Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


III. Методические рекомендации по организации работы с пионерами младшего возраста



2016-01-02 1015 Обсуждений (0)
III. Методические рекомендации по организации работы с пионерами младшего возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




Деятельность пионеров этого возраста в отряде дол­жна быть эмоционально насыщенной, пронизанной пи­онерскими обычаями, традициями, ритуалами. Четкий строй линейки, торжественный церемониал выноса зна­мени, приветствие салютом, готовность к немедленному исполнению поручения — все это украшает деятельность коллектива, делает ее привлекательной, создает мажор­ный тон, помогает детям быстрее войти в жизнь пионер­ской организации.

Дела младших пионеров должны быть ограничены во времени и объеме, привлекательны близостью непосред­ственно ощутимого результата. Это требование объясня­ется недостаточным развитием воли у ребят, их неуме­нием распределять свои силы на длительный срок.

Игра сохраняет свое значение и широко использует­ся в работе с младшими пионерами. Сильным побудитель­ным действием в этом возрасте обладает соревнование. Однако следует помнить, что увлечение излишней состя­зательностью, стремление во что бы то ни стало выйти вперед за счет других, может иметь нежелательные по­следствия— воспитывать эгоизм, карьеризм. Наиболь­шим успехом пользуется соревнование относительно ма­лых, коллективов (звеньев), равных по своим силам, за конкретные цели, с постоянной взаимопомощью звеньев -друг другу, регулярным подведением итогов.

Звенья младших пионеров немногочисленны по. свое­му составу — 5—7 человек. Звенья с такой численностью легче организуются и активнее действуют. Руководит звеном звеньевой, которого пионеры сами выбирают на сборе звена. У звена есть старший друг — пионер-инст­руктор, который является советчиком ребят, передающим им опыт самостоятельной пионерской работы.

Звеньевые, как и другие активисты отряда, сменяют­ся сравнительно часто (один-два раза в учебную чет­верть, полугодие), что позволяет всем пионерам полу­чить опыт руководства и подчинения товарищам в кол­лективе.

Пионерский сбор отряда пионеров младшего возрас­та — это всегда праздничное событие в жизни ребят. Он призван в яркой и привлекательной форме определить предстоящую деятельность отряда. Сбор должен в каж­дом случае нести большую познавательную нагрузку, че­му бы он ни был посвящен: героической истории нашей Родины, встрече с интересными людьми, пионерам-героям и т. д. На сборе ребята выбирают совет отряда, обсуж­дают календарные планы работы, распределяют поруче­ния между звеньями, слушают отчеты звеньевых, членов совета отряда, отдельных пионеров о выполненных ими поручениях, об их работе. Главную роль в подготовке сбо­ров и в их проведении пока еще играют старшие — пи­онеры-инструкторы, вожатый.

Роль вожатого и учителя в отряде младших пионеров. Воспитательные задачи, единые по существу, решаются педагогом и вожатым различными путями. Важно закре­пить в сознании ребят особую роль отрядного вожатого — комсомольца. Он — член пионерского коллектива и его руководитель. Через него младшие пионеры ощущают конкретную связь своего отряда с комсомолом.

Роль учителя в руководстве пионерским отрядом бо­лее сложная. Глубоко вникая в дела отряда, в его жизнь и работу, он всегда действует через вожатого и пионер­ский актив, всемерно развивая самостоятельность пионе­ров, чувство хозяев своей организации. Учитель помогает вожатому и ребятам советом, как провести сбор, подска­зывает им те способы и приемы, которые позволят инте­ресно работать и успешно выполнить намеченную задачу. Вместе с вожатым он учит пионеров составлять планы работы отряда и звена, выполнять их и правильно оценивать сделанное, воспитывает у пионеров заинтересованность в делах отряда, чувство личной ответственнос­ти перед коллективом.

IV. Примерное содержание и формы работы с пионерами младшего возраста

О В. И. Ленине и его соратниках. Ребята продолжа­ют знакомиться с жизнью и деятельностью В. И. Ленина. В.И.Ленин предстает перед младшими пионерами как создатель и вождь Коммунистической партии. Под руко­водством партии наш народ совершил революцию, вышел победителем в гражданской и Великой Отечественной войнах, построил социалистическое общество; под руко­водством КПСС наш народ, выполняя заветы В. И. Ленина, строит коммунизм. Ребята узнают о ближайших сора­тниках В. И. Ленина. Они знакомятся с коммунистами — передовиками производства своего родного города, села.

Пионеры читают книги о В. И. Ленине и его сорат­никах, просматривают кинофильмы и диафильмы, подби­рают для ленинского уголка вырезки из газет и журна­лов, фотографии, открытки, плакаты, репродукции кар­тин, коллекционируют марки, посвященные Ленину, пар­тии.

Они проводят экскурсии по ленинским и революцион­ным местам, знакомятся с историческими памятниками и достопримечательностями родного города, района.

Наша Родина— СССР. Наша Родина — Союз Совет­ских Социалистических Республик — дружная многона­циональная семья народов. В братской, нерушимой дру­жбе — залог всех наших успехов и побед. 15 союзных республик. Их флаги, гербы, столицы. Москва — столи­ца СССР, Ленинград — колыбель революции. Города-герои.

Регулярное знакомство по газетам и журналам, ра­дио- и телевизионным передачам с важнейшими событи­ями, происходящими в нашей стране и за ее рубежами.

Родной город, район, село—частица Родины. Родная природа. Исторические, революционные, боевые, трудо­вые памятники родных мест. Что дает родной город (рай­он, село) всей стране. Земляки — герои революции, вой­ны и труда.

Пионеры читают книги, просматривают фильмы и диафильмы о Родине. Встречаются с интересными людьми. Проводят экскурсии, походы по родному городу, району. Наблюдают природу. Участвуют в борьбе за ох­рану природы — растений, птиц, животных.

Пионерам о защитниках Родины. Знакомство с фор­мой, знаками различия родов войск Вооруженных Сил СССР. Боевые ордена и медали. Современные виды во­оружения: ракеты, танки; самолеты, корабли, подводные лодки и т. д. Выставки моделей, подбор картин, фотогра­фий из газет и журналов о боевой технике. >u-. i Знакомство и дружба с воинами, бывшими фронто­виками. Сбор материалов об участниках Великой Отече­ственной войны, их жизни, боевых делах, подвигах.

Переписка с воинами-земляками (моряками, погра­ничниками, танкистами, летчиками). Праздник Дня Со­ветской Армии и Военно-Морского Флота в отряде, по­здравления воинов.

Простые военно-спортивные умения: преодолеть преграду, ров, спрыгнуть с небольшой высоты, Соревно­вание в ловкости, сноровке, быстроте, точности, наблюда­тельности, смекалке, флажковой сигнализации. Работа санитарного поста в отряде. Поделка моделей самолета, корабля, танка, ракеты. Простейшие военные игры с элементами наблюдения, маскировки, связи, разведки, оказания первой помощи «раненым».

О Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. Более глубокое и деятельное знакомство с пионерской организацией, ее историей, традициями, ког­да и почему пионерская организация названа именем В. И. Ленина, за что награждена орденом Ленина. Пи­онеры должны узнать юных пионеров-героев. Научить­ся четко и красиво соблюдать пионерские ритуалы — про­водить линейки; вынос знамени, отдавать салют.

Пионеры проводят встречи с вожатыми и пионерами-ветеранами, читают книги, просматривают диафильмы, посещают всем отрядом Дом пионеров, пионерские клу­бы, совместно проводят сборы нескольких отрядов. Они начинают вести летопись отряда. Пионеры-четвероклас­сники берут шефство над детскими садами, работают с малышами-дошкольниками во дворах, в зоне пионер­ского действия дружины, учатся проводить с ними игры — готовятся в будущем стать вожатыми октябрят.

Пионеры СССР, пионеры социалистических стран. Пионеры Союза Советских Социалистических Республик. Как учатся? Чем они занимаются? Как работают? Чем интересуются? Как отдыхают?

Переписка с пионерами братских республик. Обмен открытками и фотографиями с видами родного края. Бе­седы и практические занятия по культуре письма. Созда­ние уголка дружбы детей Советской страны в отряде. Разучивание песен и танцев друзей. Чтение «Пионерской правды», книг о дружбе. Дружба с отрядами школ, где обучение ведется на другом языке. Беседа вожатых об Артеке.

Пионерские организации социалистических стран. Их форма, галстуки, пионерские знамена, значки, традиции. Игры, песни и танцы. Беседы вожатых по материалам газет и журналов, по книгам о пионерах социалистиче­ских стран. Проведение сборов, посвященных дружбе на­родов, встреч с советскими людьми, побывавшими за рубежом. Выставки рисунков пионеров на тему борьбы за мир и дружбу народов.

Трудовые дела младших пионеров. Основная форма общественно полезной деятельности младших пионе­ров—тимуровская работа: бескорыстная помощь семь­ям военнослужащих, малышам, престарелым, больным, инвалидам. Работа в детских садах и яслях.

У них много дел и в зоне пионерского действия: посад­ка садов, деревьев и кустарников на улицах, во дворах, у шефов. Забота о цветниках, газонах. Работа на при­школьном участке. Охрана «зеленого друга», забота о птицах и животных. Работа в мастерских: изготовление птичьих домиков и кормушек, наглядных пособий, игру­шек для малышей, детских садов. Создание игротеки в отряде.

Сбор макулатуры и металлического лома. Сбор лекар­ственных трав, ягод, грибов и других полезных растений.

Помощь родителям дома. Знакомство с трудом роди­телей на производстве.

Большое внимание следует уделить организации тру­да младших пионеров: четкие, конкретные задания кол­лективам — звеньям, бригадам, командам. Опора на игру — штаб тимуровцев, разведка, сигналы, операции, «дозоры справедливости» — на площадках, где играют малыши, рейды «преграда огню» — по дворам колхоз­ников с целью проверки, как хранится пожарное имуще­ство, патрули «защиты животных», «охраны зеленого друга», «охраны пернатых» и т. д. Обязательный разбор на общих сборах действий звена, бригады, команды, причин их успехов и неудач.

Учить пионеров учиться. Коллективное чтение и об­суждение книг. Утренники «Герои любимых книг». Вик­торины по книгам. Связь с библиотекой — кто, что и как читает, все ли посещают библиотеку. Живые газеты «Хочу все знать».

Занятия в кружках «Умелые руки», простейшего мо­делирования, занимательной арифметики, любителей природы, знатоков родного слова и др.

Проведение отрядных олимпиад, конкурсов юных ма­тематиков, знатоков истории и географии Родины, ее природы, турниров любознательных и смекалистых. Выс­тавки самоделок — моделей, наглядных пособий, коллек­ций, рассказы ребят о своих экспонатах.

Участие в общедружинных делах по сбору книг, учеб­ных пособий, игр и игрушек для вновь открываемых школ. Взаимный контроль за работой над домашними заданиями. Рейды — как кто хранит учебники, тетради. Организация «Скорой пионерской помощи», постов все­обуча, следящих прежде всего за тем, все ли ребята хо­дят в школу.

Пионеры против религии. Происхождение религиоз­ных верований, праздников. В чем вред религии, веры в бога? Беседы на антирелигиозные темы. Знакомство с доступными пониманию детей этого возраста антирели­гиозными произведениями писателей, художников. Орга­низация и оформление «уголков безбожника» в школе и дома.

Младшим пионерам о прекрасном. Умение видеть красивое в природе, труде, во взаимоотношениях людей, во внешнем облике — своем и своих товарищей. Работа по оформлению пионерского уголка, комнаты.

Творческая работа в кружках и секциях: художест­венного слова, кукольного и теневого театров, хора, хоре­ографического коллектива и т. д.

Знакомство с выдающимися произведениями русско­го и советского искусства, литературы, музыки, изобра­зительного искусства, доступными пониманию детей этого возраста, с их творцами. Посещение выставок и музеев, кино и театров, концертов, прослушивание музыкальных радио- и телевизионных передач. Праздники песен, танцев, веселых затей в отряде.

Физкультура и спорт младших пионеров. Знание 3—4 комплексов утренней зарядки. Самоконтроль за вы­полнением режима дня. Звеньевые и отрядные занятия физкультурой — подвижные игры, соревнования по мало­му пионерскому четырехборью, лыжи, коньки, плавание. Весенний, осенний и зимний физкультурные праздники во дворах с играми, соревнованиями, спортивными ат­тракционами. Встречи с мастерами спорта, организация уголка « друзей спорта» и т. д.

Туристские походы на 5—8 км с ориентиро­ванием, костром, приготовлением обеда на костре, тури­стской эстафетой. Зачетный однодневный поход.

* * *

Переход из младшей возрастной группы в среднюю, связанный с переходом школьников из четвертого в пя­тый класс, должен стать заметным, запоминающимся событием в жизни пионеров. На торжественном сборе отряда, который проводится в самом начале занятий в пятом классе, старшие друзья отряда, коммунисты и ком­сомольцы рассказывают ребятам о том, что ждут от них — юных ленинцев — партия и комсомол, какие у них новые права и обязанности.



2016-01-02 1015 Обсуждений (0)
III. Методические рекомендации по организации работы с пионерами младшего возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: III. Методические рекомендации по организации работы с пионерами младшего возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1015)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)