Степень разработанности темы
12 Восстановительное правосудие в отношении несовершеннолетних правонарушителей: экспертные мнения о возможностях Введения в РФ
Научный руководитель Саралиева З.Х-М., д.и.н., профессор
НИЖНИЙ НОВГОРОД Оглавление
Глава 1. Теоретические основы системы восстановительного правосудия 9 1.1... Определение понятия «восстановительное правосудие». 9 1.2... Программы восстановительного правосудия. 13 Глава 2. Социальная работа в системе восстановительного правосудия. 17 2.1. Правовые основы социальной работы в системе восстановительного правосудия 17 2.2. Роль социального работника в системе восстановительного правосудия 22 Глава 3. Экспертные мнения о возможностях введения восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей в РФ.. 27 Заключение. 39 Список использованной литературы.. 41
Введение Актуальность темы исследования В российской системе правосудия по делам несовершеннолетних происходит ряд изменений, связанных с введением элементов восстановительного правосудия[1], затрагивающих многие базовые принципы российской ювенальной юстиции[2]. Для реализации этих изменений создаются специализированные центры и разрабатываются проекты по применению элементов восстановительной традиции в сфере ювенальной юстиции[3]. В частности, расширяются функции социального работника в плане ресоциализации несовершеннолетних преступников, примирения сторон и дальнейшей социальной адаптации правонарушителей. В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы говорится о необходимости создания дружественного к ребёнку правосудия – системы гражданского, административного и уголовного судопроизводства, гарантирующая уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение с учетом принципов, закрепленных в рекомендациях Совета Европы по правосудию в отношении детей, а также с учетом возраста, степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств дела[4]. Одним из основных принципов дружественного к ребёнку правосудия является приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия. В целях развития дружественного к ребенку правосудия предусматривается также развитие сети служб примирения для реализации восстановительного правосудия. Применение основных принципов восстановительной традиции способствуют изменению социального облика несовершеннолетних преступников, значительно смягчая социальные конфликты, связанные с детской преступностью как явлением. Восстановительная традиция в ювенальной юстиции имеет глубокие культурно-исторические основания. Так, один из крупнейших теоретиков метода восстановительного правосудия Д. Брейтуэйт пишет: «Все ценности восстановительного правосудия являются культурными универсалиями. Во всех культурах ценят возмещение ущерба, причиненного личности и/или собственности, надежность, достоинство, предоставление возможностей и поддержку, совещательную демократию и гармонию, основанную на чувстве справедливости и взаимовыручки»[5]. Во многих развитых странах восстановительное правосудие в той или иной форме применяется со второй половины ХХ века. Центральные позиции по введению элементов восстановительного правосудия в российскую систему правосудия по делам несовершеннолетних занимает Общественный центр «Судебно-правовая реформа» (г. Москва). По его инициативе с 1998 г. в России проводятся программы восстановительного правосудия. Сама же российская традиция ювенального правосудия имеет более глубокую историю, так, первые шаги в этой области относятся к началу ХХ века. Одна из ключевых ролей в системе восстановительного правосудия неизменно отводится социальному работнику как обязательному участнику мероприятий, связанных с несовершеннолетними правонарушителями. В частности, в рамках судебной системы в его обязанности входит составление карты социально-психологического сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя и его социального паспорта. Кроме того, социальный работник в каждом конкретном случае играет ключевую роль в предупреждении рецидивов и более серьезных правонарушений в будущем. В связи с этим значимым и актуальным становятся анализ и изучение места социальной работы в системе восстановительного правосудия, поскольку весьма существенным становится тот факт, что применение методов и технологий социальной работы, а также их усовершенствование приведет к усилению эффективности программ восстановительного правосудия. Степень разработанности темы В последнее десятилетие с осознанием актуальности реформирования правосудия по делам несовершеннолетних в России, в научной литературе стал проявляться особый интерес к изучению роли и места восстановительного правосудия в системе судопроизводства по делам несовершеннолетних. Доктрина восстановительного правосудия получила закрепление в уголовно-правовой и криминологической науке зарубежных государств, благодаря активной деятельности таких криминологов и юристов, как Дж. Брэйтуэйта[6], X. Зера[7], Н. Кристи[8], М. Прайса[9], П. Ханигана[10]. В отечественной науке вопросами внедрения элементов восстановительного правосудия занимаются такие юристы, как Л.