Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственные реформы середины XVI в.: земская, губная, военно-финансовая. Опричнина



2016-01-02 4395 Обсуждений (0)
Государственные реформы середины XVI в.: земская, губная, военно-финансовая. Опричнина 0.00 из 5.00 0 оценок




Зе́мская рефо́рма — ряд мер, разработанных правительством Ивана IV. По мнению В. О. Ключевского, эти меры были попыткой полностью «отменить кормления, заменив наместников и волостелей выборными общественными властями, поручив самим земским мирам не только уголовную полицию, но и всё местное земское управление вместе с гражданским судом»[1].

В 1550 году вместе с новым Судебником правительством царя Ивана IV Грозного были изданы и уставные грамоты местного самоуправления.

Согласно Судебнику наместники и волостели, поставленные правительством, не могли судить без участия выборных от населения: дворского, старосты и лучших людейместной крестьянской общины. «А боярам и детем боярским, за которыми кормление с судом боярским, и им судити, а на суде у них быти дворскому и старосте и лучшим людем».

Откупная грамота вводила выборные земские власти:

· Излюбленные старосты

· Излюбленные головы

· Земские старосты

· Выборные старосты

· Излюбленные, выборные судьи

Кроме права собственного суда через выборных судей, всем общинам, как городским, так и волостным, правительство предоставляло право собственного управления, раскладки податей и надзора за порядком.

Закон, признавая каждую крестьянскую общину, на чьей бы земле она ни жила, одноправной с общинами городскими, представлял её юридическим целым, свободным и независимым в общественных отношениях; а поэтому выборные начальники общин, старосты, дворские, сотские, пятидесятские и десятские считались состоящими в государственной службе, у «государева дела».

В окружной уставной грамоте о местном самоуправлении общин царь Иван IV прямо писал: «А велели мы во всех городах и в станах и в волостях учинить старост излюбленных, кому меж крестьян управу чинить и наместничьи и волостелины и праветчиковы доходы собирать и к нам на срок привозить, которых себе крестьяне меж себя излюбят и выберут всею землёю, от которых бы им продаж и убытков и обиды не было, и разсудити бы их умели в правду безпосульно и безволокитно, и за наместнич доход оброк сбирать умели и к нашей бы казне на срок привозили без недобору.»

Во всё продолжение царствования Ивана IV общины свободно могли просить освобождения от наместников и волостелей, и их просьбы постоянно удовлетворялись, только с условием — вносить положенные на наместников оброки в казну. Выборные начальники во всех общинах избирались всеми членами общины. Как указано в царской уставной грамоте: «И вы бы меж себя, свестяся заодно, учинили себе приказщика в головах, в своих селех и деревнях и починках, выбрав старост и сотских и десятцких лучших людей, которые бы были собою добры и нашему делу пригожи».

Наиболее удачно земская реформа прошла в северо-восточных русских землях, где преобладало черносошное (государственное) крестьянство и было мало вотчинников, хуже в южнорусских, где преобладали бояре-вотчинники.

Реформы 50-х гг. XVI в. коснулись и местного управления – система кормлений была отме-нена. По губной реформе на местах учредили специальные должности губных старост (уездных, окружных), избиравшихся из дворян. В функции губных учреждений было передано ведение дел о разбойниках и ворах, изъятых из суда наместников. Таким образом, губные старосты получили большую власть над местным населением, что также свидетельствовало об укреплении централь-ной власти. Эта реформа обеспечила приток дополнительных средств в казну (подати, ранее при-сваивавшиеся кормленщиками), усилила положение дворянства в административном аппарате на местах, содействовала устранению пережитков феодальной раздробленности в местном прави-тельственном аппарате. С другой стороны, она усилила сопротивление боярства.

В 1550 г. была проведена военная реформа, нацеленная на укрепление вооруженных сил страны. Было создано новое постоянное войско, вооруженное огнестрельным оружием (пищаля-ми) и холодным оружием (бердышами и мечами). Такое войско стали называть стрелецким. Лич-ную охрану царя обеспечивал специальный отряд в 3 тыс. человек. В конце XVI в. численность стрелецких войск достигла 25 тысяч человек. Служба стрельцов проходила в Москве и практиче-ски во всех крупных городах. Постоянное стрелецкое войско стало мощной боевой силой Москов-ского государства. Было составлено Уложение о службе (издано в 1556 г.), в соответствии с кото-рым устанавливались две формы прохождения военной службы: по отечеству (т.е. по происхож-дению) и по прибору (т.е. по набору).

Службу по отечеству проходили дворяне и боярские дети. Служба начиналась с 15 лет, про-должалась всю жизнь и переходила по наследству. Такие служилые люди составляли основную часть вооруженных сил – конное ополчение феодалов, обеспечивались жалованьем и землей.

Службу по прибору проходили стрельцы.

Вливались в войско и казаки, жившие на Дону. В 1571 г. был составлен первый Устав по ор-ганизации сторожевой и станичной службы на границах.

К концу XVI в. состав русских войск превышал 100 тысяч человек. Кроме того, было 2500 наемных поляков, немцев и других иностранцев.

В 1535—1538 гг. при Иване IV Грозном в России была проведена крупная денежная реформа под руководством его матери великой княгини Елены Глинской. К тому времени в стране разразился денежный кризис, его причиной было широкое распространение обрезанной монеты. Монеты стали приниматься на вес, а не «в счет». Значительное распространение получили порча монет и изготовление фальшивых денег. Эта конфискационная денежная реформа стала своеобразным прототипом для последующих подобных реформ, проведенных на Руси. Не будучи связанными обязательствами ни перед какими-либо финансовыми или банковскими учреждениями, которые практически отсутствовали в стране в то время, и не имея еще серьезных представлений о государственном бюджете (до начала XVIII в. в России не было национального бюджета), правители пользовались полной свободой в реформировании денежного обращения, игнорируя частные интересы и негативные коммерческие и финансовые последствия от своих действий для купцов, участвовавших во внешней и внутренней торговле. Реформой предусматривался запрет в обращении и в приеме в качестве средства платежа всех старых монет, сохранившихся как в целом виде, так и срезанных. Взамен их и на их основе была начата на государственных «денежных дворах» чеканка для выпуска в обращение новой государственной монеты — серебряной «новгородки» или копейки, массой 0,68 г, по размерам превышавшей в 2 раза предшествовавшую ей деньгу, которая тоже выпускалась в Новгороде. С того времени копейка долгое время оставалась крупной денежной единицей в обращении страны. Ее название происходило от изображения на монете всадника с копьем. Это название монеты сохранилось через столетия, но скорее всего не из-за первоначального изображения на ней всадника с копьем, а, возможно, в связи со значением созвучного глагола «копить».

Эта монета стала общепринятой как одна сотая рубля, а изображение всадника с копьем исчезло с нее давным-давно. Короткая русская поговорка «копейка рубль бережет» примерно соответствует английской: «позаботься о пенни, а фунты позаботятся о себе сами». Подобно пенни в Англии копейка на Руси длительное время оставалась и продолжает быть основным названием монет. Даже украинская гривна сегодня состоит из 100 украинских копеек, что свидетельствует о своего рода украинско-российской интеграции в области культуры монетной чеканки.

Опри́чнина — часть государственной политики в Русском государстве (1565—1572), состоявшая в конфискации имущества в пользу государства, государственном терроре и системе чрезвычайных мер. Также «опричниной» называлась часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников(«Государева опричнина»). Опричниками назывались люди, составлявшие тайную полицию (телохранителей,гвардию) Ивана Грозного и непосредственно осуществлявшие репрессии

Главная цель опричнины — уничтожить остатки феодальной раздробленности, подорвать основы боярско-княжеской независимости — не была достигнута. Общий результат опричнины историк-либерал В. О. Ключевский формулирует так: «Современники поняли, что опричнина, выводя крамолу, вводила анархию, оберегая государя, колебала самые основы государства. Направленная против воображаемой крамолы, она подготовляла действительную». В результате этого:

· На западе войска Речи Посполитой успешно оттеснили русских. Ливонская война была окончена с незначительными достижениями русских;

· Шведские войска захватили Нарву, Копорье и др. уезды, и отказывались их возвращать;

· В 1571 г. из-за низкой боеспособности опричного войска крымские татары сожгли Москву;

· Произошло дальнейшее закрепощение крестьянства, причём в самых жёстких формах (барщина).

Опричнина утвердила неограниченную власть царя — самодержавие. В XVII веке монархия в России стала фактически дуалистической, однако при Петре I абсолютизм в России восстановился; это последствие опричнины, таким образом, оказалось наиболее долгосрочным.



2016-01-02 4395 Обсуждений (0)
Государственные реформы середины XVI в.: земская, губная, военно-финансовая. Опричнина 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственные реформы середины XVI в.: земская, губная, военно-финансовая. Опричнина

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4395)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)