Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды трудовой деятельности и их особенности



2016-01-05 847 Обсуждений (0)
Виды трудовой деятельности и их особенности 0.00 из 5.00 0 оценок




Физиологическое обоснование построения рационального режима

Труда и отдыха

Между объемом и интенсивностью производственной нагрузки и утомлением работника имеется значительная взаимосвязь, которая находит свое выражение в уровнях и показателях работоспособности человека. В физиологическом понимании работоспособность выражается в способности к действию, то есть к преобразованию одного вида энергии в другой, совершенными нервными клетками и органами тела. Внешне психофизиологическая сторона работоспособности проявляется в способности человека выполнять определенную работу на заданном уровне на протяжении какого-то времени. Для анализа динамикиработоспособности используется обычно совокупность различных показателей: данные о часовой выработке; показатели качества производимой продукции; хронометражные данные о величине затрат времени на рабочую операцию; данные о фотографии рабочего дня об использовании рабочего времени; показатели, характеризующие изменения и сдвиги в физиологических функциях и реакциях; данные о количестве проделанной механической работы (грузооборот в кгм) и др. Однако необходимо отметить, что понятие «работоспособность» трактуется различными исследователями по-разному. Одни характеризуют работоспособность как производительность, эффективность работы; другие рассматривают работоспособность как психофизиологический потенциал работника. Согласно этим определениям критерием оценки работоспособности является производительность труда, которая в конце смены возрастает или сохраняется на достигнутом уровне, в то время как функциональное состояние постепенно снижается. При этом направленность изменений функционального состояния и ощущения усталости в течение смены практически совпадает. Как показали исследования, производительность труда начинает снижаться только при развитии отчетливо выраженного утомления. Начальная стадия утомления не оказывает заметного влияния на производительность труда в связи с наличием резервных возможностей организма, компенсирующих до определенного предела неблагоприятное влияние утомления. Поэтому наиболее полно изменения работоспособности в процессе работы характеризуются динамикой функционального состояния.

Установлены следующие периоды (фазы) работоспособности:

1. Дорабочее, «предстартовое» состояние, которое чаще всего характеризуется как состояние оперативного контроля;

2. Период врабатывания, или нарастающей работоспособности, когда происходит втягивание человека в работу;

3. Период поддержания высокой работоспособности и производительности;

4. Период снижения работоспособности в результате развивающегося утомления.

Такой тип динамики работоспособности является наиболее распространенным. Наряду с этим, выявлены и другие типы динамики работоспособности. Исследователи установили, например, что в различные дни недельного рабочего цикла могут наблюдаться и различные типы динамики работоспособности у одного и того же человека, выполняющего все время одни и те же операции. Так же было обнаружено, что длительность периода вхождения в работу (врабатывание) у одних и тех же работников в разные дни может быть неодинаковой. Эти данные указывают на то, что исходное

функциональное состояние организма человека перед работой может определять тип динамики работоспособности на протяжении не только первой, но и второй половине смены.

Закономерные изменения работоспособности, подобные тем, которые отмечаются в режиме рабочего дня, происходят в недельном и годовом рабочих циклах. Например, в первые дни недели работоспособность постепенно увеличивается в связи с постепенным вхождением в работу, достигая наивысшего уровня на 3-4 день. Затем работоспособность постепенно снижается, как правило, резко падая к субботе. В зависимости от содержания и степени тяжести труда, колебания недельной работоспособности бывают большими и меньшими.

При создании условий для высокопроизводительного труда особо важное значение имеет рациональный режим труда и отдыха. Он сказывается как на состоянии здоровья человека, так и на ряде выходных эргономических показателей надежности, безошибочности, производительности. От его структуры зависит динамика утомления и восстанавливаемость функций. Отметим, что под режимом труда и отдыха понимают общую длительность трудовой (профессиональной) деятельности в течение суток, недели, сезона, года; частоту и длительность периодов рабочей активности и перерывов в процессе этой деятельности, соотношение и чередование этих периодов. Следует иметь в виду, что во многих случаях неудовлетворительное регулирование работы и отдыха дезорганизует производство, затрудняет комплектование кадрами ряд профессий, снижает работоспособность, а в ряде случаев способствует возникновению пограничных, донозологических состояний и даже заболеваний. Все это связано с ощутимыми экономическими потерями. Имеются данные, что потери от заболеваемости составляют 82% всех потерь рабочего времени. Поэтому показатель заболеваемости является одним из критериев эффективности применяемого режима труда и отдыха.

В соответствии с Межотраслевыми рекомендациями по разработке рациональных режимов труда и отдыха к психофизиологическим критериям или показателям, характеризующим состояние функций организма рабочего, динамику и уровень работоспособности, формирующихся в процессе труда, относятся:

1) длительность периодов устойчивой высокой работоспособности, врабатывания и пониженной работоспособности в связи с развивающимся утомлением.

Более эффективным оказывается тот график, который обеспечивает большее отношение периодов устойчивой работоспособности к сумме двух других периодов. Период устойчивой высокой работоспособности должен составлять не менее 75% рабочего времени первой половины смены и 65% -второй половины смены.

2) устойчивость физиологических функций в течение рабочего дня (координация движений, время реакции на звук и свет, температура тела, пульс и т. д.);

3) время восстановления функциональных показателей после окончания работы и возвращения к исходному уровню. Так, если восстановительный период составляет не более 10-15 минут, то степень утомления в труде невысока. Если не менее 30 минут - степень уровня средняя. Более длительный восстановительный период служит признаком накапливающегося утомления.

В руководстве по физиологии труда имеются рекомендации по количеству и длительности перерывов в зависимости от тяжести и характера работы, а также рекомендации по поддержанию высокого уровня работоспособности путем переключений на другие формы деятельности. Современные представления о положительном действии переключения с одного вида труда на другой базируется на выявленной И. М. Сеченовым практически значимой закономерности, заключающейся в том, что отдых активный эффективнее пассивного (или бездеятельного). Такое представление о физиологическом механизме активного отдыха помогает использовать его при организации и проведении различных видов физической рекреации на промышленных предприятиях, производя подбор комплексов упражнений, способствующих обеспечению наиболее полного торможения утомленных центров, то есть их отдых.

Физические упражнения - средства активного отдыха

В сложном взаимодействии системы «человек и машина» надежность человеческого звена становится решающим условием эффективного использования всех возможностей современного производства. Если дальнейшее совершенствование механизмов, освобождающих человека не только от утомительных мышечных усилий, но и стереотипных форм умственной деятельности, не знает принципиально ограничений, то функциональные возможности организма человека во все большей мере становятся лимитирующим фактором современного производства.

Снижение эффективности производственной деятельности представляет, по существу, побочный результат ухудшающегося по мере развития взаимодействия системы «человек и машина». Основная опасность заключается в создавшихся при таких условиях предпосылках для возникновения новых, не знаемых ранее нарушений состояния здоровья. Наиболее существенным из таких предпосылок является гипокинезия - вытеснение мышечных усилий из трудовой деятельности и увеличение нагрузки на анализаторы, повышение нервного напряжения в труде.

Влияние этих факторов на организм к настоящему времени изучено достаточно и характеризуется двумя основными последствиями:

Снижением эффективности традиционных форм отдыха в виде двигательного покоя и, отсюда, превращение внешне физиологически обоснованных режимов труда (перерывы для отдыха) в, по существу, нерегламентированную, крайне утомительную деятельность.

Глубокими, хотя и постепенно развивающимися нарушениями трофики организма и патологией сердечно-сосудистой системы, развитием признаков преждевременного старения.

Единственной возможностью устранения этой пагубной ситуации в настоящее время является включение в режиме

труда и отдыха специальных форм двигательной деятельности, обеспечивающих повышение эффективности отдыха и компенсирующих дефицит физических усилий. Таковы мотивы к применению активного отдыха как средства борьбы с производственным утомлением, укрепления здоровья и повышения работоспособности людей.

При оптимальной интенсивности мышечной работы во время активного отдыха проявляется так называемый «эффект погашения», характеризующийся снижением кардиореспираторных сдвигов на физическую нагрузку во время последующей производственной работы. Этот эффект раскрывает удивительное свойство, присущее работе неутомленных мышц в утомленном организме. Работа, которая сама по себе имеет качества большей или меньшей физической нагрузки, то есть учащает пульс и дыхание, повышает кровяное давление, делает более напряженной деятельность внутренних органов, будучи примененной в состоянии утомления, вызванном работой других мышц, облегчает состояние организма. Послерабочие реакции кровообращения, дыхания и обмена веществ как бы «погашаются» активирующей деятельностью, которая по своему действию влияет на организм более эффективно, чем полный покой. Однако при этом надо иметь в виду, что развитие «эффекта погашения» возможно только при оптимальном подборе активирующей деятельности. То есть необходимо, чтобы в работу включались действительно бездействующие мышцы, причем интенсивность этой работы должна соответствовать той, которая вызвала утомление.

Благоприятный эффект в течение восстановительных процессов в утомленном организме активный отдых оказывает не только при физической, но и умственной работе, а также «смешанных» видах трудовой деятельности.

Выявлен положительный эффект активирующей деятельности не только как эффективного метода снижения утомления и поддержания оптимального уровня работоспособности в течение рабочей смены, но и в ускорении процесса врабатывания. Установлено, что если между состоянием покоя и работы включить на короткое время выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений, подготавливающего организм к предстоящей деятельности, можно значительно сократить период вхождения в работу и тем самым улучшить физиологическое состояние работающих, повысить их работоспособность и производительность труда.

Общие и специфические принципы физической рекреации

В сфере промышленного производства сложилась и в полной мере доказала свою экономическую и социально-педагогическую эффективность система производственной физической культуры, охватывающая различные формы занятий физическими упражнениями в режиме рабочего и внерабочего времени. И хотя в связи с известными кризисными явлениями эта система подверглась сильной деформации, многие ее положения следует не только сохранить, но и развивать в новых реалиях.

Важнейшими ориентирами в рациональном использовании физических упражнений в процессе труда и после трудовой реабилитации являются принципы, отражающие, с одной стороны, общие закономерности оптимизации трудового процесса, а, с другой стороны, закономерности физического воспитания людей. Последние получили свое отражение в ряде принципов, имеющих достаточно широкую сферу применения.

Необходимость четкого разграничения общих и специфических принципов применения физических упражнений в процессе труда и после трудовой реабилитации диктуется тем обстоятельством, что на методику их использования оказывают существенное влияние многие экзогенные (характер и содержание труда, условия и организация конкретного вида производственной деятельности и др.) и эндогенные (пол, возраст, здоровье, уровень функциональной и профессиональной подготовки, мотивация и др.) факторы.

В решении этой важной задачи нельзя полностью игнорировать выявленные методические закономерности педагогического процесса и сформулированные на этой основе определенные методические принципы. Однако, реализуя эти общие принципы, не следует забывать, что в процессе трудовой деятельности и по ее окончании, прежде всего, стоят специфические задачи по снижению утомления, восстановлению работоспособности и срочной подготовки человека к определенному виду труда. В какой мере следует реализовывать эти общие методические принципы в процессе труда и отдыха достаточно подробно освещено нами ранее в ряде работ (1, 4, 5). Поэтому остановимся лишь на трактовке специфических принципов, сформулированных нами на основе изучения многочисленных литературных источников, а также материалов собственных исследований. К ним относятся:

1. Принцип соответствия средств, методов и форм занятий
содержанию труда и динамике работоспособности человека в
режиме рабочей смены;

2. Принцип контрастности;

3. Принцип волнообразности.

