Культурные преобразования в 20-х – 30-х гг
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новгородский государственный университет Имени Ярослава Мудрого» Реферат по теме: «Культурные преобразования советской власти»
выполнили: ст. гр. ________ ФИО__________________ __________________ __________________
Великий Новгород 2015 Введение Культура является важной составляющей полноценного функционирования любого общества. Она впитывает в себя особенности каждой эпохи и, таким образом, представляет собой целую совокупность человеческих знаний, уменийи самовыражений. И так как она взаимосвязана со всеми сферами жизни человека, то в ней отражаются все социальные события, потрясения каждого периода времени. В нашей стране культура носит свой неповторимый самобытный характер, который складывался на протяжении многих столетий под влиянием важнейших событий российской и мировой истории. Каждое из них, в большей или меньшей степени, оставляло свой отпечаток, но были среди них и те, которые переворачивали все основы, навсегда меняли взгляды людей. Таким переломным моментом в отечественной истории слала первая половина 20 века, а точнее революция 1917 года. Октябрьская революция 1917 года явилась коренным переломом в истории нашей страны и всего мира, изменив устои российского общества и положив начало новому периоду. У верхов государственной власти оказались социалисты-революционеры, желающие коренного преобразования общества. Наряду с революционными изменениями в экономике и политике советская власть осуществляла коренную перестройку и всей культурной жизни России. Направление и характер начавшихся в культурной сфере преобразований определялись установками на формирование новой, социалистической культуры. Она явилась совершенно новым явлением в нашей стране, изменила устои жизни всего населения. Для всестороннего развития всей страны была необходима целая историческая полоса — полоса культурной революции. В советский язык этот термин был введен В. И. Лениным в 1923 году в своей работе «О кооперации». Культурная революция представляет собой целый комплекс мероприятий, осуществлённых в Советской России и направленных на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества. Целью этой революции было формирование нового типа культуры как части социалистического общества, в том числе увеличение доли выходцев из пролетарских классов в составе советской интеллигенции. В изучении культуры советского периода выделяются два подхода. Сторонники первого приводят многочисленные факты, подтверждающие тезис о примитивизации эстетических вкусов (исследователи Е. Гродзинский, П. Сорокин). Вторые рассматривают культуру с учетом конкретно-исторических условий ее развития, богатой крупными достижениями в различных сферах и одновременно серьезными ошибками. Но однозначного и правильного ответа все же нет.Поэтому можно сказать, что советские преобразования носили достаточно противоречивый характер: были люди, которые поддерживали политику большевиков и мечтали о построении социалистического общества, одобряя данные преобразования, а те, кто занимались искусством, требующим свободы творчества и самовыражения, противились строгим рамкам, в которые их загоняла социалистическая идеология, за что высылались из страны, подвергались репрессиям. Все же, уже первые советские преобразования в области культуры носили значимый характер, культура стала доступной всему обществу, что явилось главным достижением. Но не будем забывать, что она же была и подчинена официальной идеологии, что мешало ее полноценному всестороннему развитию и сотрудничеству с другими культурами. Это являлось одной из проблем, рассматриваемой нами темы, из которой можно сформулировать цели работы: ü Постараться максимально объективно оценить значение преобразований ü Проследить связь культурных изменений с социалистической идеологией ü Выявить особенности советской культуры
Глава 1 Идеология большевиков Философия большевизма представляет собой пересмотренную разновидность марксизма, развитую в основном в трудах Ленина, поэтому ее еще называют марксизмом-ленинизмом. В советской философии марксизм-ленинизм - единственно истинно-верная система философских, экономических и социально-политических взглядов, соединяющих воззрения, относительно познания и революционного преобразования мира, о законах развития общества, природы и человеческого мышления, о классовой борьбе и формах перехода к социализму, о созидательной деятельности трудящихся, непосредственно занятых строительством социалистического общества. В качестве цели и идеала в социализме выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы, равенства. Так же социализм ставит перед собой глобальную цель свержения капитализма и построения совершенного общества. В СССР все преобразования проводились, основываясь на этих идеях. Каждая сфера жизни общества реформировалась под строгим наблюдением партийной верхушки, одной из задач которой было усиление своих позиций.
