Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфические особенности РТП



2016-01-02 2769 Обсуждений (0)
Специфические особенности РТП 0.00 из 5.00 0 оценок




БИЛЕТ №2

В чем же состоит специфика, каковы отличительные особенности режиссуры театрализованных представлений и массовых праздников? Прежде всего, в документальности. Режиссура театрализованных представлений и праздников, как правило, основаны на конкретных фактов, на их осмыслении. Это не означает, что они лишены художественного вымысла, что в сценарии праздника, представления не может быть обобщенных образов героев прошлого, настоящего, будущего. Напротив. Именно сочетание двух линий – документальной и художественной образности – придает сценарию масштабность, выразительность и глубину. Использовать конкретные факты, положить их в основу сценариев массовых праздников – это, прежде всего, изучать и хорошо знать жизнь конкретной человеческой общности, черпать из неё темы и сюжеты, рассказывать о реальных, жизненных событиях. Без такого жизненного материала немыслим любой праздник. Документ может быть основой, отталкиваясь от которой режиссер создает новый образ. Однако возможности театрализации позволяют показать в документальном действии реальных, а не вымышленных героев. Знание живых прототипов тех образов, что воплощены в театрализованном представлении, или показ самих героев неизмеримо усиливает в зрителях активное начало «сотворчества» с происходящим, делает более полноценным само эстетическое восприятие. По своей художественной природе массовый театрализованный праздник суть, высокая идея, выраженная в яркой, образной форме. Именно образность делает массовый праздник явлением искусства, его массовой формой. Использование символической образности в массовом мероприятии не должно ограничиваться простым вводом в его ткань образов – символов, а быть творческим порождением определенного контекста в логике сценарно – режиссерского решения. Найдя образ, адекватный идее, режиссер получает логику построения всего представления, так называемый сценарно-режиссерский ход. Такую возможность образу-символу представляют конструктивные свойства его как обобщенной функции действительности. Именно как обобщенная функция, он имеет свойство раскладываться в бесконечный смысловой ряд частных проявлений. Это и дает возможность образу-символу быть принципом, законом, методом конструирования представления. Ещё одна отличительная особенность режиссуры массовых праздников состоит в том, что они построены на действиях массы людей. Человек в ситуации массового праздника должен быть участником, а не зрителем, поэтому в сценарной и режиссерской разработке нужно предусмотреть пути его активизации, каналы, по которым может развиваться активная деятельность каждого участника во время праздника. В противном случае любой, даже самый яркий праздник оставит у людей чувство неудовлетворенности. Очень эффективной является разработка театрализованного действия, при которой масса людей, характерные для данной праздничной ситуации становятся главным, коллективным героем праздника. Другая результативная возможность заключается во внесении в массовое действо элементов импровизационной творческой игры, психологическая потребность в которой присуща людям всех возрастов. С помощью игры можно подготовить человека к восприятию, можно включить его в массовое действо, сделать участником тех или иных эпизодов. Особенно удачно можно использовать элементы игры в шествиях, праздниках, фестивалях, народных гуляньях. Важной специфической чертой режиссуры ТП и массовых праздников является синтетический, комплексный характер, при котором универсальным методом создания любого вида театрализованного массового действия выступает синтез. Режиссура использует часто синтез различного рода единовременных акций, различных типов действия, синтез документа и искусства, разнообразных выразительных средств. Что касается синтеза документа и искусства, а также разнообразных выразительных средств, то на основе творческого монтажа этих компонентов, на основе единой авторской мысли, единой сюжетной линии создается произведение совершенно нового комплексного жанра. Искусство составления такого рода композиций из разнообразного художественного и документального материала есть особый род творческого мышления и одновременно синтетический метод организации массового театрализованного действия. При всех специфических особенностях массового праздника самый важный и решающий фактор в нем, как и в любом другом виде искусства, - гражданская позиция режиссера, его личное отношение к избранной теме, способность отразить в празднике не только факты и свое отношение к ним, но и свое мироощущение, свою идейную убежденность и взволнованность. Точность применения всего разнообразия специфических особенностей режиссуры ТП и массовых праздников приведет к созданию сценария, а затем и к его яркому воплощению. Монтаж – как особый метод мышления Режиссера ТП и П Взаимодействие различных видов искусств в наше время приобретает многозначный характер, и динамика нарушений их границ всё нарастает. Сегодня классификация видов и жанров становится делом сложным, ибо виды и жанры настолько связаны друг с другом, что обозначение их границ зачастую довольно условно. Вместе с тем, есть многое, что роднит виды искусств. Ни одно искусство не развивается изолированно. Если разложить драматургию театрализованных представлений на первичные элементы, мы обнаружим элементы всех видов искусств. Но взаимоотношения выразительных средств не сводятся в сценарии к простому сложению. Их синтез дает новое эстетическое качество. Средства идейно- эмоционального воздействия «факты жизни» и «факты искусства», взятые сами по себе, еще не в состоянии объяснить нам эстетическое своеобразие отдельного факта, выразить своё богатство взаимодействия формы и содержания. Форма, как известно, не сводится к средствам, её образующим. Средства лишь очерчивают границы своего искусства и вне метода обобщения не имеют решающего значения. В сценарии театрализованного представления таким методом является монтаж. С. М. Эйзенштейн говорил, что монтаж «отнюдь не сугубо кинематографическое обстоятельство, а явление, встречающееся неизбежно во всех случаях, когда мы имеем дело с сопоставлением двух фактов, явлений, предметов». Слово «монтаж» французского происхождения, синоним слов «сборка», «соединение». С появлением русского кинематографа в это слово с сохранением его основного значения стал вкладываться более широкий смысл. В конечном счете, это слово стало выражением понятия «творческая сборка», «творческий синтез» Монтаж – искусство расчленения, слом непрерывного действия, поиск нового драматургического принципа прерванного, рожденного монтажной структурой действия. В монтажной конструкции произведение дробится как бы на множество кристаллов, где каждый, являясь составной частью целого, подчинен единой воле художника, единой мысли, идущей сквозным действием через самостоятельно существующие, законченные эпизоды – номера, объединенные ритмически смысловым, стремительным движением к конечной цели – сверхзадаче данного произведения. Так создается эмоциональная цепь, где каждое звено самостоятельно и вместе с тем накрепко связано с другими звеньями, существующими во взаимозависимости и взаимовлиянии, в конечном итоге создающими единую целостную конструкцию. Таковы вкратце действенные элементы структуры, которая определяет как развитие каждого из компонентов монтажной конструкции – каждого номера, эпизода или «аттракциона» в отдельности, так в конечном итоге и всего сценария в его целостной «сборке». Монтажную драматургическую структуру, основанную на прерванном действии, не следует понимать как набор отдельно, самостоятельно существующих кусков и эпизодов. В сценарии массового действа и эстрадного представления монтаж отдельных эпизодов и номеров должен быть объединен в логически развивающее действие. Специфической функцией работы режиссера массовых форм еще на стадии создания сценария является монтаж номеров. Массовое представление – это не прокат готовых номеров, как в эстрадном концерте, и не иллюстрация с их помощью какого-то тезиса. Это сплав-коллаж из разножанровых номеров, документального материала, кино – и диапроекций, специально написанных текстов и т.д., в результате чего рождается новое качество, создается произведение совершенно нового синтетического, комплексного жанра. При монтаже используются, как правило, имеющиеся в наличии в данном конкретном месте номера профессиональных актеров и самодеятельности, детские и спортивные номера. Подготовка новых, специально созданных для данного представления номеров, к сожалению, очень редко представляется возможной. Во-первых, для этого нет времени, во-вторых, не хватает опытных ассистентов-единомышленников, специалистов в различных жанрах. А руководителям местных коллективов, как правило, бывает невыгодно тратить время, силы и средства на постановку номера, который пройдет всего один раз. Скорее здесь следует говорить о переработке, переделке, доводке готовых номеров (хотя это очень болезненный процесс и для руководителей коллективов, и для их участников, и прибегать к такой мере следует только в случае крайней необходимости). Чаще всего номера приходится сокращать, учитывая темпоритм всего представления, использовать какой-то фрагмент номера. Иногда – переодевать актеров или менять в номере музыкальное сопровождение, чтобы добиться единого цветного и музыкального решения всего представления. Но, как правило,- объединять несколько номеров в один сводный. Очень часто создаются сводные хоры и оркестры, сводные хореографические и спортивные номера. Большим мастером создания таких грандиозных номеров был И. М. Туманов. Подобный принцип объединения номеров одного жанра в мощный сводный номер может быть использован, хотя и в меньших, конечно, масштабах, всеми режиссерами массовых представлений. В представлении, которое ставится на большом открытом пространстве, сольное выступление, как правило, вообще невозможно без сопровождения его кордебалетом или мимансом для приведения номера в соответствие с масштабами площадки. Но при этом не только меняется количество исполнителей в номере, а приобретается новое качество. В большом массовом представлении номера должны быть смонтированы так, чтобы один логично вытекал из другого, был естественным продолжением и развитием темы, или, наоборот, чтобы номера, согласно сюжету, вступали друг с другом в конфликт, в столкновение (так называемый «контрастный монтаж»). «Два каких–либо куска, поставленные рядом, неминуемо соединяются в новое представление, возникающее из этого сопоставления как новое качество» - писал С. М. Эйзенштейн. В принципе существуют два типа монтажа: последовательный, когда все номера просто выстроены в определенном логическом порядке друг за другом, и параллельный, когда действие разворачивается одновременно в нескольких плоскостях, дополняя и обогащая одно другое. А когда эти события сталкиваются друг с другом, рождая новое качество, новый художественный образ, мы говорим «ассоциативный монтаж». В одном и том же массовом театрализованном представлении используют, как правило, разные типы монтажа. Режиссер, пользуясь монтажным методом, применяя «монтаж номеров», «монтаж аттракционов» (произвольно выбранных, самостоятельных воздействий (аттракционов), но с точной установкой на определенный конечный тематический эффект) и «монтаж эпизодов» конструирует из разноязычного и разножанрового материала логически стройное сценическое произведение. Поэтому монтажная структура массового действа – это не просто эмоциональное соединение кусков, в основе этой структуры лежит смысловое начало, определяющее ход и направление «сборки». Воля режиссера – как и на что, направить внимание зрителя. В монтажной структуре всегда есть возможность вывести на первый план, выявить любой эпизод или номер, акцентировать его смысловое значение. В. Пудовкин, говоря об этом преимуществе монтажного метода, утверждал: «Вы имеете возможность, следуя своему режиссерскому плану, следуя своей трактовке, ходу развития вещей, сосредоточить всё внимание зрителя только на том самом пункте, на том самом узловом пункте, который в настоящий момент должен зрителя впечатлять» Монтаж – это язык философии в искусстве, и каждый режиссер об этом знает. Это мышление образами, действием, сопоставлением противоречий… Монтаж позволил свободно обобщать мысль, заострять её и абстрагировать.

Источник: http://fullref.ru/job_e3d4c66ec62a6ca06a14d5eca7ebc333.html

 



2016-01-02 2769 Обсуждений (0)
Специфические особенности РТП 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфические особенности РТП

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2769)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)