Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Великая Отечественная война



2016-01-05 568 Обсуждений (0)
Великая Отечественная война 0.00 из 5.00 0 оценок




В4 часа 30 минут 22 июня 1941 г. румынские бомбардировщики нанесли удар по аэродрому в Тирасполе, около 5 часов утра эта же группа бомбардировщиков атаковала аэродром в Кишиневе. Почти одновременно немецкие самолеты нанесли удар по мостам в Рыбнице. Эти первые удары не причинили сильного урона военным объектам и частям Красной Армии. Немецкая армия натолкнулась на организованный отпор и стала нести серьёзные потери: в ряде пунктов войска не смогли пересечь границу, а на левом фланге, где наступали румынские войска. Части Одесского Особого военного округа, как и Севастопольская военно-морская база, оказались наиболее подготовленными к началу боевых действий. Необходимо отметить, что немецкое командование отводило южному флангу советско-германского фронта второстепенную роль. Две крупные водные преграды - Прут и Днестр, а также союзники румыны, мало пригодные для выполнения военных операций, не оставляли для командования вермахта стратегического и тактического простора.

30 марта 1941 г. начальник Генерального штаба Сухопутных сил Германии Ф.Гальдер записал в своем дневнике: "... Никаких иллюзий по отношению к союзникам! Финны будут храбро сражаться, но их мало... ... От румын вообще ничего нельзя ожидать. Возможно, они будут в состоянии лишь обороняться под прикрытием сильной преграды (реки), да и то только там, где противник не будет атаковать..." Поэтому основной удар на юге наносился силами 17-ой и 11-ой немецких армий на стыке Юго-Западного и Южного фронтов (Южный фронт образован Директивой Народного комиссара обороны № 04 от 24.6.41 г. июня, штаб фронта сформирован на базе Московского военного округа, командовал фронтом генерал-полковник И. В. Тюленев).

Против 9-ой армии Южного фронта, прикрывавшей государственную границу от Липкан до устья Дуная (около 500 км), действовала группировка группы армий «Юг» в составе 11-ой немецкой армии (14 дивизий) и двух румынских армий (дополнить), пограничного морского отряда, частей морской пехоты, румынский флот, 6-ой немецкий воздушный флот и румынская королевская авиация.

22 июня ЦК КП(б) Молдавии и СНК МССР приняли постановление о задачах партийных и советских органов в связи с нападением фашистских захватчиков на Советский Союз. Как и по всей стране, в Бессарабии и Приднестровье была проведена мобилизация военнообязанных.

В течение 22 июня противник активно пытался форсировать Прут во многих местах, но получил отпор.

23 июня началась мобилизация в Красную Армию и формирование истребительных батальонов в Кишиневе, Бендерах, Тирасполе.

В дальнейшем до 1 июля активных действий на этом участке Южного фронта не было. Исключением можно считать попытки румын переправиться у Фэлчиу и Скулен. Это было связано с тем, на всем протяжении от Унген и до Черного моря действовали только румынские войска.

Качественное превосходство Красной Армии над румынскими войсками было реализовано уже 25 июня.

Штаб Южного фронта разработал и проведена первая наступательная операция советских войск в Великой Отечественной войне с форсированием Дуная и высадкой войск на территорию противника. Операция получила название «КилияВеке».

К реализации плана привлекались корабли Дунайской военной флотилии, части 51-й Перекопской дивизии и подразделения 79-го Измаильского погранотряда. Первый удар был нанесен 25 июня 1941 года в районе мыса Сатул-Ноу. Десант в составе моряков, пограничников и частей 51-ой дивизии высадился на румынский берег и занял несколько населенных пунктов, разогнав румын. В это же время румыны были выбиты с островов Большой и Малый Далар. На правом берегу Дуная был создан плацдарм по фронту до 40 километров и глубиной до 40-50 километров. В ночь на 26 июня второй десантный отряд форсировал Дунай и в 2-часовом бою разгромил румынский гарнизон в городе Килия-Веке.

В итоге операции все нижнее течение Дуная на протяжении 110 километров от Рени до Черного моря оказалось в руках Красной Армии. Была занята территория Румынии на глубину от 45 до 60 километров и занято несколько румынских городов. Действия частей РККА создали благоприятные условия для действий Дунайской флотилии и возможность вывоза из Измаила по реке большого количества экспортного зерна в глубь страны. Плацдарм просуществовал до 19 июля, когда войска были вынуждены отступить из Бессарабии.

Директивой СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. партийная организация республики начала подготовку коммунистического подполья и партизанских отрядов. В Приднестровье был утвержден состав подпольного горкома (в Тирасполе), 2 райкомов, 13 подпольных партийных организаций и 8 партизанских отрядов.

Однако в 800 1 июля под Стефанешты, Скуленами, Валя Маре при поддержке артиллерии начала наступление 198-я дивизия немцев. Была введена в бой первая румынская танковая дивизия, завязались тяжелые оборонительные бои. Немцы перебросили со смоленского направления в Яссы и Фокшаны эскадру пикирующих бомбардировщиков Ю-87, приспособленных для ночных и дальних полетов. При их поддержке наземные части предприняли ряд попыток наступления в полосе обороны 2-го механизированного 48-го стрелкового корпуса с целью отрезать их от переправ на Днестре. Единственное, что удалось немцам это разбомбить переправу у г. Рыбница.

Получив в свое распоряжение эскадру пикирующих бомбардировщиков немцы усилили налеты на Котовск, Рыбницу и Рашково.

3 июля немцы крупными силами начали наступление с общим направлением на Бельцы. Пытаясь части Красной Армии на бельцком и кагульском направлениях начали отвод войск.
4 июля 1941 г. СНК МССР и ЦК КП(б) Молдавии приняли постановление о порядке эвакуации населения и промышленных предприятий.

6 июля был создан республиканский штаб эвакуации. ЦК КП(б) Молдавии, Президиум Верховного Совета МССР и СНК МССР обратились к трудящимся республики с призывом оказывать всемерную поддержку Красной Армии, при вынужденном отходе советских войск ничего не оставлять врагу, создавать в захваченных районах невыносимые условия для оккупантов, защищать «свою свободу, свою Родину в Отечественной войне с германским фашизмом».

10 июля в тылу Красной Армии в Чимишлийском районе началось «восстание» местного населения. Жертвами бандитов стали советские активисты, семьи военнослужащих, раненые солдаты. На подавление восстания были брошены Бендерский и Тираспольский истребительный батальон, Кишиневский коммунистический полк, части 150-ой стрелковой дивизии. После первого же столкновения "повстанцы" были рассеяны.

Перебросив на кишиневское и бельцкое направление подкрепление, немцы частично заменили румын.

К ночи 16 июля силами одной немецкой и двух румынских дивизий был взят Кишинев. Несмотря на приказ восстановить положение контратаки не достигли желаемого результата. Оборонявшая Кишинев 95-я дивизия отступила к Бендерам.

17 июля немцы переправились через Днестр в районе Могилёв-Подольского и Ямполя, а через день прорвали оборону Летичевского укрепрайона.

Утром 18 июля 9-я и Приморская армии получили приказ перейти к утру 21 июля на левый берег Днестра и занять оборону в полосе Рыбницкого и Тираспольского укрепрайонов.
В это же время из 9-ой армии на другие участки фронта были переброшены механизированные части и артиллерия резерва главного командования. 23 июля обескровленные, без танков, с острой нехваткой патронов и снарядов части 9-ой армии заняли оборону по левому берегу Днестра от с. Грушка Каменского района до г. Григориополь. Приморская армия соответственно - от Григориополя до черноморского побережья.

23 июля немцы вышли к Кодыме в тыл Рыбницкого укрепрайона.

Части 176-ой стрелковой дивизии, постоянно контратакуя, с трудом сдерживали немцев. Это вынудило командование 26 июля отдать приказ оставить Каменку и перебросить часть сил 9-ой армии от Рыбницы в район Кодымы и Балты.

Село Малый Молокиш оборонял 756 полк 150 стрелковой дивизии. Через четыре года солдаты этого полка штурмовали Берлин, а разведчики М.Егоров и М. Кантария водрузили Знамя Победы на куполе рейхстага.

Над Приднестровьем нависла угроза скорой оккупации, началась эвакуация. Тревожная обстановка сложилась в районе Дубоссар. Противник активно пытался найти слабые места в обороне, которую с 24 июля занимала 30-я горнострелковая дивизия.

Для войск установили норму суточного расходования боеприпасов намного ниже необходимого. Боекомплект винтовочных патронов сократили в четыре раза. Патронов к крупнокалиберным пулеметам и тяжелым минометам вообще не было на складах.

В ночь с 24 на 25 июля противник силами 72-й и 50-й пехотных дивизий форсировал Днестр у сел Кочиеры, Коржево, Маловата, Роги и в районе сел Лунга, Карантин, Кошница.
Командованию Южного фронта стало ясно, что своими действиями немцы пытаются разорвать Южный фронт на стыке 9-ой и Приморской армии (Дубоссары-Григориполь) и 9-ой и 18-ой армий (Кодыма, Балта). На обоих участках немцы создали преимущество в живой силе и танках, которых ни в 9-ой, ни в Приморской армии не было. Командование перебрасывало скудные резервы на проблемные участки, оголяя места, где немцы не атаковали.

28 июля 72-я пехотная дивизия немцев прорвала укрепленную оборону на всю глубину и соединилась с частями 50-й пехотной дивизии, заняв Дубоссары. В результате этого плацдарм расширился почти до 30 километров. Были заняты Шибка, Глиное, Карманово. Бои шли на окраине Григориополя. Появилась реальная угроза того, что немецкие части прорвутся к железной дороге и перережут ее, нарушив снабжение Одессы и всего фронта. Против немцев были брошены последние резервы.

После прорыва немцев в районе Умани, после тяжелых оборонительных боев, под угрозой окружения 9-ая и Приморская армии начали отступление. 5 августа была оставлена Рыбница, 8 августа оставлен Тирасполь. 9 августа вся территория Приднестровья была оккупирована немцами.

Так завершилась оборонительная операция в Приднестровье. По оценочным данным можно предполагать, что только под Дубоссарами и Григориополем потери составили от 8 до 11 тысяч человек.

5 марта 1944 года войска 2-го Украинского фронта прорвав оборону немцев под Уманью.

18 марта передовые части вышли к Днестру на участке Садковцы-Грушка. 6-ая гвадейская воздушно-десантная дивизия освободила первое приднестровское село Грушка. 42 стрелковая дивизия (сд) 40 армии освободила с. Ксендзовка (Слобода-Рашков). Это вдохновило патриотов на активные действия. В Каменке местные партизаны взяли под охрану склады с продовольствием, подготовленным к эвакуации, и удерживали оборону в течении четырех дней до прихода частей Красной армии.

19 марта в Рыбнице румыны провели акцию по уничтожению патриотов и подпольщиков. Калмыцкое подразделение «СС» во главе с румынским майором Валуцэ расстреляли 270 заключенных и сожгли здание. Тоже сделали и в Тирасполе, расстреляв около 500 человек в тюрьме.

24 марта советские войска освободили Каменку, Малый Молокиш, Плоть, Круты, Рашков, Катериновка, Строенцы, Красненькое, Большой Молокиш и завязали бои на подступах к г.Рыбница. . 26 марта Москва салютовала войскам 2-го Украинского фронта форсировавшим Днестр и вышедшим на государственную границу СССР. Под Рыбницей прикрывающие днестровские переправы немцы оказали ожесточенное сопротивление наступающим частям.

30 марта была освобождена Рыбница и близлежащие села. На кишиневском направлении войска приближались к реке Реут и Оргееву.

К 5 апреля части 53-ей армии завязали бои на подступах к Дубоссарам. Были освобождены Михайловка, Гармацкое, Ботошаны, Гояны, Цыбулевка, Дойбаны, Ново-Александровка, Ягорлык, Новые Погребы. 5 гв. армия вела бои на подступах к Карманово и Павловке.

11 апреля была освобождена районный центр Слободзея (молдавская), Слободзея (русская), Ближний Хутор, Калкатова Балка, Суклея, Карагаш, Чобручи, Коротное, Глинное, Ннезавертайловка.

12 апреля был освобожден Тирасполь, а также Дубоссары, Григориополь и села Дубоссарского и Григориопольского районов. Одновременно был форсирован Днестр и захвачены плацдармы у Пугачен, Шерпен, Гура-Быкулуй, Варницы, Кицкан, Копанки, Ракскайцов.

Таким образом, к 13 апреля 1944 года Территория Приднестровья была полностью освобождена за исключением нескольких сел Дубоссарского района удерживаемы немцами на левом берегу (Погребя, Дороцкое, Кошница), а также города Бендеры и близ лежащих сел.

Несмотря на то, что Тирасполь и Григориополь находились в непосредственной близости от линии фронта, уже в мае 1944 года было принято решение начале восстановительных работ. Промышленный комплекс Приднестровья был практически полностью уничтожен. Было вывезено оборудование большинства предприятий, взорваны промышленные здания, разорено сельское хозяйство.

По плану в течение 1944 года Тираспольский, Рыбницкий, и Каменский промкомбинаты должны были выпустить продукции на сумму 250 тысяч рублей.

