Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 2. особенности фиксации символов в литературном сценарии



2016-01-05 519 Обсуждений (0)
Раздел 2. особенности фиксации символов в литературном сценарии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Актуальность исследования связана с тем, что символ как применяемая при анализе литературного произведения категория не нашел своего общепризнанного понимания.

Структуральный и герменевтический подходы к литературному произведению имплицируют специфическое понимание символа, требуя для него выполнения соответствующих предпосылок.

Коммуникативный подход к литературному произведению
позволяет учитывать при рассмотрении художественного текста и его структурность, и особый характер понимания, на которое ориентированы явления символического характера. Коммуникативный подход предполагает иное понимание символа, нежели структуралистский или герменевтический подходы. Иное понимание символа в рамках коммуникативного подхода
возможно с точки зрения рецептивной эстетики как развертывание и конкретизация ее представлений о литературном произведении и эстетическом объекте. В этом заключается первый аспект, определяющий актуальность данного исследования.

-Вводя понятие эстетического объекта как места,
возникающего в точке встречи текста и его читателя, коммуникативный подход предполагает применение структуральных методов для исследования текста и герменевтических методов для исследования сознания
воспринимающего текст реципиента, одновременно осуществляя проекцию полученных в таком исследовании результатов на эстетический объект. При анализе эстетического объекта с точки зрения его
самоорганизации в акте чтения текста актуальным становится не столько структурность самого читаемого текста, сколько механизм понимания текста как эстетически значимого символа.

Это предполагает выдвижение герменевтической ситуации "понимания" на первый план исследования, где из понимания оказывается возможным реконструкция структуральной ситуации "знания".- Соотнесение ситуаций "понимания" и "знания" как процессуальности и пространственности эстетического объекта оказывается возможным через введение категории символа как особого состояния эстетического объекта, обусловленного, с одной
стороны, деятельностью познающего сознания реципиента, с другой, - структурной организацией читаемого текста. В этом заключается второй аспект, определяющий актуальность данного исследования.
Предметом исследования является процесс
формирования эстетического объекта как символа в акте
означивания-символизации и двойная смысловая
активность, которая определяет становление эстетического объекта. Нас интересует в первую очередь бытие эстетического объекта с точки зрения его формирования в акте означивания в этом ключе
анализируется процесс символизациии эстетического объекта. Далее нас интересует бытие эстетического объекта с точки зрения его функционирования, - в этом ключе анализируется пространственная организация эстетического объекта как символа.

Двойная смыслобразующая активность, определяющая бытие эстетического объекта, рассматривается в рамках акта символико-пространственной самоорганизации эстетического объекта как столкновение смысловой активности художественного пространства читаемого реципиентом текста и смысловой активности самого читателя, где первая создает контекст акта символизации, осуществляемого вторым.

Исследование носит теоретический характер, в связи с чем следует отметить, что основное внимание в данной работе уделено анализу смыслопорождающих механизмов, разработанных структурализмом, рецептивной эстетикой и теорией образа для понимания специфики художественной литературы. Цель диссертации заключается в исследовании специфических особенностей механизма акта символизации, конституирующего эстетический объект и
предполагает решение следующих задач: - анализ пространственной структуры эстетического объекта как "бестелесной" пространственности эстетического объекта, возникающей в момент столкновения художественного пространства текста и означивающей активности реального реципиента данного текста, как перевод процессуальности акта означивания в пространственность, доступную для аналитического
исследования, анализ необходимых для достижения адекватности такого перевода коррелятов; - рассмотрение акта означивания - символизации, конституирующего эстетический объект, выделение и теоретическое обоснование значимых особенностей акта символизации, таких как состояния знака одновременно как "модели" и "структуры", как
тавтологичность "модели" и "структуры", как процессуальность и контекстуальность значения знака и прочих особенностей; - выделение и теоретическое обоснование риторического и символического состояний знака как моделирующих систем различного уровня; -исследование специфических особенностей

 

Научные методы, применяемые в диссертации, обусловлены предметом исследования, структурой литературы в современном общефилософском контексте. Философская база диссертации представлена трудами
М.Мамардашвили и А.Лосева. Методологическая база
диссертации определяется соотнесением диалектического и структурального научных дискурсов и обусловлена методом формального анализа,
разработанным у Ю.Тынянова, В.Шкловского, Б.Томашевского
и Р.Якобсона; методами структурного анализа, сформулированными у Ю.Лотмана, В.Топорова, Ж.Женнета, Р.Барта, М.Фуко, Я. Мукаржовского, Ф.Водички, У.Эко, Ц.Тодорова; методами диалектического анализа

А.Лосева и М.Бахтина, методами функционально-исторического
анализа рецептивной эстетики Х.-Г. Гадамера, В.Изера, Р.Яусса,
Р.Ингардена, М.Риффатера, С.Фиша. Научная новизна диссертации заключается, прежде всего, в стремлении увидеть эстетический объект как
результат особого акта символизации и описать его в
качестве символа, где сам акт символизации должен представлять собой последовательно-процессуальное трехступенчатое знаковое тождество, т.е. включать в себя три моделирующих системы: первичную (систему
естественного языка), вторичную (риторическую систему) и символическую, и описываться с учетом того факта, что непосредственное означивание-символизация (т.е. конституирование эстетического объекта)
осуществляются реципиентом текста, а сам читаемый текст создает контекст процесса означивания в сознании данного читателя.

 

Практическая значимость работы определена тем, что в ней формулируются принципы понимания природы эстетического объекта, которые могут быть использованы для разработки методики анализа литературного произведения, учитывающего риторический и символический его уровни, эстетическую дистанцию как особого рода напряжение, возникающее во взаимодействии реального читателя, имплицитного читателя и изображенного в тексте персонажа, равно как и- специфику символа в литературном произведении с точки зрения его рецепции. Теоретические выводы данной работы можно использовать в преподавании вузовских курсов общей теории литературы и эстетики, спецкурсов по рецептивной эстетике, структурализму и постструктурализму, по роблемам художественного языка 20 века.

 



2016-01-05 519 Обсуждений (0)
Раздел 2. особенности фиксации символов в литературном сценарии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 2. особенности фиксации символов в литературном сценарии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (519)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)