Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возникновение ранних религиозных систем



2016-01-05 588 Обсуждений (0)
Возникновение ранних религиозных систем 0.00 из 5.00 0 оценок




У тех восточных народов, которые в своем поступательном развитии пересекли грань первобытной общины, свойственные раннерелигиозному комплексу верования, представления, обряды и культы с течением времени заметно отошли на второй план. На передний план в этих обществах вышли религиозные системы, главным в которых стал культ могущественных богов. Однако и в рамках этих систем многие черты и признаки ранних религиозных представлений и верований сохранялись в трансформированной форме либо в виде пережитков. Религиозная система, которая опиралась на фундамент ранних форм религиозных представлений и верований, вынуждена была считаться с реальностью. В результате, в новой системе появилось несколько уровней или пластов, которые находились в рамках ее иерархической структуры в зависимости от степени своей древности, сложности, распространенности. В этих условиях пережитки раннерелигиозных форм сохранялись в виде суеверий, закреплявшихся на уровне низшего, наиболее примитивного пласта. Это объясняется тем, что простой народ, всегда составлявший основную массу верующих и последователей той или иной религии, вносил в складывавшуюся религиозную систему свои привычные представления, закрепленные в устойчивых стереотипах поведения нормы жизни, обряды, оценки. Все эти компоненты будучи включенными в корпус новой всеобъемлющей системы, делали ее более устойчивой, помогали выжить и стать господствующей в умах верующих. В результате создавался тот примитивный набор суеверий (вера в различного рода леших, домовых и т. п.), приемов магии, экзорцизма (т. е. методики изгнания бесов, демонов, злых духов), оберегов, без которого, практически, не обходится ни одна развитая религиозная система. Более того, изменившись полностью, многие элементы раннерелигиозного комплекса вошли в качестве органичных и структурно весьма существенных явлений в новые развитые системы (молитва или причастие в христианстве, мантры в буддизме, намаз в исламе). Означает ли это, что ранние формы религии сохранялись в развитых системах не только на их низшем уровне в виде примитивных суеверий, но также и в качестве важной их составной части? Да, однако, ранняя и примитивная модификация развитой религиозной системы существенно отличалась от самой примитивной системы. Её комплекс всегда был и оставался именно комплексом, т. е. организованной и непротиворечивой суммой различного рода ранних религиозных представлений, верований, культов и обрядов. Сумма эта могла легко разлагаться на составляющие ее слагаемые, и при этом комплекс в целом практически ничего не терял: в одних местах, преобладало шаманство, в других – анимизм, в третьих – фетишизм. И хотя преобладание чего-то одного из всей системы не означало, что в данном регионе и среди данного народа вовсе не известны все прочие элементы, так как оно само по себе уже свидетельствовало о сравнительной независимости всех слагавших комплекс элементов. Особенности внутренней структуры религиозной системы заключались в том, что составляющие ее элементы неравноправны и организованы в иерархическую структуру, в рамках которой есть ведущий, главный элемент, сущность которого определяет всю структуру системы, соподчинение и строгую взаимозависимость всех остальных элементов. Главным элементом в наиболее ранних религиозных системах был культ могущественных богов; его интересам и нуждам было подчинено все остальное. Первобытный человек привык воспринимать вещи и явления мира с его магической силой как нечто реальное, а от этого лишь шаг до появления идеи о существовании могущественных богов, в символическом облике которых как бы сконцентрированы сверхъестественные сил. Такой шаг сделать удалось лишь весьма немногим, так как сознание первобытных людей на уровне эпохи неолита не было подготовлено для конструирования достаточно сложных религиозных систем. Но сознание не всегда определяет настоящий путь развития образа жизни человека. Здесь важны разные факторы. Правда, неолитические земледельцы совершили огромный революционный скачок, научившись производить избыточный продукт, с помощью которого можно было содержать оторванные от производства пищи слои социальных верхов. Но не только это повлияло на возникновение первичных надобщинных политических структур и появления первых очагов цивилизации и государственности. Появление таких очагов - один из сложнейших процессов в науке. Лишь оптимальное сочетание ряда благоприятных факторов (экологическая среда, уровень производства, наличие материально-производственных ресурсов, высокая производительность труда с регулярно вырабатываемым избыточным продуктом, нужный демографический оптимум) формирует определенную плотность населения и ту объективную материальную базу, на основе которой могут возникнуть первые протогосударства. И только в результате появления таких политических структур, которые объединили родственные и неродственные этнические группы в единый политический организм с сильной властью обожествленного вождя, создается реальная база для генезиса религиозных систем.

Как известно, первые в истории человечества очаги цивилизации и государственности появились на Ближнем Востоке, в плодородной долине великих рек Нила, Тигра и Евфрата. Сложившиеся там, в первую очередь в пойме Двуречья, ранние надобщинные политические структуры являли собой на рубеже IV-III тысячелетий до н. э. небольшие административные образования типа городов - государств. Центром их являлось поселение городского типа, сердцевиной и символом которого обычно был храм-зиккурат, выстроенный в честь какого-либо божества, считавшегося покровителем данной политической структуры. Выдвижение храма на передний план в качестве не только духовного, но также и политического и экономического центра было не случайным. Нередко храм был местожительством вождя, пребыванием его административного аппарата, состоявшего в основном из жрецов-чиновников.[10] В храме располагались амбары для хранения зерна, а также, находились склады готовой продукции ремесленников, арсеналы. Почему центром был именно храм? Культ обожествленного вождя, правителя-символа, посредника между миром живых и умерших, миром людей и богов, был связан не только с представлением о сакральной святости власть имущего, обладавшего магической силой, но также и с уверенностью в том, что именно молитвы и просьбы вождя скорее дойдут до божества и будут максимально результативны. Эта уверенность способствовала тому, что в ранних политических структурах типа протогосударств вождь-правитель чаще всего одновременно был как первосвященником (высшим жрецом сверхъестественных сил, олицетворявшимся в символическом облике бога), так и могущественным покровителем данной политической структуры. В честь своего бога и строился храм, в котором вождь-первосвященник отправлял необходимые ритуалы. Храм стал символом религиозной связи живых с богами и центром всей жизни протогосударства. "Уже в древнюю эпоху складывается обособленное сословие жрецов. Жрец, обслуживающий храм должен был отличаться высоким ростом, здоровыми зубами, чтобы чётко произносить священные формулы. Все горожане, включая рабов, принадлежали к определённому храму. Храм выполнял также административные и судебные функции. Вавилонские храмы строились в форме ступенчатых башен – зиккураты. Изображения божества играли в богослужении центральную роль. Жрецы регулярно приносили жертвы богу и воспевали его в гимнах, которые исполняли под аккомпанемент музыкального инструмента. С демонологией были связаны обряды искупления. Особые жрецы – маги с помощью заклинаний и магических ритуалов совершали обряды изгнания демонов. В вавилоно-ассирийской религии была тщательно разработана система гаданий".[11]
Храм каждого из городов-государств посвящался конкретному божеству. Но даже если этот бог имел какую-то специализацию (был богом солнца, земли, воды или даже богиней любви, как то имело место в Двуречье), это ни в коей мере не умаляло ни его потенций, ни его забот обо всех сторонах жизни почитавших его людей, причем людей по происхождению, возможно, этнически гетерогенных. Это означало, что могущественный бог должен был заместить собой всех тех тотемных предков-покровителей и мелких местных духов, которых почитали разные коллективы и которые еще вчера были своими и самыми близкими для той или иной этнической группы. Васильев Л.С. писал: "В их честь строили пышные храмы, а наиболее известные из них, как бог солнца Ра (Амон-Ра), провозглашались отцами правителя. Совмещая функции администраторов и служителей храмов, древнеегипетские жрецы сосредоточили в своих руках практически все руководство страной как в сфере экономики и политики, так и в области духовной культуры, будь то грамотность, знание, образование или иные отрасли культурной традиции".[12] Со временем возникала единая сводная система, включавшая все ранние системы каждого из протогосударств с их местными богами, храмами и вождями-первосвященниками в крупную, иерархическую структуру. Хотя эта структура не была устойчивой, так как на передний план в ней могли выходить боги той политической общности, которая в данное время господствовала или стремилась к господству, но она, тем не менее, оказалась достаточно стабильной и приобрела свойственные ей черты и признаки, в первую очередь политеизм – многобожие.

Такая крупная религиозная система со временем упрочилась и закрепилась. Была выработана её начальная доктринально-идейная основа, которая была наглядно отражена в системе мифов, повествующих о славных деяниях и великих заслугах различных богов и героев, об их роли в возникновении мироздания и людей, об их мудрости и сверхъестественных возможностях.



2016-01-05 588 Обсуждений (0)
Возникновение ранних религиозных систем 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возникновение ранних религиозных систем

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (588)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)