Планировалось восстановить Каменскую, Григорипольскую, Воронковскую, Колбаснянскую, Рыбницкую и Тираспольскую машинно-тракторные станции. Только на Тираспольском механическом заводе необходимо было восстановить слесарный, кузнечный, литейный цеха и всю инфраструктуру производства.

В мае были восстановлены Рыбницкий, Каменский, Тираспольский маслосырзаводы.

Для восстановления сельскохозяйственных кадров было решено возобновить работу сельскохозяйственного института.

Началась подготовка к новому учебному году. Для этого необходимо было восстановить и организовать работу всех школ. Обеспечить их учебниками, инвентарем, наглядными пособиями, укомплектовать учителями.

Так как Приднестровье оставалось прифронтовой зоной связь и транспорт являлись стратегическим объектами. Их бесперебойная работа была важна для фронта. Уже через месяц после освобождения был восстановлен мост в Рыбнице, было отремонтировано сотни километров дорог.

В это же время на территории Приднестровья велись активные боевые действия. Велась подготовка к завершающей фазе освобождения Молдавской ССР – Ясско-Кишиневской операции.
20 августа войска 2-го Украинского фронта из района Ясс и 3-го Украинского фронта с Кицканского плацдарма перешли в наступление в направлении Хуши-Васлуй. 23 августа были освобождены Бендеры, а 24 – Кишинев. 23 августа наша столица салютовала войскам, освободившим Бендеры, двенадцатью артиллерийскими залпами из ста двадцати четырех орудий. 26 августа Советская Армия вышла на государственную границу по всей длине реки Прут полностью освободив Молдавскую ССР

Приднестровье в МССР

Социально-экономическое развитие Приднестровья в это период условно делиться на три этапа:
1). восстановления хозяйства, достижения довоенного уровня производства и создания местной индустриальной базы (1944-1955 гг.);
2). создания новых отраслей и крупных промышленных предприятий, определяющих специализацию хозяйства в общесоюзном и международном разделении труда (1956-1985 гг.);
3). организационно-правовой перестройки экономики (1985-1989 гг.)

Каждый из периодов существенно различался по своим стратегическим целям, темпам развития экономики и конечным результатам. Если первые два периода характеризовались высокими темпами роста всех экономических и социальных показателей, то последний этап под влиянием кризисных явлений, нарушением традиционных экономических связей, имел тенденцию и снижением темпов развития хозяйства.

Восстановление народного хозяйства и создание местной индустриальной базы (1944-1955 гг.).

Война и трехлетняя оккупация нанесли огромный материальный ущерб всему народному хозяйству Приднестровья. Были разрушены крупнейшие промышленные предприятия в городах Тирасполь, Бендеры, Рыбница. В течении 1944-1955 гг. абсолютно преобладали восстановительные работы. и первоочередное значение придавалось восстановлению консервных, винодельческих и других предприятий пищевой промышленности.

После войны интенсивно осуществлялась работа по ремонту и строительству новых шоссейных и грунтовых дорог Рыбница-Тирасполь-Слободзея, Рыбница-Флорешты, которые имели не только военное, но и народнохозяйственное значение - по ним поступали в республику важнейшие грузы для фронта и населения.
В 1945 г. вступили в строй плодокомбинат в г. Тирасполе, консервный завод в Бендерах, новые цеха на тираспольских заводах им. Ткаченко и «1 Мая», на Глинянском консервном заводе им. Микояна.

В 1944-1945 гг. были восстановлены все винодельческие предприятия (винпункты и винзаводы) в Рыбнице, Дубоссарах, Григориополе, Глином, Спейском и Тираспольском винзаводах.
В мукомольной промышленности были введены в строй мельницы в Рыбницком, Григориопольском, Дубоссарском районах и г. Тирасполе, хлебзаводы в Тирасполе и Рыбнице. Восстановлены Тираспольский винно-коньячный и Рыбницкий сахарный заводы, Бендерский мясокомбинат.
В течение этого периода созданы комбинаты хлебопродуктов в Тирасполе, Бендерах, Рыбнице, табачно-ферментационный завод в Дубоссарах.
В 1954 г. был введен в эксплуатацию Тираспольский стеклотарный завод выпускающего банки и бутылки для пищевой промышленности.

После войны особенно острую потребность республика испытывала в электроэнергии. В начале 1945 г. ГКО СССР выделил Молдавии оборудование для пяти электростанций, в том числе энергопоезд мощностью 1 тыс. кВт для Тирасполя. К 1947 г. восстановлена Тираспольская ТЭЦ мощностью 4,2 тыс. кВт. В 1954-1955 гг. введена в эксплуатацию Дубоссарская ГЭС мощностью 48 тыс. кВт. Ввод станции в эксплуатацию позволил начать электрификацию населенных пунктов, промышленности и сельского хозяйства.

В послевоенные годы также была проведена реконструкция электрических подстанций, сетей и увеличена их протяженность. В 1957 г. вошла в эксплуатацию линия электропередач Тирасполь-Беляевка, что позволило объединить Молдавскую и Одесскую энергосистемы. Восстановление энергосистемы дало возможность восстановить деятельность предприятий легкой промышленности. Особое внимание уделялось предприятиям по производству товаров широкого потребления (швейной и прядильной фабрик в Тирасполе, мастерских по пошиву одежды и обуви в Бендерах). Первенцем послевоенной легкой промышленности стал Бендерский шелковый комбинат, основанный В 1952 году.

Одним из главных направлений деятельности строительных организаций в течение всего периода оставалось возведение жилья, которое осуществлялось высокими темпами. Так, в 1944-1945 гг. восстановлено жилой площади в Тирасполе – 15 тыс. кв. м, Бендерах – 10,5 тыс. кв. м. Начиная с 60- годов, основные усилия строителей были направлены на строительство нового жилья.
Рост индустриализации республики непосредственно связан с развитием машиностроения. В 1945 г. был восстановлен Тираспольский механический завод им. С.М.Кирова, который начинает изготавливать культиваторы, запасные части к тракторам и сельскохозяйственным машинам, пил для распиливания котельца. В последующие годы начат выпуск двигателей внутреннего сгорания, насосов центробежных, прессов виноградных, печного литья. В первой половине 50-х годов освоена новая продукция – кузнечно-прессовые машины и оборудование для консервной промышленности. В 60-е-80-е годы завод стал головным предприятием в СССР по выпуску литейного технологического оборудования.

Среди крупнейших машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий, созданных с конца 50-х годов следует выделить Тираспольские заводы ТИЗАР (рефрижераторные автомобильные прицепы; единственное специализированное предприятие в СССР), «Электромаш» (разнообразные электродвигатели, в том числе взрывозащищенные, и товары народного потребления), электроаппаратный (автоматические выключатели), завод металлолитографии (жестяная тара), «Тираспольский завод металлоизделий» (эмалированная посуда), Рыбницкий машиностроительный завод (насосы для перекачки сточных жидкостей), Бендерские заводы «Электроаппаратура» (пускорегулирующая аппаратура), «Прибор» (компоненты современных корабельных навигационных систем), «Молдавкабель» (кабельная продукция).

Восстановление хозяйства и создание новых объектов непосредственно были связаны с развитием промышленности строительных материалов. Уже в 1946 г. вступили в строй Бычковские разработки ракушечников, карьер по добыче гравия в Тирасполе. Начали выпускать продукцию Рыбницкий и Воронковский известковые, Тираспольский кирпичный и Ново-Андрияшевский кирпично-черепичный заводы. К концу 40-х годов сдается в эксплуатацию цех по производству кирпича Рыбницкого райпромкомбината. В конце 50-х годов создана база по производству железобетонных конструкций в Тирасполе и Рыбнице. Впоследствии были введены в строй заводы крупнопанельного домостроения в Тирасполе, Бендерах, Варнице. В 50-е годы создаются предприятия по добыче естественных строительных материалов – в пгт Григориополь, с. Бычок.

В первые послевоенные были восстановлены разрушенные и созданы новые предприятия мебельной и деревообрабатывающей промышленности. К середине 60-х годов в систему мебельной и деревообрабатывающей промышленности республики входили 14 предприятий, в том числе тираспольские предприятия - мебельные фабрики № 4 и 5, деревообрабатывающий комбинат, сувенирная фабрика.
В послевоенный период была создана собственная полиграфическая промышленность, в состав которой вошли Бендерская, Тираспольская и Рыбницкая типографии, фабрика технических носителей информации (г. Бендеры).

Восстановление железнодорожного транспорта восстановление началось в 1944 г. Был сданы в эксплуатацию участки Раздельная-Тирасполь, Слободка-Рыбница, восстановлены рыбницкий и бендерский железнодорожные мосты через р. Днестр. Железнодорожный участок Бендеры–Раздельная в 1955 г. подвергся серьезной реконструкции: были построены вторые пути, восстановлены мосты, вместо рельсов легких типов установлены тяжелые, паровозы устаревших серий заменены более мощными.

Индустриализация и специализация народного хозяйства Приднестровья в общесоюзном разделении труда (1956-1985 гг.)

В сезон 1958 г. вступила в действие первая очередь Каменского плодоовощного завода, а на полную мощность он заработал в 1966 г. Григориопольский консервный завод был введен в эксплуатацию в 1963 г.

В 1966 г. создано уникальное винодельческое предприятие по производству ароматизированных вин «Букет Молдавии» в Дубоссарах.

В 1957 г. введен в действие Бендерский крахмалопаточный завод, вырабатывающий патоку, крахмал, корма, в 1967 г. - Бендерский маслоэкстракционный завод, предприятие вырабатывающее рафинированное и нерафинированное растительное масло из подсолнечника, сои, кукурузы.

В сентябре 1964 г. был введен в эксплуатацию первый блок (мощность 200 тыс. кВт) Молдавской ГРЭС. Пуск следующих 11 энергоблоков был завершен к 1982 г., в результате чего мощность станции достигла 2520 тыс. кВт. С помощью ЛЭП (330 и 400 кВт) станция была связана с Винницкой и Одесской энергосистемами, а также с энергосистемой правобережья Молдавской ССР и энергосистемой «МИР» стран-членов СЭВ. Для устранения этой диспропорции было решено построить в республике линии электропередач (ЛЭП) напряжением 330 и 400 кВт. С 1972 г. электроэнергия начала экспортироваться в Болгарию.

Создание Молдавской ГРЭС сопровождалось одновременным возведением города энергетиков – Днестровск. С целью использования отходов котельного производства (золы и шлака) был построен завод по производству аглопоритового гравия. В 1966 г. для подготовки кадров был открыт Днестровский энергетический техникум по подготовке специалистов по строительству и монтажу линий электропередач, эксплуатации электрических станций, сетей и систем.

Бурный рост производства и потребления электроэнергии в 60-70-е годы обусловил необходимость совершенствования управления электроэнергетической отраслью. С этой целью 1 июля 1974 г. в составе «Молдглавэнерго» было создано предприятие «Юго-Восточные электрические сети». В настоящее время предприятие входит в энергетическую компанию «Днестрэнерго».

в 1968 г. начала работу Рыбницкая трикотажно-бельвеая фабрика, в 1972 г. началось строительство тираспольского хлопчато-бумажного комбината, которое полностью завершилось в 1982 г. В 60—е-70-е годы была создана сеть крупных швейных фабрик в городах Тирасполь («40 лет ВЛКСМ»), Бендерах («50 лет ВЛКСМ»), Дубоссарах. В 1975 г. совместно с Германией создана бендерская обувная фабрика «Флоаре», в конце 80-х – обувная фабрика «Тигина». В Бендерах в 60-е гг. ведены в эксплуатацию текстильно-ткацкая и хлопкопрядильная фабрики.

В 1985 г. пущен в эксплуатацию Молдавский металлургический завод (г. Рыбница) по производство стали и мелкосортного проката.
Были созданы и предприятия легкой промышленности – Тираспольский химический завод, Григориопольский завод по производству полимерных изделий (1974) и уникальный завод по производству электроизоляционных материалов «Молдавизолит» (Тирасполь).

Во второй половине 60-х - первой половине 70-х годов начато производство нерудных материалов в с. Суклея, введен в эксплуатацию Бендерский завод теплоизоляционных материалов, при Молдавской ГРЭС – золоаглопоритовый завод. Наиболее крупным предприятием промышленности строительных материалов стал Рыбницкий цементный завод, первая очередь которого была введена в эксплуатацию 1961 г.

В октябре 1945 г. в Бендерах создается Днестровское речное пароходство. Были созданы порты и пристани, речной флот пополнялся грузопассажирскими пароходами и теплоходами, буксирными судами, баржами, средствами паромных переправ. В 1948 г. навигация осуществлялась от Днестровского лимана до г. Сороки. С 1977 г. началась бесперебойная доставка грузов в города и села Приднестровья из черноморских портов.

В конце 40-х - начале 50-х гг. в Тирасполе и Бендерах были созданы таксомоторные парки.

После войны был налажен учет и начата госпитализация больных, произведена дезинфекция источников водоснабжения. Проведено медико-санитарное обследование населения, позволившее выявить распространение наиболее массовых заболеваний (сыпного и брюшного тифа, дизентерии, чесотки, малярии, туберкулеза и др.). Повсеместно была внедрена система профилактических мероприятий и обязательной всеобщей вакцинации, создана сеть аптек, поликлиник и больниц, в том числе детских. Созданы санитарно-эпидемиологические станции и система скорой помощи. Существенно возросло количество врачей всех специальностей. Как следствие значительно сократился уровень заболеваемости населения, ряд болезней был полностью ликвидирован.

За рассматриваемый период был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию. Серьезные изменения претерпела система профессионального образования. Были созданы учебные заведения нового типа – городские и сельские профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения, осуществлявшие подготовку кадров по большому спектру профессий.

В послевоенный период были восстановлено и создано большое количество новых спортивных объектов (стадионов, бассейнов, кортов, спортивных площадок, лодочных станций, тиров и др.). Создана система ДЮСШОР, школа высшего спортивного мастерства (ШВСМ). Спортсмены Приднестровья принимали активное участие в республиканских, общесоюзных и международных соревнованиях. Произошел существенный рост количества разрядников, мастеров спорта, мастеров спорта международного класса..

В конце 60-х - начале 70-х гг. индустриальный сектор стал абсолютно преобладать в национальном доходе. Проводилась целенаправленная работа по созданию новых отраслей промышленности (электроэнергетики, электротехнической, цементной, химической, микробиологической), определяющих НТП, увеличивающих уровень индустриализации всех территориальных единиц и повышающих комплексность развития хозяйства региона.

Существенно укрепились связи «наука-производство», что нашло свое отражение в создании научно-производственных объединений (НПО), комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, широком применении новых материалов (композитов, синтетического каучука, синтетических волокон и пластических масс, внедрении автоматизированных систем управления и систем научной организации труда (НОТ).

Период 1961-1985 гг. следует считать одним из наиболее важных в процессе индустриализации республики. За рассматриваемый период практически были созданы основные предприятия, которые и предопределили специализацию республики в межрегиональном и международном разделении труда. Были созданы такие промышленные гиганты, как Рыбницкий цементно-шиферный комбинат, Бендерский завод «Молдавкабель», шелковый комбинат (г. Бендеры), Тираспольский завод литейных машин им. Кирова, з-д «Молдавизолит», ПХБО «Тиротекс», з-д «Электромаш» (Тирасполь), Молдавская ГРЭС (пгт Днестровск), ММЗ.

За это время основная часть показателей развития промышленности (выпуск продукции, стоимость ОПФ, численность ППП, фондовооруженность, производительность труда, фондоотдача) увеличилась в несколько раз. Наряду с ростом объемов производства, произошла его диверсификация, выразившаяся в расширении ассортимента выпускаемой продукции.

Произошла оптимизация размещения производительных сил, создание новых промышленных пунктов и центров, индустриализация депрессивных регионов. С середины 60-х годов начали формироваться зоны группового строительства предприятий (промышленные зоны) – например, в Тирасполе – Октябрьская и Северная. Это позволило получить существенную экономию средств за счет производственно-технической кооперации между предприятиями, использования общей инфраструктуры, сокращения транспортных расходов.
Предприятия Приднестровья стали активными участниками общесоюзных и международных выставок и ярмарок.

Индустриализация привела к росту городов и численности городского населения, а это оказало влияние на структуру половозрастного и этнического состава, а также профессионального состава кадров занятых в производстве. Повысилась эффективность использования трудовых ресурсов, произошел рост их общеобразовательного уровня и профессиональной квалификации, в частности численности и доли специалистов с высшим и средним профессиональным образованием.

К концу 80-х годов сформировался промышленный комплекс, в котором ведущие места занимали легкая и пищевая промышленность, трудоемкое и нематериалоемкое машиностроение. Объем промышленного производства к концу периода превышал 5 млрд. долл. США.

Сельское хозяйство. За время Великой Отечественной войны существенно пострадала материально-техническая база сельского хозяйства. Были уничтожены почти все машинно-тракторные станции и мастерские, административные здания колхозов и совхозов, расхищено большинство сельскохозяйственных машин и инвентаря, уничтожена подавляющая часть поголовья скота, садов и виноградников.

В течение рассматриваемого периода было восстановлены сельскохозяйственные предприятия, существенно улучшено материально-техническое снабжение аграрного сектора, осуществлена электрификация многих производственных процессов и всех сельских населенных пунктов, увеличилась степень механизации работ. Возросла концентрация производства и сформировалась группа специализированных отраслей, играющих главную роль в общесоюзном разделении труда. За счет оптимизации севооборотов, создания оросительных систем, повсеместного применения удобрений и средств защиты растений повысилась устойчивость аграрного сектора. Особое место занимала мелиорация земель. Повсеместно происходило внедрение индустриальных технологий, базирующихся на научно обоснованной агротехнике, использовании высокопроизводительных машин и механизмов, эффективных средств защиты растений. С середины 70-х годов началась организация межхозяйственных севооборотов, которая способствовала повышению эффективности земледелия, внедрению научно обоснованных технологий выращивания сельскохозяйственных культур.

Значительное развитие получило парниковое хозяйство, что позволяло обеспечивать население в межсезонье свежими продуктами и рационально использовать рабочую силу.
Интенсивно развивались процессы межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции. Процессами агропромышленной интеграции были охвачены те отрасли земледелия, продукция которых предназначалась в основном для промышленной переработки: виноградарство, плодоводство, овощеводство, табаководство и возделывание других технических культур. К организационно-правовым формам интеграции относились совхоз-заводы, районные агропромышленные объединения (РАПО), научно-производственные объединения (НПО «Днестр» по разработке новых сортов овощей и внедрении интенсивных технологий их выращивания; Дубоссарский госплемптицезавод стал головным предприятием НПО «Молдптицепром»).
Были созданы специализированные сервисные организации – «Молдколхозстрой», НИИ «Агропромпроект», объединения мелиорации и др.
В Приднестровье сформировалась плодоовощеводческая специализация . Приднестровье в 70-е. годы – более 50% производимых в Молдавской ССР овощей, более 40% фруктов.
Как следствие реализации перечисленных мероприятий, произошел значительный рост объемов производства сельскохозяйственной продукции, что позволило обеспечить сырьем перерабатывающие предприятия и увеличить экспорт.

Постепенно реформировались методы руководства сельским хозяйством. Осуществлен переход от административных к преимущественно экономическим методам, от системы заготовок к государственным закупкам сельскохозяйственных продуктов у колхозов и колхозников по единым ценам. Это способствовало улучшению экономических взаимоотношений государства и колхозов, несколько повысило материальную заинтересованность селян в расширении общественного производства. Возрос уровень доходов работников сельского хозяйства, осуществлен переход от натуральной оплаты к смешанной с высокой долей денежной составляющей. Улучшилось послетрудовое социальное обеспечение тружеников села, предусматривались пособия по временной нетрудоспособности, оплачиваемые отпуска для определенной категории колхозников, пенсии для престарелых, выдачу путевок на курортно-санаторное лечение.
Существеннее развитие получила сельская инфраструктура – сеть типовых школ, детских садов, торговых предприятий, клубных учреждений.

С 1961 г. начался перевод железнодорожного транспорта на тепловую тягу. Построено новое локомотивное депо в г. Бендеры. Впоследствии начались работы по электрификации участка Раздельная-Бендеры. В 70-е-80-е годы значительно возросла транзитная функция региона по направлениям Раздельная Бендеры-Бессарабка-Рени; Раздельная-Бендеры-Кишинев-Унгены.

В 1967 г. сдан в эксплуатацию участок магистрального газопровода Шебелинка-Одесса-Кишинев. Газопроводов позволил перевести на газообразное топливо ряд промышленных предприятий, обеспечить газом и теплом жилой сектор.
Между г. Резина и г. Рыбница была создана оригинальная подвесная дорога, по которой доставлялось сырье для цементного производства.

В 1967 г. в Тирасполе было открыто троллейбусное сообщение. Совершенствовалась структура автомобильного парка, увеличилась протяженность и густота сети дорог с твердым покрытием. Автобусным сообщением были охвачены все населенные пункты. В крупных городах (Тирасполь, Бендеры, Рыбница) создана система внутригородских маршрутов. Существенное развитие получили междугородние внутри- и межреспубликанские маршруты. Создана сеть автовокзалов и автотранспортных предприятий, в том числе автобусных парков.

Связь. К концу 30-х гг. была налажена почтово-телеграфная связь во всех населенных пунктах МАССР. К началу 1945 г. полностью восстанавливается сеть предприятий связи. В пгт Маяк создан крупный ретрансляционный центр, что позволило существенно улучшить радиовещание.

За рассматриваемый период существенно возрос товарооборот на душу населения. В структуре торговли сократилась доля продовольственных товаров и существенно увеличилась доля промышленных товаров длительного пользования, что сви<



2016-01-05 568 Обсуждений (0)
Великая Отечественная война 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Великая Отечественная война

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (568)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)