Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы и методы реализации функций государства



2016-01-05 541 Обсуждений (0)
Формы и методы реализации функций государства 0.00 из 5.00 0 оценок




Обычно к формам реализации функций государства относят «правовые», а также «неправовые», «организационные» (или «фактические»). Соответственно следует принимать во внимание наличие таких форм реализации, которые присущи подавляющему большинству государств. Следует упомянуть и нуждается в постоянном совершенствовании государственного механизма, который должен отвечать определенным требованиям, а также потребностям общества, которые отмечаются динамичностью и зависят от внутренних и внешних факторов.

А. Скакун отмечает: «Правовая форма осуществления функций государства - управленческая деятельность государства, которая заключается в совершении юридически значимых действий по выполнению функций в порядке, определенном законом, и имеет правовые последствия»[9].

Несколько оптимизированной представляется теория М. Марченко, который выделяет те или иные формы реализации функций государства на основе следующих критериев:

1) специфические виды государственной деятельности; 2) однородную по своим внешним признакам деятельность органов государства, с помощью которой реализуются ее функции[10].

Принимая во внимание, устоявшееся в науке разграничение функций государства (отмечаются сравнительно «высшим» уровнем «обобщения») и функций его органов, можно отметить, что аналогичного разграничения нуждаются и теоретические конструкции относительно форм и методов их реализации. Вместе с тем следует указать на то, что и те, и другие функции в итоге направлены на достижение единой «стратегической цели» в виде состояния «обеспеченности и защищенности прав и свобод человека и гражданина» (то есть всего населения).

Из приведенного выше следует, что под формами следует понимать некоторые «виды деятельности» государства (отличаются высоким уровнем «обобщения»), которые являются основными при реализации возложенных на нее задач:

1) законодательная: нормотворческая деятельность высшего уровня, направленная на обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

2) исполнительная: предусматривает создание условий для выполнения положений нормативных актов, а также внедрения государственной политики по различным сферам жизнедеятельности общества на высоком уровне;

3) судебная: создание на государственном уровне условий, а также их полноценное функционирование по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина в виде споров, а также дополнительного механизма для осуществления контроля самих нормативно-правовых актов.

Как форму реализации функций государства можно выделить также контрольно-надзорную, поскольку в последние годы мировая практика акцентирует внимание многих государств необходимость делегирования некоторых полномочий международным организациям и специальным органам. Эта форма иногда приобретает интегративных рис, так как во время ее реализации могут применяться методы, присущие указанным выше формам.

Именно в упомянутых формах воспроизводятся основные аспекты деятельности тех или иных государственных органов, которые в итоге должны обеспечивать действенную защиту прав и свобод человека и гражданина в любой стране. Приведенные формы нам представляется уместным рассматривать как основные (в юридической литературе преимущественно называются «правовыми»), но сами они требуют надлежащей реализации, а также дальнейшего изучения и совершенствования.

Каждая среди рассмотренных правовых форм имеет собственные специфические свойства, а также в той или иной степени должна соответствовать современному уровню развития общественных отношений. Процессы глобализации, которые сегодня постоянно развиваются, в значительной мере касаются и правовым вопросам. В этом контексте права человека и гражданина приобретают глобальное значение, ведь их обеспечение и защита должны основываться на правовых предписаниях, которые, в свою очередь, объективируются в правоприменительной деятельности соответствующих государственных органов. Право, играет роль регулятора общественных отношений, должно также согласовываться с условиями, при которых осуществляется его применения. В этом контексте обеспечения прав и свобод возникает первоочередной задачей.

Возникает вопрос по поводу методов реализации функции государства по обеспечению, защите прав и свобод человека и гражданина. Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что методы реализации указанной функции могут быть разными в зависимости от формы. Такие различия требуют более детального рассмотрения в последующих научных исследованиях. На данный момент уместно лишь подчеркнуть необходимость установления некоторых специфических черт, присущих той или иной форме и которые обусловливают различия в методов реализации.

В литературе отмечают наличие таких групп методов:

1) правовые (нормы права, с помощью которых реализуются те или иные виды деятельности государства);

2) организационные (практическая деятельность по обеспечению условий для реализации различных видов деятельности государства);

3) организационно-правовые (объективируются в юридически регламентированной деятельности практического характера с последующей реализацией).

Принимая во внимание, объем публикации, автору представляется уместным далее рассмотреть основные методы, которые являются системообразующими для деятельности государства и актуальными для всех упомянутых выше форм.

Формальная согласованность методов, которые применяются на государственном уровне, с декларируемыми в нормативных актах положениями должна основываться на правовых принципах, а также отвечать интересам всех членов общества. Итак, вся деятельность государства должна осуществляться с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также соответствовать потребностям их обеспечения и защиты. Именно в этом на практике должна проявляться метод нормативно-правового регулирования в условиях демократического строя.

Формальность предписаний, продуцируемых на государственном уровне, требует практического проявления и объективации в поведении граждан страны, поскольку именно в этом видится основное назначение самого регулирования общественных отношений. Неоспоримая потребность принуждения как метода на государственном уровне следует из самой сути общественных отношений, а потому и потребность применения соответствующего метода является бесспорным. На практике его использование должно согласовываться с потребностями обеспечения прав и свобод всех граждан, а также тех, кто зависит от действий или бездействия государства.

На государственном уровне так же актуальны методы рекомендаций и поощрений, так как при этом должно происходить стимулирование людей к формированию полезной для общественности жизненной позиции, а также создание самими людьми таких благ и условий, при которых жизнедеятельность общества была бы оптимальной с точки зрения морали, права, а также пользы для человека. Следует принять во внимание необходимость выработки на государственном уровне такой модели организации общественных отношений, чтобы граждане сознательно воспринимали соответствие деятельности государства их интересам (в этом выражается потребность нивелирования антагонизма между индивидуальным и общественным и формулировки целостного понятия «блага» для каждого индивида). Последнее должно осуществляться, прежде всего как условие правового поведения путем надлежащего информирования граждан без применения каких-либо объективированных мер, которые могли бы рассматриваться как принудительные (что было характерно для тоталитарных режимов).

Осуществление государственного управления невозможно без надлежащего надзора и контроля за соблюдением режима законности гражданами, а также другими лицами, которые находятся на территории государства. Сама функция обеспечения государством прав и свобод человека и гражданина должна выражаться в доминировании последних при выработке нормативного регулирования по применению соответствующих методов на государственном уровне. Правовые основы на сегодня в большинстве стран мира предусматривают закрепление соответствующих положений (и соответствующее выработки собственной политики), но их практическая реализация часто может варьироваться в связи с господством правового нигилизма и невысоким уровнем правосознания лиц, привлеченных к правоприменительной или правозащитной работы (уровень реализации функций органов государства). Таким образом, использование на государственном уровне методов надзора и контроля требует установления четких ориентиров в работе должностных лиц и максимального сужения возможностей для проявления их произвола. В этом видится главный залог демократизации и образования гражданского общества.

Как метод можно выделить информирования граждан и содействия образованию информационного поля по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина. Формально это может проявляться в различных мероприятиях, направленных на оптимизацию и восприятия обществом принципов и принципов, на которых базируется современная концепция прав человека и гражданина, а также создание лучших условий для пользования правами и свободами самими гражданами государства. В этом контексте важно подчеркнуть значимость закрепления соответствующих положений (согласующихся с приведенными выше методами) в правосознании граждан (не должно противоречить принципам гражданского общества).

Следует также отметить возможности выделения в этом контексте управленческой деятельности государства как метода. Принимая во внимание необходимость теоретического разграничения функций самого государства и функций его органов, следует подчеркнуть необходимость вывода в этом контексте специального понятия именно для обозначения осуществляемых на государственном уровне мер законодательного, исполнительного или судебного характера, связанных с созданием оптимальных условий для реализации прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечение беспрепятственного доступа любого лица к задекларированных в связи благ.

Перечень приведенных здесь методов следует считать отнюдь не полным и что требует дальнейшего исследования и доработки, поскольку практические аспекты функционирования того или иного государства могут значительно различаться, а следовательно, и требовать соответствующих разработок и в теоретическом, и в практическом смысле. В то же время перечисленные здесь методы следует считать попыткой теоретического обобщения (некоторыми абстрактными конструкциями), позволяющие описать именно те аспекты деятельности большинства государств, с помощью которых осуществляется оптимальное влияние по обеспечению, защите прав и свобод человека и гражданина.

По нашему мнению, соответствующие системообразующие принципы являются основой должного обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Их фактическое закрепление и в праве, и в нормах законодательства требует надлежащего функционирования государства и его органов, которые должны непосредственно реализовывать обязанности и выполнять свои функции, предусмотренные нормами права [5, с. 8]. Несмотря на это практика функционирования самих государств показывает, что потребность выработки основных направлений деятельности может не всегда находить должное понимание и в итоге приводить к неоднозначным результатам. В этом и видится значимость корректного понимания функций государства и их значение для дальнейшей реализации всей совокупности мер, направленных на регулирование общественных отношений в той или иной стране, а также создание оптимальных условий для обеспечения жизнедеятельности, защиты прав и свобод их граждан.

Итак, можно сделать вывод о таких проблемах в контексте реализации функции государства по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина:

1) теоретически освещены наличие различий между функциями государства и его органов, на основании чего обоснована необходимость четкого разграничения форм и методов реализации функции государства по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина и деятельности отдельных органов государства в соответствующем направлении;

2) изложены авторскую позицию относительно специфики разграничения форм и методов реализации функции государства в обеспечении, защите прав и свобод человека и гражданина и подано их общие характеристики;

3) четкое определение упомянутых выше положений должно основываться на должном теоретическом базисе, требует дальнейших исследований.

Заключение

Понятие «государство» - это не просто юридическое или понятие, это такая научная категория, которую можно сравнить с обществом, с понятием человека, личности и гражданина. Эта категория имеет универсальный философский, социологический, политический, психологический, исторический, юридический характер. Государство - это социологический, политический и исторический феномен, который пока трудно полностью понять и дать полное определение, тем более, что сложные социальные явления могут дать десятки и больше научных определений.

Вместе с тем, на основе анализа и синтеза юридической литературы, выяснения явления и его сущности, формы и содержания, применяя структурно - функциональный анализ, я попытался в своей работе, раскрыть понятие, основные признаки и сущность государства и его социальное значение.

Социальное назначение современного государства состоит в его разнообразной, широкой деятельности, направленной на решение не узкоклассовых задач, а задач, вытекающих из необходимости бесконфликтного существования общества.

 

 

Список использованной литературы

1. Теория государства и права (энциклопедический курс): Учебник / А. Ф. Скакун. - М .: Эспада, 2006. - 776 с.

2. Общая теория государства и права: В 3-х т. – Т. 1: Учебник для вузов / МГУ им. М. В. Ломоносова, юр. ф-т; ред. М. Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Зерцало-М, 2002. – 528 с.

3. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М.Корельского и проф. В.Д.Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 616 с.

4. Теория государства и права: учебник / В.Л.Кулапов, А.В.Малько. – М.: Норма, 2008. – 384 с.

5. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. – М.: Юристъ, 1997. – 672 с.

6. Теория государства и права: учебное наглядное пособие. – Тюмень: Тюменский филиал Академии права и управления, 2006. – 222 с.

7. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Спарк, 2000. – 511 с.

8. Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право. – 1993 - № 6. – с. 98 - 110.

9. Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник. – М.: Высшее образование, 2005. – 379 с.

10. Р.В. Шагиева и др.. Теория юриспруденции. Учебное пособие для студентов – выпускников юридических вузов, готовящихся к сдаче государственного экзамена по теории государства и права, Калуга 2007.

11. СПС «Консультант Плюс» Родионова О.В. Характерные черты социальной функции современного государства // История государства и права, 2007. - № 3.

12. СПС «Консультант Плюс» Хабибулин А.Г., Чернобель Г.Т. Интересы государства и его охранно-защитная функция // Журнал Российского права, 2008. - № 5.

13. СПС «Консультант Плюс» Хачиров Р.Б Административные суды как атрибут социальной функции государства: к постановке проблемы // Администратор суда, 2007. - № 3.

14. СПС «Консультант Плюс» Чурсина И.А. Налогообложение: история и современность // Налоги. 2008, - № 3.

15. Longman dictionary of contemporary English: The living dictionary / Lord Quirk (chair). – 4. ed. – Harlow, Essex: Longman, 2003. – XXII, 1950 p.


[1] Теория государства и права (энциклопедический курс): Учебник / А. Ф. Скакун. - М .: Эспада, 2006. - 776 с.

[2] Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М.Корельского и проф. В.Д.Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 616 с.

[3] Скакун О.Ф. Теория государства и права. Харьков. "КОНСУМ". 2001г. - С. 203

[4] Котюк В.А. Основы государства и права. Учебник. пособие.- М .: Атика, 2001г. - С. 187.

[5] Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - Второй изд., Пере раб. и доп. М .: Юристъ, 2000. - С. 61

[6] Учебник для юридических вузов / А.Ю. Дмитриев, И.Ф. Казьмин., В.В. Лазарев и др.; Под общ. ред. А.С. Пиголкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТУ, 1998. – С. 98

[7] Р.В. Шагиева и др.. Теория юриспруденции. Учебное пособие для студентов – выпускников юридических вузов, готовящихся к сдаче государственного экзамена по теории государства и права, Калуга 2007.

[8] Теория государства и права: учебное наглядное пособие. – Тюмень: Тюменский филиал Академии права и управления, 2006. – 222 с.

[9] Теория государства и права (энциклопедический курс): Учебник / А. Ф. Скакун. - М .: Эспада, 2006. - 776 с.

[10] Общая теория государства и права: В 3-х т. – Т. 1: Учебник для вузов / МГУ им. М. В. Ломоносова, юр. ф-т; ред. М. Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Зерцало-М, 2002. – 528 с.



2016-01-05 541 Обсуждений (0)
Формы и методы реализации функций государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы и методы реализации функций государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (541)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)