Предмет и задачи эпизоотологии
ЭПИЗООТОЛОГИЯ И ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ ЖИВОТНЫХ Учебно-методический комплекс по дисциплине
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ОБЩЕЙ ЧАСТИ
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова»
ЭПИЗООТОЛОГИЯ И ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ ЖИВОТНЫХ Учебно-методический комплекс по дисциплине
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ОБЩЕЙ ЧАСТИ
Абакан
Издаётся по рекомендации Методического совета и по решению Редакционно-издательского совета Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова Рецензенты: Ковальчук Н. М., заведующая кафедрой инфекционных болезней животных СХИ ГОУ ВПО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», доктор ветеринарных наук, профессор. Немкова Н. П., доцент кафедры микробиологии и ветсанэкспертизы с основами стандартизации продуктов животноводства ГОУ ВПО «КрасГАУ», кандидат ветеринарных наук.
Эпизоотология и инфекционные болезни животных: учебно-методический комплекс по дисциплине. Курс лекций по общей части/ сост. Т. И. Усикова. – Абакан, 2011.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Эпизоотология и инфекционные болезни животных» включает рабочую программу и курс лекций. Курс лекций подготовлен по общей части дисциплины «Эпизоотология и инфекционные болезни», требующей оперативного обеспечения учебной литературой, и предназначен для студентов высших учебных заведений по специальности 111201. 65 – Ветеринария. Также может быть использован для обучения в системе среднего специального образования и для повышения квалификации ветеринарных специалистов. Курс лекций является учебно-теоретическим изданием и отражает лекционный материал по общей части дисциплины в соответствии с требованиями рабочей программы дисциплины. Подготовлен с целью организации самостоятельной работы студентов и является дополнением к учебнику. Дидактический аппарат издания содержит выводы, обобщения материалов лекций, вопросы для самоконтроля, перечень основных эпизоотологических терминов.
© Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, электронный текст, 2011 © Усикова Т. И., составление, 2011 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… Раздел 1. Общая эпизоотология……………………………… Лекция 1. Введение в эпизоотологию. Предмет, задачи эпизоотологии Лекция 2. Эпизоотологические аспекты инфекции Лекция 3. Иммунологическая реактивность и иммунитет Лекция 4 – 5. Эпизоотический процесс и его движущие силы Лекция 6. Эпизоотический очаг и природная очаговость Лекция 7. Основы и методы эпизоотологического исследования Лекция 8. Эволюция и классификация инфекционных болезней Лекция 9-10. Профилактика инфекционных болезней Лекция 11. Оздоровительные мероприятия и ликвидация инфекционных болезней Лекция 12. Особенности противоэпизоотической работы в интенсивном животноводстве Раздел 2. Ветеринарная санитария Лекция 1. Понятие о дезинфекции, её виды, методы и средства ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… Приложение Предметно - алфавитный указатель РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ВВЕДЕНИЕ Инфекционные болезни животных занимают особое место в патологии животных. Наряду с экономическим ущербом, ряд инфекций у животных представляет реальную опасность для людей – туберкулёз, бруцеллёз, лептоспироз, сибирская язва, бешенство и др. Изучением объективных закономерностей эпизоотического процесса, причин и условий возникновения, распространения и угасания инфекционных болезней и разработкой на этой основе методов профилактики и меры борьбы занимается наука эпизоотология. «Эпизоотология и инфекционные болезни животных» является основополагающей дисциплиной в подготовке ветеринарного специалиста и разделена методологически на две части: общую и частную. Общая эпизоотологиявыявляет и изучает общие закономерности эпизоотического процесса, методы прогнозирования эпизоотий. Разрабатывает общие принципы оздоровления хозяйств, профилактики и ликвидации инфекционных болезней. В материал данного учебного издания включены последовательно изложенные тексты 13 лекций по общей части эпизоотологии, включая ветеринарную санитарию, в соответствии с рабочей программой по дисциплине, и краткий словарь основных терминов. В конце каждой лекции предлагаются вопросы для самоконтроля качества усвоения материала. Основная цель курса лекций – организация самостоятельной работы студентов и закрепление теоретических знаний по дисциплине.
Раздел 1. Общая эпизоотология
Лекция 1 Тема: Введение в эпизоотологию. Предмет, задачи эпизоотологии План лекции 1. Предмет и задачи эпизоотологии. 2. История развития и достижения эпизоотологии. 3. Достижения отечественных ученых. 4. Современная эпизоотическая обстановка в России, мире. 5. Задачи эпизоотологии на современном этапе развития животноводства.
Предмет и задачи эпизоотологии
Эпизоотология, как наука, изучает взаимоотношения между популяцией возбудителя инфекции и популяцией животных. Термин «эпизоотология» включает два понятия: «эпизоотия» и «логос» – учение. Термин «эпизоотия» происходит от греч. epi – на и zoon – животные и означает повальное проявление какой-либо заразной болезни животных, протекающей на определенной территории и в определенное время в популяции животных. Аналогичный термин «эпидемия» (от греч. еpi – на, demos – народ) означает распространение инфекционных болезней среди людей. Инфекционные, т. е. заразные болезни, занимают особое место в патологии животных и были распространены среди животных намного раньше появления на Земле человека. Как известно, инфекционные болезни имеют ряд существенных особенностей в отличие от незаразных болезней: – они возникают лишь при внедрении в организм животного патогенного возбудителя или продуктов его жизнедеятельности; – характеризуются контагиозностью, то есть способностью специфического возбудителя передаваться от поражённого животного здоровому, массовостью поражения животных и тенденцией к широкому распространению. – они существуют в природе вследствие непрерывности эпизоотического процесса. В силу этих особенностей инфекционные болезни представляют собой наиболее опасную группу болезней, существующих в природе, т. к. способны наносить животноводству большой экономический ущерб. Кроме того, многие из них способны передаваться от животных человеку как при непосредственном контакте, так и через продукты животноводства. Инфекционная патология животных является сложной и многогранной проблемой, включающей биологические, ветеринарные, экологические, социально-экономические аспекты. Поэтому учение об инфекционных болезнях животных является специальным направлением в ветеринарии и объединяет ряд наук – биологию, биохимию, микробиологию, вирусологию, иммунологию, экологию, генетику и, в том числе, эпизоотологию, которая изучает взаимоотношения между популяцией возбудителя инфекции и популяцией животных.Изучать инфекционные болезни животных и проблемы, возникающие при этом, необходимо путём исследования животных популяций с точки зрения количественной и качественной характеристик распространения инфекции.Эпизоотология– это наука, изучающая объективные закономерности эпизоотического процесса. (Справочник Видаль Ветеринар.) Предметом науки эпизоотологии являются инфекционные болезни и эпизоотический процесс при них. Эпизоотология решает следующие задачи. 1. Изучает причины возникновения, неодинакового проявления, распространения, угасания и исчезновения инфекционных болезней, а также влияния различных факторов на интенсивность этого процесса, т. е. изучает эпизоотический процесс. Изучение закономерностей эпизоотического процесса необходимо для профилактики инфекций. 2. Разрабатывает профилактические мероприятия, препятствующие распространению и возникновению инфекционных болезней. Ошибка в проведении профилактических мероприятий приводит к возникновению эпизоотий и панзоотий и подрыву экономики целых государств. 3. Разрабатывает и внедряет систему мероприятий по оздоровлению хозяйств, в которых уже возникла болезнь, где нужно применять самые разнообразные методы купирования и ликвидации инфекционных болезней путем установления диагноза, соблюдения всех ограничительных и карантинных мероприятий. Большое значение отводится работе ветеринарных лабораторий, где необходимо совершенствовать методы диагностики. Задачи эпизоотологии настолько важны, что они решаются во всех странах мира, в том числе в России, на основе специального законодательства, как на государственном (общенациональном), так и на мировом уровне. Для этого существуют специальные организации МЭБ (OIE) в Париже (Франция) и ВОЗ (WHO) секция ветеринарной санитарии в Женеве (Щвейцария). Особенности эпизоотического процесса, методов диагностики, средств специфической профилактики и мер борьбы с инфекционными болезнями является направлением научных исследований и практического приложения знаний, полученных в результате новых разработок. А постоянно меняющаяся система и пути ведения сельского хозяйства обязывает ветеринарных специалистов постоянно совершенствовать эти знания для эффективности защиты от инфекции. Курс изучения эпизоотологии в методическом отношении разделен на две части: общую и частную, органично связанные между собой. Общая эпизоотологиявыявляет и изучает общие закономерности эпизоотического процесса, методы прогнозирования эпизоотий. Разрабатывает общие принципы оздоровления хозяйств, профилактики и ликвидации инфекционных болезней. Общая эпизоотология включает в себя: - учение об инфекции и иммунитете; - учение об инфекционном и эпизоотическом процессе; - эволюцию и классификацию инфекционных болезней; - основные принципы профилактики и борьбы с инфекционными болезнями. Отдельной темой в общей эпизоотологии выделена «Ветеринарная санитария». Частная эпизоотологияизучает эпизоотические характеристики и особенности проявления отдельных инфекционных болезней. На основании данных этиологии, патогенеза, клинических симптомов, патоморфологических изменений она совершенствует старые и разрабатывает новые, более эффективные методы диагностики, профилактики и борьбы с конкретными инфекционными болезнями. Таким образом, эпизоотология– это наука, изучающая объективные закономерности эпизоотического процесса, причины и условия возникновения, распространения и угасания инфекционных болезней и разрабатывающая на этой основе методы профилактики и меры борьбы.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1885)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |