Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные направления в развитии воспитательной системы



2016-01-05 1168 Обсуждений (0)
Основные направления в развитии воспитательной системы 0.00 из 5.00 0 оценок




Анализ деятельности по организации внеклассной воспитательной работы нами проводился на базе МБОУ «СОШ №53» г.Набережные Челны.

Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» от 4 февраля 2010 года, федеральным государственным образовательным стандар­том второго поколения, Концепцией духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России определена основная цель отечественного образования и приоритетная задача общества и государства - это воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравст­венного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражда­нина России. Воспитательная компонента в деятельности МБОУ «СОШ №53» направлена на формирование «воспитательной системы», «вос­питывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитатель­ной деятельности», и т.д. Программа содержит мероприятия, отражающие ос­новные направления воспитательной деятельности школы, основывающейся как на традиционных, так и на инновационных подходах, педагогических сис­темах и технологиях. Программой МБОУ «СОШ №53» опреде­лены следующие основные направления воспитательного процесса:

1) Развитие интеллектуальной и познавательной активности учащихся

Данное направление призвано обеспечить достижения планируемых ре­зультатов освоения основной образовательной программы общего образования. Особенно важным является формирование у школьников отношения к образо­ванию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучаю­щихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материаль­ными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни. Организуется проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информа­цией.

Основными задачами являются:

- формирование навыков научно-интеллектуального труда;

- развитие культуры логического и алгоритмического мышления, вообра­жения;

- формирование первоначального опыта практической преобразователь­ной деятельности;

- овладение навыками универсальных учебных действий обучающихся и метапредметными умениями.

В рамках этого направления разрабатываются и реализуются программы и проекты, направленные на повышение познавательной активности обучаю­щихся, на формирование ценностных установок в отношении интеллектуаль­ного труда, формирование представлений об ответственности за результаты на­учных открытий (например, в рамках научно-исторических центров и клубов для детей и юношества, дискуссионных клубов и т.п.). Используются возмож­ности интеллектуальной деятельности и интеллектуального развития личности в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и т.д.

Формы деятельности: конкурсы, выставки, защита проектов и их демон­страция.

2) Правовое воспитание и культура безопасности.

Одним из важных направлений воспитательной деятельности является формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам чело­века и свободе личности; развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур.

Основные задачи направления:

- разработка и внедрение школьных программ воспитательно-профилак­тической направленности;

- диагностика учащихся, процесса и условий их развития;

- правовое воспитание учащихся;

- социально-педагогическое сопровождение;

- формирование (внедрение и развитие) профилактической системы школы.

В школе реализуется программа по профилактике безнадзорности и пра­вонарушений несовершеннолетних, работы с детьми групп «риска», которая направлена на создание в школе необходимых условий для успешного обуче­ния и воспитания учащихся; охранно-защитную деятельность; предупреждение правонарушений и отклоняющегося поведения учащихся, негативного семей­ного воспитания; пропаганду здорового образа жизни, профилактику наркома­нии в различных ее проявлениях (курение, употребление алкоголя, токсикома­ния, употребление наркотических препаратов).

Деятельность по реализации программы предполагает:

- составление списков детей групп «риска»: «имеющие проблемное пове­дение», «дети из неблагополучных семей», «имеющие трудности в общении», «подверженные стрессу», «частоболеющие дети»;

- организация социально-педагогического взаимодействия по профилак­тике и преодолению последствий конфликтных ситуаций с учащимися групп «риска»: взаимодействие классного руководителя, социального педагога, пси­холога, заместителя директора по ВР, директора школы, родителей);

- проведение мероприятий по выявлению учащихся, склонных к правона­рушению, курению, употреблению алкоголя, наркотических и психотропных средств;

- участие в операции «Подросток»;

- диагностика детей групп «риска», включение их во внеурочную дея­тельность в соответствии с их склонностями и интересами;

- организацию интересного и полезного каникулярного отдыха учащихся;

- проведение тематических классных часов, бесед, мероприятий, роди­тельских собраний, лекториев;

- функционирование родительского патруля;

- помощь в решении вопросов трудоустройства и занятости несовершен­нолетних;

- выявление и постановку на учет неблагополучных семей;

- систематическую работу психолога с детьми, имеющими проблемное поведение.

Возможные формы деятельности: беседы с учащимися, классные часы, тренинги, лекции, Совет Профилактики, общешкольные и классные мероприя­тия, посещения на дому, беседы с родителями, встречи с работниками инспек­ции по делам несовершеннолетних.

3) Нравственное воспитание

Цель направления - обеспечение духовно-нравственного развития обу­чающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. В ос­нову работы по данному направлению положены ключевые воспитательные за­дачи, базовые национальные ценности российского общества.

Основными задачами являются:

- формирование общечеловеческих ценностей в контексте формирования у обучающихся гражданской идентичности;

- воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компе­тентного гражданина России;

- сохранение базовых национальных ценностей российского общества;

- последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориента­ций

- формирование основы культуры межэтнического общения.

Решение этих задач достигается путем включения школьников в следую­щие виды деятельности общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, об­щения с другими людьми, которые осуществляются через ряд мероприятий общешкольного и внутриклассового характера, а также через уроки и занятия дополнительного образования. Воспитательная работа по формированию нрав­ственности учащихся представляет формирование следующих моральных от­ношений:

- к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедли­вости, демократии и свободе народов;

- к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; не­терпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда; забота о сохранении и умножении общественного достоя­ния, бережливость, охрана природы;

- к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, вза­имное уважение, забота о семье и воспитании детей;

- к себе: высокое сознание общественного долга; чувство собственного достоинства, принципиальность, сохранение своего здоровья.

Нравственное воспитание в процессе обучения включает в себя следую­щие компоненты:

- использование воспитательных этических моментов, включенных в со­держание учебных предметов;

- учитель, как пример и образец отношения к своим обязанностям, куль­туры внутренней и внешней, умеющий организовать свой труд и труд детей, как пример выдержки, такта и выполнения этических норм.

Используемые формы деятельности: урок, внеклассные занятия, беседы, диспуты, круглый стол, посещение культурных учреждений, библиотек, музеев.

4) Гражданско-патриотическое воспитание

Реализация данного направления воспитательной деятельности предпола­гает:

- формирование гражданской культуры: правовых и политических зна­ний;

- формирование патриотического сознания; воспитание любви к своей родине, освоение духовного наследия народа – традиционной народной куль­туры;

- воспитание толерантности;

- формирование ответственного отношения к окружающей среде, основы­вающееся на экологическое сознание;

- формирование позитивных жизненных установок и ценностных ориен­таций у детей и подростков.

В МБОУ «СОШ №53» формирование правовых знаний, по­литической грамотности, законопослушания и ответственности за правонару­шение осуществляется через:

- профилактическую работу;

- взаимодействие школы с районными службами, работающими с моло­дежью и составляющими систему профилактики безнадзорности, беспризорно­сти и правонарушений среди учащихся;

- организацию нормативно-правового, научно-методического, информа­ционного сопровождения процесса воспитания;

- социально-психологическая деятельность (работа с детьми группы «риска»);

- работу с семьей (вооружение родителей психолого-педагогическими и правовыми знаниями, ликвидация отчуждения школы от семьи).

Мероприятия, проводимые в рамках этой программы, реализуются на практике и становятся традиционными.

Патриотическое воспитание и воспитание толерантности осуществляется через изучение культуры народов, приобщения к опыту народного миропони­мания, краеведение, знакомство с разнообразными культурами, расширение и углубление этих знаний.

Нравственное воспитание рассматривается как формирование моральных отношений: к политике нашего государства, к родине, другим странам и наро­дам; к людям; к себе; к труду на общее и личное благо; заботы о сохранении и умножении общественного достояния.

Формы деятельности: урок, общешкольные и классные мероприятия, Во­енно-спортивные соревнования, смотры строя и песни, конкурсные программы, посещения музеев и библиотек, конкурсы чтецов, рисунков, сочинений, стенга­зет, оформление стендов, митинги, классные часы, встречи с ветеранами ло­кальных войн, конкурс социальных проектов, организация праздников народ­ного календаря; народные игры; изучение народных ремесел на уроках техно­логии и изобразительного искусства, и занятиях кружков, экскурсии в природу, конкурсы поделок; научно-практические конференции, экскурсии в сельскую и районную библиотеки, музеи, посещение выставок.

5) Культуротворческое и художественно-эстетическое воспитание

Система художественно-эстетического воспитания школьников реализу­ется в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом как на уроках, так и во внеучебное время. Все учебные предметы, наряду с передачей детям основ наук, своими специфическими средствами решают задачи эстетического воспи­тания. Они имеют своей главной целью всестороннее развитие и нравственно-эстетическое воспитание школьников.

Основными задачами данного направления являются:

- воспитание способности восприятия и понимания прекрасного в дейст­вительности и в искусстве;

- развитие эстетических взглядов и чувств, потребности и способности создавать прекрасное;

- формирование эстетического отношения к жизни;

- развитие творческих способностей, творческой инициативы и активно­сти.

6) Внеучебная деятельность – это не только внутришкольная жизнь, но и внутриклассная деятельность классных коллективов. Развитие творческих спо­собностей, эстетических взглядов и потребности создавать прекрасное осуще­ствляется классными руководителями через систему разнообразных мероприя­тий.

Учебный процесс закладывает основы понимания красоты действитель­ности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни. Творче­ская деятельность учащихся получает дальнейшее развитие в процессе вне­классной и внешкольной работы. Во внеурочное время, на основе доброволь­ного выбора занятий по интересам, продолжается углубленное формирование у детей эстетического отношения к искусству и действительности; духовное обо­гащение их личности; организация свободного времени; регулирование воспри­ятия влияние средств массовой информации.

Особую роль в воспитании личности и эстетическом развитии играет ху­дожественная самодеятельность. Она является для детей одним из деятельност­ных способов отражения и познания мира, предоставляет условия для самовы­ражения и самоутверждения личности.

Успешно решают задачи этого направления программы по дополнитель­ному образованию художественной направленности танцевального кружка «Ритмика и танец», музыкального кружка «Гармония», кружка «Умелые руки», реализуемые с целью создания условий для мотивации ребенка на достижения в различных сферах деятельности.

Используемые формы деятельности: урок, конкурсы рисунков, поделок, сочинений, выставки работ декоративно-прикладного искусства, конкурсные программы, КВН, экскурсии в районные культурные учреждения, библиотеки, музеи.

7) Трудовое воспитание

Развитию трудовых навыков подчинена работа дополнительного образо­вания, уроки трудового обучения, процесс дежурства по уборке территорий и помещений, работа в летнем трудовой бригаде. Трудовая деятельность и трудо­вое воспитание сочетаются с профориентационной работой, главными направ­лениями которой является:

- предоставление максимума информации о профессиях, специальностях, необходимых в регионе;

- вооружение информацией о порядке и условиях поступления в учебные заведения;

- помощь учащимся в выборе профессии на уровне социально-психологи­ческой консультации;

- организация экономического образования.

Формы деятельности: урок, субботники, генеральные уборки в классе, выставки поделок, посещения библиотек района, экскурсии на производство, встречи с людьми разных профессий, консультации, тестирование, тренинги, классные часы, озеленение кабинетов и школьной территории, ремонт учебни­ков, трудовые десанты, экскурсии в Центр занятости.

8) Спортивно-оздоровительное направление

Мероприятия в рамках спортивно-оздоровительного направления при­званы решать проблемы сохранения здоровья ученика, позволяют детям сде­лать правильный выбор и проанализировать влияние вредных привычек, про­исходит формирование у школьников социально ответственное отношение к своему здоровью как одной из самых значимых жизненных ценностей. Этому способствуют программа внеурочной деятельности «Чемпион», программа до­полнительного образования «ОФП».

Основные формы деятельности: урок, спортивные мероприятия, походы, прогулки на свежем воздухе, Дни Здоровья, динамические паузы, физминутки, классные часы, беседы, встречи с медицинскими работниками, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, подвижные игры, посещения библиотек, тренинги.

9) Развитие самоуправления школьников

Цель направления - активизация внутренних резервов обучающихся, спо­собствующих успешному освоению нового социального опыта на всех ступе­нях общего образования, в формировании социальных, коммуникативных ком­петенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.

В основу работы по данному направлению положены ключевые воспита­тельные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

Основными задачами являются:

- формирование психологической культуры и коммуникативой компетен­ции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;

- формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме.

10) Воспитание семейных ценностей

Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования лич­ности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, школой и семьей в целом. Первой социальной средой для ребенка является его семья. Она играет важнейшую и во многом решающую роль в вос­питании детей. Семья обуславливает усвоение ребенком основных правил и норм поведения, вырабатывает стереотип отношения к окружающему миру.

Работа осуществляется в следующих направлениях:

- ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспита­тельного процесса;

- психолого-педагогическое просвещение: общешкольные лектории, про­свещение родителей класса, осуществляемое классным руководителем на ос­нове задач воспитания, изучения учащихся и классного коллектива, содержания и методики воспитательного процесса;

- вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность: участие во внеурочной деятельности, организуемой в классе; участие родителей в подго­товке общешкольных традиционных форм работы; участие в профориентаци­онной работе школы: встречи с учащимися, экскурсии на предприятия; участие в работе классных и школьного родительского комитетов; оказание помощи в реализации различных классных и школьных дел;

- корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся: оказание пси­холого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различ­ных категорий детей (одаренных); оказание психолого-педагогической помощи родителям в решении трудных проблем семейного воспитания; индивидуальная работа с неблагополучными семьями учащихся;

- взаимодействие с общественными организациями родителей: организа­ция работы с родительским активом и взаимодействие с общественными орга­низациями родителей;

- аналитическая деятельность: проведение мониторинга с использованием различного диагностического материала.

Используемые формы деятельности: беседы, встречи, родительские соб­рания, «День открытых дверей», «Веселые старты», программа «День матери», «День семьи», родительский патруль, дежурство на мероприятиях в вечернее время, благоустройство классных кабинетов и территории школы.

11) Экологическое воспитание

Стратегические цели школьного экологического образования определя­ются приоритетными общенациональными задачами обеспечения экологиче­ского качества окружающей среды; здоровья и экологической безопасности граждан страны; международными рекомендациями в области образования в интересах устойчивого развития как генеральной гуманитарной стратегии XXI в., направленной на выживание человечества и предотвращение глобальной экологической катастрофы.

Экологическая здоровьесберегающая деятельность школы должна спо­собствовать формированию у обучающихся экологической культуры, ценност­ного отношения к жизни во всех её проявлениях, здоровью, качеству окру­жающей среды, умений вести здоровый и безопасный образ жизни.

Основными задачами являются:

- присвоение обучающимися эколого-культурных ценностей и ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссий­ской гражданской идентичности;

- формирование умений придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологи­ческую грамотность в разных формах деятельности;

- овладение нормами экологического поведения, обеспечивающего со­хранение на земле человека и природы, их взаимодействия.

Решение этих задач достигается путем включения школьников в локаль­ные экологически целесообразные виды деятельности, направленных на фор­мирование готовности занять активную экологически целесообразную позицию в конкретной ситуации. Приятие обучающимися принципов ненасилия, направ­ленных на установление гуманистического типа отношений между людьми, идеи общности, гармонии индивида со Вселенной и человечеством, основанной на экологии природы и человека, овладение ценностными ориентациями на уровне целостной экологической картины мира, формирование планетарного мышления способствуют формированию знаний основных стратегий поведения человека в природе.

Формируемые ценности: гражданское общество, этнокультурная и обще­российская идентичность; устойчивое развитие страны; экологическая этика; здоровье как личная и общественная категория; социальное партнёрство по во­просам улучшения экологического качества окружающей среды и здоровья на­селения; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; экологическая культура; гражданская ответственность за настоящее и будущее своей страны; эколого-культурные традиции многонационального народа Рос­сии. Основное педагогическое средство организации внеурочной деятельности: развивающие ситуации учебно-проектного типа.

Формы деятельности: урок, общешкольные и классные мероприятия, конкурсные программы, посещения музеев и библиотек, акции, оформление стендов, митинги, классные часы, встречи с экологами, экскурсии в природу, научно-практические конференции.

 



2016-01-05 1168 Обсуждений (0)
Основные направления в развитии воспитательной системы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные направления в развитии воспитательной системы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1168)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)