И. Беляева[11], Н.Е. Борисова[12], Р.Р. Максудов[13], В.Д. Ермаков[14], Е.Л. Воронова[15]. Однако юридический аспект применения восстановительного правосудия не раскрывает роль, функции, особенности социальной работы в рассматриваемой системе. О неэффективности и неадекватность традиционных мер социального контроля, несостоятельности карательных мер говорит и социолог Я.И. Гилинский[16]. Введение в судопроизводство по делам несовершеннолетних социальных работников за рубежом освещают ряд практиков – П. Браунелла[17], Г. Бэйзмора[18], А. Робертса, М. Умбрайта[19] последовательно отстаивающих позицию о том, что альтернатива уголовному наказанию будет способствовать надлежащей реинтеграции несовершеннолетних в жизнь общества. Различные аспекты социальной работы в восстановительном правосудии освещают такие практики как – Н.А. Марченко[20], А.Н. Грасенкова[21], А.В. Локосов[22]. Также следует сказать и об участии общественных организации в развитии идей восстановительного подхода к наказанию несовершеннолетних правонарушителей. Наибольших успехов допился Общественный центр «Судебно-правовая реформа» (г. Москва). Сотрудники данного центра ежегодно проводят семинары, круглые столы, а также участвую в подготовки ведущих программ восстановительного правосудия, профотборе социальных работников, участвующих в суде по делам несовершеннолетних. Так же ими были подготовлены работы: «Восстановительное правосудие для несовершеннолетних и социальная работа» под редакцией Л.М. Карнозовой (2001); «Правосудие по делам несовершеннолетних. Мировая мозаика и перспективы в России» под редакцией М.Г. Флямера (2000); «Опыт и перспективы введения элементов ювенальной юстиции в России» Р.Р. Максудова (2003), регулярно пополняется электронная библиотека центра. Некоторые вопросы внедрения элементов восстановительного правосудия в судопроизводство по делам несовершеннолетних стали предметом обсуждения на ежегодных научных конференциях и семинарах, проведенных в различных регионах России (г. Омск 3-4 июня 2005 г., Москва 9-10 ноября 2006 г., 12 ноября 2009г., г. Волгоград 13 октября 2006 г., Ростов-на-Дону 13 декабря 2006г., г. Нижний Новгород 29 мая 2007г., г. Санкт-Петербург 21-23 октября 2007 г., 29 апреля 2010 г.и др.) Отсутствие систематизации как теоретических, так и практических материалов, актуализирует тему данного исследования. Объект исследования: система восстановительного правосудия. Предмет исследования: рольсоциальной работы в системе восстановительного правосудия. Цель работы: рассмотреть роль социальной работы в системе восстановительного правосудия. Для выполнения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 1. определить понятие восстановительного правосудия и выявить его основные принципы; 2. описать программы восстановительного правосудия; 3. рассмотреть правовые основы применения программ восстановительного правосудия и введение в судопроизводство социального работника; 4. выявить основные функции социального работника в системе восстановительного правосудия; 5. сравнить экспертные мнения о возможностях введения восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей. За рамками данной работы остаются вопросы, касающиеся подробного рассмотрения взаимодействия суда и социальных служб, межведомственное взаимодействие в рамках судебной системы, а также применение программ восстановительного правосудия в разрешении конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних, не связанных с нарушением законодательства Российской Федерации, так как они требуют отдельного исследования и решения дополнительных задач. Эмпирическую базу исследования составили следующие материалы: − публикации российских и зарубежных ученых, изучающих восстановительное правосудие, применение восстановительных программ в работе с несовершеннолетними правонарушителями; − нормативно-правовая база в возможности осуществления программ восстановительного правосудия в РФ; − результаты многомерного качественно-количественного контент-анализа. Для сбора текстов был использован ресурс EAST VIEW (база статей из СМИ России), Выборка составила 200 текстов.
12
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (453)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |