Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правила использования этоса



2016-01-05 579 Обсуждений (0)
Правила использования этоса 0.00 из 5.00 0 оценок




1)Этос сосредоточивается в начале речи: оратор должен расположить аудиторию своим добрым нравом.

2)Оратор сам должен разделять те нравственные принципы, которые он проповедует; возможность заподозрить говорящего в неискренности, противоречие между этическими аргументами и его собственными поступками сводит эффект доводов к этосу на нет, а в иных случаях может вызвать эффект, обратный тому, которого добивался оратор.

3)Оратор должен хорошо знать систему ценностей, разделяемых аудиторией, чтобы не оскорбить нравственные чувства аудитории и правильно подобрать этосные аргументы.

6.Аргументы к пафосу – аргументы, обращенные к чувствам, страстям, эмоциям, аудитории.

Выделяют 2 вида аргументов к аудитории: обещания и угрозы.

Чтобы правильно выбрать аргументацию к пафосу, необходимо определить доминирующую потребность аудитории.

Потребности бывают трех видов:

а) биологические (еда, одежда, секс...), то есть связанные с поддержанием и продолжением жизни;

б) социальные, связанные с представлением о справедливости, согласно которым человек отдает то, что считает нужным отдать (потребность в обязанностях) и получает то, что считает справедливым получить (потребность в правах);

в) идеальные (информационные) — это потребность в красоте и новизне.

Социальные и идеальные потребности во многом зависят от этнических стереотипов. Биологические потребности дают удачный материал для доводов к пафосу, связанных и с обещаниями и с угрозами: угроза лишиться биологического минимума — угроза самой жизни. Аргументы-обещания связаны чаще всего с биологическими потребностями расширения, это потребность в лишнем, в большем.

Правила использования пафоса:

1) пафос целесообразно сосредоточить в конце речи, чтобы усилить впечатление от нее;

2) аргументы к пафосу целесообразно использовать в речах, посвященных патетическим объектам; в противном случае оратор может показаться смешным;

3) нежелательна как излишняя чувствительность, так и излишняя сухость речи.

7.Соотношение между нравами, страстями и логическими аргументами.

Из сказанного вытекают общие правила инвенции, обязательные для любого оратора:

1) Нравы, аргументы и страсти должны взаимодействовать для достижения общей цели – убеждения; Аристотель выводит следующую формулу поведения оратора:

- привлечь нравом;

- убедить аргументами;

- тронуть чувством.

2) Один из трех подходов должен быть выбран в качестве доминантного, в зависимости трех факторов:

- от личности оратора;

- от темы речи;

- от характера аудитории. Аристотель считал, что нравы и страсти более подходят для сочинений, адресованных слабым и чувствительным людям и молодежи. Логические аргументы должны преобладать в речи, обращенной к людям степенным и разумным;

3) Не следует злоупотреблять нравами и страстями; злоупотребление ими легко высмеивается. В то же время нельзя использовать только логические аргументы, т. к. это может сделать речь сухой и снизить ее воздействие на слушателей;

 

 


Лекция VII.

ДИСПОЗИЦИЯ

Диспозиция — это раздел риторики, дающий рекомендации по композиции, построению речи.

Если на этапе инвенции оратор решает вопрос, о чем он будет говорить, то на этапе диспозиции он располагает материал в определенном порядке (последовательности). В идеале работа на этом этапе завершается составлением подробного плана-конспекта речи.

I. Композиционные типы речи.Древние риторики выделили отдельные композиционные части. Количество таких частей различно в различных риториках.

Наиболее популярны две схемы: триада и хрия.

Триада состоит из трех частей:

Начало речи Середина речи Конец речи
I II III
1. Вступление. 2. Предложение (формы тезиса). 3. Перечисление. 1. Изложение. 2. Доказательства. 3. Опровержение. 1. Рекапитуляция (заключение, резюме). 2. Побуждение (воззвание). 3. Концовка.

Хрия была разработана в 4 в. н.э. византийскими риторами и дожила в учебниках до середины 19 века.

Полная правильная хрия состоит из 8 частей:

1. Протасис (введение).

2. Парафразис (изъяснение).

3. Причина (аргументация).

4. Противное (опровержение против тезиса).

5. Подобие (сравнительный аргумент).

6. Пример.

7. Свидетельство к авторитету.

8. Заключение.

Полной такая хрия называется потому, что содержит все 8 элементов, правильной – потому что соблюдает именно такой (классический) их порядок. Если какой-то из 8-ми элементов отсутствует, хрия будет неполной, если поменять порядок их следования – неправильной.

II.Структура триады

1.Начало речи.

Начало речи включает в себя 3 композиционных элемента:

а) вступление;

б) предложение (пропозиция (лат.));

в) перечисление.

1)Вступление — это композиционная часть речи, цель которой расположить аудиторию в свою пользу.

Для достижения этой цели применяются 3 вида вступлений:

а) прямое, или естественное — это введение в предмет согласно заявленной цели: формулировка темы, перечисление ее аспектов, обоснование актуальности.

Используется чаще всего.

б) косвенное, или искусственное (insinuatio лат. узкий, извилистый проход) — состоит в том, что оратор начинает свою речь издалека, не сразу формулируя тему.

Обычно используется в сложных случаях, когда оратор сталкивается с явно враждебной или неподготовленной аудиторией, неспособной воспринять тезис сразу. Один из наиболее распространенных вариантов такого вступления — вынесение в начало речи какого-либо примера, занимательного случая, от которого затем можно перейти к более общим суждениям.

в) внезапное — вступление, при котором оратор начинает речь не издалека, а непосредственно с основной проблемы, которая обязательно очень сильно волнует его. Обычно пафосные выступления. Используется редко.

2)Предложение (пропозиция — лат., теорема — греч.) — это формулировка основного тезиса выступления.

Основной тезис должен быть:

а) понятным;

б) кратким и воспринимаемым;

в) привлекательным;

г) проблемным.

3)Перечисление, или разделение — это расчленение предмета речи (основного тезиса) на составные части.

Это необязательный компонент речи. Перечисление рекомендуется в том случае, если основной тезис пространный и сложный, а также если аудитория плохо подготовлена и не может охватить предмет речи в целом.

Разделение широко используется в академической риторике, в судебной риторике и очень редко используется в политической речи, массовой коммуникации, социально-бытовом красноречии.

4)Общие правила вступления:

а) использовать этос (нравы);

б) писать последним (совет Цицерона);

в) краткость (вступление не должно превышать 1/5 объема речи);

г) стиль вступления должен быть доступным и в то же время не контрастировать со стилем основной части речи;

д) вступление должно быть умеренно эмоциональным.

2.Середина речи

Середина речи включает в себя следующие составные элементы:

а) изложение;

б) доказательство (подтверждение; конфирмация — лат.);

в) опровержение.

А)Изложение включает в себя повествование и описание.

Цель изложения — представление данных в благоприятном для оратора виде.

1)Общие правила изложения:

Изложение должно быть:

а) правдоподобным: из состава данных, фактов, свидетельств и так далее следует избирать те, которые вызовут наименьшие сомнения; данные должны быть совместимы с опытом аудитории;

б) приемлемым: факты, которые приводятся оратором в изложении, не должны оскорблять нравственные чувства аудитории;

в) ясным: используемые для изложения фразы должны быть понятны сразу, полностью и не содержать двусмысленностей;

г) последовательным: о действиях и событиях желательно сообщать в порядке их следования;

д) воспроизводимым: изложение не следует перегружать фактами; оно должно быть построено так, чтобы его содержание легко запоминалось;

е) интересным: изложение должно восходить от более известных фактов к неизвестным, по нарастающей;

ж) завершенным: изложенные события должны быть внутренне связанными и в конце изложения необходимо подвести итог сказанному.

2)Описание — это составная часть изложения, в которой говорится о постоянно присутствующих, одновременных, сосуществующих признаках предмета, явления, события.

а) Правила описания:

- для описания следует выбирать наиболее выгодную точку зрения;

- следует избегать расплывчатости и излишней детализированности;

- место описания — в начале повествования.

б) Виды описаний:

Естественное описание — это описание, дающее образ предмета в ходе его созерцания.

Искусственные описания строятся исходя из содержания предмета, а не его чувственного образа. Они должны быть наглядными, то есть содержать зрительные образы, изобразительные детали, но могут и не содержать их. Часто используется для описания идей.

3)Повествование (наррация — лат.) включает в себя изложение событий в их последовательности.

а) Правила повествования:

- повествование должно затрагивать только основные факты, имеющие непосредственное отношение к теме;

- факты должны быть правдоподобные;

- повествование должно быть кратким и четким;

- интерес ко всей речи в значительной степени зависит от того, какой эффект вызвало изложение актов;

- повествование, по возможности, должно сопровождаться описанием, оживляющим факты.

б) Значение повествования

Повествование подготавливает аудиторию к аргументативной (доказательной) части речи. Это рассказ о фактической стороне дела. В том числе о событиях, предшествовавших разбираемому событию.

В научной речи это может быть история разработки данного вопроса.

В отличие от описания, повествование динамично, оно содержит перечень событий. Повествование часто используется в судебной риторике. Русские судебные ораторы широко использовали повествование рассказывая о жизни подсудимого предшествовавшей преступлению. Часто повествованием пользовались одновременно обвинение и защита, разворачивая две версии одной жизни.

в) Схема повествования

Классическая риторика рекомендовала строить повествование по следующей схеме:

- интерес;

- визуализация;

- конкретизация;

- акция (действие).

В полном соответствии с этой схемой построено известное стихотворение Н. А. Некрасова:

 

(1)Вчерашний день часу в шестом

Зашел я на Сенную.

 

(2)Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

 

(3)Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя.

 

(4)И музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Б) Доказательство

 

1)Доказательство (обоснование, подтверждение; конфирмация — лат.) — это основной этап диспозиции, на котором оратор разворачивает аргументацию, обосновывает тезис.

2)Правила обоснования:

а) необходимо провести ревизию все “общих мест” (топосов), использованных в инвенции;

б) при выборе аргументов, заботиться не столько об их количестве, сколько о качестве; аргументы, по Аристотелю, следует не столько умножать, сколько взвешивать;

в) наилучшим признается так называемый Гомеров порядок аргументации: сначала следуют сильные аргументы, затем несколько аргументов средней силы и конце наиболее мощный аргумент;

г) тщательно избегать нисходящего порядка аргумента;

д) сильные аргументы следует изолировать и преподносить в самой простой форме; слабые группировать по несколько, чтобы они поддерживали друг друга.

В) Опровержение

1)Опровержение — часть речи, посвященная разбору аргументов противника; как реально возникающих, так и тех, которые могут прийти ему в голову.

2)Выделяют 3 приема опровержения:

а) антистрефон (греч.) — использование аргументов противника в свою пользу;

б) антирезис (греч.) — отбрасывание (отвод) аргументов противника как небывалых; при антирезисе оратор обычно обращается к опыту аудитории;

в) элевация — это отведение аргументов противника как нелепых; при элевации оратор обращается к здравому смыслу и логике (например, где же тут логика?, ваше возражение нелепо...).

3)Правила опровержения:

а) опровержение не должно представлять опровергаемую позицию в привлекательном виде; наоборот ее следует представить в отвратительном виде;

б) опровержение должно быть максимально сжатым; если очень распространяться, то создается впечатление, что опровергаемое очень важно;

в) точно воспроизводить высказывание оппонента (чтобы не быть обвиненным в искажении тезиса);

г) наиболее слабые доводы оппонента располагаются в начале и конце опровержения и разделяются, а наиболее сильные доводы — в середине опровержения и объединяются;

д) в процессе опровержения нарастает этическая оценка позиции оппонента (к концу опровержения у аудитории должно сформироваться стойкое этическое неприятие позиции оппонента);

е) пафос концентрируется в начале опровержения.

3.Конец речи

Заключение обычно содержит 3 композиционных элемента:

а) рекапитуляцию (лат.);

б) побуждение (воззвание);

в) концовку.

1)Рекапитуляция — это сжатое изложение (повторение) сказанного. Она бывает двух видов:

а) простая рекапитуляция представляет собой краткий повтор основного тезиса речи;

б) сложная рекапитуляция, или вывод, представляют собой следствие из аргументации, которое непосредственно связано с побуждением или с выделением наиболее важных моментов аргументации. Вывод обычно представляется не повторением изложенного, а новым в отношении к предшествующему высказыванию содержанием.

2)Побуждение (воззвание) — это часть сосредоточивающая пафос речи, призывающая к действию.

3)Концовка — это сигнал о том, что общение окончено, оформленный с помощью этикетных формул выхода из коммуникации.

Стандартной формулой концовки у римлян было Dixi (я сказал); русский вариант: «Я закончил». Аналогичную функцию выполняет формула «Спасибо за внимание». Могут быть и оригинальные концовки речи.

Однако, концовка — необязательный компонент речи. Речь может завершаться и воззванием (например, Катон Старший каждую речь завершал призывом “Карфаген должен быть разрушен”).

4)Общие правила работы над заключением:

а) заключение должно содержать резюме аргументации, развернутой в подтверждении (это сложная рекапитуляция);

б) из подтверждения выбираются наиболее сильные места (лучше иными словами повторить последний, самый сильный аргумент);

в) в заключении сосредотачивается пафос речи — это самая пафосная часть выступления. И тем не менее при использовании пафоса всегда надо помнить об умеренности;

г) стиль заключения должен быть живым и разнообразным (повторять основной тезис и аргументацию следует иными словами, чем это сделано в основной части речи);

д) заключение должно быть кратким (не более 1/5 части всего выступления).

 



2016-01-05 579 Обсуждений (0)
Правила использования этоса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правила использования этоса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (579)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)