Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Степень разработанности темы



2016-01-05 453 Обсуждений (0)
Степень разработанности темы 0.00 из 5.00 0 оценок




Восстановительное правосудие в отношении несовершеннолетних правонарушителей: экспертные мнения о возможностях

Введения в РФ

 

Научный руководитель

Саралиева З.Х-М.,

д.и.н., профессор

 

 

НИЖНИЙ НОВГОРОД

Оглавление

 

Глава 1. Теоретические основы системы восстановительного правосудия 9

1.1... Определение понятия «восстановительное правосудие». 9

1.2... Программы восстановительного правосудия. 13

Глава 2. Социальная работа в системе восстановительного правосудия. 17

2.1. Правовые основы социальной работы в системе восстановительного правосудия 17

2.2. Роль социального работника в системе восстановительного правосудия 22

Глава 3. Экспертные мнения о возможностях введения восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей в РФ.. 27

Заключение. 39

Список использованной литературы.. 41

 

Введение

Актуальность темы исследования

В российской системе правосудия по делам несовершеннолетних происходит ряд изменений, связанных с введением элементов восстановительного правосудия[1], затрагивающих многие базовые принципы российской ювенальной юстиции[2]. Для реализации этих изменений создаются специализированные центры и разрабатываются проекты по применению элементов восстановительной традиции в сфере ювенальной юстиции[3]. В частности, расширяются функции социального работника в плане ресоциализации несовершеннолетних преступников, примирения сторон и дальнейшей социальной адаптации правонарушителей.

В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы говорится о необходимости создания дружественного к ребёнку правосудия – системы гражданского, административного и уголовного судопроизводства, гарантирующая уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение с учетом принципов, закрепленных в рекомендациях Совета Европы по правосудию в отношении детей, а также с учетом возраста, степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств дела[4]. Одним из основных принципов дружественного к ребёнку правосудия является приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия. В целях развития дружественного к ребенку правосудия предусматривается также развитие сети служб примирения для реализации восстановительного правосудия.

Применение основных принципов восстановительной традиции способствуют изменению социального облика несовершеннолетних преступников, значительно смягчая социальные конфликты, связанные с детской преступностью как явлением.

Восстановительная традиция в ювенальной юстиции имеет глубокие культурно-исторические основания. Так, один из крупнейших теоретиков метода восстановительного правосудия Д. Брейтуэйт пишет: «Все ценности восстановительного правосудия являются культурными универсалиями. Во всех культурах ценят возмещение ущерба, причиненного личности и/или собственности, надежность, достоинство, предоставление возможностей и поддержку, совещательную демократию и гармонию, основанную на чувстве справедливости и взаимовыручки»[5]. Во многих развитых странах восстановительное правосудие в той или иной форме применяется со второй половины ХХ века.

Центральные позиции по введению элементов восстановительного правосудия в российскую систему правосудия по делам несовершеннолетних занимает Общественный центр «Судебно-правовая реформа» (г. Москва). По его инициативе с 1998 г. в России проводятся программы восстановительного правосудия. Сама же российская традиция ювенального правосудия имеет более глубокую историю, так, первые шаги в этой области относятся к началу ХХ века.

Одна из ключевых ролей в системе восстановительного правосудия неизменно отводится социальному работнику как обязательному участнику мероприятий, связанных с несовершеннолетними правонарушителями. В частности, в рамках судебной системы в его обязанности входит составление карты социально-психологического сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя и его социального паспорта. Кроме того, социальный работник в каждом конкретном случае играет ключевую роль в предупреждении рецидивов и более серьезных правонарушений в будущем. В связи с этим значимым и актуальным становятся анализ и изучение места социальной работы в системе восстановительного правосудия, поскольку весьма существенным становится тот факт, что применение методов и технологий социальной работы, а также их усовершенствование приведет к усилению эффективности программ восстановительного правосудия.

Степень разработанности темы

В последнее десятилетие с осознанием актуальности реформирования правосудия по делам несовершеннолетних в России, в научной литературе стал проявляться особый интерес к изучению роли и места восстановительного правосудия в системе судопроизводства по делам несовершеннолетних.

Доктрина восстановительного правосудия получила закрепление в уголовно-правовой и криминологической науке зарубежных государств, благодаря активной деятельности таких криминологов и юристов, как Дж. Брэйтуэйта[6], X. Зера[7], Н. Кристи[8], М. Прайса[9], П. Ханигана[10]. В отечественной науке вопросами внедрения элементов восстановительного правосудия занимаются такие юристы, как Л.И. Беляева[11], Н.Е. Борисова[12], Р.Р. Максудов[13], В.Д. Ермаков[14], Е.Л. Воронова[15]. Однако юридический аспект применения восстановительного правосудия не раскрывает роль, функции, особенности социальной работы в рассматриваемой системе.

О неэффективности и неадекватность традиционных мер социального контроля, несостоятельности карательных мер говорит и социолог Я.И. Гилинский[16].

Введение в судопроизводство по делам несовершеннолетних социальных работников за рубежом освещают ряд практиков – П. Браунелла[17], Г. Бэйзмора[18], А. Робертса, М. Умбрайта[19] последовательно отстаивающих позицию о том, что альтернатива уголовному наказанию будет способствовать надлежащей реинтеграции несовершеннолетних в жизнь общества.

Различные аспекты социальной работы в восстановительном правосудии освещают такие практики как – Н.А. Марченко[20], А.Н. Грасенкова[21], А.В. Локосов[22].

Также следует сказать и об участии общественных организации в развитии идей восстановительного подхода к наказанию несовершеннолетних правонарушителей. Наибольших успехов допился Общественный центр «Судебно-правовая реформа» (г. Москва). Сотрудники данного центра ежегодно проводят семинары, круглые столы, а также участвую в подготовки ведущих программ восстановительного правосудия, профотборе социальных работников, участвующих в суде по делам несовершеннолетних. Так же ими были подготовлены работы: «Восстановительное правосудие для несовершеннолетних и социальная работа» под редакцией Л.М. Карнозовой (2001); «Правосудие по делам несовершеннолетних. Мировая мозаика и перспективы в России» под редакцией М.Г. Флямера (2000); «Опыт и перспективы введения элементов ювенальной юстиции в России» Р.Р. Максудова (2003), регулярно пополняется электронная библиотека центра.

Некоторые вопросы внедрения элементов восстановительного правосудия в судопроизводство по делам несовершеннолетних стали предметом обсуждения на ежегодных научных конференциях и семинарах, проведенных в различных регионах России (г. Омск 3-4 июня 2005 г., Москва 9-10 ноября 2006 г., 12 ноября 2009г., г. Волгоград 13 октября 2006 г., Ростов-на-Дону 13 декабря 2006г., г. Нижний Новгород 29 мая 2007г., г. Санкт-Петербург 21-23 октября 2007 г., 29 апреля 2010 г.и др.)

Отсутствие систематизации как теоретических, так и практических материалов, актуализирует тему данного исследования.

Объект исследования: система восстановительного правосудия.

Предмет исследования: рольсоциальной работы в системе восстановительного правосудия.

Цель работы: рассмотреть роль социальной работы в системе восстановительного правосудия.

Для выполнения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. определить понятие восстановительного правосудия и выявить его основные принципы;

2. описать программы восстановительного правосудия;

3. рассмотреть правовые основы применения программ восстановительного правосудия и введение в судопроизводство социального работника;

4. выявить основные функции социального работника в системе восстановительного правосудия;

5. сравнить экспертные мнения о возможностях введения восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей.

За рамками данной работы остаются вопросы, касающиеся подробного рассмотрения взаимодействия суда и социальных служб, межведомственное взаимодействие в рамках судебной системы, а также применение программ восстановительного правосудия в разрешении конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних, не связанных с нарушением законодательства Российской Федерации, так как они требуют отдельного исследования и решения дополнительных задач.

Эмпирическую базу исследования составили следующие материалы:

− публикации российских и зарубежных ученых, изучающих восстановительное правосудие, применение восстановительных программ в работе с несовершеннолетними правонарушителями;

− нормативно-правовая база в возможности осуществления программ восстановительного правосудия в РФ;

− результаты многомерного качественно-количественного контент-анализа. Для сбора текстов был использован ресурс EAST VIEW (база статей из СМИ России), Выборка составила 200 текстов.



2016-01-05 453 Обсуждений (0)
Степень разработанности темы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Степень разработанности темы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (453)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)