Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Особенности развития музеев в Европе



2016-01-05 1330 Обсуждений (0)
Глава 2. Особенности развития музеев в Европе 0.00 из 5.00 0 оценок




Галерея Уффици

Галерея Уффици (с ит. ufficio — учреждение, канцелярия) во Флоренции — одна из самых значительных картинных галерей в Европе. Строительство архитектурного комплекса было начато в 1560 г. Д. Вазари и продолжено в 1585 г. А. Париджи, Б. Буонталенти. Современный вид музейное здание приобрело в 1658 г. Основу музейного собрания положило собрание банкиров из рода Медичи [2].

В 1581 г. герцог Франческо I (правил в 1574–1587 гг.) распоря­дился устроить на верхнем этаже Уффици художественную гале­рею. Там разместились античные статуи, в том числе 26 скульптур из Бельведерского антиква­рия, подаренных папой Пием V(понтификат 1566–1572 гг., он счел их непристойными для Ватикана), а также творения Донателло, Микеланджело, Бандинелли. В 1584–1587 гг. Буонталенти создал Зал, названный «Трибуна». (Костырь, 9) Трибуна предназначалась для экспонирования самых ценных экземпляров собрания Медичи, в нее было перенесено основная часть содержимого из студиоло.

В ту эпоху экономическое и политическое соперничество правящей европейской элиты выражалось в различных формах, включая меценатство, а публичная демонстрация накопленных сокровищ считалась одним из обязательных проявлений абсолютной власти. Галерея статуй, как и студиоло в Палаццо Веккьо, не отвечали политическим задачам великих герцогов. Окончательно объединив Госкану и превратив ее в абсолютистское княжество, они нуждались в легитимации своей власти в глазах общества, поэтому восхваление герцога и его деяний, прославление силы и великолепия рода Медичи должны были осуществляться постоянно и всеми возможными средствами. Важнейшим звеном их новой культурной политики становится создание галереи Уффици, и в частности Трибуны, которая, в отличие от студиоло, уже не входила в состав частных апартаментов герцога, а была экспозиционным залом, доступным для обозрения всем желающим. Ее оформление, сочетавшее идейное содержание с «наслаждением для глаз», производило сильнейшее впечатление на умы и души зрителей, в числе которых были как подданные герцога, так и его соседи-правители.

Значительная часть содержимого Трибуны — драгоценности, геммы, медали, мелкая пластика, природные редкости — размещалась в многочисленных ящиках, закрепленных на стенах на уровне человеческого роста с помощью консолей. Верхняя крышка этих ящиков одновременно служила полкой для ваз из полудрагоценных металлов и небольших произведений скульптуры. Над полками-ящиками висели картины Рафаэля, Андреа дель Сарто, Понтормо и другие шедевры живописной коллекции Медичи, а под консолями размещались миниатюры и парадное оружие. Линия полок-ящиков проходила по всему периметру Трибуны, но не была сплошной, ее прерывали ниши, внутренняя поверхность которых имела уступы для ваз и предметов мелкой пластики. Стены скрывали два потайных шкафа с глухими дверцами, обитые внутри деревом и красным бархатом. На их резных полках стояли сосуды из горного хрусталя. Коллекционные предметы размещались и в многочисленных ящичках двух шкафов-кабинетов черного дерева. Один из них, «studiolo grande», находившийся напротив входа, был так богато украшен драгоценностями, что даже не просматривалась его основа. Своими пропорциями он помогал организовать пространственную среду Трибуны, поскольку его пилястры были одной высоты с настенными консолями, а балюстрады на фасаде соответствовали линии настенных ящиков. Другой кабинет, называвшийся Темпьетто, украшали пластины из позолоченного серебра с рельефами на тему «жития» Франческо Медичи. Он располагался в центре Трибуны и выглядел ее уменьшенной копией: повторял восьмиугольный план помещения и стоял на восьмиугольном столе. При украшении интерьера были использованы красный, золотой и голубой цвета, которые явно перекликались с колористической гаммой герба Медичи, поэтому фигуры, стоявшие на визуально связанных с Темпьетто консолях, не просто изображали подвиги Геракла, а олицетворяли энергию, трудолюбие и другие добродетели герцога Франческо.

Инкрустированный перламутром купол Трибуны и множество нарисованных вдоль фриза рыб символизировали воду, роза ветров и флюгер (флажок на фонаре) — воздух, красные драпировки стен — огонь, а выложенный полудрагоценными камнями пол — землю. Эта космологическая символика рисовала четыре элемента (природные субстанции), которые, согласно представлениям древних, являлись составными частями при создании Вселенной. Тем самым в Трибуне воссоздавался образ мира, или универсума, а герцог Франческо и его деяния, изображенные на рельефах Темпьетто, становились центром того космического порядка, что был предопределен самим Богом.

 

Британский музей.

Начало Британскому национальному музею было положено частным лицом — сэром Гансом Слоаном, который в 1751 году предложил парламенту купить его драгоценную научную коллекцию за 20 000 фунтов стерлингов. Врач Ганс Слоан хотел, чтобы его собрания оставались в Лондоне, «где благодаря большому стечению народа от них была бы наивысшая польза». Парламент согласился, а потом купил коллекцию рукописей Гарлея и присоединил к ним ранее пожертвованную библиотеку сэра Джеймса Коттона.

Положенные в основу музея коллекции были куплены не на государственные деньги, а на доходы от национальной лотереи. Во время ее проведения был собран фонд в 300 000 фунтов стерлингов. Хотя парламент и учредил музей, но установил столь мизерное его ежегодное финансирование, что на прием посетителей средств просто не хватало. Поэтому вход в Музей был строго ограничен, и в течение многих лет после своего открытия он принимал не более 60 человек в день. Через полвека эта цифра поднялась до 120 человек в день.

Первоначально здание Музея располагалось в квартале, где жила аристократическая публика, и, конечно, Музей не был местом для массовых народных посещений. Он был открыт для посещений лишь первые четыре дня недели, и то только «для всякого человека пристойного вида». Посетителей пускали группами, по 15 человек в каждой. Вплоть до 1836 года (и даже позднее) Музей по выходным и праздничным дням не работал, чтобы ограничить приток представителей «низов общества», в том числе «матросов с верфей и девиц, которых они могут с собой привести».

В экспозиции были выставлены главным образом манускрипты, книги, монеты и медали. Разнообразие в строгую и чопорную обстановку Музея вносили такие экспонаты, как египетская мумия, заспиртованная голова грифа, свинья-циклоп. Среди занимательных экспонатов был один из двух рогов, выросших на голове некой Мэри Дэвис, чей портрет (с двумя рогами) был вывешен тут же рядом. Так что долгое время Британский музей оставался кабинетом редких и курьёзных вещей.

В 1772 г. произошло значительное приобретение предметов искусства — покупка коллекции античных ваз и других памятников, принадлежавших английскому посланнику в Неаполе Уильяму Гамильтону (1731–1803) [8].

На протяжении всего XIX века фонды Британского музея пополнялись за счёт раскопок, экспедиций и частных пожертвований.

Обширнейшие коллекции музея включают произведения искусства Древнего Египта, Междуречья, Древней Греции и Рима, средневековой Европы и Азии, этнографические коллекции, собрания монет и медалей, коллекции гравюр и рисунков и занимают 94 галереи протяженностью более 4 км.

 

Музей Прадо

На протяжении нескольких столетий испанские короли собирали произведения искусства. Первым монархом, который пожелал сохранить художественные ценности во владении испанской короны, был Карл V (1500–1558). Выставленные в загородном дворце Эль Пардо произведения светского искусства могла посещать только знать. Доступ широкой публики был разрешен в Эскориал, где была представлена религиозная живопись. Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606–1665): он предписывал скупать ценные предметы искусства [7].

