Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Международное морское право (ММП)



2016-01-05 1402 Обсуждений (0)
Международное морское право (ММП) 0.00 из 5.00 0 оценок




ЛЕКЦИЯ 11.

МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ, ВОЗДУШНОЕ

И КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО

 

1. Международное морское право.

2. Международное воздушное право.

3. Международное космическое право.

 

Международное морское право (ММП)

Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность принципов и норм, устанавливающих правовой статус и режим морских пространств, регулирующих отношения между субъектами МП в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов.

Таким образом, международное морское право регламентирует деятельность человечества в водных пространствах, включающую в себя определение правового режима различного рода территорий, установления статуса членов экипажа и пассажиров морских судов, порядка освоения природных ресурсов океана и т.д.

Субъектами международного морского права являются:

1. государства;

2. международные организации и органы наделенные государствами определенными правомочиями в сфере действия международного морского права.

Основными источниками международного морского права выступают:

- международный договор;

- международный обычай.

Первоначально морское право создавалось в форме обычных норм; его кодификация была проведена в середине XX в. I Конфе­ренция ООН по морскому праву завершилась принятием в Женеве в 1958 г. четырех конвенций: об открытом море; о территориальном море и прилежащей зоне; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. II Конференция, проходившая в 1960 г., успеха не имела. На III Конференции была принята Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Отдельные аспекты сотрудничества в использовании морских пространств и их ресурсов регулируются специальными со­глашениями (Международная конвенция по охране подводных кабе­лей 1884 г., Конвенция об учреждении ИМКО (ныне Международная морская организация) 1948 г., Международная конвенция электро­связи 1983 г. и др.).

Основным источником международного морского права является Конвенция ООН по морскому праву 1982г, которая внесла новые элементы в регулирование деятельности государств в Мировом океане:

· определен статус Международного района морского дна за пределами континентального шельфа и режим разработки его ресурсов;

· зафиксирован правовой режим исключительной экономической зоны и архипелажных вод;

· введен институт транзитного прохода судов через международные проливы, перекрытые территориальными водами;

· усилена защита морской среды и исследований в различных по правовому режиму частях Мирового океана;

· разработана система мирного урегулирования международных споров.

Принципы международного морского права:

а) свободы открытого моря (ст.2 Конвенции об открытом море 1958г., ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву 1982г.);

б) сохранения и рационального использования морских живых ресурсов;

в) свободы морских научных исследований (ст.87, 239, 246, 255 Конвенции ООН 1982г.);

г) охраны морской среды (ст.192, 194 Конвенции ООН 1982г.);

д) использование Мирового океана в мирных целях (преамбула, ст. 19, 39, 54, 58, 88, 240 и 301 Конвенции ООН 1982г.).

Виды морских пространств. По своему правовому статусу и режиму морские пространства подразделяются:

1. Внутренние морские воды – являются частью территории государства, имеющего морское побережье, подчинены его суверенитету и определяются его законодательством.

Прибрежное государство осуществляет во внутренних водах все права, вытекающие из суверенитета. Оно регулирует судоходство и рыболовство; на этой территории запрещено заниматься каким-либо промыслом или научными исследованиями без разрешения компетентных органов прибрежного государства. На деяния, совер­шенные во внутренних водах на иностранных невоенных судах, рас­пространяется юрисдикция прибрежного государства (если иное не установлено международным договором — например, соглашения­ми о торговом судоходстве). Иммунитетом от юрисдикции прибреж­ного государства пользуются лишь иностранные военные корабли, находящиеся во внутренних водах с согласия прибрежного государ­ства.

К внутренним водам относятся:

1.1.Воды, находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями (линия наибольшего отлива от берега), от которых ведется отсчет ширины территориального моря;

1.2. Воды морских портов;

Прибрежное государство оп­ределяет порядок доступа в свои порты иностранных судов, уста­навливает порты, закрытые для доступа, и т.д. Для посещения от­крытых портов, как правило, не требуется запрашивать разрешение прибрежного государства или уведомлять об этом. В закрытые порты заход допускается лишь с разрешения прибрежного государ­ства.

Иностранные невоенные суда могут заходить во внутренние воды с разрешения прибрежного государства и должны соблюдать его законы. Прибрежное государство может устанавливать в отно­шении иностранных судов национальный режим (такой же, какой предоставляется своим судам); режим наибольшего благоприятст­вования (предоставление условий не худших, чем те, которыми пользуются суда какого-либо третьего государства); специальный режим (например, для судов с ядерными силовыми установками и т.п.).

1.3. Воды заливов, берега которых принадлежат одному государству(до линии, где ширина естественного входа в залив достигает 24 миль);

1.4. Воды “исторических заливов”, перечень которых устанавливается правительством соответствующе­го государства.

К историческим водам относятся воды некоторых заливов (независимо от ширины входа), которые в силу исторической традиции или международного обычая считаются внутренними вода­ми прибрежного государства, например: залив Петра Великого на Дальнем Востоке (ширина входа более ста миль); Гудзонов залив в Канаде (пятьдесят миль) и др. В РФ- Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское

2. Территориальное море – это примыкающий к берегу или внутренним морским водам морской пояс шириной до 12 миль на который распространяется суверенитет государства и которое устанавливает и определяет его правовой режим.

Суверенитет прибрежного государства распространяется на вод­ное пространство территориального моря, воздушное пространство над ним, а также на поверхность дна и недра в этой зоне (ст. 1, 2 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне). Террито­риальное море является частью территории соответствующего госу­дарства. Вместе с тем нормами международного права признается право мирного прохода иностранных невоенных судов через терри­ториальное море (в том числе для захода в порты).

Таким образом, объем суверенных прав прибрежного государства в территориальном море несколько уже, чем во внутренних водах. Из объема правомочий государства устанавливается исключение — право мирного прохода. Невоенные суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное море.

При этом под проходом понимается плавание через территори­альное море с целью:

· пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод;

· или пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на рейде или у портового сооружения (ст. 18 Конвенции 1982 г.).

«Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства» (ст. 19 Конвенции 1982 г.).

Проход признается нарушающим «мир, добрый порядок и без­опасность» прибрежного государства, если судно осуществляет:

a) угрозу силой или ее применение против суверенитета, террито­риальной целостности или политической независимости прибрежно­го государства или каким-либо другим образом в нарушение принци­пов международного права, воплощенных в Уставе ООН;

b) любые маневры или учения с оружием любого вида;

c) любой акт, направленный на сбор информации в ущерб оборо­не или безопасности прибрежного государства;

d) любой акт пропаганды, имеющей целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства;

e) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого лета­тельного аппарата;

f) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;

g) погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки таможенным, фискальным, иммигра­ционным или санитарным законам и правилам прибрежного государ­ства;

h) любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения вопреки настоящей Конвенции;

i) любую рыболовную деятельность;

j) проведение исследовательской или гидрографической деятель­ности;

k) любой акт, направленный на создание помех функционирова­нию любых систем связи или любых других сооружений или устано­вок прибрежного государства;

l) любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу.

Прибрежное государство имеет право устанавливать разреши­тельный порядок прохода иностранных военных судов через свои территориальные воды. Подводные лодки в территориальном море должны следовать на поверхности и поднимать свой флаг (ст. 20 Конвенции 1982 г.).

3. Открытое море – морское пространствоза пределами границ территориального моря государств не подчиненное суверенитету какого-либо государства. Правовой статус и режим открытого моря определяется международным морским правом, и в, первую очередь, Конвенцией ООН по морскому праву 1982г.

В соответствии со ст. 87 Конвенции 1982 г. все государства (в том числе и не имеющие выхода к морю) имеют в открытом море право на:

· свободу судоходства;

· свободу полетов;

· свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;

· свободу рыболовства;

· свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые международным правом;

· свободу научных исследований.

Указанный перечень не является ограниченным.

Открытое море резервируется для мирных целей. Никакое госу­дарство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

В открытом море судно подчиняется юрисдикции того государст­ва, под флагом которого оно плавает. Судно рассматривается как часть территории государства, в котором оно зарегистрировано. Ис­ключения из этого правила устанавливаются международными дого­ворами.

Каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, правила регистрации судов на его территории и права судна плавать под его флагом. При этом каждое государство:

ведет регистр судов;

принимает юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, и его экипажем;

обеспечивает контроль годности судов к плаванию;

обеспечивает безопасность мореплавания, предотвращает аварии.

Ни арест, ни задержание судов не могут быть произведены в открытом море даже в качестве меры расследования по распоряже­нию каких-либо иных властей, кроме властей государства флага судна.

Существует право преследования по «горячим следам». Данное правомочие властей прибрежного государства предусмотрено ст. 23 Конвенции об открытом море 1958 г. Преследование иностранного судна может быть предпринято, если компетентные власти прибреж­ного государства имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила этого государства. Преследование должно начаться тогда, когда иностранное судно или одна из его шлюпок находятся во внутренних водах, в территориальном море или в прилежащей зоне преследующего государства, и может продол­жаться за пределами территориального моря или прилежащей зоны только при условии, если оно не прерывается. Право преследования прекращается, как только преследуемое судно входит в территори­альное море своей страны или третьего государства.

Преследование должно быть начато после подачи зрительного или светового сигнала. Преследование может осуществляться только военными кораблями или военными летательными аппаратами, или судами и аппаратами, находящимися на правительственной службе (например, полицейскими) и специально на это уполномоченными. Право преследования не может осуществляться в отношении воен­ных кораблей, некоторых других судов, состоящих на государствен­ной службе (полицейских, таможенных).

4. Прилежащая зона – район открытого моря (до 24 миль от исходных линий), прилегающей к внешней границе территориального моря, устанавливаемый для осуществления контроля за соблюдением иностранными судами таможенных, фискальных, иммиграционных, санитарных правил во внутренних морских водах и территориальном море (ст.32,33 Конвенции ООН 1982г.).

5. Исключительная экономическая зона – район открытого моря, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 миль от исходных линий (ст.57 Конвенции ООН 1982г.)

Прибрежное государство в экономической зоне имеет:

· суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих его водах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по эко­номической разведке и разработке ресурсов зоны;

· сооружать, а также разрешать и регулировать создание и эксплу­атацию искусственных островов и установок, устанавливать вокруг них зоны безопасности;

· определять время и места лова, устанавливать допустимый улов живых ресурсов, устанавливать условия получения лицензий, взи­мать сборы;

· осуществлять юрисдикцию в отношении создания искусственных островов, установок и сооружений;

· разрешать морские научные исследования;

· принимать меры по защите морской среды.

В экономической зоне все государства пользуются свободой су­доходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и др. Государства при осуществлении своих прав должны учитывать суверенные права прибрежного государства.

Государства, не имеющие выхода к морю, с разрешения прибреж­ного государства вправе участвовать на справедливой основе в экс­плуатации ресурсов зоны.

6. Континентальный шельф – морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря государства на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на 200 миль от исходных линий, когда эта граница не простирается на это расстояние (п.1 ст. 76 Конвенции ООН 1982г.)

Правовой статус и режим шельфа регулируется Конвенцией о континентальном шельфе 1958г. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982г. Прибрежное государство осуществляется на континентальном шельфе суверенные права в отношении разведки и разработки природных ресурсов, которые являются исключительными (ст.77 Конвенции ООН 1982г.)

Разграничение шельфа производится по соглашению заинтересованных государств.

7. Международный район морского дна – морское дно за пределами континентального шельфа, являющееся общим наследием человечества.

Правовой статус и режим Района определен Конвенцией ООН по морскому праву 1982г.

- ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права и осуществлять их в отношении Района или же его части, а также его ресурсов;

- ни одно государство, физические и юридические лица не могут присваивать часть Района или его ресурсов;

- Район открыт для использования в мирных целях всеми государствами.

- все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действуют специально созданные Международный орган по морскому днуи международное предприятие.

8. Международные проливы – узкие водные пространства, соединяющие два моря, море с океаном, части одного моря или океана.

Они открыты для свободного мореплавания и пролетов судами и самолетами всех стран, которые пользуются правом беспрепятственного, непрерывного и быстрого транзитного прохода (ст.37,38,39 Конвенции ООН 1982г.)

9. Архипелажные воды – это воды, находящиеся внутри государства – архипелага. Эти воды отграничиваются от других частей моря вокруг государства – архипелага прямыми архипелажными линиями (до 100 миль длиной) Проведенные таким образом исходные линии вокруг всего архипелага образуют границу архипелажных вод.

Эти воды находятся под суверенитетом государства – архипелага, но при условии нормального осуществления международного судоходства, что означает право мирного прохода судов всех государств через архипелажные воды.

Государство – архипелаг может устанавливать морские и воздушные коридоры для непрерывного, быстрого прохода и пролета через архипелажные воды, территориальное море и воздушное пространство на ними (п.1,ст.53 Конвенции ООН 1982г.)

Международно-правовые вопросы оказания помощи и спасания на море.

Правовые вопросы оказания помощи и спасания на море регла­ментируются Международной конвенцией для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море 1910 г. и Протоколом 1967 г. к ней, Конвенцией об открытом море 1958 г., Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 г. и Протоколом 1978 г. к ней, Международной конвен­цией по поиску и спасанию на море 1979 г., Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., другими документами.

Соглашениями предусмотрен ряд мер по обеспечению безопас­ности плавания: все суда должны быть оснащены навигационным оборудованием и радиоаппаратурой, обеспечены находящимися в исправном состоянии спасательными средствами.

Капитаны судов обязаны оказывать помощь любому обнаружен­ному в море лицу, которому угрожает гибель, следовать на помощь терпящим бедствие судам, после столкновения оказывать помощь пострадавшему судну. Уклонение от оказания помощи признано пре­ступлением. Спасание осуществляется безвозмездно, однако спасав­шему судну может быть выплачено вознаграждение.

Государства обеспечивают принятие необходимых мер в деле обеспечения поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море у их берегов В этих целях они организуют морскую поисково-спаса­тельную службу, координируют деятельность национальных средств спасания, разрешают немедленный допуск спасательных судов в свои территориальные воды и воздушное пространство для целей поиска и спасания, обмениваются информацией о спасательных единицах и береговых станциях наблюдения, средствах связи. Национальные спасательно-координационные центры, получив информацию о бед­ствии, устанавливают местонахождение терпящего бедствие судна, определяют зону, в которой необходимо вести поиск, организуют поисково-спасательные операции и т.д.

2. Международное воздушное право (МВП).

Нормы, регламентирующие отдельные аспекты правового стату­са воздушного пространства, начали складываться в конце XIX в. С открытием в 20-х гг. регулярных полетов стало возможным говорить о значении практического использования воздушного пространства; начали активно осуществляться воздушные перевозки коммерческо­го характера. Государства заключали соглашения о порядке исполь­зования воздушного пространства, о международных полетах и т.д. Предметом международно-правового регулирования становилось все больше вопросов воздухоплавания, совершенствовалась право­вая регламентация, и, наконец, международные нормы и институты образовали самостоятельную отрасль международного права — международное воздушное право.

Международное воздушное право– это совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами по поводу использования воздушного пространства и организации международных воздушных перевозок.

Первая группа норм регулирует международные передвижения: режим воздушного пространства и международные полеты.

Вторая – международные сообщения, коммерческую деятельность на воздушном транспорте.

Международное воздушное правоосновывается на общих принципах международного права, но имеет специальные принципы непосредственно регулирующие деятельность гражданской авиации. К ним относятся:

1) полный и исключительный суверенитет государства над своим воздушным пространством;

2) свобода полетов воздушных судов всех государств в международном воздушном пространстве;

3) обеспечение безопасности международной гражданской авиации.

Международные отношения, возникающие по вопросам использования воздушного пространства и реализации воздушных перевозок регулируются на многосторонней и двусторонней основе.

К числу важнейших международных договоров относятся:

· Чикагская конвенция о гражданской авиации 1944 г.

· Договор по открытому небу 1992г.,

· Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г.,

· Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами против безопасности гражданской авиации 1971г.

Международный воздушный транспорт активно участвует в коммерческой деятельности, а это связано со “свободами воздуха” закрепленными в международном воздушном праве:

1) право транзитного беспосадочного полета;

2) право транзитного полета с посадкой в некоммерческих целях

3) право привозить на иностранную территорию пассажиров, груз, почту, взятых в стране флага судна.

4) право увозить с иностранной территории пассажиров, груз, почту следующих в страну флага судна.

5) право привозить и увозить пассажиров груз, почту из любой третьей страны на иностранную территорию или из нее.

6) право осуществлять перевозки пассажиров, грузов, почты в третьи страны через свою территорию.

7) право перевозок между третьими странами, минуя территорию своего государства.

8) каботаж – авиаперевозки между пунктами, расположенными на территории одного государства.

Для обеспечения безопасности и упорядочения развития международной гражданской авиации в 1944г. была создана Международная организация гражданской авиации (ИКАО),которая в настоящее время является главным разработчиком и координатором норм, регламентирующих отношения, связанные международным воздушным транспортом.

В неюридическом смысле под воздушным пространством пони­мается надземное пространство, заполненное воздухом. С точки зре­ния права, воздушное пространство является территорией с опреде­ленным юридическим статусом.

Различают два вида воздушного пространства по правовому по­ложению:

· пространство, входящее в состав территории государства,

· и международное воздушное пространство над открытым морем и Антарктидой.

Воздушное пространство над сухопутной и водной территорией государства находится под его суверенитетом. Высотная граница государственной территории установлена в соответствии с обычными нормами международного права на высоте 100—110 км.

Пространст­во, находящееся выше этой границы, относится к территориям с международным режимом.

Международное воздушное право регулирует полеты только воз­душных судов. Полеты в воздушном пространстве космических объ­ектов регламентируются нормами космического права.

Воздушное судно представляет собой летательный аппарат, кото­рый может держаться в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности.

К воздушным судам не относятся: космические кораб­ли, суда на воздушной подушке, метеорологические шары и беспи­лотные аэростаты.

Воздушные суда подразделяются на гражданские и государствен­ные. В число последних входят воздушные суда, используемые на военной, таможенной и полицейской службах.

Все воздушные суда подлежат государственной регистрации. Гражданские суда заносятся в реестр гражданских воздушных судов. Государственные суда должны иметь знаки принадлежности к воору­женным, таможенным, полицейским силам государства.

Военный ле­тательный аппарат — это летательный аппарат, принадлежащий во­оруженным силам какого-либо государства и имеющий внешние при­знаки (отличительный знак, бортовой номер), отличающие его от летательных аппаратов других государств. Летательный аппарат на­ходится под командованием офицера, состоящего на правительст­венной службе, имя которого внесено в список офицеров вооружен­ных сил; экипаж летательного аппарата подчинен регулярной воен­ной дисциплине.

Воздушное судно может быть занесено в реестр только одного государства и иметь только одну государственную принадлежность.

Воздушные суда осуществляют два типа полетов:

· полеты в пределах одного государства.

· международ­ные полеты (все полеты, при которых пересека­ется граница более чем одного государства)

Международные полеты в свою очередь подразделяются на:

· Регулярные (осуществляются с целью перевозки грузов, пасса­жиров и почты; доступны для любого лица; производятся между одними и теми же пунктами в соответствии с опубликованным распи­санием

· Нерегулярные полеты — это эпизодические, разовые поле­ты, например, для обеспечения чартерных перевозок.

3. Международное космическое право (МКП)

В современном международном праве сформировалась новая от­расль — международное космическое право. Объектом этой отрасли являются: отношения по поводу космического пространства и небес­ных тел; правовое положение космонавтов, искусственных космичес­ких объектов, наземных космических систем; космическая деятель­ность.

Международное космическое право - это совокупность международно-правовых норм, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства и устанавливающих его правовой режим.

Субъектами международного космического права являются участники международного правоотношения по поводу деятельнос­ти в космическом пространстве или использования космической тех­нологии. Основными субъектами международного космического права являются государства, поскольку именно они осуществляют основной объем космической деятельности.

Вторичными субъектами международного космического права являются международные организации в соответствии со своей ком­петенцией (например, Международная организация спутниковой связи и др.). Некоторые международные договоры устанавливают дополнительные условия участия международных организаций в кос­мической деятельности.

К источникам МКП относят:

1) международные договоры, выработанные ООН или под ее руководством:

- Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967г.;

- Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1975г.;

- Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979г.;

- Соглашение о спасении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968г.;

- Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972г.

2) международно-правовые акты, частично регулирующее деятельность в космосе:

- Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963г.

- Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977г. и др.

Основные принципы международного космического права:

1) исследование и использование космического пространства на благо и в интересах всех стран;

2) демилитаризация космического пространства;

3) ответственность государств за свою деятельность в космосе;

4) не нанесение ущерба;

5) всемерная помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки.

В 1988 году РФ, США, Канада, Япония и Европейское космическое агентство заключили соглашение о создании международной космической станции, которая сейчас работает в космосе.



2016-01-05 1402 Обсуждений (0)
Международное морское право (ММП) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Международное морское право (ММП)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1402)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)