ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Номер радела (темы)
| Темы/вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
| Кол-во
часов
|
1. Древнеегипетская литература.
| Прочитать «125 главу «Книги мертвых»; из «Текстов пирамид», гимны богам,
«Песнь арфиста», «Беседа разочарованного...». Анализ по плану
|
|
2. Литература Двуречья.
| Прочитать «Эпос о Гильгамеше», анализ по плану
|
|
3. Древнеиндийская литература.
| Прочитать 1 гимн из «Ригведы». Анализ 1 гимна по выбору.
|
|
4. Древнеиранская литература. «Авеста»
| Анализ 1 гимна из «Авесты» по выбору.
|
|
5. Древнееврейская литература. Библия как литературный памятник.
| Комплексная домашняя работа № 1. Прочитать из «Ветхого Завета» «Исход» и «Книгу Бытия»
|
|
6. Древнекитайский канон «Тринадцатикнижие»
| «Ши Цзин»: прочитать несколько произведений из книг «Малые оды», «Великие оды», «Гимны». Проанализируйте по одному произведению на выбор
|
|
7. Древнегреческий эпос. Жанровое своеобразие древнегреческой лирики.
Греческий театр и драматургия.
| Прочитайте произведения «Илиада» и «Одиссея»; лирические произведения Алкея, Сапфо, Анакреонта, и др.; трагедии и комедии: Софокл («Эдип-царь»). Эсхил («Прикованный Прометей»). Еврипид («Медея»). Аристофан (по выбору).
|
|
8. Героический эпос и его место в художественной культуре средних веков.
|
Прочитать по выбору: «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Моем Сиде».
|
|
9. Городская средневековая литература и городской театр.
| Познакомиться с поэзией вагантов, трубадуров и миннезингеров; прочитать 1 рыцарский роман («Тристан и Изольда»);
Баллады о Робин Гуде
|
|
10. Литература эпохи Возрождения.
| Прочитать из «Божественной комедии» Данте Алигьери одну из частей: «Ад», «Чистилище» или «Рай» по выбору; познакомиться с жанром сонета в литературе эпохи Возрождения.; познакомиться с творчеством Петрарки.; Прочитать в произведении Боккаччо «Декамерон» 5 новелл по выбору
Познакомиться с творчеством У. Шекспира, прочитать сонеты, «Ричард III», «Король Лир»,1 комедию по выбору
|
|
11. Литература стран Арабского Халифата
| Комплексная домашняя работа № 2. Прочитать из Коранасуру «Корова»; познакомиться с творчеством О. Хайяма, Саади, Фирдоуси
|
|
12. Классицизм, барокко, сентиментализм, реализм в литературе Нового времени.
| Прочитать по выбору: П. Корнель («Сид»), Ж. Расин («Андромаха»); 1 по выбору: у Мольера («Мещанин во дворянстве», «Тартюф»); 1 по выбору у Лопе де Вега («Собака на сене», «Фуэнтэ Овехуна»
|
|
13. Литература эпохи Просвещения.
| Прочитать: Д. Дефо («Робинзон Крузо»), Д. Свифта («Путешествия Гулливера»). Прочитать 1 из романов по выбору; Р. Бёрнс (поэзия), Лоренс Стерн («Сентиментальное путешествие» - прочитать любые несколько глав из романа.
| 5
|
14. Движение «Бури и натиска» как выражение просветительской идеологии в Германии.
| Прочитайте баллады Ф. Шиллера («Кубок», «Перчатка», «Ивиковы журавли», «Порука»), И.В. Гете, основные этапы работы над трагедией «Фауст».
Прочитайте трагедию «Фауст
| 5
|
15. Романтизм в западноевропейской литературе.
| Прочитайте и проанализируйте 2 произведения по выбору: Л. Тик «Белокурый Экберт», Т.А. Гофман «Крошка Цахес», «Золотой горшок», «Повелитель блох», любую сказку бр. Гримм, А. Шамиссо «Удивительная история Питера Шлемиля. Проанализируйте 2 любых лирических произведения Г. Гейне. Прочитайте и проанализируйте одну из «Восточных поэм» Байрона
Прочитайте лирические произведения У. Блейка, проанализируйте 2-3 по выбору.
| 6
|
16. Исторический роман эпохи романтизма.
| Комплексная домашняя работа № 3. Прочитайте по выбору 1 из романов В. Скотта или В. Гюго
| 6
|
17. Западноевропейская реалистическая проза.
Французская поэзия второй половины XIX века и явление декаданса.
| Прочитайте 1 произведение П. Мериме по выбору («Этрусская ваза», Таманго», «Коломба», «Матео Фальконе», «Кармен», «Души чистилища», «Венера Илльская», «Локис», «Джуман» и др.- 2 по выбору).
Прочитайте и проанализируйте повесть О. Бальзака «Гобсек».
Прочитайте и проанализируйте повесть М.-А. Стендаля «Ванина Ванини». Ш. Бодлера
Прочитайте и проанализируйте несколько произведений из сборника «Цветы зла», стихотворения в прозе.
| 6
|
18. Развитие европейской прозы 60-80-х г.г.
| Прочитайте и проанализируйте 2-3 рассказа Ч. Диккенса из следующих сборников: «Очерки Боза», «Мадфогские записки», «Путешественник не по торговым делам» или 1 роман по выбору.
| 6
|
19. Ведущие направления в мировой литературе XX века.
| Прочитайте по выбору несколько произведений следующих авторов: А. де Сент Экзюпери; Г. Белль «Глазами клоуна», Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи», Ф. Кафка «Превращение»;
Э. М. Ремарк. Э. Хемингуэй.
Г. Гарсиа Маркес «100 лет одиночества». Ф. Гарсиа Лорка. Дж. Фаулз «Волхв». У. Эко «Имя Розы»
Г. Уэллс. Р. Бредбери «451 по Фаренгейту»
| 6
|
Приблизительный план анализа художественного произведения
1. Особенности культурно-исторической эпохи создания текста. История создания произведения.
2. Смысл заглавия текста. Сюжет.
3. Жанр и тематика произведения
4. Роль исторических, мифологических, религиозных образов в произведении; преломление в тексте обрядов, ритуалов, традиций, обычаев определенной эпохи.
5. Идея произведения. Его роль в культуре.
Вопросы к семинарским занятиям
По теме: Литература Древнего Египта
1. Религиозно-культовые тексты древнеегипетской литературы. Их роль в культуре, связь с мифологическими представлениями. («Тексты пирамид». «Книга мертвых», гимны богам).
2. Философские тексты как отражение первых сомнений в существовании загробного мира («Песнь арфиста», «Беседа разочарованного..»)
По теме: Шумерские и аккадские сказания о Гильгамеше.
1. История создания поэмы. Сюжетные линии шумерских и аккадских сказаний о Гильгамеше.
2. Роль мифологических персонажей в художественном произведении.
3. Далее – по плану анализа художественного произведения.
Примерные вопросы к брейн-рингу по теме «Древнееврейская литература» («Ветхий завет», «Книга Бытия, «Исход»)
1. В какой день Бог сотворил человека?
2. Как называется дерево, от которого Бог заповедал не есть плоды этого дерева, ибо от него и умрешь?
3. Как спаслись евреи от погони фараона и его подданных?
4. Кому Бог сказал: «Ибо прах ты, и в прах возвратишься»?
5. Почему Адам нарек жене своей имя Ева?
6. Кто обрел благодать Господа перед Великим потопом и за что?
7. Сколько было Ною лет, когда произошел Потоп?
8. Сколько дней лился дождь на земле во время Великого потопа?
9. Для чего Бог создал Радугу?
10. «Не грешите против отрока» - чьи это слова? Что они означают?
11. Фараону приснился странный сон и созвал он всех волхвов Египта. Что приснилось фараону и как растолковал сон Иосиф?
12. Как называется гора, на которую взошел Моисей?
13. Кто превратился в соляный столп и почему?
14. Перечислите 10 казней, которые Господь посылал через Моисея на Египет.
15. Почему евреи были отпущены фараоном египетским? Почему за ними была погоня?
Комплексная домашняя работа № 1 по теме: «Древнееврейская литература»
1. Библия как литературный памятник. Структура и состав Библии.
2. Понятие «Завет» и историческое время
Ветхого Завета.
3. Литературные заимствования в Библии. Своеобразие языка Библии, поэтичность текстов.
4. Библия в мировой культуре.