5.1. Основной целью обучения в ШИ является получение необходимых знаний и формирование навыков, достаточных для работы с участниками по программе подготовки альпинистов на этапах НП и СП.
5.2. Инструктор должен научиться грамотно и квалифицированно работать с участниками, делать оценку их подготовки и готовности к восхождению, проводить разборы занятий и восхождений, давать объективные характеристики и рекомендации к дальнейшим занятиям альпинизмом на разных этапах подготовки.
5.3. На этапе НП-1:
Таблица 3
Для совершения первого восхождения 1Б с участниками уметь
Ознакомить и объяснить
Научить и сформировать навыки
особенности альпинизма как экстремального увлечения и вида спорта;
особенности и опасности горной природы и рельефа гор;
личное и групповое снаряжение альпиниста, экипировка, применение и уход за ними;
основные правила обеспечения безопасности в горах, санитарные и гигиенические нормы, правила поведения человека в горах;
правила оказания доврачебной помощи во время походов в горах;
основы ориентирования в горах;
признаки погоды;
меры по охране окружающей среды в горах.
оценивать трудности и опасности маршрута 1Б категории сложности;
передвигаться по осыпям и травянистым склонам;
организовать бивуак на травянистом склоне, на морене, на осыпи;
передвигаться по скальному рельефу сложностью, соответствующей наиболее сложным участкам предстоящего восхождения 1Б, с верхней страховкой и в связке;
передвигаться по перилам с перестежками в непредвиденных и аварийных ситуациях;
передвигаться по снежным склонам, вытаптывать ступени, задерживаться при проскальзывании;
передвигаться без кошек и в кошках по открытому леднику, вырубать ступени, производить самозадержание при срывах;
передвигаться по закрытому леднику в связках;
переправляться по мостам, камням и налаженной инструктором переправе через горную реку;
транспортировать травмированного участника при помощи подручных средств.
5.4. На этапе НП-2 дополнительно к Таб.3:
Таблица 4
Для совершения восхождений 1Б, 2*2А и 2Б с участниками уметь
Проверить знания, умения и навыки из Таб.3
Ознакомить и объяснить
Научить и сформировать навыки
формы горного рельефа, природу их образования;
характеристики страховочного снаряжения и страховочная цепь;
меры безопасности при выполнении приемов альпинистской техники, фактор рывка;
способы ориентирования в горах с картой и компасом;
правила организации и проведения учебно-тренировочных восхождений 1 – 2 категорий сложности;
основы тактики на подходах и восхождениях;
правила оформления маршрутной документации;
условные знаки и схемы по системе UIAA;
правила оказания доврачебной медицинской помощи во время восхождений.
оценивать трудности и опасности маршрута 2Б категории сложности;
правильно организовать точки страховки, станции, самостраховку и перила на всех видах горного рельефа;
передвигаться по любому виду горного рельефа сложностью, соответствующей наиболее сложным участкам предстоящего восхождения 2А-2Б, в связках и первым;
правильно организовать верхнюю и нижнюю страховку;
проводить различные виды спуска по веревке;
выполнять приемы страховки на страховочном стенде или на специально оборудованном пункте страховки;
проводить задержание партнера при срывах на скалах, обеспечивать безопасность личную и партнеров, находящихся во взаимодействии;
проводить самозадержание и задержание партнера при срывах на снегу и льду, обеспечивать безопасность личную и партнеров, находящихся во взаимодействии;
оказывать помощь при подъёме и спуске напарника по связке с применением полиспаста и страховочных устройств;
с помощью группы применять приемы самостоятельного подъема и вытаскивания партнёра в случае падения в ледниковую трещину;
организовывать транспортировку пострадавшего группой в носилках из подручных средств по простому рельефу.
5.5. На этапе СП дополнительно к Таб.4:
Таблица №5
Для совершения восхождений 3*3А, 2*3Б с участниками и выпуска их на 2Ар, 2Бр
Проверить знания, умения и навыки из Таб.4
Ознакомить и объяснить
Научить и сформировать навыки
краткую историю развития альпинизма и его современное состояние;
альпинистскую характеристику района;
анализ происшествий в горах;
меры безопасности на всех видах горного рельефа;
правила соревнований;
правила организации и проведения восхождений отделениями разрядников;
правила составления тактических планов, порядок оформления маршрутной документации;
классификацию маршрутов;
основы динамической страховки;
правила проведения радиообмена и сигнализации;
причины возникновения лавинной опасности в горах;
организацию поиска в лавинах;
права и обязанности руководителя спортивной группы;
обзор лучших восхождений в РФ и за рубежом за прошедший сезон;
разбор ситуационных задач, предотвращение возникновения и преодоление аварийных ситуаций.
оценивать трудности и опасности маршрута 3Б категории сложности;
правильно выбирать маршрут;
разрабатывать и отстаивать тактические планы восхождений, составлять схемы маршрутов по символике UIAA;
прогнозировать ожидаемые и анализировать возникающие источники объективной и субъективной опасности;
передвигаться по любому виду горного рельефа сложностью, соответствующей наиболее сложным участкам предстоящего восхождения 3Б, в связках, первым и замыкающим;
организовывать взаимодействие связок;
организовывать различные виды спуска по веревке, организовывать и проводить спуски по веревке с пересадками, по двойной верёвке с продёргиванием;
подниматься по верёвке с рюкзаком на отвесных участках маршрута;
использовать ИТО и приемы работы с двойной веревкой на сложном скальном рельефе;
владения приёмами задержания сорвавшегося, фиксации веревки после срыва, самостоятельного подхода к пострадавшему;
организовывать место для спуска или подъема пострадавшего;
организовывать и проводить транспортировку пострадавшего на сложном скальном рельефе при помощи подручных средств силами малой группы;
организовывать собственными силами систему подъема из ледниковой трещины, применять приемы подъема пострадавшего из трещин;
вести поиск в лавинах, организовывать транспортировку пострадавшего на ледово-снежном рельефе;
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...