Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


III.Основные способы рассуждения



2016-01-05 1322 Обсуждений (0)
III.Основные способы рассуждения 0.00 из 5.00 0 оценок




1.Дедуктивный – изложение материала от общего к частному: оратор сначала выдвигает общее положение, а затем доказывает его частными – конкретными примерами, фактами

2.Индуктивный – изложение материала от частного к общему: оратор начинает с частных фактов, постепенно подводя аудиторию к обобщению

3.Ступенчатый – постепенное изложение одного вопроса за другим: рассмотрев какую-либо одну проблему, оратор больше уже не возвращается к ней и переходит к следующей

4.Концентрический – такой способ, когда рассуждение всё время вращается вокруг какой-то одной, центральной мысли; оратор постоянно возвращается к ней, углубляя аргументацию

5.Исторический – изложение материала в хронологической последовательности.

6.Аналогия – развернутое сравнение; для доказательства своего положения оратор проводит параллель с чем-либо, что хорошо известно слушателям.


ЛекцияVIII.

Элокуция

1.Общие понятия.Элокуция (elocutio) – словесное выражение – традиционно включает в себя два аспекта: а) лексико-синтаксическое построение речи (выбор слов и синтаксических конструкций); б) украшение речи (decorum, ornamenta) – выбор тропов и фигур.

В античных риториках элокуция включала в себя три взаимосвязанных раздела, не всегда четко противопоставлявшихся:

- учение о качествах речи (правильность, точность, ясность, логичность, полнота, краткость, богатство, чистота, выразительность, уместность);

- учение о средствах речевой выразительности (тропах и фигурах);

- учение о стилях речи (об уместности речи).

Таким образом, между этими тремя разделами устанавливаются отношения включения: учение о стилях > учение о выразительности речи > учение о качествах речи. Если использовать современную систему понятий, то учение о стилях и украшении речи должны перейти в ведение стилистики, так как относятся к выразительности и уместности речи, а не к ее убедительности.

В. П. Москвин в книге «Аргументативная риторика» (2008) считает целесообразным противопоставить два аспекта текста: 1) стилистический и 2) эристический. Стилистическая украшенность, красноречие оратора не обязательно напрямую связаны с убедительностью. Составной частью современной риторической теории, по его мнению, должно стать «выявление и систематизация всех значимых для аргументации фигур речи», т.е. эристически значимых фигур.

2.Фигуры и их классификации.В античных риториках разграничивались, хотя и не всегда достаточно последовательно, фигуры мысли и фигуры речи (лат. figura – извращение, поворот).

1)Фигура мысли – это способ рассуждения, используемый оратором в целях достижения убедительности, усиления действенности речи. Фигура мысли напрямую не связана со словесным оформлением речи. Напр., фигурой мысли может считаться апория (απορια – безвыходность) – запутанный логически, а потому неразрешимый парадокс или софизм: Эпиминид с Крита говорит: «Все критяне лгут». Благодаря этому парадоксу критяне вошли в поговорку. Хрисипп посвятил анализу этого парадокса три книги, Диодор Кронос умер от огорчения, убедившись в безуспешности его решения, а Филет Косский покончил жизнь самоубийством.

2)Фигура речи (лат. figura verborum, figura elocutionis < греч. Ϭχημα λέζεος) – акт использования языковой единицы в целях усиления выразительности и действенности речи. Напр., фигурой речи является инверсия (намеренное изменение обычного порядка слов).

Однако провести четкую грань между этими двумя типами фигур невозможно. Куда, например, отнести энтимему (сокращенный силлогизм) или фигуру умолчания? С одной стороны, они не связаны с использованием языковых средств, поэтому могут считаться фигурами мысли; с другой стороны, они связаны с неиспользованием языковых средств (с пропуском каких-либо компонентов высказывания), поэтому их можно отнести к фигурам речи – фигурам сокращения (или фигурам неполноты).

Существуют разные подходы к классификации фигур речи. Их, например, подразделяют на: а) тропы (образные слова и выражения); б) собственно фигуры (синтаксические построения, усиливающие выразительность речи); в) фонетические и морфологические фигуры (различного рода звуковые и морфемные повторы, усиливающие выразительность речи).

При классификации фигур можно учитывать и то, что любая фигура есть некое отклонение от нормы, от обычного, «правильного» употребления языковой единицы. Тогда в основу классификации может быть положен характер отклонения от коммуникативных норм речи:

Коммуникативное качество речи Характер его нарушения Фигуры
1.Точность Использование неточности 1)мейозис 2)мелиоративная номинация 3)генерализация 4)гиперболизация 5)эвфемистическая перифраза 6)ирония 7)эквивокация
2.Ясность Использование неясности дилогия (=амбилоквенция)
3.Логичность Использование абсурда 1)паралепсис 2)парадокс 3)оксюморон
4.Полнота Использование неполноты 1)умолчание 2)эллипсис
5.Краткость Использование пространности 1)амплификация 2)градация 3)плеоназм
6.Богатство Использование однообразия 1)звуковые повторы 2)тавтология 3)лексико-синтаксические повторы (анафора, эпифора, хиазм, подхват, антитеза) 4)эпимона 5)argumtntum ad nauseam (=argumentum ad infinitum)
7.Чистота Использование маргиналий фигура глоссирования (=скотисон)
8. Уместность Возвышение и снижение стиля  

 

Наряду с перечисленными фигурами-аномалиями можно выделить еще две группы фигур: а) фигуры изобразительности; б) фигуры диалогизации.

3.Основные виды риторических фигур и их эристическая значимость. Риторика, в отличие от стилистики, рассматривает фигуры речи не столько с точки зрения их формы и выразительных возможностей, сколько с точки зрения их эристической значимости, т.е. использования их возможностей в качестве средств убеждения, в качестве аргументов для доказательства того или иного тезиса.

1)Использование неточности. Неточность – это несоответствие запланированного и выраженного смыслов. Случайная неточность является ошибкой, нарочитая используется как прием

 

2.1.Фоника – это совокупность фонетических (звуковых) средств выразительности.

К ним относятся:

a) Эвфония ( греч. Ev – благо; phone – звук) – это сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха с точки зрения говорящих на этом языке.

Ошибка, связанная с нарушением этого требования, называется кокофония (греч. коко – плохо). Пример из риторики Ломоносова – « Всех чувств взор есть благородие» ; «Плакать жалостно о отшествии истинного друга»

Зияние – (сочетание двух и более гласных)

b) Парономазия – это сочетание паронимов, омонимов и других близких по звучанию слов с целью создания выразительности.

c) Звукопись – это такое сочетание звуков, при котором актуализируется связь между звучанием и смыслом.

Основные виды звукописи:

- Аллитерация – сочетание одинаковых или близких по звучанию согласных с целью создания выразительности.

- Ассонанс – это сочетание одинаковых или близких по звучанию гласных с целью создания выразительности.

2.2.Тропика – совокупность словесных средств речевой выразительности, важнейшими из них являются тропы.

Троп (греч. Tropos – поворот) – это слово, выражение, употреблённое в переносном значении.

Основные виды тропов

Вид тропа Определение Примеры
1. Сравнение Образное определение предмета, явления, действия на основе его сопоставления с другим предметом, явлением, действием. Сравнение всегда двучленно: оно имеет субъект (то, что сравнивается) и предикат (то, с чем сравнивается). Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит (Пушкин). Семь холмов как семь колоколов (Цветаева)
2. Метафора Перенос наименования с одного предмета, явления или действия на другой на основе их сходства. Метафора – это свернутое сравнение, в котором субъект и предикат соединились в одном слове На семи колоколах – колокольни (Цветаева). Горит восток зарею новой (Пушкин)
3. Метонимия Перенос наименования с одного предмета, явления или действия на другой на основе их смежности Только слышно, по улице где-то Одинокая бродит гармонь (Исаковский)
4. Эпитет Образное (метафорическое, метонимическое) определение предмета, явления или действия Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она (Пушкин)
5. Олицетворение Такая метафора, в которой неодушевленные предметы наделяются свойствами живого существа или неличные предметы (растения, животные) – свойствами человека Море смеялось (М. Горький).
6. Гипербола Образное преувеличение Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива (Маяковский).
7. Литота Образное преуменьшение Ниже тоненькой былиночки Надо голову склонить (Некрасов)
8. Перифраза Замена слова образным описательным оборотом Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года (Пушкин). Утро года – весна.
9. Ирония Употребление слова в смысле, противоположном буквальному, с целью насмешки - Отколе, умная, бредешь ты голова? (обращение к ослу в басне Крылова)
10. Аллегория Двуплановое употребление слова, выражения или целого текста в буквальном и переносном (иносказательном) смысле «Волки и овцы» (название пьесы А. Н. Островского, подразумевающее сильных, власть имущих и их жертв)

 

2.3.Фигурация – это совокупность синтаксических средств речевой выразительности, важнейшими из них являются стилистические (риторические) фигуры.

Стилистические фигуры – это симметричные синтаксические построения, основанные на разного рода повторах, пропусках и изменениях порядка слов с целью создания выразительности.

Основные виды фигур

Вид фигуры Определение Примеры
1. Анафора и эпифора Анафора (единоначатие) – повторение слов или выражений в начале смежных фрагментов текста. Эпифора (концовка) – повторение слов или выражений в конце смежных фрагментов текста. Нас водила молодость В сабельный поход, Нас бросала молодость На кронштадтский лед. Боевые лошади Уносили нас, На широкой площади Убивали нас (Багрицкий)
2. Хиазм Синтаксическое построение, в котором начало следующего фрагмента зеркально отражает концовку предыдущего. Не погибла молодость – Молодость жива! (Багрицкий)
3. Параллелизм Одинаковое синтаксическое строение смежных фрагментов текста Молодым везде у нас дорога, Старикам везде у нас почет (Лебедев-Кумач).
4. Инверсия Нарушение обычного порядка слов Звонков раздавались нестройные звуки (Некрасов)
5. Антитеза Противопоставление двух смежных конструкций, одинаковых по строению, но противоположных по смыслу Я царь – я раб, Я червь – я Бог (Державин).
6. Оксюморон Соединение в одной конструкции слов, противоречащих друг другу по смыслу «Живой труп» (название пьесы Л. Н. Толстого).
7. Градация Такое расположение слов, при котором каждое последующее усиливает значение предыдущего (восходящая градация) или ослабляет его (нисходящая градация). Иди, беги, лети и мсти за нас (Пьер Корнель).
8. Эллипсис Намеренный пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения с целью усиления экспрессивности речи Мы села – в пепел, Грады – в прах, В мечи – серпы и плуги (Жуковский).
9. Умолчание Намеренное прерывание высказывания, дающее возможность читателю (слушателю) самостоятельно домыслить его Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, Что время уж барону умереть (Пушкин).  
10. Многосоюзие и бессоюзие Намеренное использование повторяющихся союзов (многосоюзие) или пропуск союзов (бессоюзие) И снег, и ветер, и звезд ночной полет (Ошанин). Иль чума меня подцепит, Иль мороз окостенит, Иль мне в лоб шлагбаум влепит Непроворный инвалид (Пушкин). Швед, русский – колет, рубит, режет (Пушкин).
11. Риторические вопросы, восклицания, обращения Вопросы, восклицания, обращения, не требующие ответа, предназначенные для того, чтобы привлечь внимание читателя (слушателя) к изображаемому Москва! Москва! Люблю тебя как сын (Лермонтов). Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (Лермонтов)
12. Период Кругообразно замыкающееся синтаксическое построение, в центре которого анафорический параллелизм За всё, за всё тебя благодарю я: За тайные мучения страстей, За горечь слез, отраву поцелуя, За месть врагов и клевету друзей, За жар души, растраченный в пустыне, За всё, чем я обманут в жизни был… Устой лишь так, чтобы тебя отныне Недолго я еще благодарил (Лермонтов).

 

 

3.Учение о стилях речи.Разные авторы выделяют разное кол-во стилей и по-разному понимают стиль, но наиболее популярным стало учение о трёх стилях, в развёрнутом виде представленное у Цицерона и в поздних латинских риториках.

Три стиля:

a) Высокий (торжественный),

b) Средний (посредственный),

c) Низкий (простой)

Цицерон писал, что идеальный оратор тот, кто умеет говорить о низком просто, о высоком – важно и о среднем – умеренно.


Лекция IX.

Мемориа

Мемориа(от лат. Memoria – память, запоминание) - это раздел риторики, дающий рекомендации по запоминанию подготовленного текста.

1.Виды памяти:

а) зрительная,

б) слуховая,

в) моторная.

2.Виды запоминания:

а) произвольное – намеренное, осознанное,

б) непроизвольное (само собой, без усилий).

3.Законы запоминания:

а) закон края: лучше всего запоминается начало и конец текста;

б) закон повторения: необходимо многократно повторять текст;

в) закон ассоциации: лучше всего запоминаются те элементы текста, с которыми у запоминающего связаны различные образные ассоциации, т.е. создаются связи по сходству и смежности;

г) закон дозировки: информация лучше запоминается, если подается небольшими порциями.

4.Мнемотехнические приёмы (приемы запоминания):

а) ритмизация речи (однако не рекомендуется очень ритмизировать прозу);

б) создание образных ассоциаций:

- метод Цицерона: заучивать речь, прогуливаясь по саду и связывая определенный фрагмент речи с тем или иным местом в саду;

- метод Айвозовского: написать фрагмент речи на отдельную карточку, прочитать, и, закрыв глаза, воспроизвести увиденное.

в) метод образования смысловых фраз (когда какой-либо фрагмент текста, достаточно сложный в информационном отношении, кодируется с помощью смысловой фразы: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»)


Лекция X.

Акцио

Акцио (лат. Actio – действие) – это раздел риторики, дающий рекомендации по произнесению подготовленной речи. Этот раздел включает изучение:

- дикции,

- интонации,

- темпа речи,

- пауз

- невербальных средств общения.

1.Дикция(лат. Dictiо – произнесение) – раздел риторики, дающий рекомендации по произношению звуков и их сочетаний. Основное требование к дикции оратора – выдерживать полный стиль произношения. «Здравствуйте!» - полный стиль; (а не «Здрасте!» - разговорный стиль). Необходимо чётко произносить все слухи и сочетания.

Методы тренировки дикции:

а) произнесение скороговорок;

б) скандирование (произнесение стихов, текстов четко, членораздельно, почти по слогам);

в) метод Демосфена (произнесение речи, скороговорки с камешками, орешками во рту).

 

2.Интонация –повышение или повышение тона во фразе. Одна и та же фраза, произнесённая по-разному, имеет разный смысл. Напр., фраза «Последний снег тает» будет произнесена с разной интонацией (интонационным рисунком):

- метеорологом,

-фермером, у которого не всё готово к севу,

- любителем лыж,

- любителем гребли или велоспорта,

- девочкой, которую мама перед прогулкой заставляет надевать теплую шапку и шубу.

3.Темп речи – скорость произнесения текста. Нормальный темп русской речи ≈120 слов в минуту. Зависит от:

а)содержания высказывания,

б)эмоционального настроя говорящего,

в)ситуации.

4.Пауза(от лат. остановка)временная остановка речи.

Виды пауз:

1) Грамматические, или логико-синтаксические – паузы, указывающие на естественные границы между синтаксическими конструкциями и их частями;

2) Психологические – делятся на несколько подвидов:

а) паузы хезитации (обдумывания, размышления);

б) умолчания (риторическая фигура), дающие возможность слушателям самостоятельно домыслить недосказанное оратором;

в) ожидания – пауза, рассчитанная на реакцию слушателей;

3) Физиологические (пустые) – никак не связанные с содержанием речи (не хватило воздуха в легких, волнение, нетвердое знание текста);

4) Дидактические (учебные) – паузы в лекции, диктанте, рассчитанные на то, чтобы слушатели могли осмыслить и записать информацию;

5) Переносы (фр. Enjambement) – в стихотворной речи или ритмизированной прозе несовпадения синтаксического членения и ритмического: Выходит Петр. Его глаза / Сияют (Пушкин, «Полтава»).

 

5.Невербальные (несловесные) средства общения(лат. verbum – слово) появились, по мнению большинства ученых гораздо раньше вербальных (речи), поэтому их иногда называют естественными. В качестве доказательства прибегают к исследованиям этологов (греч. ethos – нрав) – специалистов, изучающих поведение животных. Природный характер невербальных средств делает невозможной значительную коррекцию невербального поведения. Однако не все невербальные средства носят природный характер (напр., некоторые виды жестов этнически специфичны, тесно связаны с культурой народа и с языком).

Некоторые зарубежные специалисты утверждают, что невербальные средства играют в человеческом общении гораздо большую роль, чем вербальные. Так, по данным А. Мейерабиана, только 7% информации мы получаем вербальным путем; по данным Бредвиссла – 35% информации. Однако это неверно, поскольку уровень сложности, богатства информации, которую мы получаем, общаясь посредством слов, несопоставимо выше; поэтому здесь важны не количественные данные, а учет качества информации.

К невербальным средствам общения относят: мимику, взгляд, позу, жесты.

1)Мимика (греч. mimikos – подражающий) – движения лицевых мышц; мимические движения природны, а потому интернациональны.

2)Взгляд – комплекс, включающий состояние зрачков (суженность, расширенность), блеск глаз, положение бровей, век. Взгляд имеет длительность и направленность. Психологи показали, что взгляд общающегося человека тесно связан с рождением мысли: процесс формирования мысли труден, и человек обычно в это время смотрит в сторону. Чтобы построить хорошие отношения с собеседником, взгляд должен встречаться с ним около 60-70% времени общения. Взгляд оратора не должен быть устремлен в одну точку (он не должен смотреть в сторону или на какого-то одного человека); взгляд оратора должен плавно передвигаться по аудитории.

3)Поза (фр. pose – положение тела). Насчитывают ок. 1000 поз при общении. Главное смысловое содержание позы – выражение открытости, готовности к общению или закрытости, неготовности.

4)Жесты – телодвижения человека. Жесты бывают:

а) механические – жесты, не несущие никакой информации;

б) ритмические – жесты, связанные с ритмикой речи, дублирующие интонацию (подчеркивают логическое ударение, убыстрение или замедление речи);

в) эмоциональные – жесты, передающие различные оттенки чувств (вытаращить глаза, скривить губы, махнуть рукой);

г) указательные – жесты, указывающие на предмет мысли, речи;

д) изобразительные – жесты, наглядно описывающие предмет или явление;

е) символические – жесты, тесно связанные с той или иной культурной традицией (рукопожатие, прощание и т. п.).

 

 


[1] Так как слово из дописьменного периода, то записано латинскими буквами.



2016-01-05 1322 Обсуждений (0)
III.Основные способы рассуждения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: III.Основные способы рассуждения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1322)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)