Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные термины и понятия. Монополистическая конкуренция; дифференциация продукта; несовершенные заменители



2016-01-05 720 Обсуждений (0)
Основные термины и понятия. Монополистическая конкуренция; дифференциация продукта; несовершенные заменители 0.00 из 5.00 0 оценок




Монополистическая конкуренция; дифференциация продукта; несовершенные заменители

 

5. Модель поведения фирмы в условиях олигополии

 

Основные черты олигополии 1• господство нескольких крупных фирм (2─ 20). Классическую (жёсткую) олигополию образуют 3-4 фирмы с объёмом продаж свыше 50% отраслевого выпуска. "Широкую олигополию" составляют 6-8 фирм. •производится стандартизированная продукция(рынки товаров промышленного спроса) и дифференцированная (рынки потребительских товаров); • высокие барьерыдля вступления в отрасль; • типична неценовая конкуренция; • тенденция к устойчивой фиксации цен, значительные, но нечастые их изменения (на рынке совершенной конкуренции – частые, но незначительные изменения цен); • осознанное взаимодействие – необходимость учитывать при принятии решений возможную реакцию соперников.  
Рынок олигополии ограничен, с одной стороны, чистой монополией, а с другой, − монополистической конкуренцией.  
  Допущения о возможной реакции соперников на действия друг друга могут существенно отличаться. Поэтому не существует единой теории олигополии, как это имеет место в случае совершенной конкуренции и чистой монополии. Вместо этого известно несколько моделей олигополии применительно к конкретным ситуациям.  

 

 

Критерии классификации моделей олигополии • наличие или отсутствие сговора (модели некооперированной или кооперированной олигополии), • вид стратегической переменной (количественная и ценовая олигополия), • модели со сговором (картель и лидерство в ценах) • отсутствие или наличие повторяемости взаимодействия, • отсутствие или наличие дифференциации продукта, • теоретико-игровой подход (ломаная кривая спроса)  

 

Выбор стратегии на рынке действуют две фирмы (дуополия), производящие однородный продукт.
• одновременная игра (симметричная олигополия) фирмы действуют одновременно и независимо друг от друга, что связано с однократностью их взаимодействия: − одновременное установление объемов выпуска как стратегической переменной (модель Курно), − одновременное установление цены как стратегической переменной (модель Бертрана)
• последовательная игра (асимметричная олигополия) одна фирма принимает решение об объеме выпуска или цене, когда ей уже известен выбор другой фирмы. В этом случае возможны два типа поведения: а) стремиться быть лидером б) оставаться последователем (ведомым). В этих моделях однократного взаимодействия на роль лидера может в равной степени претендовать любой из дуополистов: − лидерство по объему выпуска (модель Штакельберга), − лидерство в ценообразовании
• кооперативная игра (сговор) соглашение двух фирм об установлении цены и объемов выпуска для максимизации общей прибыли: − лидерство в ценообразовании * ценовое лидерство доминирующего предприятия, * ценовой лидерство фирмы-барометра; − картельные соглашения * цель – максимизация общей прибыли * цель – распределение и фиксация рыночных долей (квот)  

 

Модель А. Курно (1838 г.) Допущения: • на рынке действуют две фирмы; • каждая фирма предполагает объём выпуска своего конкурента постоянным; фирмы действуют с "завязанными" глазами; • фирмы принимают решения одновременно и независимо друг от друга; • фирмы производят однородный товар; им известна кривая рыночного спроса  
Нескоординированная олигополия (модель ломаной кривой спроса)   фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти точку устраивающего всех равновесия.  
  Основная предпосылка каждая фирма исходит из того, что конкуренты будут поддерживать любое понижение цен и игнорировать их повышение.  
Данная модель объясняет жесткость цен ─ отказ от частого их изменения ─ на олигопольных рынках: единственно надежной тактикой становится принцип "Не делай резких движений". Все изменения лучше осуществлять мелкими шагами, с постоянной оглядкой на реакцию конкурентов.
     

 

  D1 D1– конкуренты следуют D2D2 – конкуренты игнорируют Pк Qк – первоначальные значения цены и объема выпуска   1) ломаная кривая спроса D2 высокоэластична выше уровня цены PK и малоэластична ниже нее; 2) ломаной кривой спроса соответствует ломаная кривая MR (ALMN) − участок линии MR2 выше точки L и участок линии MR1 ниже точки М; 3) через разрыв в кривой MR (отрезок LM) проходит кривая MC. На участке разрыва будет соблюдаться условие максимизации прибыли MR = MC. Оптимум достигается при цене PK и объеме выпуска QK.  

 

 

Модели со сговором   Стратегия олигополистов при всем своем многообразии имеет 2е формы: соперничество и сговор. Если олигополисты вступают в сговор, то они могут договориться и действовать как единая монополия, совместно максимизируя прибыль отрасли. С другой стороны, они могут соперничать друг с другом за долю на отраслевом рынке.

 

Причины сговора • угроза “ценовой войны”; • стремление получить более высокую прибыль, чем та, которую можно иметь при проведении независимой стратегии.
Формы сговора • картельные соглашения: − максимизация отраслевой прибыли, − раздел рынков (по географическим и иным критериям) • лидерство в ценах: − ценовое лидерство доминирующей фирмы, − ценовое лидерство фирмы-барометра, − ценовое лидерство фирмы с самыми низкими затратами

 

Факторы, способствующие сговору • фирмы хорошо знают и доверяют друг другу, • фирмы не скрывают друг от друга параметры издержек и используемые технологии, • фирмы производят похожую продукцию, • в отрасли есть доминирующая фирма, • рынок стабилен и значительные барьеры на входе, • государство не проводит активной политики против сговора

 

Картель открытое соглашение фирм по установлению единых цен и объемов выпуска, разделу рынков сбыта в соответствии с квотой каждого участника в общем объеме производства. С конца 30-х гг. XX в. в большинстве стран картели запрещены законом, т. к. ведут к образованию чистой монополии. В настоящее время легальные соглашения картельного типа встречаются редко. Гораздо чаще это тайный сговор, предусматривающий различные способы ограничения конкуренции для максимизации прибыли.
причины неустойчивости картеля • значительные различия в спросе и издержках договаривающихся сторон; • возможность мошенничества (искушение нарушить установленные квоты выпуска и продаж или продавать продукцию "налево" по более низкой цене. Если такое оппортунистическое поведение станет всеобщим, картель распадется); • вход в отрасль (но не в картель) новых фирм. Установив более низкую по сравнению с картелем цену, они могут захватить определенную часть рынка. Для сохранения своих позиций картель должен либо снизить свою цену, либо начать "ценовую войну" с непредсказуемым исходом.  
     

 

 

"Игра по правилам" фирмы сознательно делают своё поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, облегчая достижение равновесия в отрасли  
Ценовое лидерство Ценовое лидерство является глубоко скрытой формой сговора из-за законодательного запрета заключения каких-либо открытых соглашений о ценах. Преимущество ценового лидерства как координирующего механизма перед картелем состоит в сохранении полной свободы производственной и коммерческой деятельности предприятий, тогда как в условиях картеля она регулируется квотами и (или) разделением рынка.
Ценовое лидерство доминирующей фирмы одна из фирм получает признанный другими статус ценового лидера, а все остальные фирмы образуют его конкурентное окружение (competitive fringe). Конкурентное в том смысле, что каждая фирма ведет себя как "ценополучатель" с той разницей, что принимаемая цена задается не анонимным рынком, а вполне определенным ценовым лидером. Ценовой лидер принимает на себя риск первым начать приспособление цены к изменяющимся условиям рынка, освобождая от этого свое конкурентное окружение. Последователи со своей стороны готовы пойти на компромисс (trade-off) между отказом от риска принятия ценовых решений в условиях высокой неопределенности будущего и возможностью максимизации своей прибыли. Особенность ценового поведения доминирующей фирмы состоит в том, что она не заинтересована посредством снижения цены избавиться от своего конкурентного окружения. С другой стороны, наличие этого окружения и опасность вторжения на рынок новичков заставляет доминирующую фирму поддерживать цены на уровне более низком, чем они были бы в случае монополии. Поэтому фирма-лидер с конкурентным окружением представляет собой промежуточный тип строения рынка между монополией и олигополией, чем олигополию в традиционном ее понимании, для которой характерны крупность и немногочисленность производителей.
Факторы, способствующие выделению доминирующей фирмы • фирма с самым низким уровнем затрат; • дифференциация продукта: доминирование в этом случае может быть достигнуто благодаря репутации фирмы как производителя безупречно качественной продукции в результате хорошо проведенной рекламной кампании; • группа картелированных предприятий может действовать как доминирующая фирма, а не вступившие в картель предприятия оказываются в положении ее конкурентного окружения.
При наличии на рынке доминирующей фирмы рыночная координация осуществляется путем приспособления фирм к цене лидера, которая выступает фактором, задающим условия производства остальным фирмам отрасли.
Ценовое лидерство фирмы-барометра фирма-лидер по общему убеждению лучше других предвидит изменения рыночной конъюнктуры. Одной из форм барометрического ценового лидерства является модель блокирующего ценообразования, ограничивающего проникновение в отрасль новых фирм
       

КРОССВОРД № 1

                                                         
                                                           
                                                           
                                                         
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                         
                                                         
                                                         
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                         
                                                       
                                                           
                                                         
                                                           
                                                         
                                                           
                                                         
                                                           
                                                         
                                                       
                                                           
                                                       
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           
                                                           

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

1. Существование в отрасли нескольких крупных фирм. 2. Группа фирм, производящих одинаковую или однородную продукцию. 3. Автор показателя, отражающего долю прибыли в совокупном доходе монополиста. 4. Одна из низших форм монополии.

5. Использование ресурсов для производства одного или нескольких видов товаров и

услуг. 6. Фирма, получающая положительную экономическую прибыль в условиях

краткосрочного равновесия. 7. Неоднородность продукции. 8. Объединение технологически однородных производств. 9. Форма неценовой конкуренции.

16. Выбор оптимального объема выпуска фирмы для максимизации прибыли

в коротком периоде, основанный на сравнении показателей общей выручки

и общих издержек.

 

ПО ВЕРТИКАЛИ:

4. Объединение предприятий разных отраслей, не имеющих производственной и

технологической связи с основным профилем головной компании. 7. Практика установления разных цен на один и тот же продукт для разных покупателей.

10. Рынок одного покупателя. 11. Функционирование в отрасли лишь двух крупных фирм. 12. Вид монополии. 13. Объединение предприятий разных отраслей, технологически не связанных между собой. 14. Форма взаимодействия субъектов рыночных отношений в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов. 15. Укрупнение размеров предприятий.

 

 


КРОССВОРД № 2

                                       
                                       
                                         
                                           
                                           
                                         
                                         
                                       
                                           
                                           
                                           
                                         
                                           
                                           
                                           
                                           
                                       
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

1. Субъективный фактор, дополняющий объективную дифференциацию производителей.

3. Монополия, обладающая гораздо большей рыночной властью, чем экономическая

монополия. 6. Рыночная структура, субъектом которой является единственная фирма,

производящая уникальный продукт. 9. Автор индекса монопольной власти.

 

ПО ВЕРТИКАЛИ:

1. Монополия со стороны покупателя. 2. Господство на рынке нескольких крупных фирм.

4. Законодательство, направленное на ограничение рыночной власти отдельных фирм.

5. Рыночная структура, совмещающая черты совершенной конкуренции и чистой

монополии. 6. "Первооткрыватель" монополистической конкуренции. 7. Монополия, имеющая юридическую защиту от конкурентов. 8. Открытое соглашение фирм по установлению единых цен на данный вид продукции и разделе рынков сбыта.

10. Практика установления разных цен на один и тот же продукт для разных покупателей.

11. Частный случай олигополии. 12. Стремление приспособить потребительский спрос к новому продукту.

 


КРОССВОРД № 3

                                                           
                                                         
                                                         
                                                         
                                                             
                                                         
                                                           
                                                             
                                                             
                                                       
                                                             
     

2016-01-05 720 Обсуждений (0)
Основные термины и понятия. Монополистическая конкуренция; дифференциация продукта; несовершенные заменители 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные термины и понятия. Монополистическая конкуренция; дифференциация продукта; несовершенные заменители

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (720)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)