Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ШПИОНАЖА КАК ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ВНЕШНЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ



2016-01-05 1409 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ШПИОНАЖА КАК ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ВНЕШНЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……….3

ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ……………………………………..6

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ШПИОНАЖА КАК ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ВНЕШНЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ…………….7

ГЛАВА 2. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШПИОНАЖА…………………………………………………………..…….16

ГЛАВА 3. ОБЪКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ ШПИОНАЖА…………………………………………………………….…..23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………30


 

ВВЕДЕНИЕ

Государственная измена и шпионаж относятся к числу государственных преступлений направленных против внешней безопасности государства. Предупреждение государственной измены и шпионажа и наказания за эти преступления являлись важным фактором в организации защиты государственной тайны в Республике Беларусь.

Актуальность темы исследования. В современном мире шпионажем могут заниматься не только государственные структуры разных стран, хотя и этот факт не потерял своей значимости. Сейчас получили широкое распространение в нашей стране различные формы частных фирм и огромные конгломераты. Естественно, у каждой фирмы, у каждого производителя есть свои тайны и производственные секреты, и, соответственно, есть желающие получить чужие секреты ради собственной моральной или материальной выгоды. Вследствие этого проблема шпионажа сейчас стоит не только на межгосударственном, например, военном уровне, но и внутри страны, в среде частных производителей.

Глава 32 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК) содержит перечень преступлений против государства - совершенных умышленно общественно опасных деяний, предусмотренных ст.ст. 356-361 УК и причиняющих существенный вред безопасности Республике Беларусь и ее конституционному строю. К данной группе преступлений относятся:

* измена государству;

* заговор или иные действия, совершенные с целью захвата государственной власти;

* шпионаж;

* террористический акт;

* диверсия;

* призывы к действиям, направленным в ущерб внешней безопасности Республики Беларусь, ее суверенитету, территориальной неприкосновенности, национальной безопасности и обороноспособности.

На примере преступления, предусмотренного статьей 356 «Измена государству» рассмотрим его состав, который включает:

- объект в виде внешней безопасности Республики Беларусь как состояния защищенности от внешних угроз суверенитета, территориальной неприкосновенности, национальной безопасности и обороноспособности республики;

- объективная сторона преступления выражается в действии (бездействии), совершенном в ущерб внешней безопасности Республики Беларусь в форме выдачи государственной тайны другому государству, шпионажа, переходу на сторону врага во время войны, оказания иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности против Республики Беларусь и другое;

- субъективная сторона преступления представляется в форме умышленной вины с прямым умыслом, т.к. лицо сознавало общественно опасный характер указанных деяний, совершенных им в ущерб внешней безопасности Республики Беларусь, и желало их совершать;

- субъектом данного преступления может быть физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Объект курсовой работы - уголовная ответственность за общественно-опасное деяние, подпадающее под ст. 358 УК «Шпионаж».

Предмет курсовой работы - общественно-опасное деяние, подпадающее под ст. 358 УК «Шпионаж».

Цель данной курсовой работы: изучение преступления, предусмотренного особенной частью Уголовного кодекса Республики Беларусь статьей 358, а также отличие деяний, указанных в статье 356 Уголовного Кодекса Республики Беларусь.

Для достижения поставленной цели был сформулирован ряд задач:

- рассмотреть вопрос понятия, сущность, отличие деяний, указанных в статье 356 УК;

- рассмотреть преступление шпионаж в системе преступлений против государства;

- проанализировать преступление шпионаж, его статистика и применение наказания за указанное преступление.

В ходе исследования был использован диалектический метод, как один из общенаучных методов познания. Кроме того, теоретические и практические аспекты темы изучались с помощью сравнительно-правового, историко-правового, формально-логического и других методов, практикуемых в отечественной уголовно-правовой и криминологической науке. Исследование базируется на изучении белорусского законодательства и научной литературы по избранной теме.

Структура работы определена целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.


 

ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ

При написании данной работы были использованы научная и учебно-методическая литература в периодических изданиях Республики Беларусь и нормативно-законодательные акты Республики Беларусь.

Основными источниками, раскрывающими теоретические основы шпионажа, явились работы Гайдельцова В.С., Литвинко В.А., Рябцука В.И. и др. В данных источниках подробно рассмотрена тема шпионажа.

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ШПИОНАЖА КАК ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ВНЕШНЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Все секретное и тайное всегда вызывает повышенный интерес общественности. Стоит вокруг чего-то или кого-то создать хотя бы иллюзию секретности, как тут же этот объект становится предметом повышенного интереса и обсуждений - так происходит в обычной повседневной жизни, а что уже говорить о том, когда разговор заходит о секретности на уровне целой страны или организации.

Преступления против государства - это умышленные общественно опасные деяния, посягающие на внешнюю или внутреннюю безопасность государства[2, с.17].

Родовым объектом преступлений против государства является система отношений, обеспечивающая внешнюю и внутреннюю безопасность государства как политического института суверенной власти на определенной территории, формируемая на основе утвержденных конституционных норм и принципов.

Система внешней безопасности государства обеспечивается такими составляющими ее элементами, как суверенитет (независимость от других государств в устройстве и осуществлении власти), целостность и неприкосновенность территории, обороноспособность, экономическая независимость.

Систему внутренней безопасности государства составляют такие основополагающие и гарантирующие стабильность политической системы элементы, как незыблемость конституционных основ формирования политической системы власти, устойчивость социальной системы, свобода политической и общественной деятельности.

С объективной стороны преступления против государства выражаются в большинстве случаев в активной форме преступного поведения и признаются оконченными с момента совершения соответствующего деяния.

Субъективная сторона преступлений против государства предполагает вину исключительно в виде прямого умысла. Для некоторых составов преступлений против государства требуется установление специальной цели при совершении соответствующих преступных действий. Так, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля в связи с таковой его деятельностью образует состав террористического акта, а не убийства, если виновный действовал с целью дестабилизации общественного порядка и т.д. Для квалификации диверсии требуется, чтобы виновный совершал соответствующие действия с целью нанесения ущерба экономической безопасности и обороноспособности государства.

Мотивы совершения преступлений против государства могут быть самыми различными (от открытой политической ненависти к существующей системе власти до обычной корысти) и на квалификацию указанных преступлений не влияют.

С учетом характера деяния все преступления против государства условно можно подразделить на две группы:

- посягательства на внешнюю безопасность государства: измена государству (ст. 356); шпионаж (ст. 358); диверсия (ст. 360);

- посягательства на внутреннюю безопасность государства: заговор с целью захвата власти (ст. 357); террористический акт (ст. 359); призывы к свержению или изменению конституционного строя Республики Беларусь или к совершению преступлений против государства (ст. 361).

В данной работе будет изучаться преступление, посягающие на внешнюю безопасность государства, а именно шпионаж.

Шпионская деятельность (шпионаж) - это практическое действие по получению секретной или конфиденциальной информации касательно организации или общественной группы без разрешения носителя информации. Шпионаж выделяется из всех форм разведывательной деятельности тем, что шпионаж также подразумевает внедрение в место хранения информации или доступ к людям, которые владеют этой информацией и могут обнародовать ее.

Во все времена тайные службы оказывали большое влияние на ход истории. Но известно совсем немного случаев, когда их работа заслуживала официальное признание. Военачальники, как правило, не упоминают в своих мемуарах о помощи, оказанной им тайными агентами. Документы секретных разведывательных служб бессрочно хранятся в архивах, и содержание большинства из них не станет известным миру до тех пор, пока существует государство или, по крайней мере, не изменится общественный строй. Например, в архивах британской Secret Intelligence Service до сих пор находятся под замком бумаги, датированные XVI-XVII вв. Возможно, их обнародование заставило бы переписать некоторые главы британской истории [2, с.21]. Похожим образом обстоит дело с тайными архивами в других странах.

Задачи шпионажа исторически определились как информационная (в том числе предупреждающая шпионаж и диверсии со стороны противника) и наступательная, то есть контрразведка и проведение локальных подрывных военных операций в тылу врага. Сбор информации в наши дни зачастую упирается в проблему обработки и анализа официальной информации. Географические карты и расписания движения поездов, дающие представление о пропускной способности транспортных сетей, публикация статистических данных, списков должностных лиц и тому подобных данных позволяют получать немало полезных сведений о любой стране. Эксперты в соответствующей области стали первыми, кто находит шпионам работу, указывая цель и тем самым заранее предугадывают возможные пути решения вероятных проблем. Собирая информацию, они сопровождают её необходимыми комментариями, позволяющими современно оценивать намерения явного или вероятного противника. Остальное дело политиков и военных. Современный шпионаж - ничто иное, как работоспособная эффективная агентурная сеть, развёрнутая в стане противника. Образ удачливого шпиона-одиночки, идеализированного кинематографом, становится всё менее актуальным в наши дни. В сущности, состояние разведывательной системы государства отражает его «здоровье», то есть силу и международный авторитет.

