Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Языковые особенности научного стиля



2016-01-05 1717 Обсуждений (0)
Языковые особенности научного стиля 0.00 из 5.00 0 оценок




В своей основе научная речь – это речь письменная, строго нормированная. Отвлеченно-обобщенный характер научной речи подчеркивается включением большого количества существительных, обозначающих отвлеченные понятия (скорость, время, масса), глаголов, имеющих отвлеченно-обобщенные значения (считать, рассматривать, описывать). Часто используются пассивные конструкции (металлы легко режутся). Широко применяются конструкции, подчеркивающие соотношение между частями высказывания: вводные слова (наконец, итак), такие конструкции, как далее отметим, перейдем к следующей части, большое количество предлогов, выражающих различные отношения и действия (благодаря, в связи, вследствие и др.).

Лексический состав текстов научного стиля характеризуется однородностью. В них отсутствует лексика с разговорно-просторечной окраской, оценочная, эмоционально-экспрессивная. Много слов среднего рода: явление, свойство, развитие, абстрактной лексики: система, период, случай. Тексты научного стиля используют сложносокращенные слова, аббревиатуры: ПС (программные средства), ЖЦ (жизненный цикл); содержат не только языковую, но и графическую информацию, формулы, символы.

Одной из особенностей употребления общенаучных слов (число, функция, элемент и др.) является их многократное повторение в тексте, что в научной речи, в отличие от художественной, является закономерностью, стилевой приметой.

В синтаксисе используются сложные предложения с причастиями, деепричастными и причастными оборотами, временной связью (в связи с тем-то), простые предложения типа «что есть что» (водород есть газ), безличные предложения (необходимо подчеркнуть, что…). Используются в основном повествовательные предложения, вопросительные – с целью привлечь внимание к проблеме.

Особенностью научной речи является активное использование родительного падежа. Это вызвано необходимостью констатации последовательных действий при описании и характеристиках, пояснении (Попытки обобщения опыта работы в этой области …). Однако излишнее употребление таких конструкций затрудняет восприятие смысла текста.

Следует подчеркнуть, что в научном стиле не принято местоимение «я», его заменяют «мы» (с нашей точки зрения…, нам представляется очевидным…). Но значение личного местоимения «мы» в подобных случаях настолько ослаблено, что оно вполне может быть исключено: мы называем – называются, мы получили результаты – результаты получены.

Как справедливо отмечают ученые-лингвисты, «к настоящему времени язык науки выработал довольно ограниченный и определенный в своем составе набор средств языкового выражения. Пользование им просто, потому что автоматизировано. Если же пишущий сознательно захочет выйти за пределы этого набора, уйти из плена автоматизма, язык науки отомстит ему: из-под его пера выйдет что угодно, но только не строго научное произведение. Это происходит из-за действия весьма строгой книжно-письменной нормы, которая ослабляется и далее отступает на второй план только в тех текстах, где вступает в действие эстетическая функция. Научным же текстам она противопоказана и сведена на нет информативной функцией»[1].

 

Жанры научных текстов

 

Существует ряд факторов, влияющих на особенности создания научного текста:

- цель работы (представить новое знание, изложить известные факты, научить знанию);

- её объём (большой, средний, малый);

- степень подготовленности аудитории (специалисты, учащиеся, неспециалисты; взрослые, дети);

- письменный или устный характер текста.

Различное сочетание этих факторов определяет жанровое разнообразие научных текстов, среди которых выделяют:

- собственно научные тексты (монография, статья, доклад);

- научно-информативные тексты (реферат, аннотация, тезисы);

-научно-справочные тексты (словарь, справочник, энциклопедия);

- учебно-научные тексты (учебник, лекция);

- научно-популярные тексты (статья, лекция).

В собственно научных текстах (монографиях, статьях, докладах) обязательно должно содержаться новое знание. Они наиболее сложны для восприятия, поскольку, предполагают полную осведомленность читателя в описываемой проблеме: автор не должен объяснять, например, значение общепринятых терминов, но обязан описывать термины новые, вводимые им в науку.

Собственно научные тексты различаются объёмом, который напрямую зависит от того, какая научная проблема ставится – вырабатывается ли новая концепция (диссертация) или решается частный научный вопрос (статья). Также объем работы определяется областью научного знания: тексты гуманитарные более «многословны», чем естественнонаучные. Однако и тем и другим свойственны языковые особенности, описанные выше: способы подачи научного материала едины во всех науках. Хотя, конечно же, существуют и особые, свойственные определенным наукам модели. Так, в математике, химии, физике введение в текст формул требует использования конструкций, сочетающих в себе слова, излагающие логику рассуждения, и математические символы: мы видели, что при а = 1 функция аУ возрастает вместе с возрастанием у.

Среди собственно научных текстов должны также различаться тексты письменные и устные: в последних следует учитывать, что на слух информация воспринимается хуже, поэтому текст не должен быть «перегружен» содержательно, а иллюстративный материал не должен «перевешивать» собственно теоретический. Следует также отказаться от сложных синтаксических конструкций, избыточного иллюстративного материала и т.д. (более подробно о подготовке устного выступления см. в гл. III настоящего пособия).

Особенность научно-информативных текстов (авторефератов, аннотаций, рецензий, отзывов, рефератов, тезисов) состоит в том, что они в краткой форме должны изложить главные идеи, содержащиеся в основном научном тексте. Таким образом, научно-информационные тексты являются текстами вторичными, т.е. они создаются в результате переработки других текстов.

Например, аннотации пишутся для того, чтобы помочь читателю решить, следует ему читать «большой» текст или нет, т.е. аннотации служат своего рода «компасом», помогающим ориентироваться в «море» научной литературы.

Аннотацию можно обнаружить в любой книге на обороте титульного листа. От того, насколько точно аннотация передает содержание книги (монографии, статьи и т.п.), зависит, будет ли эта книга востребована читателями. Основными требованиями, предъявляемыми к аннотации, являются краткость и информативность: в ней не должно быть избыточной информации (речь должна идти только о том, что послужило объектом описания, а не об истории вопроса или возможных точках зрения); не должно быть оценочных слов (лексику составляет терминология и клише, связывающие эти термины: в работе описаны…/ рассмотрен вопрос…; автор приходит к выводу, что …; аннотация должна быть лишена черт авторства, предложения должны быть простыми, легкими для восприятия.

Конспект как ещё один пример вторичного текста представляет собой краткое изложение прочитанного научного произведения. Самое важное в конспекте – найти верное соотношение между цитированием и передачей мысли автора своими словами. При этом составитель конспекта должен учитывать, что в будущем при написании курсовой или дипломной работы ему, возможно, придется обратиться к этому конспекту, чтобы включить его часть в свою работу. Поэтому конспектирующий прежде всего должен уметь внимательно читать, т.е. выделять основное в том тексте, к которому он обратился.

Задача составителя научно-справочного текста (словаря, справочника, энциклопедии и т.п.) состоит в том, чтобы предоставить читателю возможность найти информацию по интересующему его вопросу в данной области знаний. В связи с этим моделью справочного текста является список тем, перечисленных в алфавитном порядке. Реже встречаются тексты, построенные по иному принципу: в них сначала указываются разделы знания, а уже затем – отдельные статьи. В научно-справочных текстах особенности организации самой статьи определяются тем, какая область знания описывается справочным изданием. Обычно словарная статья состоит из заголовка (определяемого термина), основного содержания и библиографии.

Особенности учебно-научных текстов определяются тем, что их читателями являются будущие специалисты. Поэтому содержание и язык учебной литературы не должны быть очень сложными для восприятия: информация должна вводиться последовательно – от простого к сложному, чтобы учащийся мог проследить логику изложения. Каждый новый термин должен объясняться. Автор должен четко знать, какие именно сведения необходимы учащемуся в данный момент обучения.

Поскольку важнейший этап обучения – закрепление пройденного материала, в учебно-научные тексты в качестве необходимого элемента включаются упражнения, теоретические и практические задания, контрольные вопросы.

Научно-популярные тексты во многом похожи на тексты учебно-научные: в них о сложных проблемах повествуется достаточно простым языком. Неслучайно многие научно-популярные тексты можно использовать в качестве учебной литературы и наоборот.

Читатель научно-популярной книги или статьи не является специалистом в той области знания, о которой повествуется в тексте. Поэтому автор должен «приспособить» изложение материала к уровню знаний своего читателя и выбрать те языковые средства, которые помогут ему сделать это: риторические вопросы, метафоры, конструкции, имеющие разговорную природу (в первую очередь простые предложения), и т.п.

Итак, жанровое своеобразие и набор языковых средств, используемых в научных текстах, определяются теми целями, которые ставит перед собой автор, приступая к созданию того или иного произведения.




2016-01-05 1717 Обсуждений (0)
Языковые особенности научного стиля 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Языковые особенности научного стиля

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1717)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)