Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практические задания по теме: «Органы следствия и дознания»



2016-01-05 3473 Обсуждений (0)
Практические задания по теме: «Органы следствия и дознания» 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Восполните пробел:

А.Предварительное расследование рассматривается в трех аспектах:

-как вид правоохранительной деятельности

- как самостоятельная стадия уголовного процесса, представляющая собой строго регламентированную уголовно – процессуальным законом совокупность следственных действий по собиранию, закреплению и оценке доказательств, преследующая цель воссоздания истинной картины преступления, установления виновных лиц и обеспечение условий для дальнейшего рассмотрения уголовного дела в суде.

-как досудебная уголовно-процессуальная стадия расследования преступлений.

Б.Предварительное расследование представляет собой регламентированную уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации правоохранительную деятельность органов предварительного следствия и дознания, направленную на раскрытие и пресечение преступлений путем установления состава преступления, изобличения и привлечения к уголовной ответственности лиц, причастных к его совершению.

В. Дознаватель уполномочен самостоятельно проводить следственные и иные процессуальные действия за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение.

 

 

2. Ответьте на вопросы:

1. В каких правовых формах расследуются преступления?

Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания.

1. В каких органах созданы следственные подразделения?

Следственные подразделения в настоящее время имеются в прокуратурах, а также в органах внутренних дел, органах федеральной службы безопасности.

В каждом административно-территориальном органе внутренних дел, органе федеральной службы безопасности, прокуратуры имеется следственное отделение (отдел, управление, группа следователей) или хотя бы один следователь. В нижестоящих учреждениях (для органов внутренних дел, к примеру, в районных и городских органах внутренних дел) все следователи занимаются расследованием преступлений. Если штат следственного подразделения позволяет, они специализируются на конкретных уголовных делах (раскрытых и нераскрытых преступлениях, уголовных делах о преступлениях несовершеннолетних, хозяйственных преступлениях). Подобная специализация имеет место и в следственной части следственного подразделения органа внутренних дел субъекта РФ. Однако на этом уровне помимо следственных частей создаются контрольно-методические отделы (отделения, управления), которые занимаются контролем за соблюдением законности уголовно-процессуальной деятельности нижестоящих следственных подразделений. Аналогична структура Следственного комитета МВД РФ и территориальных следственных подразделений ФСБ РФ, прокуратуры.

3. Какими правам обладает следователь?

Он имеет право:

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим УПК РФ;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 УПК РФ, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим УПК РФ.

4. Какие органы относятся к органам дознания?

К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или 5) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Кроме того, дознание производится:

- дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральной службы безопасности), частью 1 статьи 322 и частью 1 статьи 323 Уголовного кодекса РФ

- дознавателями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью 1 статьи 228, статьей 228.2, частью 1 статьи 230, частью 1 статьи 231, частью 1 статьи 232, статьей 233 и частями 1 и 4 статьи 234 Уголовного кодекса РФ.

5. По каким двум видам дел проводится дознание?

Дознание – один из видов предварительного расследования, осуществляемый органами дознания.

Существует два вида дознания:

1) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно. По данной категории уголовных дел орган дознания возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело прокурору для дальнейшей передачи его по подследственности.После направления уголовного дела прокурору орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ст. 157 УПК РФ).

2) по уголовным делам, по которымпредварительное следствие не обязательно(возбуждаются только в отношении конкретных лиц). По этой категории уголовных дел органы дознания производят предварительное расследование в форме дознания в полном объеме, начиная с принятия дознавателем уголовного дела к своему производству и до направления этого дела прокурору с обвинительным актом.

6. Какие органы могут возбуждать уголовное дело и осуществлять производство неотложных следственных действий?

В соответствии со ст. 157 УПК РФ неотложные следственные действия производятся органами дознания по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия.

Часть 3 ст. 40 УПК РФ закрепляет основания, при наличии которых производство дознания в виде неотложных следственных действий возлагается на капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителей геологоразведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений вне зависимости обязательно ли по совершенному преступлению производство предварительного следствия или нет.

Следователи, дознаватели в случаях, не терпящих отлагательства, производят неотложные следственные действий при передаче дела по подследственности (ст. 152 УПК РФ).

Таким образом, анализ указанных выше норм свидетельствует о слишком «узком» подходе законодателя к определению оснований и круга субъектов производства неотложных следственных действий в п. 19 ст. 5 УПК РФ. Неотложные следственные действия могут быть определены как не терпящие отлагательства следственные действия, осуществляемые органом дознания, следователем после возбуждения уголовного дела в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а так же доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования (осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела).

 

 

Задание по курсу.

1. На основании материалов официального сайта Министерства юстиции РФ составьте структуру МЮ РФ и схему органов юстиции (www.minjust.ru).

Рисунок 2. Структура Министерства юстиции РФ

2. Проанализируйте статистические данные о деятельности министерства за 6 месяцев текущего и предшествующего годов. К каким выводам Вы пришли?

Ответ

В соответствии с Указом № 657 Минюст России осуществляет мониторинг правоприменения в целях выполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации, в связи с которыми необходимы принятие (издание), изменение или признание утратившими силу (отмена) законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Мониторинг правоприменения проводится на постоянной основе с обязательным участием Конституционного Суда Российской Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, на которые возложено выполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации. По информации Минюста России, c 1992 г. по 15 декабря 2014г. Конституционным Судом Российской Федерации принято 133 постановления, которыми признаются неконституционными отдельные положения федеральных законов и из которых вытекает необходимость внести определенные изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, в том числе в 2013 г. – 24 решения, в 2014 г. – 14. За период с 1992 г. исполнено 98 постановлений, в том числе в 2013 г. – 18; в первом полугодии 2014 г. – 19. По состоянию на 15 июля 2013 г. требуют выполнения 34 постановления. Из них по 19 постановлениям соответствующие законопроекты внесены Правительством Российской Федерации в Государственную Думу либо поддержаны проекты федеральных законов, разработанные иными субъектами6 input права законодательной инициативы. Федеральными органами исполнительной власти ведется работа по реализации 15 постановлений. В целях совершенствования работы по реализации решений Конституционного Суда Российской Федерации Федеральным конституционным законом от 5 апреля 2013 г. № 1-ФКЗ «О внесении изменения в статью 80 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» оптимизирован порядок и срок подготовки и внесения Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума) законопроектов, направленных на исполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации о признании нормативных правовых актов не соответствующими Конституции Российской Федерации полностью или частично. Этим же законодательным актом расширен круг субъектов права законодательной инициативы, которые вправе осуществлять подготовку законопроекта о внесении изменений в закон, признанный Конституционным Судом Российской Федерации неконституционным в отдельной его части, и вносить его в Государственную Думу.

Задачи

Задача 1.

Хворостов, генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Аист», имеющий среднее юридическое образование, обратился к Губернатору Новгородской области с просьбой о разрешении на открытие нотариальной конторы при ООО «Аист», в которой хотел бы заниматься частной нотариальной практикой.

Оцените действия Хворостова с позиции законодательства РФ о нотариате.

Решение

С позиции законодательства РФ о нотариате Хворостов не может заниматься нотариальной практикой, в связи с ст. 2. «Основы законодательства РФ о нотариате» от 23.12.2003 № 186-ФЗ, 02.10.2012 № 166-ФЗ), согласно данной статьи на должность нотариуса в Российской Федерации назначается в порядке, установленном настоящими Основами, гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

 

Задача 2.

Воробьева обратилась к начальнику областного управления юстиции с жалобой на решение районного суда. Начальник управления юстиции, затребовав из суда гражданское дело Воробьевой и ознакомившись с ним, пришел к заключению, что решение суда не соответствует требованиям закона. В связи с чем им было направлено в судебную коллегию по гражданским делам областного суда представление с просьбой об отмене данного решения.

Оцените действия начальника отдела юстиции.

Решение

Начальник областного управления юстиции не имеет права осуществлять контроль за районным судом.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации является территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации, основными задачами которого являются:

обеспечение в пределах своих полномочий реализации Министерством государственной политикив установленной сфере деятельности;

обеспечение единства правового пространства Российской Федерации;

обеспечение в пределах своих полномочий защиты и свобод человека и гражданина;

осуществление деятельности в сфере государственной регистрации общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, а также контроля за их деятельностью;

осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата;
осуществление контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния;

обеспечение в установленном порядкереализации Министерством функции координации и контроля подведомственных Минюсту России федеральных служб.

С жалобой гражданин вправе обратиться к вышестоящему в порядке подчиненности государственному орган или должностному лицу или в суд (ч. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).

Подача жалобы в порядке подчиненности называют административным порядком обжалования, подача жалобы в суд – судебным порядком обжалования.

Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

 

Задача 3.

В ходе прокурорской проверки деятельности одной из общественных организаций было установлено, что здесь созданы реальные условия, способствующие совершению преступлений. Одновременно стали известны точные данные, свидетельствующие, что в отношении некоторых членов организации со стороны ее руководства осуществляются действия, имеющие характер преступления.

Определите, какие акты прокурорского реагирования должны быть применимы в данном случае.

Решение

В соответствии со ст.25.1 в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

А, так же в соответствии с п.2 ст. 27 при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

 

Задача 4.

Помощник районного прокурора во время внеслужебного посещения одного из отделений милиции заподозрил, что некоторые лица здесь подвергнуты задержанию без законных на то оснований. Он потребовал от начальства отделения предоставить ему для ознакомления документы, на основании которых эти лица были задержаны.

Дайте заключение, в какой мере помощник районного прокурора уполномочен на такие действия.

Решение

На основании ст.33 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе посещать в любое время органы и учреждения, в которых содержатся задержанные, заключённые под стражу, осужденные; знакомиться с документами, на основании которых эти лица содержатся под стражей, а также с оперативными материалами; требовать от администрации этих учреждений обеспечения установленного законом порядка содержания под стражей лиц; немедленно освобождать тех, кто содержится под стражей без надлежаще оформленных документов.

 

 

Список использованной литературы

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12. 2001 № 174-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 10.12.2014).// Парламентская газета, № 241-242, 22.12.2001.

2. Викут М.А. О процессуальных формах участия прокурора в судопроизводстве.// Вестник СГАП, № 1, 2010.

3. Винокуров А.Ю. Участие прокурора в конституционном судопроизводстве.// Законодательство и экономика, № 1, 2011.

4. Гадиятова М. Защита прокурором частных интересов в уголовном судопроизводстве.// Законность, № 11, 2012.

5. Гадиятова М.В. Участие прокурора в рассмотрении дел судами: Дис. ... канд. юрид. наук. – Екатеринбург, 2011.

6. Гришин А.В. Защита прокурором в уголовном судопроизводстве прав и законных интересов несовершеннолетних: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М.: Академия, 2010.

7. Грось Л.А. Анализируем практику участия прокурора в суде общей юрисдикции.// Арбитражный и гражданский процесс, № 4, 2012.

8. Ергашев Е.Р. Понятие и классификация правовых средств, применяемых органами прокуратуры.// Российский юридический журнал, № 1, 2011.

9. Казарина А.Х. Защита прокурором публичного интереса в суде. // Функции прокуратуры вне рамок уголовного преследования: вопросы теории и практики. (Сборник материалов III Международного семинара с участием экспертов Совета Европы, 22–23 сентября 2011 г.) / под ред. проф. А.Я. Сухарева. М.: НИИ укрепления законности и правопорядка, 2012.

10. Казарина А.Х. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов (сфера предпринимательской и иной экономической деятельности). М.: Ин-т повышения квалификации руковод. кадров Генпрокуратуры РФ, 2010.



2016-01-05 3473 Обсуждений (0)
Практические задания по теме: «Органы следствия и дознания» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практические задания по теме: «Органы следствия и дознания»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3473)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)