Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цель, задачи, выборка, методики исследования



2016-01-05 2351 Обсуждений (0)
Цель, задачи, выборка, методики исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение. 2

§1. Цель, задачи, выборка, методики исследования. 5

§2. Анализ и интерпретация полученных данных. 10

Выводы.. 24

Заключение. 25

Литература. 27

 


Введение

Актуальность темы: Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Актуальность проблемы очевидна, так как без глубокого знания особенностей развития словаря трудно представить дальнейшее развитие научных и практических вопросов в специальной педагогике, создание адекватных эффективных средств воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи. Необходимость изучения лексической стороны речи диктуется недостаточно глубокими разработками в данной проблеме.

Анализ литературных источников свидетельствует о том, что вопрос активизации словарного запаса дошкольников вызывает большой интерес у исследователей в различных областях научного познания. Так О.С. Ушакова [19] рассматривает развитие речи у детей в норме поэтапно, разработав программу развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Н.С. Жукова[10], Л.Н. Ефименкова [8], С.Н. Сазонова [16] рассматривали вопрос формирования словаря у детей с общим недоразвитием речи.

Методики обследования словаря предлагают В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева [15]. Ф.Г. Даскалова разработала комплексный вербальный тестовый метод, основным приемом которого являются свободные словесные ассоциации. В.И. Яшина, Т.А. Ткаченко[18], В.В. Юртайкин, В.П. Балобанова[2] разработали методики по выявлению состояния словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи. Словарной работой занимались М.М. Алексеева[1], А.М. Бородич [3].

Цель исследования: выявление особенностей активного словаря детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.

Объект исследования: лексическая сторона речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.

Предмет исследования: активный словарь детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.

В соответствие с выдвинутой целью были сформулированы следующие задачи:

1) обследовать активный словарный запас детей 5-6 лет с ОНР III уровня;

2) определить количественный и качественный запас слов детей 5-6 лет с ОНР III уровня;

3) выявить умение самостоятельно пользоваться в речи запасом слов;

4) проанализировать и проинтерпретировать полученные данные;

5) выделить и описать особенности активного словаря детей 5-6 лет с ОНР III уровня;

6) обозначить направление коррекционно-развивающей работы по итогам диагностического исследования.

В качестве гипотезы выступило следующее предположение: активный словарь у детей 5-6 лет с ОНР III уровня имеет следующие особенности: неточность употребления слов; трудности в подборе существительных по качественным признакам; недостаточное развитие глагольного словаря, трудности в подборе антонимов.

В соответствии с целью и задачами работы были использованы следующие методы исследования:

1) анализа документации;

2) психолого-педагогический эксперимент.

Для исследования особенностей активного словаря нами были использованы: методика обследования активного словаря детей старшего дошкольного возраста, авторы Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева., Г.В. Чиркина [22]; схема обследования речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР, авторы Н.В. Серебрякова, Л.С Соломаха [7].

Этапы исследования:1) констатирующий; 2) формирующий; 3) контрольный.

В данной курсовой работе был осуществлен первый этап экспериментального исследования – констатирующий.

Практическая значимость работы состоит в том, что на основе проведённого экспериментального исследования, возможно будет проведение коррекционно-развивающей работы по обогащению и развитию активного словаря детей 5-6 лет и составление рекомендаций для логопедов, воспитателей и родителей по поддержанию уровня развития активного словаря детей.

 


Цель, задачи, выборка, методики исследования

Цель исследования - выявление особенностей активного словаря детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.

Задачами исследования являются:

1) обследовать активный словарный запас детей 5-6 лет с ОНР III уровня;

2) определить запас слов, хранящийся в активной памяти ребёнка 5-6 лет с ОНР III уровня;

3) проанализировать и проинтерпретировать полученные данные;

4) выделить и описать особенности активного словаря детей 5-6 лет с ОНР III уровня;

5) обозначить направление коррекционно-развивающей работы по итогам диагностического исследования.

Эксперимент проводился на базе МДОУ №74 г. Орла (ул. Металлургов, 14) с 4 апреля по 18 апреля 2011 г. в старшей группе детского сада. В группу вошло 5 мальчиков и 5 девочек 2010 года рождения, имеющих общее недоразвитие речи III уровня.

Список испытуемых:


Андрей Т.

Варя П.

Вика М.

Даня Г.

Дима З.

Лиза М.

Настя Н.

Рома Ф.

Сергей С.

Соня Ш.


 


Для выявления особенностей активного словаря детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня мы использовали следующие методы:

1) анализа документации;

2) психолого-педагогический эксперимент.

Реализация метода анализа документации предполагала анализ педагогических характеристик испытуемых.

Реализация метода эксперимента осуществлялась с помощью проведения диагностического обследования по следующим методикам:

1. Методика обследования активного словаря детей старшего дошкольного возраста; авторы Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева., Г.В. Чиркина.

Цель:определить запас слов, хранящийся в активной памяти ребёнка.

Методика включает в себя три задание, первое задание оценивается по 25тибальной шкале, второе и третье по 10тибальной шкале. В конце подсчитывается суммарная оценка.

Задание 1.

Ребенку показывают 25 картинок с тематическими циклами («Домашние и дикие животные», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Транспорт», Обувь.). Ребенок должен показать и назвать, что изображено на картинке. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. Высшая оценка 25 баллов.

Задание 2.

Логопед задает вопросы ребенку направленные на выявление пассивного и активного словаря, грамматических навыков.

- Скажи чем покрыто туловище зайца? Утки?

- Где живет медведь? Рыба?

- Как называются детеныши курицы? Собаки? Коровы?

- Чем питается корова? Медведь?

- Как можно сказать про лису? Она какая?

Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Высшая оценка 10 баллов.

Задание 3.

Логопед выявляет количественный запас существительных, прилагательных, глаголов предлагая ребенку закончить предложение.

- У собаки хвост длинный, а у зайца…

- Рыба в воде плавает, а змея по земле …

- Кошка мяукает, а собака …

- Воробей чирикает, а ворона…

- Ручкой пишем, а карандашом…

- На самолете летаем, а на машине …

- Жаба прыгает, а комар …

- Днем светит солнце, а ночью…

- По льду катаются на коньках, а по снегу …

- Мультфильмы смотрим, а сказку…

Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Высшая оценка 10 баллов.

Оценка результатов:

После выполнения всех трех заданий, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка – 45 баллов – соответствует высокому уровню развития активного словаря; 44-22 баллов – среднему уровню развития активного словаря; менее 22 баллов – низкому уровню развития активного словаря.

 

2. Схема обследования речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР; авторы Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха.

Цель: обследовать активный словарный запас детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

1. Конкретные существительные. Ребенку предлагается назвать конкретные существительные по картинкам на такие темы как «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Птицы», «Звери», «Мебель» и др (10 тем).

В задании оценивается знание конкретных существительных. Оценка: максимальное количество баллов - 50б.

2. Обобщающие понятия. Назвать одним словом группу предметов.

В задании определяется знание обобщающих слов. Оценка: всего 9 проб, максимальное количество баллов - 9б.

3. Существительные, обозначающие части тела, части предметов:

- части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея, глаза, уши, волосы;

- части одежды: рукав, воротник, пуговица;

- части предметов мебели: (стула) спинка, ножки, сиденье;

- части автомобиля: дверца, колёса, руль, кабина.

Оценка: всего 4 пробы, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение - называет не менее 3 частей, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, называет не более 2 частей, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.

4. Название профессий.

Оценка: всего 5 проб, максимальное количество баллов - 2б., 2 б. - правильное выполнение, названо 3 и более профессий, 1 балл – мене 2х профессий или затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.

5. Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответе на вопросы: Что ты делаешь в течение дня? Кто как передвигается? Кто как голос подаёт? Кто что делает? (с использованием названий профессий).

Оценка: всего 4 пробы, максимальное количество баллов - 2б., 2 б. - правильное выполнение, называет правильно не менее 3 действий, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, называет правильно не более 1-2 действий, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.

6. Словарь прилагательных.

- называет цветов: коричневый, розовый, голубой, оранжевый;

- называние формы: квадратный, треугольный, овальный, круглый, прямоугольный.

Оценка: всего 9 проб, максимальное количество баллов - 2б., 2 б. - правильное выполнение, называет 3 и более слов, обозначающих цвет и форму, 1 балл – менее 3х слов или затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.

7. Подбор антонимов: Добро - зло, высокий - низкий, горе - счастье, друг - враг, лёгкий - тяжёлый, поднимать - ставить, хороший - плохой, давать - забирать, широкий - узкий, покупать - продавать.

Оценка: всего 10 проб, максимальное количество баллов - 2б., 2 б .- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.

Высшая оценка 69 баллов. 69-40 баллов – высокий уровень, 39-25 баллов – средний уровень, 24 баллов и меньше – низкий уровень.

Обследование начиналось с беседы, которая была направлена на установление эмоционального контакта с ребенком, на создание у него правильного отношения к предлагаемой работе. После этого ребенку предлагались задания на выявление особенностей активного словаря.

Задания давались в интересной, интонационно выразительной форме. Правильные ответы вызывали одобрение, поддержку; если ребенок затруднялся, мы не показывали, что он не справился, а просто дали ответ сами, но в протоколе отметили невыполнение.

Ответы испытуемых были зарегистрированы в протоколах и занесены в сводные таблицы (см. Приложение).




2016-01-05 2351 Обсуждений (0)
Цель, задачи, выборка, методики исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цель, задачи, выборка, методики исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2351)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)