Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие идеи гражданского общества. Понятие, признаки, структура гражданского общества



2016-01-05 676 Обсуждений (0)
Развитие идеи гражданского общества. Понятие, признаки, структура гражданского общества 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция 10).

Государство и гражданское общество.

Правовое государство, социальное государство, светское государство.

 

  1. Теория демократии.
  2. Становление и развитие идеи правового государства. Понятие и принципы правового государства.
  3. Развитие идеи гражданского общества. Понятие, признаки, структура гражданского общества.
  4. Соотношение государства и гражданского общества.
  5. Социальное государство.
  6. Теократическое, клерикальное, светское государство.

 

Теория демократии.

Демократия: понятие, признаки. Основные концепции демократии.

Демократия – буквальный перевод с греческого (demos – народ, cratos – власть) – означает народовластие.

В современной науке разработаны узкий и широкий подходы к определению демократии:

 

 

Узкий подход   Широкий подход
Демократия – это политический режим, который характеризует способы и методы взаимодействия государства с обществом, при котором осуществляется народовластие на основе реальных политических и иных прав и свобод у населения. - это форма правления, в которой власть принадлежит всем или большинству граждан (античные мыслители, на этом основывается и западная теория демократии) - это принцип организации политической жизни, обеспечивающий активность и равноправие её участников.   С этой точки зрения демократия отражает определенные свойства политической системы. Демократия – это форма политической системы общества, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских, политических и социально-экономических прав и свобод. Таким образом, данная форма политической организации основана на возможности управления делами общества путем прямого или опосредованного волеизъявления народа как формы политической системы.

 

Широкое определение демократии позволяет отразить её три основные аспекта:

1) указать на источник власти (демократия – это власть народа)

2) указать на цели власти (демократия – это власть, действующая в интересах людей)

3) указать на способы формирования властных структур (то есть формирование их посредством выборов, в результате которых народ может оказать влияние на будущее политических сил, их расстановку)

 

Формально-юридические признаки демократии:

  1. юридическое признание народа высшим источником власти (народ избирает власть и наделяет её правом решать разные вопросы общественной жизни. То есть народу принадлежит верховенство в установлении власти контроль над нею. Т. о. Народу принадлежит учредительная власть – он избирает своих представителей и имеет право периодически сменять их). При этом имеется в виду юридическое (а не общесоциальное) понятие народа – те социальные группы, которые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества (напр., в Др. мире исключались рабы, сейчас – это граждане).
  2. выборность основных органов государства, в результате чего государственная власть приобретает свойство легитимности (то есть признания её народом).
  3. политическая свобода и равноправие граждан.
  4. подчинение меньшинства большинству при принятии решений, при сохранении права меньшинства на оппозицию.

 

В истории политико – правовой мысли сформировались следующие концепции демократии:

       
   


Концепции, которые в качестве основного признака демократии называют субъекта власти.     Концепции, которые в качестве основного признака демократии называют механизм осуществления власти    
- с античной политико-правовой мысли. Например, Платон делил политические формы на монархию (власть одного), аристократию (власть лучших) и демократию (правление всех свободных граждан).   Плебисцитарные (ориентируются на волю народа и общественное благо). Для них основной является прямая демократия.   Репрезентативные (представительные). В основе демократии - компетентное и ответственное перед народом представительное управление. Для них основной является представительная демократия.
             

 

Принципы демократии – основные начала, на которых основано её проявление:

- политический и идеологический плюрализм

- многопартийность

- разделение властей

- коллегиальность

- гласность

- выборность

- сменяемость власти

- подотчетность государственных органов народу

- развитая система местного самоуправления

 

Следует отметить, что демократия не сводится только к политической сфере жизнедеятельности общества, а распространяется также на другие сферы (социальная, идеологическая).

При характеристике демократии следует иметь в виду, что в реальной действительности полного народовластия не было (демократия никогда и нигде не была властью всего народа). Это, скорее, идеальная теоретическая конструкция, которая в реальной жизни воплощается в лучшем случае как власть большинства. В современных условиях реальное управление осуществляется достаточно узкой группой людей (составляющих государственный аппарат), подконтрольной народу.

Демократия дает возможность для развития инициативы, политической активности и призвана препятствовать узурпации власти.

Но следует учитывать, что для становления демократии необходимы некоторые объективно-субъективные факторы:

- развитые демократические традиции (поэтому то, что применимо в Западной Европе, США, у нас может оказаться неприменимым).

- общественная стабильность (в условиях социальной напряженности, политических и экономических кризисов институты демократии могут оказаться бездейственными).

 

Формы демократии.

В зависимости от формы волеизъявления народа демократия делится на два вида:

Прямая (непосредственная) демократия

При прямой демократии граждане сами, без каких-либо политических посредников принимают решения по разным государственным вопросам.

Непосредственная демократия реализуется через следующие институты:

а) референдум – всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни (может быть также региональным и местным)

б) свободные выборы (прямые свободные выборы на основе всеобщего избирательного права), то есть выделение гражданами из своей среды представителей путем голосования для выполнения в государственных органах властных функций.

в) сходы и собрания граждан (реализуется на местном уровне)

г) всенародные обсуждения

д) митинги и демонстрации

Некоторые из названных институтов специально регламентируются законодательством государства (Конституция, ФКЗ, ФЗ).

Данные институты можно разделить на следующие группы (в зависимости от их юридической обязательности):

обязательные для государственных органов, не нуждающихся в их утверждении (напр., референдум);

условные (напр., в Швейцарии могут проводиться по любому закону в течение установленного срока после его принятия, если удалось собрать необходимое количество подписей);

совещательные (юридически не обязательные). В некоторых государствах референдум проводится, если государство хочет заручиться поддержкой населения.

 

Достоинства:

1) непосредственное выражение интересов граждан, и непосредственное участие граждан в политическом процессе;

2) повышает легитимность законодательства и государственных органов;

3) обеспечивает контроль за политической элитой.

Недостатки:

1) политическая неактивность населения;

2) организационная сложность;

3) непрофессионализм решений граждан в какой-либо сфере.

В прошлом (в некоторых Античных государствах) прямая демократия была основной формой (напр., Народное Собрание). В современных условиях непосредственная демократия ограничена естественными преградами:

- сложность гос. дел;

- большая численность населения;

- большая территория государства;

поэтому встречается чаще всего на местном уровне.

 

Косвенная (представительная) демократия.

При косвенной демократии осуществление народом власти происходит через выборных полномочных представителей (депутатов, выборных должностных лиц), которые выражают волю всего народа, либо населения определенной территории, либо определенной социальной группы.

Население не только избирает своих представителей, но и контролирует их деятельность через общественные объединения, СМИ, разные формы отчетности.

Частым следствием представительной демократии являются отзывы избранных представителей (депутатов), которые, по мнению избирателей, не реализуют их интересы.

В общегосударственных масштабах органом представительной демократии является Парламент, которому принадлежит законодательная власть. В регионах и на местном уровне также обязательно формирование представительных органов власти.

Говорить о реальной представительной демократии можно если:

а) представительные органы по своему составу выражают с одной стороны, совпадающие интересы, с другой – различные.

б) они должны занимать решающее место в системе органов государства.

в) они должны действовать на началах коллегиальности.

Достоинства:

1) профессионализм принятых решений (как правило, их принимают компетентные лица);

2) рациональная организация политической системы (народ – материальное производство, представители – власть);

3) эффективна в условии большой территории и при принятии сложных решений).

Недостатки:

1) возможность развития бюрократии и коррупции;

2) отзыв представителей;

3) возможность принятия решений не в интересах большинства, а в интересах меньшинства.

В настоящее время представительная демократия становится основной формой

 

 

  1. Становление и развитие идеи правового государства. Понятие и принципы правового государства.

 

В становлении и эволюции идеи правового государства можно выделить два этапа:

1. формирование отдельных идей и их взаимосвязанных комплексов, раскрывающих различные принципы идеального государственно-политического устройства. Данный этап охватывает общественно-политическую мысль Древнего мира, эпоху средневековья и начало Нового времени. На данном этапе формируются представления об ограниченных возможностях государственных законов, естественном праве и естественных правах человека, соотношении права и справедливости и т.д. Наиболее известны в этом отношении труды Платона, Аристотеля, Цицерона, Спинозы, Локка, Гоббса, Монтескье, Руссо и др.