В осмыслении и практической реализации первого принципа следует иметь в виду, что игнорирование особенностей трудовой деятельности и произвольное применение форм, средств и методов занятий в виде физической рекреации в режиме рабочего дня может оказаться не только не эффективными, но даже вредными в обеспечении оптимального уровня работоспособности человека.

Исходя из выявленной И. М. Сеченовым закономерности, что в процессе труда активный отдых эффективнее пассивного и что в результате переключения деятельности с одного вида на другой утомленные центры вновь «заряжаются» энергией, физиологи труда разработали целую систему рекомендаций по поддержанию высокого уровня работоспособности человека, в основе которых положено требование контрастности замены одного вида деятельности другим.

Известно, что динамика работоспособности и производительности труда в разных циклах трудового процесса носит фазовый характер, то есть волнообразно изменяется. Связывая это положение с реализацией принципа контрастности, можно сделать заключение, что с увеличением трудовой нагрузки на организм работающего, повышением его утомляемости общее количество дополнительно выполняемых физических упражнений, как в процессе труда, так и в период после трудовой реабилитации должно уменьшаться, и, наоборот.

Напомним, что рациональной и эффективной считается такая организация и методика проведения различных видов физической рекреации, при которых в результате ее применения наблюдается наиболее быстрая врабатываемость, высокий и устойчивый уровень профессиональной работоспособности, производительности труда в течение рабочей смены, хорошее самочувствие работников и т. д. Такой положительный эффект отмечается обычно лишь в тех случаях, когда подбор активирующих физических упражнений и правила их практического использования всецело связаны с характером, содержанием труда и особенностями производственной деятельности человека, а эти взаимоотношения носят оптимальный характер.

В этой связи следует также учитывать, что динамика работоспособности и производительности труда в различных циклах трудового процесса рабочего дня, недели и т. д. носит фазовый характер, то есть волнообразно изменяется.

Экспериментальная проверка показала, что наиболее эффективным в достижении и поддержании высокого уровня профессиональной работоспособности работающего человека является неравномерное, волнообразное распределение объема выполняемых физических упражнений, как в рамках рабочего дня, так и течение рабочей недели.

Оптимум физкультурно-спортивной деятельности не может быть стандартным для всех и во всех обстоятельствах. Его нужно устанавливать дифференцированно, имея в виду среди прочих факторов и особенности трудовой деятельности человека.

Под рациональной нормой двигательной активности принято понимать такую норму, которая обеспечивает выполнение работниками основных социальных и биологических функций на оптимальном уровне. Другими словами можно сказать, что рациональная норма двигательной активности - это такая двигательная деятельность человека, которая обеспечивает высокий уровень и физической подготовленности, физической готовности к выполнению своих социальных функций, в первую очередь, трудовых, высокую профессиональную трудовую работоспособность, относительно низкую утомляемость в процессе и циклах труда, устойчивость внутренней среды организма, крепкое здоровье и устойчивость в стандартных и меняющихся условиях труда и быта. К этому следует добавить, что рационально организованные и проводимые занятия физическими упражнениями, физической культурой, спортом способствуют развитию и упрочению дружеских, товарищеских взаимоотношений между членами бригад, производственных участков, подразделений, что сказывается на улучшении трудового взаимодействия в бригадном труде.

Общий двигательный режим человека, его уровень двигательной активности, характер и напряженность определяется и обуславливается совокупной деятельностью человека в процессе труда и внерабочего времени и другими обстоятельствами. Специальная физкультурно-спортивная деятельность двигательная деятельность человека обычно характеризуется:

1. Объемом (например, количеством затраченного времени на занятия физической культурой за определенный календарный цикл - сутки, неделю, месяц, год);

2. интенсивностью, выражающейся степени напряженности выполняемой физической нагрузки;

3. распределением этих занятий в рамках определенного календарного цикла;

4. содержанием средств (упражнений и др.), используемых в занятиях.

В целом для трудящихся считается наиболее рациональный режим занятий физическими упражнениями средних нагрузок (частота сердечных сокращений 110-140 уд./мин.), объемом 6-10 часов в неделю, распределенным на 5-6 раз в возрасте до 30 лет и на 2-3 раза в возрасте старше 30 лет, при ежедневной утренней гимнастике. В годовом цикле людей до 30 лет должно быть 4-5 разных видов занятий физическими упражнениями, а для старших - 2-3 вида. Для работников умственного труда специалисты режим двигательной активности в объеме от 6 до 10 часов в неделю, равномерно распределенном в течение дня и недели, при интенсивности организованных занятий тренирующего плана по частоте сердечных сокращений 140-150 уд./мин, восстановительного характера - 120-130 уд./мин. При самостоятельных занятиях ЧСС составляет 110-120 уд./мин. Моторная плотность организованных занятий должна составлять 70-75%, самостоятельных - 60-65%. В литературе имеются и другие нормы и способы расчета рациональной двигательной деятельности.

Виды трудовой деятельности и их особенности

Особенности использования общей физической подготовки непосредственно в рамках трудового процесса и после трудовой реабилитации определяется логикой этого процесса, его закономерностями и условиями оптимальной организации

Напомним, что с позиции требований научной организации труда в режиме рабочего и внерабочего времени находят применение лишь такие средства физической культуры и только такие методы ее использования, какие способствуют повышению производительности и эффективности труда. Отсюда понятно, что выбор средств и методов физической культуры, порядок их использования в каждом конкретном случае обусловливается особенностями и содержанием данного производственного процесса, его режима труда и отдыха. В настоящее время в различных сферах профессионального труда насчитывается несколько тысяч профессий, а специальностей -десятки тысяч. Основные их отличия определяются особенностями предмета, технологии и внешних условий конкретного труда и выражаются в специфике трудовой деятельности, входящих в нее операций, действий (в том числе сенсорных и интеллектуальных по восприятию, переработке информации, принятию решений и двигательных по практическому воздействию на предмет труда), а всем этим обусловлены объективно неодинаковые требования к функциональным возможностям, физически и другим качествам людей, профессионально занимающихся те или иным видом труда.

При этом следует иметь в виду, что лишь немногие из современных профессий требуют предельной или близкой к ней мобилизации двигательных способностей в процессе самой трудовой деятельности (например, работники милиции, водолазы, летчики-испытатели). В большинстве же видов профессионального труда, даже физического, требования к физическим возможностям работающих нормированы далеко не на предельном уровне. Как правило, в сфере физического труда мощность работы при выполнении большинства трудовых двигательных действий не превышает 30% от индивидуально максимальной. Однако это не исключает целесообразности специализированной физической подготовки в процессе профессионального образования, а во многих случаях и в годы основной трудовой деятельности.

Об особенностях видов трудовой деятельности той или иной профессиональной группы можно судить по нижеприведенной таблице 1.

Таблица 1

 

Виды трудовой деятельности, их особенности

 

1-я группа Работы, связанные с умственным или преимущественно умственным трудом, требующие большого напряжения ЦНС, малоподвижные, с малыми затратами физических усилий (инженеры, операторы, диспетчеры, научные работники и т.п.)  
2-я группа Работы, связанные с преобладанием небольших физических усилий, малой двигательной активностью, однообразные, монотонные, требующие внимания (работа на поточно-конвейерных линиях, сортировщиков, штамповщиков, сборные операции мелких деталей и т.п.)  
3-я группа   Работы, связанные с преобладанием умеренных физических нагрузок, движения разнообразные, динамичные (токари, фрезеровщики, слесари, ремонтники, ткачи, прядильщицы, карусельщики и т. п.)  
4-я группа   Работы, связанные с затратой больших физических усилий и значительной двигательной активностью (строительные рабочие, формовщики, прокатчики, шахтеры и т. п.)  

 

Приведем отдельные примеры, дающие наглядное представление о требованиях к физическим качествам человека, функциональным свойствам его организма, двигательным навыкам, от степени развития которых существенно зависит эффективность или безопасность профессиональной деятельности.

Разновидности двигательного строительного труда: выносливость, проявляемая преимущественно в динамических режимах мышечных напряжений;

- координационные и другие двигательные способности;

- разнообразные двигательные навыки;

- закаленность организма по отношению к воздействию меняющихся условий внешней среды;

- в работе монтажников-высотников и строительных работах, выполняемых в аналогичных условиях, способность сохранять ориентировку и равновесие тела на узкой и неустойчивой опоре, в необычных положениях;

устойчивость функции сенсорного контроля, самообладание, базирующееся, кроме прочего, на физической кондиции.

Разновидности станочного труда в металлообрабатывающей и других отраслях промышленности (слесарные, токарные, фрезерные, швейные и другие работы).

- неординарно развитая ручная ловкость,

- способность к мгновенным двигательным реакциям;

- общая, региональная и локальная выносливость;

- устойчивость функций зрительного и тактильного контроля;

- навыки точно отлаженных движений руками.

Операторские работы на многопозиционных пультах дистанционного управления энергетическими , механическими и другими системами.

- способность тонко дифференцировать большой объем сенсорной информации;

- способность к экстренной двигательной реакции с выбором, сенсорная выносливость;

- мышечно-статическая выносливость, проявляющаяся преимущественно при длительной фиксации рабочей позы;

- эмоциональная устойчивость, базирующаяся, кроме ч прочего, на общей физической работоспособности.

Уже из этих примеров видно, что многие из существующих видов профессионального труда предъявляют как в чем-то общие, так и специфические требования и что для достижения высокой результативности в указанных и аналогичных видах труда нужна специальноориентированная физическая подготовка.

На основе изучения содержания и форм трудовой деятельности в психологическом, физиологическом, биомеханическом, эргономическом и других аспектах с учетом предмета, технологии и условий труда составляется профессиограмма. позволяющей детально представить характер требований конкретного вида труда к профессиональной, в том числе физической подготовленности работающих. Отметим, что имеющиеся профессиограммы используются также для профориентации и профотбора. Тогда они сопоставляются с тестовой оценкой индивидуальных задатков, качеств, способностей. Выявляя специфику требований, которым должна отвечать физическая подготовленность представителей тех или иных профессий, следует исходить из того, что она объективно обусловлена совокупностью особенностей конкретной трудовой деятельности и условий ее выполнения, в Т0м числе особенностями преобладающих рабочих операций, режима труда и средовых условий. Прикладной смысл физической подготовки в перспективе, видимо, все больше будет определяться не тем, что обеспечивает приспособление работника к какой-либо одной, раз и навсегда заданной профессиональной деятельности, а тем, насколько качественно она будет создавать необходимые предпосылки для освоения ыстро меняющихся способов профессиональной деятельности, гарантировать интегральное повышение общего уровня функциональных и адаптационных возможностей организма, стимулировать разностороннее развитие двигательных способностей, формировать достаточный фонд двигательных умений и навыков, способствующих быстрому построению новых и преобразованию усвоенных ранее форм рабочих движений.

Неблагоприятные факторы труда

Существенное влияние на работоспособность и здоровье человека оказывают условия производственной среды. Благоприятные условия труда позволяют избежать переутомления, способствуют сохранению у работников высокой работоспособности. Неблагоприятные же условия труда, наоборот, могут привести к значительному снижению работоспособности человека и даже привести к получению травмы и заболеванию. Самодеятельные физкультурные занятия, включающие профессионально-прикладные упражнения и (зарядка, кондиционная тренировка, турпоходы и др.). Малые формы занятий, практикуемые в рамках производственной физической культуры (физическая рекреация и др.).



2016-01-05 847 Обсуждений (0)
Виды трудовой деятельности и их особенности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды трудовой деятельности и их особенности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (847)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)