Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовое регулирование процессов приватизации в России



2016-01-05 629 Обсуждений (0)
Правовое регулирование процессов приватизации в России 0.00 из 5.00 0 оценок




Основу нормативной базы приватизации государственного и муниципального имущества в России составляют Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. № 806, нормативно-правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований.

В Гражданском Кодексе под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается передача имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», под приватизацией государственного и муниципального имущества понимает возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и/или юридических лиц.

Заинтересованные лица вправе выходить с предложениями о приватизации. В свою очередь, эти предложения могут быть учтены или, напротив, не учтены при разработке прогнозного плана (программы) приватизации государственного (муниципального) имущества.

Приватизация строится на следующих принципах: равенство покупателей государственного и муниципального имущества, открытость деятельности органов государственной (муниципальной) власти, отчуждение государственного (муниципального) имущества в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе, самостоятельное осуществление приватизации муниципального имущества органами местного самоуправления.

Основными целями и задачами государственной политики в сфере приватизации имущества являются:

· создание условий для развития акционерных обществ с государственным участием;

· сокращение государственного сектора экономики в части унитарных предприятий и непрофильных активов;

· улучшение корпоративного управления;

· стимулирование развития фондового рынка;

· формирование интегрированных структур в стратегических отраслях экономики;

· формирование максимальных доходов бюджета.

К субъектам приватизационных отношений государственного и муниципального имущества относятся:

а) Собственники– Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

Функции собственника осуществляют должностные лица уполномоченные органами: Правительством РФ, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимущество); органами исполнительной власти субъектов РФ; органами местного самоуправления.

б) Покупатели государственного и муниципального имущества – любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий; государственных и муниципальных учреждений; юридических лиц, в уставном капитале которых доля РФ, субъектов РФ, муниципальных образований превышает 25 %, кроме случаев, установленных законом. Обязанность доказать свое право на приобретение имущества возложена на покупателя. В случае, если впоследствии будет установлено, что покупатель не имел законного права на его приобретение, соответствующая сделка признается ничтожной.

Объектами приватизации государственного и муниципального имущества является: движимое и недвижимое имущество.

Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», не содержит перечня объектов, подлежащих приватизации, но из анализа положений данного закона можно сделать вывод, что основными объектами приватизации являются имущественные комплексы государственных и муниципальных унитарных предприятий и принадлежащие государству и муниципальным образованиям, акции акционерных обществ.

Другие виды имущества, указанные в Законе, или входят в состав имущества предприятия (как то объекты социально-культурного и коммунального назначения), или приватизируются одновременно с имущественным комплексом (например, земельные участки, которым предприятие пользуется).

В статье 3 Закона № 178-ФЗ лишь содержится перечень объектов, на отчуждение которых не распространяется действие закона. К их числу относятся:

1) земля;

2) природные ресурсы;

3) государственный и муниципальный жилищный фонд;

4) государственный резерв;

5) государственное и муниципальное имущество, находящееся за пределами территории РФ;

6) государственное и муниципальное имущество в случаях, предусмотренных международными договорами РФ;

7) отчуждаемые безвозмездно в собственность религиозных организаций культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иное имущество религиозного назначения, а также в собственность общественных организаций инвалидов;

8) государственное и муниципальное имущество, отчуждаемое в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий, учреждений; федеральное имущество, передаваемое государственным корпорациям в качестве имущественного взноса РФ;

9) имущество, закреплённого за унитарными предприятиями и учреждениями в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

10) государственное и муниципальное имущество на основании судебного решения;

11) акции в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения РФ, субъектов РФ, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом;

12) акции ОАО, а также ценные бумаги, конвертируемые в акции ОАО, в случае их выкупа в порядке, установленном статьей 84.8 ФЗ "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ;

13) имущество, переданное центру исторического наследия Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

14) имущество, передаваемое в собственность Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства в качестве имущественного взноса РФ;

15) федеральное имущество в соответствии с решениями Правительства РФ, принимаемыми в целях создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также модернизации и технологического развития экономики.

Отчуждение указанного государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Приватизации не подлежит также имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Главенствующую роль в процессе приватизации осуществляет Правительство РФ, которое для реализации единой государственной политики в сфере приватизации обязано представлять Президенту для утверждения предложения по формированию перечня стратегических предприятий и акционерных обществ и внесению в указанный перечень изменений, касающихся состава федеральных государственных унитарных предприятий и акционерных обществ из числа стратегических предприятий, в том числе для последующей приватизации предприятий и акций указанных акционерных обществ.

В полномочиях Правительства РФ также находятся ежегодное утверждение прогнозного плана приватизации федерального имущества на соответствующий год и представление в Государственную Думу отчета о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год. Кроме того, согласно Закону, Правительство должно издавать нормативные правовые акты по вопросам приватизации, руководить работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества, осуществлять контроль за приватизацией федерального имущества, принимать решения об условиях приватизации федерального имущества и осуществлять иные предусмотренные законом полномочия.

В соответствии с Законом прогнозный план приватизации должен содержать перечень федеральных унитарных предприятий, акции открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане также должна быть дана характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и указаны предполагаемые сроки приватизации. Акции стратегических акционерных обществ и стратегических предприятий могут быть включены в прогнозный план только после решения Президента РФ об уменьшении степени участия РФ в управлении стратегическими акционерными обществами или об исключении соответствующих предприятий из числа стратегических предприятий. Акции ОАО «Газпром», РАО «Единая энергетическая система России», а также естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок могут быть включены в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на основании специального федерального закона.

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2010 год и основные направления приватизации федерального имущества на 2011 – 2013 годы утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 2102-р.

Таким образом, к настоящему моменту в РФ сложилась достаточно разработанная нормативная база, регулирующая сферу приватизации.

 



2016-01-05 629 Обсуждений (0)
Правовое регулирование процессов приватизации в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовое регулирование процессов приватизации в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (629)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)