Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Спрос и предложение труда на рынке совершенной конкуренции



2016-01-05 490 Обсуждений (0)
Спрос и предложение труда на рынке совершенной конкуренции 0.00 из 5.00 0 оценок




 

РЫНОК ТРУДА  
часть рынка ресурсов; система экономических механизмов, норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы и использование труда.
  УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА  
1) единство правовых условий функционирования рынка труда на основе свободного выбора вида деятельности и конкурентности; 2) организация единой, территориально-замкнутой и эффективно функционирующей системы бирж труда; 3) отсутствие ограничений на зарплату, наличие рынка жилья и рабочих мест; 4) наличие единого экономического пространства и возможности свободного перемещения.

 

Субъекты предложения труда домохозяйства профсоюзы
Субъекты спроса на труд фирмы государство
ФУНКЦИИ РЫНКА ТРУДА
  1) социальная определение условий найма работников, в том числе форм и уровня заработной платы для обеспечения нормального уровня воспроизводства рабочей силы; 2) экономическая − формирование рациональной структуры занятости (отраслевой, региональной, по профессиям и специальностям); − обеспечение мобильности рабочей силы; 3) стимулирующая создание заинтересованности в высокопроизводительном труде, повышении квалификации, овладении новыми или смежными профессиями.  

 

ОСОБЕННОСТИ ТРУДА КАК ФАКТОРА ПРОИЗВОДСТВА  
1) труд неотделим от человека, является формой его жизнедеятельности; 2) разные физические данные и способности и связанная с этим невозможность заранее определить реальный уровень отдачи; 3) неодинаковая квалификация определяет различия в заработной плате. Поэтому нет единого рынка труда: он делится по профессиям, отраслям, регионам; 4) мобильность рабочей силы означает возможность смены занятий, перемещения по территориям; 5) защита интересов работников со стороны профсоюзов и государства; 6) наличие безработицы.

 

 

РЫНОК ТРУДА В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
1) множество фирм конкурируют друг с другом при найме конкретного вида труда; 2) множество работников одинаковой квалификации независимо друг от друга предлагают данный вид трудовых услуг; 3) работники мобильны, нет никаких ограничений при переходе с одного места работы на другое; 4) ни работники, ни работодатели (фирмы) не могут влиять на уровень ставки заработной платы.  
ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДА
1) специфика объекта купли-продажи На рынке труда продается и покупается не сам работник, который является юридически свободным человеком в отличие от раба или крепостного, объектом купли-продажи становится рабочая сила – способность к труду. Труд неотделим от человека, является формой его жизнедеятельности. Поэтому он не может быть объектом сделки независимо от работника. Труд − это процесс производительного потребления рабочей силы.   Впервые разграничение между трудом и рабочей силой осуществил К.Маркс ( I том «Капитала», гл.17), что позволило разрешить противоречия всеобщей формулы капитала и «выйти» на источник прибавочной стоимости. Для доказательства факта продажи рабочей силы, а не труда К.Маркс на основе трудовой теории стоимости использовал метод «от противного»: − труд как товар должен иметь стоимость, которая определяется трудом – это тавтология; − товар – это продукт прошлого труда и должен быть в наличии у продавца еще до продажи. Но этого нет; − если рабочий получит эквивалент созданного продукта, не будет прибавочной стоимости. В этом случае теряется смысл производства для капиталиста.   2) постоянное возобновление купли-продажи рабочей силы (услуг труда). Личная (юридическая) свобода работника предполагает продажу рабочей силы на определенный срок и возможность непродолжения договора о найме. Однако экономические условия (отчуждение от средств производства) вынуждают каждый раз заключать договор найма на очередной срок. Для сравнения: на рынке большинства потребительских товаров контакт продавца и покупателя мимолетен и заканчивается передачей прав собственности на объект торговли.   3) значительная роль различных институциональных структур, таких как: − профсоюзы, − союзы предпринимателей, − биржи труда (как посредники между наемными работниками и предпринимателями), − государство (разработка трудового законодательства, политика занятости и профессиональной подготовки)  

 

СПРОС НА ТРУД -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ОСОБЕННОСТЬ− формируется на уровне отдельной фирмы. ФАКТОРЫ: 1) предложение других ресурсов; 2) производительность труда в отрасли; 3) цена труда и сопряженных с ним ресурсов.       Конкурентная фирма будет нанимать дополнительных рабочих в соответствии с правилом спроса на ресурс: MRPL = MRCL = w. Заработная плата каждого работника равна (W/P)0, тогда общие затраты на заработную плату соответствуют площади (W/P)0 E0L00. При повышении заработной платы до (W/P)2 количество нанятых снизится до L2; при понижении заработной платы до (W/P)1 количество нанятых увеличится до L1. Кривая спроса на труд отражает обратную зависимость между объемом спроса на труд и уровнем реальной зарплаты при прочих равных условиях (Ld = f (w/p).        

 


ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТРУДА  
ОСОБЕННОСТЬформирование на уровне отрасли или общества в целом вследствие мобильности рабочей силы ФАКТОРЫ 1) демографические (темп прироста населения и его трудоспособной части, половозрастная структура населения); 2) экономические (продолжительность рабочей недели, состояние 3) психологические (желание работать); 4) социальные (престижность, условия труда, возможность продвижения по служебной лестнице); 5) образовательный и квалификационный уровень работников.  

 

ОБЩЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТРУДА
сумма индивидуальных предложений труда отдельными работниками
альтернатива
  ДОСУГ (нормальный товар) или РАБОТА (низший товар)  
Часовая ставка заработной платы является альтернативной ценой труда и представляет собой денежный эквивалент товаров и услуг, которыми жертвует индивид для досуга и других занятий.
ПОВЫШЕНИЕ СТАВКИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
создает
эффект замещения   досуг заменяется на труд, т.е. на товары, купленные на дополнительный заработок
эффект дохода увеличение реального дохода «переключает» потребление в сторону досуга

 

Количество предлагаемого труда при повышении ставки заработной платы зависит от относительной силы эффектов замещения и дохода.  
При низких ставках заработной платы   эффект замещения > эффекта дохода повышение заработной платы увеличивает количество предлагаемого труда (↑ W → ↑Ls )  
При высоких ставках заработной платы эффект дохода > эффекта замещения рост заработной платы сокращает количество предлагаемого труда (↑ W → ↓ Ls )

 

 

Кривая индивидуального предложения трудаотражает соотношение эффектов замещения и дохода и выбор работника между трудом и досугом: Ld = f(W/P) ¯      
L2 = L3
L4
L1
L

 

Рост заработной платы с (W/P)1 до (W/P)2 вызывает рост предложения труда с L1 до L2:

эффект замещения > эффекта дохода.

Рост заработной платы с (W/Р)2 до (W/Р)3 ничего не меняет и L2 = L3:

эффект замещения = эффекту дохода.

Рост заработной платы с (W/Р)3 до (W/Р)4 ведет сокращает предложение труда с L3 до L4:

эффект замещения < эффекта дохода.

 

В долгом периоде эффект дохода превышает эффект замещения, в коротком периоде – не всегда. Кроме того, необходимо учитывать «чувствительность» разных групп населения к росту дохода в разных странах: в развитых странах мужчины среднего возраста

(25−54 года) уменьшают предложение труда с увеличением заработной платы,

в развивающихся странах – наоборот.

 

  Кривая отраслевого предложения трудаотражаетпрямую зависимость количества предлагаемого труда от уровня реальной заработной платы при прочих равных условиях Для отраслевого предложения труда характерно преобладание эффекта замещения: высокая ставка заработной платы может привлечь работников из других отраслей.
 
 

 


LS

 

 

L

 

 

 
12.2. Заработная плата: сущность, формы и системы.



2016-01-05 490 Обсуждений (0)
Спрос и предложение труда на рынке совершенной конкуренции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Спрос и предложение труда на рынке совершенной конкуренции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (490)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)