Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА



2016-01-05 545 Обсуждений (0)
ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА 0.00 из 5.00 0 оценок




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рязанский государственный радиотехнический университет

 

Инженерно-экономический факультет

 

Кафедра Государственного, муниципального и корпоративного управления

 

Реферат

 

по дисциплине:«Муниципальное право»

 

на тему:

«Предмет и метод муниципального права»

 

Выполнила:

студент 4 курса

заочного отделения

направления 081100 "Государственное, муниципальное и корпоративное управление"

группы № 2078

Агеев Дмитрий Александрович

Проверил:

Доцент кафедры ГМКУ

Трыканова Светлана Анатольевна

 

Рязань

СОДЕРЖАНИЕ

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА………………………..2

ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА………………………..4

ГЛАВА 3. МЕТОД МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА…………………………..7

ГЛАВА 4. СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА……………………….9

ГЛАВА 5. ИСТОЧНИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА…………………...14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….15

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

 

Муниципальное право, как и любая другая отрасль права, представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих определенный круг общественных отношений.

Понятие муниципальное право появилось в российском правоведении сравнительно недавно. Само слово муниципалитет (от лат. municipium — самоуправляющаяся община) применяется в наших условиях к городским и сельским поселениям, т.е. к такому уровню общественной жизни, на котором осуществляется местное самоуправление. Практически значения муниципальный и местный идентичны и в равной мере употребляются по отношению к явлениям и структурам, связанным с местным самоуправлением.

Муниципальное право — комплексная отрасль права, сформировавшаяся на стыке нескольких отраслей. В основе данной характеристики муниципального права лежат особенности его предмета: общественные отношения, составляющие предмет муниципального права, представляют собой сложную, комплексную систему экономических, финансовых, социально-культурных, политических, организационно-управленческих отношений, возникающих в процессе организации и осуществления муниципальной власти, решения населением вопросов местного значения. Комплексный характер муниципального права означает, что это вторичная отрасль, которая формируется и развивается во многом «за счет» других, в первую очередь профилирующих, отраслей, заимствуя у них отдельные нормы и целые институты.

Муниципальное право — самостоятельная отрасль права, так как:

 

1) Конституция Российской Федерации закрепила местное самоуправление как один из каналов осуществления народовластия (ч. 2 ст. 3), наделила население городских, сельских поселений и иных территорий статусом субъекта права (ст. 8, 9);

 

2) муниципальное право регулирует отношения в сфере местного самоуправления как одной из форм единой публичной власти;

 

3) местное самоуправление не входит в систему государственной власти. Местное самоуправление можно рассматривать как элемент системы сдержек и противовесов;

 

4) местное самоуправление призвано решать вопросы местного значения, т.е. вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

 

 

ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

 

Как любая другая правовая отрасль, муниципальное право имеет свой предмет и метод правового регулирования.

Предметом муниципального права являются общественные отношения, связанные с организацией и функционированием местного самоуправления.

Понятие местного самоуправления определено в ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": "Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций".

Таким образом, местное самоуправление:

 

осуществляется либо населением непосредственно (путем прямого волеизъявления - на местном референдуме, на собраниях, сходах граждан, на выборах органов и должностных лиц местного самоуправления, на митингах, шествиях, демонстрациях и т.д.), либо органами местного самоуправления и их должностными лицами;

осуществляется самостоятельно и под собственную ответственность: местное самоуправление представляет собой особый вид власти, независимой ни от законодательной, ни от исполнительной ветвей государственной власти, отвечающей за свою деятельность лишь перед местным населением и подчиняющейся только требованиям закона;

направлено на решение вопросов местного значения, которыми признаны вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, определенные федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;

должно действовать в интересах местного населения, с учетом местных традиций - местное самоуправление выделено из системы государственного управления для того, чтобы точнее выявить, учесть, отразить и защитить местные интересы, имеющие собственную специфику по сравнению с региональными и общегосударственными интересами.

Следует также подчеркнуть, что местное самоуправление осуществляется на территории муниципальных образований - городского, сельского поселения, нескольких поселений, объединенных общей территорией, или на иной населенной территории, предусмотренной законом. Местное самоуправление может организовываться в рамках административно-территориальной единицы (города, села, района) или на какой-либо иной территории, определенной законодательством субъектов Российской Федерации.

В процессе осуществления права местного населения на самоуправление складываются определенные общественные отношения. Большая часть из них регулируется правовыми нормами и приобретает форму муниципально-правовых отношений. Из всей совокупности муниципально-правовых отношений можно выделить следующие основные, возникающие в процессе:

 

непосредственного осуществления местным населением власти;

формирования органов местного самоуправления;

деятельности органов местного самоуправления;

исполнения взаимных обязательств между органами местного самоуправления и органами государственной власти.

Субъекты (участники) муниципально-правовых отношений многочисленны и разнообразны. Ими могут быть, с одной стороны, лица, представляющие местное самоуправление и имеющие право принимать решения по вопросам местного значения, а с другой - физические, юридические лица, общественные и государственные органы, вступающие с муниципалитетом в правовые отношения. Можно выделить следующие группы субъектов муниципально-правовых отношений:

 

1) сообщество граждан, проживающих в пределах муниципального образования;

2) органы местного самоуправления (представительные и исполнительные);

3) выборные должностные лица (депутаты, главы муниципальных образований);

4) органы территориального общественного самоуправления (домовые комитеты, советы и т.д.);

5) юридические лица (например, хозяйствующие субъекты, действующие на территории муниципального образования);

6) физические лица или группы лиц (в частности, обращающиеся в органы местного самоуправления с правотворческой инициативой);

7) государственные органы Российской Федерации;

8) государственные органы субъектов Российской Федерации;

9) различные предприятия, организации, учреждения.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что особым субъектом муниципально-правовых отношений может быть и муниципальное образование в целом. Так, муниципальное образование обладает правами собственника муниципального имущества; правом иметь свою символику (гербы, эмблемы и др.). От имени муниципального образования как особого субъекта муниципально-правовых отношений выступают: либо население непосредственно, либо органы местного самоуправления.

 

 



2016-01-05 545 Обсуждений (0)
ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (545)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)