Культурные преобразования в 20-х – 30-х гг. Культурные преобразования начинались в сложных условиях. Страна находилась в тяжелом экономическое положении, что стало причиной сокращения бюджетных средств, направляемых на культуру. Военные действия и революционные события нанесли значительный ущерб российской культуре: были разрушены здания школ, библиотек, музеев, памятники старины. Советская власть должна была взяться за восстановление. После своей победы большевики приступили к осуществлению культурных преобразований и начали с образования системы, контролирующей всю страну. В 1917 г. была создана Государственная комиссия по просвещению для руководства и контроля за культурой. В Наркомпросе был образован отдел просвещения национальных меньшинств для управления делами культуры в национальных регионах. На местах под контролем местных Советов были образованы отделы народного образования. Властью были упразднены функционировавшие до революции различные организации, на месте которых возникали уже новые, в духе социализма. С образованием СССР координация руководства культурой в масштабе всей страны осуществлялась совещаниями наркомов просвещения республик. С середины 20-х гг. от Наркомпроса начали отходить органы управления отдельными отраслями культуры общесоюзного статуса. Главной из первоочередных задач советского правительства было ликвидация безграмотности. Была создана широкая сеть школ, кружков, пунктов, в которых грамоте обучались и дети и взрослые. В 1917-1920 гг. ликвидировали неграмотность около 7 млн. чел. В 1920 г. при Нарокомпросе была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности , которая на местах создавала ликпункты, курсы по подготовке учителей по обучению грамоте. Однако слабая материально-техническая база образования, нехватка квалифицированных преподавателей, не позволяли достичь запланированных темпов обучения. Полная ликвидация неграмотности могла быть достигнута лишь введением всеобщего обучения детей и укреплением материальной базы образования. На российскую литературу в период образования советскогогосударства пришлась эпоха Серебряного века. Многие писатели и поэты развивали совершенно новые для страны жанры, которые зачастую не совпадали с марксистской идеологией, за что они и подвергались репрессиям. Но были и те, кто проникся идеями большевиков. Так тема революции и строительства социалистического общества становится ведущей темой творчества В.В. Маяковского. Первый советской пьесой, поставившей современные вопросы, была «Мистерия-Буфф», в которой поэт показал величие и героизм простого человека, а в поэме «150000000» - русский народ как провозвестника социалистической революции. Во второй половине 20-х гг. Маяковский создал свои лучшие произведения, свидетельствующие о его многогранном творчестве, не укладывающиеся в каноны социалистического реализма, основоположником которого он был объявлен. Многие деятели искусства и литературы эмигрировали: И.А.Бунин, А.Н. Толстой, А.Н. Куприн, Е.И. Замятин, М.И. Цветаева, Ф.И. Шаляпин, А.П. Павлова, С.В. Рахманинов. Советскую литературу создавали писатели Л. Леонов, М. А. Шолохов, Л. Н. Сейфуллина, А-А. Фадеев, поэты Д.Д. Маяковский, H.H. Асеев, Д.С.Тихонов. В области изобразительного искусства продолжалось знакомство с живописью Товарищества передвижных художественных выставок. Возникли новые организации: Ассоциация пролетарских художников, Ассоциация художников революционной России, Общество московских художников. Художники стремились найти новые средства и формы изображения советской действительности, которые были бы приняты широкой общественностью. Прославлять революцию и социализм начали и в общественных театрах. Быстро обновили свой репертуар драматические театры, стремившиеся показать героя, осознавшего величие революции: «Броненосец Потемкин» ВС. В. Иванова, «Любовь Яровая» К. А. Тренева, «Разлом» Б.А. Лавренева. Хотя театральное искусство, казалось, не испытывало потрясений и радикальных изменений, но и здесь были поиски новых форм обращения к зрителю. В 1920 г. В.Э. Мейерхольд, выступая за революционное преобразование театра, выдвинул программу полной переоценки эстетических ценностей и политической активизации театра и возглавил движение «Театрального Октября». Он хотел сделать театр политическим и агитационным, в котором и зрители должны были стать участниками спектакля. Однако поиск талантливого режиссера не увенчался успехом. Он не был понят ни зрителем, ни деятелями искусства. В театре преобладали традиции дореволюционного театрального искусства. В 1939 г. В.Э. Мейерхольд был репрессирован. В 1919 г. была национализирована кинематографическая промышленность. Работу кинофабрик и кинотеатров возглавил Всероссийский фотокиноотдел, в 1923 г. преобразованный в Госкино, а в 1926 г.- в Совкино. В 1925 г. на экраны вышли историко-революционные фильмы С. М. Эйзенштейна «Стачка» и «Броненосец Потемкин», ставший шедевром советского и мирового киноискусства. Большое количество деятелей культуры оказались в эмиграции. После осложнения международной обстановки в 30-х гг. в среде эмигрантов возродились споры о судьбе России и возможности возвращения на родину. Вернулись в Советский Союз писатель А.И. Куприн, поэтесса М. И. Цветаева, художник И.Я. Билибин. Но укреплявшаяся советская тоталитарная система заставляла многих отказываться от мысли о возвращении на родину. К моменту управления страной Сталиным эта тоталитарная система достигла своего апогея. Осуществлялся полный контроль над всем, никакое вольнодумство и отход от идей социализма в нашей стране был просто не возможен, что конечно же влияло и тормозило развитие культуры. Но в это же время, благодаря сильной руке Сталина, в некоторых областях Россия заняла лидирующие позиции, что можно отнести к положительным результатам советских преобразований. Глава 2
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1893)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |