свободное предпринимательство и
рыночный механизм;
• ограничение государственного вмешательства в экономику
|
Изменение названия
| "экономикс"
|
IV этап
| 30е − 70е гг. 20 в.: "кейнсианская революция"
|
| в экономической теории выделяют микро− и макроэкономику
|
Особенность
| создание теорий регулируемой экономики
|
Направления
| • кейнсианство и его последователи выступают за активное
вмешательство государства в экономику;
• неолиберализм отстаивает пассивное вмешательство государства
|
V этап
| 70е гг. 20 в.: "монетаристская контрреволюция",
"возрождение" неоклассической школы
|
| • неоконсерватизм (современная неоклассическая школа)
высказывается за пассивное вмешательство государства в экономику:
− обеспечение условий свободной конкуренции;
− контроль над ценами;
− антимонопольная политика
• "неоклассический синтез" предлагает смешанный тип ГРЭ:
одновременное и взаимоувязанное использование рыночных и
государственных методов;
• институционально−социологическое направление:
государство обеспечивает нормальные условия функционирования
рынка через систему институтов
|
| | | |