Но, несмотря на всё вышесказанное, шпионаж в своей сущности, для законодателя остаётся преступлением уголовное наказание, за совершение которого предусматривает от десяти до двадцати лет лишения свободы.

Необходимость ведения разведывательной деятельности определяют высшие органы законодательной и исполнительной власти, исходя из невозможности или нецелесообразности обеспечения безопасности страны иными способами.

Задачи службы внешней разведки (далее - СВР) не формируются сами по себе, а их ставит перед ней руководство страны исходя из национальных интересов. В настоящее время в разведке происходит переход от конфронтации со спецслужбами различных стран к взаимодействию и сотрудничеству в тех областях, где совпадают их интересы. Однако это сотрудничество не является всеобъемлющим и не исключает ведения разведки на территории тех или иных государств исходя из национальных интересов.

В настоящее время разведка ведётся в трёх основных направлениях: политическая, экономическая и научно-техническая разведка.

В области политической разведки перед СВР стоят задачи: получать упреждающую информацию о политике ведущих государств мира на международной арене; отслеживать развитие кризисных ситуаций в «горячих точках» планеты, которые могут представлять угрозу для национальной безопасности страны; добывать сведения о попытках отдельных стран создать новые виды вооружения, особенно ядерные.

В области экономической разведки перед СВР стоят такие задачи как защита экономических интересов страны; получение секретных сведений о надёжности торгово-экономических партнёров, деятельности международных экономических и финансовых организаций затрагивающей интересы страны; обеспечение экономической безопасности страны.

По линии научно-технической разведки задачи СВР практически остались прежними. Они заключаются в получении данных о новейших достижениях в области науки и техники, особенно военных технологий, в интересах укрепления обороноспособности страны.

Шпионаж может привести к срыву конкретных политических, военных и иных мероприятий, подорвать международный авторитет нашего государства, нанести вред конституционному строю республики. Шпионаж организуется в основном иностранными спецслужбами и носит скрытый характер.

Общественная опасность шпионажа заключается в том, что из владения государства могут уйти важнейшие сведения, составляющие государственную тайну. Кроме того, шпионаж, как преступное деяние, создает условия для совершения других преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. Именно поэтому предметом шпионажа могут быть наряду с государственной тайной иные сведения, не образующие государственной тайны.

Рассмотрим понятие государственной тайны.

В соответствии с законом Республики Беларусь от 29 ноября 1994 г. в редакции закона от 4 января 2003 г. «О государственных секретах» [13] государственной тайной признаются особо охраняемые сведения, предусмотренные в специальных перечнях, переход которых в распоряжение иностранного государства объективно может повлечь тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь, а также создать угрозу безопасности граждан либо их конституционным правам и свободам.

Для признания сведений государственной тайной необходимо, чтобы они отвечали следующим признакам.

Во-первых, государственной тайной могут быть признаны сведения военного, экономического, научно-технического, политического и иного характера, которые имеют важное значение для обеспечения безопасности, обороноспособности или иных интересов республики.

Во-вторых, к государственной тайне относятся сведения, приведенные в общегосударственном и ведомственных перечнях. Общегосударственный Перечень сведений, составляющих государственную тайну Республики Беларусь, утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 3 марта 1999 г. № 129.

В-третьих, сведения, составляющие государственную тайну, обозначаются одним из следующих грифов: «Совершенно секретно» или «Особой важности».

В-четвертых, в отношении сведений, признаваемых государственной тайной, нормативными актами правительства и отдельных ведомств устанавливается особый режим обращения.

Адресатом выдачи государственной тайны являются иностранное государство, иностранная организация либо их представители. Иностранное государство выступает в лице органов, сотрудников либо официальных представителей. Официальными представителями иностранного государства признаются главы дипломатических представительств, дипломатический персонал (советники, первые, вторые и третьи секретари, атташе, торговые представители), а также руководители государства и члены правительственных делегаций.

Иностранные организации - это зарубежные объединения, партии, фирмы, концерны, ассоциации, а также международные, межнациональные, межправительственные, межгосударственные образования, в том числе и объединения иностранных государств, а равно филиалы таких иностранных организаций, действующие на территории Республики Беларусь [12, с.19].

При этом следует иметь в виду, что иностранная организация может использоваться соответствующей спецслужбой в качестве прикрытия, "крыши", под которой действуют иностранные разведчики. Кроме того, на практике достаточно часто фиксировались факты создания разведцентрами фиктивных организаций, финансируемых спецслужбами через подставных лиц.

Представитель иностранного государства или иностранной организации - понимается физическое лицо, которое официально или неофициально представляет какой-либо государственный орган или организацию, выполняет поручения органов иностранного государства либо негосударственной организации по ведению враждебной деятельности против Республики Беларусь.

Представители иностранных государств или зарубежных организаций могут открыто представлять их либо действовать конспиративно, на конфиденциальной основе. Представители иностранного государства или зарубежной организации могут являться гражданами данного государства либо какой-то третьей страны, лицами без гражданства, а иногда и гражданами Республики Беларусь.

Выдача государственной тайны может быть совершена устно, письменно, путем передачи документов, схем, чертежей, образцов изделий, аудио- или видеокассет и тому подобными способами.

Измена государству в данной форме признается оконченной с момента перехода сведений к иностранному государству, организации или их представителю. При выдаче сведений, составляющих государственную тайну, виновный не занимается их сбором, а передает те сведения, которыми он располагал до возникновения намерения сообщить их иностранному адресату.

Теперь рассмотрим понятие «иные сведения».

Под иными сведениями понимаются сведения (как закрытые, так и совершенно открытые), которые хотя и не составляют государственную тайну, но могут быть использованы в ущерб интересам Республики Беларусь [7, с.671].

Круг "иных сведений" не ограничен законом и не предусмотрен каким-либо перечнем. Зарубежные спецслужбы, например, интересуют планы и схемы дорог, сведения о социально-политической обстановке и моральном состоянии вооруженных сил, исчерпывающие данные о военачальниках, политиках и многое другое. С изменением общественно-политического строя в стране лица, уличенные в распродаже государственных секретов, обычно объясняют свои действия якобы имеющимися у них намерениями способствовать гласности, демократии и охране окружающей среды. На самом же деле ими, как правило, движет стремление к личной выгоде.

Мотивов шпионажа при всем их кажущемся разнообразии, на самом деле немного. Объяснить, почему люди становятся шпионами вполне возможно. Общепринятая теория, утверждает, что ими движут деньги, идеология, компромисс (или в другой трактовке - насилие) и эгоизм. Среди других мотивационных факторов также упоминают недовольство и злобу.

Для многих шпионов, какими бы романтиками их не выставляли художественные произведения, основным мотивационным фактором является финансовая выгода. Агенты таким образом ищут дополнительный заработок или принимают такое решение ввиду финансовых трудностей.

Иногда шпионами становятся по убеждению: политическим предпочтениям, национальной принадлежности, культурным убеждениям или вероисповеданию. Этот фактор играл большую роль во время Холодной войны. Бывает, что шпионами становятся из-за враждебных настроений против какой-либо державы.

Шпионами становятся и по личным и семейным связям. Иногда может пройти утечка секретной информации в семейный или дружеский круг. В некоторых случаях партнеры и друзья шпионов становятся очень активными агентами. Часто метод сближения используется для выведывания информации.

Нельзя приуменьшать и роль эгоизма в человеческой мотивации. Такие люди уверены в своей значимости, даже если являются мелкими сошками, они стремятся стать выше, чем коллеги, друзья и соседи. Кстати, жажда острых ощущений тоже принуждает людей менять свой жизненный уклад и становиться шпионами. Основной мотиватор здесь - восхищение деятельностью, ярким тому примером служил Кристофер Кук, который был просто в восторге от шпионажа.

Но не все мотивационные факторы зависят от человека. Запугивания угрозой смерти или насилия - вот еще некоторые факторы давления. Не меньшее действие оказывают угрозы, касающиеся друзей, близких и родных.

Еще один способ «договориться» это шантаж. Человеку могут угрожать раскрытием неприятной и компрометирующей информации: тайных преступлений, многоженства и т.д.

Таким образом, шпионаж - противозаконная разведывательная деятельность органов (их агентов) иностранных государств, что, как правило, предполагает похищение официально засекреченной информации (государственной тайны) спецслужбами недружественных государств.

 



2016-01-05 1409 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ШПИОНАЖА КАК ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ВНЕШНЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ШПИОНАЖА КАК ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ВНЕШНЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1409)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)