ТЕМА 3 .Основы конституционного строя Российской Федерации (6 часов)
Занятие 1 ( 4 часа). 1. Понятие конституционного строя и его основ. Соотношение категорий конституционный строй и основы конституционного строя. 2. Принципы основ конституционного строя. 3. Юридическая сила норм института основ конституционного строя, особенности их защиты. 4.Конституционные основы государственности Российской Федерации : 1)Российская Федерация-демократическое государство; 2)Россия – федеративное государство; 3) Российская Федерация- правовое государство; 4) Принцип разделения властей- конституционная основа осуществления государственной власти в Российской федерации; 5)Российское государство- социальное государство; 6)Российское государство- светское государство; 7) Конституционное закрепление Российской Федерации как государство с республиканской формой правления; 8)Суверенитет Российской Федерации.
Задание для самостоятельной работы: Задание № 1. Принцип разделения властей и его реализация в Российской Федерации и Удмуртской Республике. Задание №2. Составьте таблицу основных черт смешанной республики на примере Российской Федерации, отмечая черты парламентской и президентской форм правления. (интерактивное)
Занятие 2 (2часа). 1) Понятие народовластия. Конституционно- правовое значение понятия многонационального народа Российской Федерации как носителя суверенитета и единственного источника власти. 2) Народовластие в РФ и формы его осуществления: а) народный суверенитет; б) конституционные формы осуществления народовластия в РФ; в) референдум в РФ: понятие, основные черты, виды. Соотношение референдумов и других институтов непосредственной демократии. Теория и практика России.
Задание для самостоятельной работы: Задание №1. Подготовьте сообщение на тему: «Конституционный статус общественных объединений (на примере политических партий, профессиональных союзов и др.) Задание 2. Подготовьте сообщение на тему: «Конституционные основы деятельности средств массовой информации». Нормативно- правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации 1993г.( в ред 21.07.2014г) 2.Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 12.03.2014г) "О Правительстве Российской Федерации" 3.Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 12.12.1014г.) "О референдуме Российской Федерации". 5.. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 23.07.1013г) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". 6. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ ( в ред. от 21.07.2014г.) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". 7. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (в ред. от 23.07.2013г.) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". 8. Федеральный закон от 11.07.2011 N 95-ФЗ ( в ред. от 14.11.2014г) "О политических партиях". 9. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ ( в ред. от 01.12.2014г.) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". 10. Федеральный закон от 12.05.2009 N 95-ФЗ ( в ред. 18.12.2013г) "О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами". 11 Федеральный закон от 13.01.1995 N 7-ФЗ ( в ред. от 12.03.1014г.) "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации". 12. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 ( в ред. от 24.12.2014г.) "О средствах массовой информации".
Методические рекомендации: Изучение данной темы необходимо начать с определения понятия основ конституционного строя. Оптимальным здесь будет последовательное уяснение смысла близких, но не равнозначных явлений: государственный строй, общественный строй, конституционный строй. Необходимо иметь в виду, что термин «конституционный строй» отражает базовые характеристики государства и общества, которые и фиксируются в конституции страны в качестве его основ. Важно понимать значение, которое имеют основы конституционного строя, содержащиеся в главе 1 Конституции Российской Федерации с аналогичным названием, для системы российского права в целом и для самой Конституции, в частности. Это фундаментальные принципы, ценностные ориентиры, которые должны быть незыблемыми для всех в нашем государстве и уважаемыми всеми субъектами права. Надо вспомнить также, каковы особенности юридической силы основ конституционного строя: остальные нормы Конституции Российской Федерации строятся на их базисе, и не могут им противоречить, а для изменения этих конституционных положений необходимо принимать новый основной закон. Студентам следует дать обобщенную характеристику конституционного строя, раскрыть его принципы, используя положения гл. 1 Конституции РФ, а также показать соотношение основ государственного, общественного и конституционного строя. Надо показать роль Российского государства как фундамента конституционного строя. Рассказать, в чем заключается суверенитет Российской Федерации ( ст. 4 Конституции РФ). Конституция содержит ряд характеристик нашего государства, которые отражены в Конституции РФ ( ст. ст. 1-3.5,7,8,10,14). При рассмотрении этого вопроса необходимо раскрыть и показать особенности каждой из характеристик. Студенты должны усвоить основные характеристики Российской Федерации, проявляющиеся в различных сферах: политической, экономической, социальной, духовной. Однако предварительно необходимо рассмотреть «суперпринцип» основ конституционного строя, являющийся их целью и результатом — гуманизм. Принцип гуманизм выражается через признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, и установление обязанности государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Более подробно следует раскрыть и показать содержание экономических, политических, социальных и духовных основ. Последовательность освещения политических основ конституционного строя проистекает из формулировки ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации, именующей Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Для начала нужно остановиться на особенностях демократического правового режима. Студенты излагают сущность демократии, и характеризуют различные стороны ее проявления. Довольно много внимания требуется уделить вопросам непосредственной и представительной демократии и формам их осуществления (непосредственная демократия реализуется через референдумы, выборы, иные способы прямого волеизъявления граждан; представительная — через органы государственной власти и местного самоуправления). Эти моменты освещаются с учетом федеративного устройства России, и отделения местного самоуправления от государственной власти. Далее надо раскрыть особенности федеративной формы территориального устройства. Необходимо, в частности, отграничить ее от формы унитарного государства; определить основные черты России как федеративного государства; назвать виды субъектов Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа); упомянуть о принципах взаимоотношений между федерацией и ее субъектами. Следует объяснить, какое значение имеет провозглашенный в Конституции Российской Федерации принцип правового государства. Он связывается с правилами о верховенстве Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории России, а также о признании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации составной частью российской правовой системы (ст. 4, 15 Конституции России). При изучении республиканской формы правления надо не только отразить ее специфику по сравнению с монархией, но и продумать, к какой разновидности республики — президентской, парламентской, смешанной (президентско-парламентской или парламентско-президентской) относится Российская Федерация, и чем это обусловлено. В завершение изучения политических основ конституционного строя России исследуются вопросы суверенитета Российской Федерации и политического многообразия. Приступая к освещению экономических основ конституционного строя, необходимо определить, на основании какого типа экономики функционирует Российское государство, найдя подтверждение своему мнению в Конституции Российской Федерации. Следует обозначить и разъяснить принципы экономического устройства страны: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; равное закрепление и защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Немаловажно здесь определиться, какой объем конституционного регулирования вопросов экономики оптимален; должно ли государство быть активным участником таких отношений или ему следует максимально самоустраниться от этой сферы. Следующий вопрос темы — социальные основы конституционного строя. Студенты раскрывают понятие социального государства, зафиксированное в Конституции Российской Федерации, а также указывают, по каким направлениям должна двигаться социальная политика государства для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека. Отдельно рассматриваются духовно-культурные основы конституционного строя и их элементы: идеологическое многообразие; светскость государства. Студенту следует сформулировать и высказать свое отношение по поводу проблем поиска государственной идеологии, определения взаимоотношений государства и религиозных объединений. Важно обратиться к анализу понятий непосредственной и представительной демократии. При рассмотрении вопроса надо подробнее остановиться на категории «народовластие» (ст. 3 Конституции). Надо разобраться с соотношением понятий: референдум и опрос, императивный и консультативный референдум, референдум и народное обсуждение законопроекта, вопросов государственной жизни, референдум и народная инициатива. Конституция закрепляет и такую форму народовластия, как местное самоуправление. Наконец, в процессе осуществления политической власти непременно участвуют средства массовой информации, церковь и некоторые другие институты, которые формально не считаются институтами власти, но оказывают на нее заметное влияние.
Рекомендуемая дополнительная литература к занятию № 3: 1. Конституционное право России : учеб. для вузов по спец. "Юриспруденция" рек. МО РФ / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин, Моск. гос. юрид. акад. им. О.Е. Кутафина. - 4-е изд., перераб., и доп. - М. : Проспект, 2010. - 603 с. 2.Стрекозов, В. Г. Конституционное право России : учеб. для вузов по направлению 030501 (021100) "Юриспруденция" / В. Г. Стрекозов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2010. – 327. 3.Быченко С. И. Конституционно-правовые аспекты взаимоотношений политических партий и органов государственной власти в Российской Федерации. Ч. 2 // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2008. - № 1. - С. С. 33-36. - Продолж. Начало в N 3, 2007. 4. Карпушкин А. В. Конституционно-правовые основы статуса религиозных объединений в условиях правового характера российской государственности // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2008. - № 4. - С. С. 222-226. 5.Карпов Н. Н. Конституционно-правовое разделение и распределение государственной власти в Российской Федерации // Юстиция. - 2008. - № 4. 6.Карапетян, Л. М. Политические партии в судьбе России . СПб. : Р. Асланова : Юрид. центр Пресс, 2009. - 263 7 Комаров В.А. Конституционно-правовые основы экономической системы Российской Федерации: (новые веяния и старые проблемы) // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2006. - № 3. - С. 33-36. 8 Комбарова Е. В.Конституционно-правовые процедуры разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2009. - № 2. - С. С. 28-33.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (786)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |