Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Факторы, определяющие отношения детей к взрослым



2016-01-05 2936 Обсуждений (0)
Факторы, определяющие отношения детей к взрослым 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение 3

1. Факторы определяющие отношение детей ко взрослым 5

2. Развитие общения ребенка со взрослыми 7

2.1. Формы общения 7

2.2. Ситуативно-деловое общение 10

3. Роль и влияние общения в семье на психическое развитие ребенка 12

3.1. Общение детей в семье 12

3.2. Негативное влияние конфликтов в семье 15

4. Роль отношений в общении ребенка со взрослыми 19

Заключение 23

Список использованной литературы 25

 


Введение.

Проблема общения детей раннего возраста со взрослыми очень актуальна . Исследованиями выдающихся отечественных психологов: Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. доказано, что общение – важнейший фактор психического развития ребенка. Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как нам известно, общение – это первая человеческая деятельность. Потребность в общении у детей является фундаментом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза. В процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми.

Без человеческого общения не будет развития личности ребенка. Недостаток общения взрослого с ребенком, по мнению специалистов, ведет к различным нарушениям: во-первых, к возникновению задержки психического развития, во-вторых,– к педагогической запущенности, а в более тяжелых случаях – даже к гибели детей на ранних этапах развития(в младенческом и раннем возрасте). Отсутствие общения с детьми может привести к следующим результатам: как свидетельствуют многие факты, лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм вполне сохранен, остается биологическим существом в своем психическом развитии. Так же еще являются факты, говорящие о том, что недостаток общения или полное его отсутствие плохо сказывается на развитии детей. Например, из - за дефицита общения со взрослыми дети начинают резко отставать в развитии. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться со взрослыми и сверстниками, то он ни стал бы культурно и нравственно развитым человеком, и был бы до конца жизни обречен оставаться лишь внешне напоминающим человека.

Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

Общение - один из важнейших моментов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

В настоящее время внимание многих специалистов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Так как считают, что первые годы жизни являются периодом очень интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. По этому, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.

Многие исследователи (Р. Спитц, Дж. Боулби) заметили, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает нарушения в психическом развитии ребенка, это накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь. А. Джерсилд, описывая эмоциональное развитие детей, говорил, что способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам.

Л. С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру - зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку.

Поэтому необходимо заложить основу доверительных отношений между ребенком и родителями, создав эмоционально и психологически благоприятные условия для развития ребенка.

На основе вышесказанного, хочется добавить, что общение должно занимать одно из первых мест, общаться с ребенком надо с самого младенчества, тем самым создаются условия для развития творческой, гармонической, всесторонне развитой личности.

Учитывая эти данные, тема курсовой работы является актуальной.

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе изысканий информации, определить роль и место общения ребенка со взрослыми в ходе его психического развития.

По этому целью данной работы, определяются следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по изучению и описанию роли общения детей раннего возраста с взрослыми.

2. Раскрыть основные особенности общения детей с взрослыми.

Определить влияние общения на психическое развитие ребенка.

Факторы, определяющие отношения детей к взрослым.

Общение- информационное, эмоциональное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения. В время общения происходят определенные взаимоотношения. От характера отношений ребенка с окружающим во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него. Отношения детей со взрослыми могут быть приязненными и доверчивыми, заинтересованными или равнодушными, спокойными и неспокойными.

Чем определяется отношение детей к взрослым! Что лежит в его основе! Эти вопросы являются до сих пор мало исследованными. Существует несколько подходов к их решению. Например, Дж. Боулби, Р. Спитц выделяю решающую роль в этом процессе матери, которая вскармливает младенца, тем самым удовлетворяет его “ оральную “ потребность. Однако чем объяснить случаи, когда разлученные с матерью дети развивались благоприятно! Почему описанные в научной литературе факты привязанности младенцев и детей более старшего возраста к взрослому, который только разговаривал и играл с ребенком, не осуществляя при этом никакого ухода за ним? Психоаналитический подход, не дает ответа на эти вопросы. Сторонники теории “импритинга” – запечатления также отводят первостепенную роль раннему опыту ребенка в формировании его отношений к окружающим. Сущность ее заключается в переносе механизма ”импритинга” без должных оснований и на поведение ребенка. Согласно гипотезе “импритинга”, у детей раннего возраста происходит запечатление особенностей, свойственных взрослому, ухаживающему за ними, - его внешности, голоса, одежды, запаха. Они и составляют образ, вызывающий у ребенка привязанность по аналогии с образом матери или другого взрослого, заменяющего ее.

Сторонники другого направления в современной психологии – необихевиористического – считают, что отношение ребенка к взрослому определяется тем, как и в какой степени этот взрослый удовлетворяет первичные, органические потребности ребенка (потребности в пище, тепле, комфорте). По мнению отечественных психологов, потребности ребенка не сводятся к его органическим нуждам, которые удовлетворяет взрослый. В первые недели жизни у детей начинает формироваться потребность в общении с людьми – особая потребность не биологического, а социального характера (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, М.И.Лисина, М.Ю.Кистяковская). Общение со взрослыми рассматривается как один из важнейших факторов развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте.

Исследования, совершенные под руководством М.И.Лисиной, показали, что на протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько форм общения детей и взрослых. Главные из них: эмоциональное общение, деловое, внеситуативно – познавательное, внеситуативно – личностное.

2. Развитие общения ребенка со взрослыми на протяжении детства. 2.1. Формы общения.

Развитие общения ребенка со взрослым от рождения до 7 лет М. И. Лисина пред­ставляла как смену нескольких целостных форм общения.

Формой общения представлена коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, которая характеризуется сле­дующими параметрами:

В результате исследований были выявлен ычетыре формы общения, соответствующие для детей определенного возраста.

Первая форма – ситуативно-личностное общение –соответствует для младенчества. Общение в этом возрасте зависит от особенностей сиюминутного взаимодействия ребенка и взрослого, оно ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребенка.

Непосредственно-эмоциональные контакты являются основным составляющим элементом общения, т.к. главное, что привлекает ребенка, - это личность взрослого, а все остальное остается на втором плане.

В раннем возрасте ребенок изучает мир предметов. Ему необходимы теплые эмоциональные контакты с мамой, но этого теперь ему мало. У него появляется потребность в сотрудничестве, которая, вместе с желаниями в новых впечатлениях и активности, может быть реализована в совместных действиях со взрослым. Ребенок и взрослый, выступающий как организатор и помощник, вместе манипулирует предметами, исполняют все более сложные действия с ними. Взрослый показывает, что можно делать с различными вещами, как их эксплоутировать, тем самым раскрывая перед ребенком их качества, которые ребенок не в состоянии обнаружить. Общение, развертывающееся в ситуации совместной деятельности, названо.

С возникновением первых вопросов ребенка: «почему?», «зачем?», «откуда?», «как?»,- начинается сдедующий этап в развитии общения ребенка и взрослого. Это внеситуативно - познавательное общение, побуждаемое познавательными мотивами. Ребенок выходит за рамки наглядной ситуации, в которой раньше были сосредоточены все его интересы. Теперь его интересует намного больше: как устроен мир природы и человеческих отношений? И главным источником информации становится для него взрослый человек.

В середине или в конце дошкольного возраста должна возникнуть еще одна форма – внеситуативно – личностное общение. Взрослый для ребенка –авторитет, чьи указания, замечания принимаются по-деловому, без обид, без капризов и отказа от трудных заданий. Этот вид общения важнен при подготовке к школе, и если она не сформировалась к 6-7 годам, ребенок будет психологически не готов к школьному обучению.

Позже, в младшем школьном возрасте, сохранится и упрочится авторитет взрослого, появится дистанция в отношениях ребенка и учителя в условиях формализованного школьного обучения. Сохраняя старые формы общения со взрослыми членами семьи, младший школьник учится деловому сотрудничеству в учебной деятельности. В подростковом возрасте ниспровергаются авторитеты, возникает стремление к независимости от взрослых, стремление к ограждению некоторых сторон своей жизни от их контроля. Общение подростка со взрослыми и в семье, и в школе чревато конфликтами. В то же время старшеклассники интересуются опытом старшего поколения и, нуждаются в доверительных отношениях с близкими взрослыми.

Общение с другими детьми, первоначально практически не влияет на развитие ребенка (если в семье нет близнецов или детей близкого возраста). Даже младшие дошкольники в 3-4 года еще не умеют по-настоящему общаться друг с другом. Как пишет Д. Б. Эльконин они «играют рядом, а не вместе». О полноценном общении ребенка со сверстниками можно говорить, только начиная со среднего дошкольного возраста. Общение, вплетенное в сложную ролевую игру, способствует развитию произвольного поведения ребенка, умения учитывать чужое мнение. Определенно влияние на развитие оказывает включение в коллективную учебную деятельность – групповая работа, взаимная оценка результатов и т. д. А для подростков, пытающихся освободиться от оценки взрослых, общение со сверстниками становится ведущей деятельностью. В отношениях с близкими друзьями они (так же, как и старшеклассники) способны на глубокое интимно-личностное, «исповедальное» общение.

 



2016-01-05 2936 Обсуждений (0)
Факторы, определяющие отношения детей к взрослым 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Факторы, определяющие отношения детей к взрослым

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2936)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)