Данный этап заканчивается к началу XIX в., когда формулируется достаточно согласованная система теорий, ставших основными элементами доктрины правового государства. К числу этих идей традиционно относят:

А) концепцию договорного происхождения государства: ее суть – переход общества из естественного в государственное состояние путем передачи государству – суверену части своих прав; ее значение – закрепление правовой основы государства;

Б) концепция разделения властей: ее суть - разделение власти на три ветви, каждая из которых обладает своими предметами ведения в целях недопущения концентрации власти в одном органе и авторитаризации политического режима; ее значение – организация механизма правового государства;

В) теория неотчуждаемых прав и свобод человека: ее суть – признание за индивидом так называемых естественных прав, которыми он обладает в силу своей человеческой сущности, независимо от государства; ее значение – определение основной функции правового государства – гарантирование и защиту данных прав и свобод.

Таким образом, концепция правового государства к началу XIX в. представляла собой синтез параллельно развивающихся и сливающихся в одно целое идей о правовой основе деятельности, о наиболее оптимальной структуре государства.

2. формирование и эволюция собственно доктрины правового государства. Данный этап охватывает период Нового и Новейшего времени (XIX – XX вв.). На данном этапе происходит формирование доктрины правового государства преимущественно в рамках немецкой политической мысли, что связано с именами И.Канта, Р.ф.Моля, Л.ф.Штейна, Ф.Ю. Шталя, Р.Гнейста и др.

В работах немецких ученых теория правового государства получила целостное философское обоснование, был сформулирован термин «правовое государство», разработаны его принципы.

Современная доктрина правового государстваимеет в своем составе концепции разного уровня (философско-теоретического, практического), которые можно представить в виде следующей структуры теории правового государства:

А) теоретико-нормативный элемент, включающий определение понятия права с точки зрения того или иного типа правопонимания;

Б) индивидуально-правовой элемент, закрепляющий систему прав и свобод личности как основной ценностный ориентир правового государства;

В) институциональный элемент, включающий модель государственного устройства, форм, методов и принципов его деятельности;

Г) праксеологический элемент, в рамках которого определяются пределы правового влияния на государственно-властные институты и разрабатываются рекомендации по становлению правовой государственности на практике.

Среди всех элементов доктрины правового государства определяющее значение имеет 1-ый, включающий определенный тип правопонимания и следовательно, определенную концепцию соотношения права и государства. С учетом основного деления теорий правопонимания на естественно-правовую и позитивистскую можно выделить два направления (подхода) в юридической науке к анализу природы и признаков правового государства:

А) основанной на позитивистском правопонимании, не противопоставляющем право и закон, концепции правового государства в узком смысле (государства законности). Данное направление берет начало в работах немецких ученых и акцентирует внимание на служебной роли права: упорядочение государственной и общественной жизни и легализация деятельности государственных институтов;

б) основанной на естественно-правовом подходе, разграничивающем право и закон, концепции правления права. Такое направление традиционно связывают с английской общественно-политической мыслью (именно в работах английских мыслителей появился данный термин «правление права». Здесь акцент основное внимание уделяется процессу формирования позитивного права, т.е. правотворческой деятельности государства, ее соответствии ценностям естественного права.

Современная российская юридическая наука использует немецкий термин «правовое государство», однако в большинстве случаев наполняет его содержанием с позиции естественно-правового типа правопонимания.

Правовое государство – это идеальная модель организации и функционирования государственной власти, основанная на подчинении государственной деятельности праву, последовательной реализации принципа разделения властей, признании и гарантировании прав и свобод человека и гражданина, взаимной ответственности государства и личности.

Принципы правового государства:

1. верховенство права

Вся деятельность государства должна строиться на праве и не должна противоречить ему. Данный принцип рассматривается в литературе в двух аспектах:

А) верховенство закона как акта высшей юридической силы, принятого высшим представительным органом. Все иные нормативно-правовые акты должны приниматься на основе и во исполнение законов. Все наиболее важные сферы общественных отношений должны регулироваться законами, а не подзаконными актами.

Б) соответствие закона (позитивного права) ценностям естественного права (справедливость, свобода и др.), в результате чего в теории права появилось такие понятия, как «правовой закон» и «неправовой закон»; некоторые ученые обосновывают допустимость применения принципа «contra legem» (букв. «против закона»).

2. признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина.

Данный принцип означает провозглашение прав и свобод, соответствующих международным стандартам и учитывающих национальные особенности различных государств, а также их реальность (т.е. обеспечение через систему социально-политических и юридических гарантий – напр., судебная защита прав). При этом государство признает и защищает естественные права человека, и устанавливает (провозглашает) и обеспечивает октроированные права человека в соответствии с международными стандартами.

3. организация и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей.

См. тему «Механизм государства».

Эти принципы считаются основными. Однако в литературе часто называют и иные принципы:

3. взаимная ответственность государства и личности

В правовом государстве не только граждане несут юридическую ответственность за неисполнение своих юридических обязанностей и нарушение запретов, но и государство (все его органы и должностные лица) несет ответственность за свои действия перед населением. При этом государство является субъектом политической и юридической ответственности.

Политическая ответственность государства основывается на конструкции общественного договора, двустороннем характере прав и обязанностей государства и общества и, соответственно, признании права народа на сопротивление, имеющего различные формы (правовые и неправовые) реализации: право на восстание, гражданское неповиновение, неучастие в выборах, использование различных институтов прямой демократии (отзыв депутатов, референдум и т.д.). Основанием политической ответственности является политическая неадекватность государственной власти, ее неспособность осуществлять публично-властные функции, констатированная народом, институтами гражданского общества. Реализация политической ответственности государства свидетельствует об утрате государственной властью свойства легитимности. Юридическая ответственность государства в публичном праве представляет собой ответственность государства за действия его органов (должностных лиц), основанием которой является причинение вреда частному лицу в результате осуществления публично-властных полномочий. В частном праве государство выступает субъектом ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) принятых на себя обязательств и несет ее на равных основаниях с иными субъектами гражданского права.

 

 

Развитие идеи гражданского общества. Понятие, признаки, структура гражданского общества.

Идея гражданского общества проходит два этапа своей эволюции в политико-правовой мысли:

1) XVII – 1 половина XVIII вв. (Гоббс, Монтескье, Руссо, Спиноза и др.)

Первый этап развития идеи «гражданское общество – государство» связан с формированием теории общественного договора и естественных прав человека, используя которую, мыслители XVII – первой половины XVIII вв. стали толковать само понятие гражданского общества как сообщества независимых, полноправных граждан.

Особенности данного этапа:

- проводятся различия между естественным состоянием и «гражданским обществом» (политическим, государственным состоянием);

- государство и гражданское общество не выступают самостоятельными автономными неравнозначными сферами, наоборот, связываются посредством общественного договора, т.е. гражданское общество определяется как государство, образованное с помощью общественного договора и выражающее интересы граждан.

2) вторая половина XVIII – XIX вв. (Гегель, Кант, фон Штейн, Гумбольдт, Токвиль, Пейн и др.). На втором этапе гражданское общество рассматривается как автономная сфера, противоположная государству, формулируются признаки гражданского общества и определяются направления взаимодействия гражданского общества и государства. К данному этапу относится становление таких принципов как: а) laissez-faire (букв. «дайте действовать») – невмешательство – принцип самостоятельной активности субъектов гражданского общества без посредства (как контроля, так и содействия) государственных институтов; б) минимальное государство – ограничение деятельности государства правом осуществлять минимальное количество функций; в) негативная свобода («свобода от…») – освобождение индивидов и ассоциаций от государственного воздействия.

 

В современной научной литературе сложилось два основных подхода к исследованию гражданского общества:

1) гражданское общество можно рассматривать в качестве научной концепции об идеальной форме и способах социальной организации;

2) гражданское общество представляет собой реально существующее социальное явление, качественно отличающееся по своим атрибутивным признакам от иных явлений, прежде всего, - государства. Этот подход преобладает.



2016-01-05 676 Обсуждений (0)
Развитие идеи гражданского общества. Понятие, признаки, структура гражданского общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие идеи гражданского общества. Понятие, признаки, структура гражданского общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (676)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)