Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 2. Инновации в образовании: сущность, факторы, закономерности, виды, формы



2016-01-05 2379 Обсуждений (0)
Лекция 2. Инновации в образовании: сущность, факторы, закономерности, виды, формы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Распространение инновационных процессов на все сферы жизни человека привело к необходимости изучить эти процессы с точки зрения сущности, структуры, классификаций и особенностей протекания, не только в науке и технике, но и в сфере управления и образования.

По мнению О.Г. Прикотаинновация в образовании это позитивный результат развития, приводящий к удовлетворению актуальных потребностей основных потребителей (государство и семья, представляющая интересы человека) образовательных услуг.

А.В. Хуторской считает, что, с одной стороны , инновационный процесс – это совокупность процедур и средств, с помощью которых научное открытие, идея превращаются в социальное, в том числе, образовательное нововведение. С другой стороны инновационный процесс- единство трёх составляющих: создание, освоение и применение новшеств.

К основным функцияминновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п.

Так, Е. И. Казакова и А. П. Тряпицина, говоря об особенностях инноваций в образовании, отмечают их связь с общественными преобразованиями и говорят о том, что изменения могут лежать в области целевого назначения и миссии образования, интегративных педагогических идей, содержания образования, организации и построении систем образования, образовательных технологий и оценки качества образования. В качестве других критериев для классификации изменений в образовании, вызванных инновациями, предлагают: плановость (стихийные и планируемые изменения), степень распространения (массовые и частные изменения), источник возникновения (внутренний и внешний). Майкл Фуллан рассматривает изменения в образовании с позиции их результата и влияния на деятельность педагога. Согласно его идеям, изменения в образовании возможны в структуре, содержании, способах взаимодействия участников образовательного процесса, а также убеждениях и понимании изменений как со стороны преподавателей, так и со стороны обучающихся.

Запрос на изменения в образовании в России инициирован рядом обстоятельств, связанных с ориентацией нашей страны на инновационный путь развития. Изменения в образовании сложны по своей природе, поскольку они сопряжены с планированием и координацией многоуровневого процесса с участием множества вовлеченных сторон: государства, представителей сферы труда, преподавательского сообщества и обучающихся. Изменения в образовании есть процесс, а не событие, поэтому исследовать их можно, опираясь на идеи о «фазовой» природе процесса изменений (М. Майлз, М. Фуллан, М. Хуберман, П. Берман).

В первой фазе, называемой инициация, происходит осознание потребности в изменениях. Потребность задает то состояние человека, социальной группы и общества в целом, которое выступает источником разнообразных форм активности, задающих вектор движения в сторону изменений и включающих решение об их осуществлении. Осознание определенной потребности позволяет сформировать образ предполагаемого результата изменений, то есть того состояния, к которому объект изменений должен прийти в результате преобразовательной деятельности. Также данная фаза включает в себя поиск путей удовлетворения потребности и формирование ресурсной базы, обеспечивающей изменения.

Во второй фазе, фазе реализации, предпринимается попытка ответить на вопрос, что необходимо изменить, для того чтобы прийти к желаемому результату, разрабатываются планы, программы, концепции, стратегии изменений, а также осуществляются мероприятия по воплощению идей изменений на практике. На этом этапе важно сохранение приверженности начатому изменению.

Третья фаза, институализация, связана с приданием новой практике, возникшей в ходе изменения, рутинного характера. Здесь приходит понимание того, приводит ли изменение к предполагаемому результату или оно малоэффективно в данном отношении, а также встроится ли изменение в систему как постоянная составляющая или исчезнет вследствие решения отказаться от него. Данная фаза также предполагает оценивание результатов изменений и определяет потенциал и направление последующих изменений.

Изменения в образовании часто связывают с понятием инноваций. Следует отметить, что понятие «изменение» не синонимично понятию «инновация» и является более широким в содержательном плане. Можно сказать, что инновация – это замысел, проект изменения и сам процесс изменения чего-либо в соответствии с представленным замыслом, т.е. привнесение чего-либо нового в установленный порядок. Инновации в образованиимоделируют облик будущего общественного устройства и всего диапазона взаимоотно­шений человека.

Авторы монографии «Развитие школы как инновационный процесса» О.Г. Хомерики, М.М. Поташник, А.В. Лоренсов разделяют новшества по нескольким основаниям. Одним из практикоориентированных оснований классификации инноваций является отнесенность к тому или иному компоненту образовательного процесса:

§ содержанию образования;

§ методике, технологии, формам и методам, приемам, средствам обучения и воспитания детей;

§ организации учебно-воспитательного процесса;

§ управляющей системе школы.

Н.Ю. Посталюк в зависимости от функциональных возможностей все педагогические нововведения разделяет на:

Инновации в образовании - это новшества, специально спроектированные, разработанные или «случайно открытые» в порядке педагогической инициативы.

Нововведения - условия обеспечивают эффективный образовательный процесс: (новое содержание образования, инновационные образовательные среды, социокультурные условия и т.д.).

Нововведения - продукты: педагогические средства, технологические образовательные проекты и т.д.

Оргуправленческие нововведения; качественно новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование.

Особенности инноваций в образовании можно анализировать, рассматривая инновации следующим образом:

- инновация как механизм реагирования системы на внешние изменения;

- инновация как фактор, стимулирующий развитие системы образования;

- инновация средство, обусловливающее потребность в рефлексии сложившегося опыта;

- инновация как конечный результат деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Интерес представляет также типология инноваций видного отечественного исследователя проблем педагогической инноватики М.В. Кларина: они делятся, по его мнению, на два основных типа, соответствующих репродуктивной и проблемной ориентации образовательного процесса.

1. Инновации-модернизации, видоизменяющие учебный процесс, направленные на достижение гарантированных ре­зультатов в рамках его традиционной репродуктивной ориента­ции. Лежащий в их основе технологический подход к обучению направлен, прежде всего, на сообщение учащимся знаний и формирование способов действий по образцу, ориентирован на высокоэффективное репродуктивное обучение.

2. Инновации-трансформации, преобразующие учебный процесс, направленные на обеспечение его исследовательского характера, организацию поисковой учебно-познавательной дея­тельности.

Принципиально значимым является вопрос об оценке эффективности инноваций

Так, Т.Г. Новикова выделяет инновации первого порядка, которые повышают эффективность и результативность образования без нарушения базовых организационных принципов, без значительного изменения способа выполнения своих ролей педагогами и обучающимися (модификационный тип).

Инновации второго порядканаправленны на изменение фундаментальных основ деятельности организаций, включая новые цели, структуру, роли (радикальный тип).

Основные условия, позволяющие осуществить эффективное внедрение инноваций:

§ ценность, техническая проработанность;

§ готовность персонала к изменениям;

§ направленность на решение проблем;

§ уровень инициирования;

§ характер инноваций (первого или второго порядка, т. е. модификационный или радикальный.

Все образовательные нововведения можно классифицировать по признаку интенсивности инновационного изменения или уровню инновационности. В таком ракурсе Н.Ю. Посталюк выделяет восемь рангов или порядков инноваций:

Инновации нулевого порядка - это практически регенерирование первоначальных свойств системы (воспроизводство традиционной образовательной системы или ее элемента).

Инновации первого порядкахарактеризуются количественными изменениями в системе при неизменном ее качестве.

Инновации второго порядка представляют собой перегруппировку элементов системы и организационные изменения (например, новая комбинация известных педагогических средств, изменение последовательности, правил их использования и др.).

Инновации третьего порядка(адаптационные изменения образовательной системы в новых условиях без выхода за пределы старой модели образования)

Инновации четвертого порядка содержат новый вариант решения (это чаще всего простейшие качественные изменения в отдельных компонентах образовательной системы, обеспечивающие некоторое расширение ее функциональных возможностей).

Инновации пятого порядка инициируют создание образовательных систем «нового поколения» (изменение всех или большинства первоначальных свойств системы).

Инновации шестого порядка(создаются образовательные системы «нового вида» с качественным изменением функциональных свойств системы при сохранении системообразующего функционального принципа)

Инновации седьмого порядка представляют высшее, коренное изменение образовательных систем, в ходе которого меняется основной функциональный принцип системы. Так появляется "новый род" образовательных систем. (Н.Ю. Посталюк)

Место, которое занимает инновация в развитии образования, динамика ее социальной диффузии во все сферы современной общественной жизни, а так же нарастающая тенденция все большего понятийно-смыслового размывания сущностного ядра инновации ставят задачу концептуального определения по отношению к изучаемому явлению. Распространение инновационных процессов на все сферы жизни человека привело к необходимости изучить эти процессы с точки зрения сущности, структуры, классификаций и особенностей протекания, не только в науке и технике, но и в сфере управления и образования.

Инновация в образовании– это позитивный результат развития, приводящий к удовлетворению актуальных потребностей основных потребителей( государство и семья, представляющая интересы человека) образовательных услуг.

Инновационный процесс – это совокупность процедур и средств, с помощью которых научное открытие, идея превращаются в социальное, в том числе, образовательное нововведение.

Инновационный процесс - единство трёх составляющих: создание, освоение и применение новшеств.

Нетрудно заметить, что только последние три ранга инноваций характеризуются действительно системными нововведениями и могут претендовать на статус инновационных образовательных систем. Очевидно, что на практике они встречаются крайне редко.



2016-01-05 2379 Обсуждений (0)
Лекция 2. Инновации в образовании: сущность, факторы, закономерности, виды, формы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 2. Инновации в образовании: сущность, факторы, закономерности, виды, формы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2379)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)