Затянувшиеся на двадцать лет строительные работы были прерваны французским вторжением, однако идея широкого показа богатейших коллекций испанских монархов не только не угасла, но обрела еще большую силу. В декабре 1809 г. король-узурпатор Жозеф Бонапарт объявил в своем указе о намерении создать в Мадриде Музей живописи, состоящий из произведений различных школ и направлений. Для этого предполагалось отобрать нужные картины в общественных зданиях и королевских дворцах. Однако появление музея стало заслугой законного испанского короля Фердинанда VII, вновь вступившего на престол в 1814 г. По его приказу уже основательно обветшавшее здание в Прадо было отреставрировано, и 19 ноября 1819 г. в нем состоялось торжественное открытие для широкой публики музея Прадо. Формально он создавался как публичный, но до революции 1868 г. считался не государственным, а королевским музеем, и это проявлялось, например, в ряде ограничений относительно приема посетителей. Для широкой публики он был открыт лишь по средам или субботам, за исключением дождливых дней. При всем богатстве художественных коллекций испанской короны в музейной экспозиции во время ее открытия находилось всего 311 картин, причем отбирались они с необычайной строгостью: полотна с изображением обнаженных тел к показу не допускались. Вначале эти произведения даже решили сжечь, и лишь вмешательство гофмаршала двора маркиза Санта Крус спасло их от гибели: они были переданы в закрытые помещения Академии Сан Фернандо (Королевской академии изящных искусств). Лишь после 1868 г., когда Прадо перешел в ведение города Мадрида, комплектование его фондов перестало зависеть от вкусов монарших особ и приобрело планомерный и целенаправленный характер [6].

Таким образом, на примере трех музеев, можно увидеть некоторые отличия, которые характеризуют только данную страну и можно даже сказать данный музей. Одни музеи возникают с королевских коллекций либо частных собраний. Также существенна разница в источнике пополнение музеев. Это могли быть дары, экспедиции, скупка коллекций, частные пожертвования и др. Кроме того была разница в специализации музея, в характере выставляемых предметов. Несмотря на различия, музеи объединяют и общие процессы становления, которые происходили в Европе.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, можно сказать, что музеи Европы начали зарождаться в эпоху Возрождения. С развитием человеческой мысли, зарождается идея гуманизма, которая во многом повлияла на становление музея, как социокультурного института.

Для эпохи Ренессанса характерен повышенный интерес к наследию прошлого, особенно во Флоренции XIV—XV веков. Многие состоятельные торговые флорентийские купцы и аристократы увлекались составлением коллекций. Первое место среди флорентийских коллекционеров по широте интересов принадлежало роду Медичи. К XV—XVI векам относится время создания одного из старейших в Европе музеев — галереи Уффици во Флоренции. Так, на рубеже XIV—XV в. был сделан шаг от бессистемного собирательства к появлению собраний, имеющих культурную и научную направленность. Стали образовываться кунсткамеры, кабинеты редкостей, мюнц-кабинеты, галереи, пинакотеки. В них сосредоточивались естественнонаучные, этнографические и историко-художественные редкости.

На основе частных или королевских коллекций образуются музеи, которые вскоре пополняются различными способами. Так, первые музеи, отвечали вкусам владельцев коллекции. Кроме этого, создаются первые экспозиции и описания собрания. Постепенно открываются музеи для широкой публики, конечно, многое для посетителей было много не понятно, но это дало толчок для дальнейшего развития музееведческой деятельности. Приобретение статуса музея «публичный» государством признавались культурные ценности достоянием всего народа.

Ко всему прочему, в каждой стране существовали некоторые свои особенности организации музея и представления в нем экспонатов, и даже сами экспонаты. Это делает уникальным как музей, так и страну в целом.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Костыря М. А. Крупнейшие художественные музеи мира: Учебно-методическое пособие. СПб, 2011. — 50 с.

2. Лысикова О.В. Музеи мира: Учебное пособие к интегрированному курсу «Музеи мира» / О.В. Лысикова. — М.: Флинта: Наука, 2002. — 128 с.;

4. Музееведение : учеб. пособие для студентов специальности 031502 – музеология / Л. Г. Гужова [и др.] ; под. ред. доц. Н. В. Мягтиной ; Владим. гос.

ун-т. – Владимир : Изд-во Владим. гос. ун-та, 2010. – 116 с.

5. Н. И. Рубан. Музеология. История музейного дела. Музейное дело на Дальнем Востоке России. (Учебное пособие), Хабаровск: Министерство культуры Хабаровского края, Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н. И. Гродекова, Дальневосточный государственный гуманитарный университет 2007. — 320 с.\

6. ЮреневаТ.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. — 2-е изд. — М.: Академический Проект, 2004.— 560 с.

7.http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/MUZE_PRADO.html

8. http://www.london-4ever.narod.ru/Brit_muz/brit_muz_rus.htm

 



2016-01-05 1330 Обсуждений (0)
Глава 2. Особенности развития музеев в Европе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Особенности развития музеев в Европе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1330)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)