Условия, необходимые для создания системы управления качеством
Управление качеством – это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве, обращении, эксплуатации и потреблении, осуществляемые путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на него (ГОСТ 15467-79).Управлять качеством – значит проводить экономические, организационные, технические и другие мероприятия, направленные на обеспечение высокого качества продукции на всех стадиях жизненного цикла товара (внедрение, рост, зрелость, поддержание спроса). В современном понимании деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция уже произведена; она должна осуществляться непрерывно в ходе производства продукции, а также предшествовать самому процессу производства. Управление качеством строится на следующих принципах: - целенаправленность – необходимо иметь четкую цель в отношении качества; - плановость – планируется совокупность мероприятий в области качества, которые подлежат осуществлению; - непрерывность; -интенсивность – повышение качества относится к интенсивным факторам развития экономики; - системный подход; - комплексность – решение проблем качества с учетом всех аспектов, от которых оно зависит; - оптимальность – стремление к точному соответствию качества запросам потребителей; - постоянное совершенствование – способствует конкурентоспособности предприятия. Управление качеством продукции – составная часть управления производством в целом. Одна из его ветвей, функций, поэтому она развивается и выполняется в рамках действующей системы управления и заключается в выработке политики в области качества, четкой и хорошо организованной работе по выявлению спроса, созданию, изготовлению и обслуживанию продукции. Эта отрасль науки в соответствии с общей теорией управления оперирует понятиями «система», «среда», «программа» и др. На качество кроме основных факторов и условий производства влияют многие случайные, местные и субъективные факторы. Чтобы воздействовать на все эти факторы, поддерживать соответствующий уровень качества, необходима система управления, то есть совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта. Различают управляющую и управляемую систему. Управляемая система представлена различными уровнями управления организацией, фирмой, другими структурами; управляющая – создает и обеспечивает менеджмент качества. Рассмотрим основные категории управления качеством продукции. Система управления качеством продукции опирается на следующие взаимосвязанные категории: объект, субъект, цель, методы, средства, функции, характер управленческих отношений и др. Объект управления – качество продукции, совокупность ее свойств или какая то их часть, группа, отдельное свойство. Для эффективной организации управления качеством продукции необходимо, чтобы не только был выделен объект управления, но и четко определены другие категории, позволяющие лучше осознать и организовать весь процесс. Субъект управления – управляющие органы всех ступеней и лица, привязанные обеспечить достижение и поддерживание планируемого уровня качества продукции. Цель управления – определенные уровень и состояние качества продукции с учетом экономических интересов производителя и потребителя, а также требований безопасности и экологичности; совокупность свойств и уровень качества, который следует задать, достичь и обеспечить, чтобы они соответствовали характеру потребности и при этом обеспечивали эффективность производства и потребления, доступность цены для потребителя, нормативная себестоимость и достаточная прибыльность продукции. Средства управления качеством включают: - оргтехнику, средства связи, которые используют органы управления и лица, управляющие выполнением специальных функций в системах управления качеством; - банк нормативной документации, регламентирующей показатели качества продукции и организующей выполнение специальных функций по управлению качеством; - метрологические средства, включающие государственные эталоны, средства измерений; - регламентирующие документы государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ); - базу государственной службы стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов (ГССД). Функции, выполняемые предприятием в отношении качества как объекта управления, следующие: - нормирование (стандартизация, сертификация, аттестация); - технологическая подготовка производства (достаточное материально-техническое снабжение, сортовые семена растений, элитные породы животных, высокий уровень обслуживания и др.); - повышение квалификации кадров, стимулирование, усиление ответственности за качество; - контроль за ходом производственных процессов с помощью информационного и метрологического обеспечения. Управленческие отношения в области качества – это отношения субординации (подчинения) и координации (сотрудничества). Отношения субординации характеризуются вертикальными связями руководителей с подчиненными и определяются степенью централизации и децентрализации функций и задач управления качеством продукции. На уровне предприятия отношения субординации строятся в зависимости от его производственной структуры и структуры системы управления качеством. Управленческие отношения базируются на сочетании единоначалия, коллегиальности, стимулирования инициативы членов трудового коллектива, на использовании экономических, моральных и материальных стимулов. На уровне предприятия управление качеством продукции может быть организовано путем распределения функций и задач между подразделениями и работниками или создания специального отдела управления качеством. В организационной структуре могут быть предусмотрены подразделения, занимающиеся координацией работ по управлению качеством. Распределение функций управления качеством между подразделениями зависит от объема и характера деятельности предприятия. В любом варианте общее руководство системой управления качеством должен осуществлять глава предприятия, отвечающий за всю его деятельность и экономические результаты, которые не могут быть высокими при плохом качестве продукции.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (651)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |