Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Создание Приднестровской Молдавской Республики



2016-01-05 467 Обсуждений (0)
Создание Приднестровской Молдавской Республики 0.00 из 5.00 0 оценок




Как только депутаты от Приднестровья поняли, что путь парламентской борьбы для них перекрыт отсутствием какой бы то ни было демократии в формирующемся унитарном мононациональном государстве - Республике Молдова, все усилия они направили на поиск иных путей для защиты прав и интересов приднестровских граждан.

Сложность ситуации того времени определялась еще и тем, что, будучи противниками растаскивания единого государства - Советского Союза, приднестровцы должны были показать свою приверженность законам СССР, действовать не анархически, а в рамках его законодательного поля.

Шел поиск альтернативных вариантов.

По аналогии со съездом народных депутатов СССР было решено провести съезд депутатов всех уровней - от сельских Советов до Верховного Совета ССРМ и СССР. Подобных съездов на территории Советского Союза не проводил никто, однако это не входило в противоречие ни с одним союзным законом и, более того, убедительно свидетельствовало о приверженности демократии (в отличие от Молдовы, где возобладали антидемократические тенденции).

Сложившуюся еще в период забастовки крепкую связь трех основных промышленных центров Приднестровья - Тирасполя, Рыбницы и Бендер необходимо было поднять на качественно новый уровень, объединить усилия для выработки единой линии. Кроме того, следовало активизировать Дубоссары, Григориополь, Слободзек: и Каменку - центры аграрного производства.
Большую роль сыграли депутаты Верховного Совета МССР, представлявшие все приднестровские районы, объединившиеся в период парламентских баталий. Однако без постоянной разъяснительной работы среди населения, в трудовых коллективах любое начинание, а тем более такого масштаба, как создание республики, могло быть обречено на провал.
Депутаты Верховного Совета ССРМ от Приднестровья, пользуясь своим, пусть призрачным, иммунитетом (после инцидента возле здания ВС все уже знали, что никакая депутатская неприкосновенность не спасает от кулака), ездили по районам, отыскивали сочувствующих и перетягивали на свою сторону колеблющихся. Причем, проходила эта работа в крайне сложных условиях, ибо именно в сельских населенных пунктах у власти стояло много националистов. Случались и стычки с фронтистами и соответственно настроенными работниками органов внутренних дел.

В этом процессе огромная роль отводилась организации представителей трудовых коллективов, и в первую очередь Тираспольскому ОСТК и Рыбницкому забастовочному комитету. За первым были закреплены Слободзейский и Григориопольский районы, второй активнейшим образом работал в Дубоссарском, Каменском и Рыбницком районах.

Первый съезд народных депутатов МССР, городских, районных, поселковых и сельских Советов Приднестровья прошел 2 нюня 1990 г. в Парканах. На нем присутствовали 673 депутата, из них 646 человек с правом решающего голоса, 63 приглашенных и 27 представителей средств массовой информации.

При шести воздержавшихся делегаты проголосовали за придание собранию названия «съезд». На повестку дня был вынесен вопрос: пути экономического развития Приднестровского региона в условиях перехода к рыночной экономике. Выступили три содокладчика: от Тирасполя - Е.С. Демидов, от Бендер - Д.А. Матчин, от Рыбницы - H.A. Богданов.

Работа съезда длилась без малого 12 часов. Ее итогом стало принятие Декларации о социально-экономическом развитии Приднестровья и избрание Координационного совета социально-экономического развития региона во главе с И.Н. Смирновым. Следует подчеркнуть, что основы будущей республики были заложены именно в Декларации этого съезда.

В Координационный совет были выдвинуты по три депутата от городских и районных Советов и по одному от сельских и поселковых Советов. Принятые Верховным Советом МССР законы и другие нормативные акты распространялись на Приднестровский регион только после согласования с Координационным советом. Кроме того, он был уполномочен представлять социально-экономические интересы Приднестровья на всех уровнях. Для координации действий в области развития народного хозяйства городов и районов Совет назначал исполком.

В Декларации съезда содержалось положение о том, что важнейшие вопросы общественно-политической и социально-экономической жизни должны выноситься на референдум.
Рекомендовалось при местных Советах создать рабочие отряды содействия милиции. Были утверждены разделы, посвященные социально-экономическому развитию городов и районов региона и межнациональным отношениям.

Съезд обратился к сессии Верховного Совета МССР с предложением внести изменения в законодательство о языках в соответствии с принятыми общесоюзными законами.
В резолюции «О некоторых мерах по стабилизации общественно-политической обстановки» было рекомендовано всем местным Советам провести референдумы по вопросам о Государственном флаге МССР и правомерности замены кириллической письменности молдавского языка на латинскую графику. Там же содержалось важнейшее положение: «Исходя из отсутствия каких-либо гарантий защиты гражданских прав со стороны официальных государственных органов республики, съезд рекомендует поставить на местные референдумы вопрос о целесообразности в перспективе образования Приднестровской Автономной Советской Социалистической Республики в составе Молдавской ССР».
Референдумы планировалось провести в срок до 1 сентября 1990 г.

5 июня Верховный Совет ССР Молдова признал съезд неправомочным, принятые им решения незаконными, противоречащими Конституции ССРМ и не влекущими за собой правовых последствий. Прокуратуре Молдовы поручалось проверить законность действий организаторов проведения съезда. В тот же день был принят закон ССРМ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс ССР Молдова об административных правонарушениях, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы ССР Молдова».

Уголовный кодекс был, в частности, дополнен статьей 2031, предусматривавшей различные сроки лишения свободы (до 10 лет) за сопротивление требованиям законодательства.
Уже в декабре 1990 г. в качестве «первых ласточек» поступили в горсовет Тирасполя три представления прокурора ССР Молдова Д. Постована, в которых давалось согласие на арест и привлечение к уголовной ответственности депутатов Тираспольского Совета народных депутатов И. Н. Смирнова, В. М. Рылякова, А. З. Волковой. Спустя некоторое время аналогичные представления посыпались буквально пачками на все Советы Приднестровья (но ведь только на первом съезде присутствовало без малого 700 человек!). А сколько простых граждан, срывавших триколоры в населенных пунктах Приднестровья, активистов общественных организаций - представителей трудовых коллективов, ветеранов, Союза молдаван - практически все население региона в той или иной степени подпадало под действие статьи 2031 Уголовного кодекса. Недаром ее прозвали «драконовской статьей».

Вместо нормальной цивилизованной корректировки принятых законов руководство Молдовы предпочло действовать методами восточных деспотий: «Не хотите - заставим!». Но кишиневские политики ошиблись в своих расчетах, забыв, что любое действие вызывает противодействие. И в результате получилась обратная реакция.

Приднестровцы, начавшие с предложений о внесении изменений в законы о языках (в 1989 г.), но подталкиваемые явно неразумной реакцией Кишинева, который категорически отказывался менять хоть что-либо, пришли к идее автономии. Но когда 23 июня 1990 г. Верховный Совет ССР Молдова принял Декларацию о суверенитете, где ни слова не говорилось о вхождении в обновленный Союз, а также одобрил заключение комиссии по пакту Молотова-Риббентропа, признавшей незаконным факт создания в 1940 г. Молдавской ССР, приднестровцам просто ничего другого не оставалось, как создать собственное суверенное государство. Из постулата о незаконности создания Молдавской ССР в 1940 г. абсолютно логично следовала неправомерность включения в МССР Тирасполя, Григориопольского, Слободзейского, Дубоссарского, Рыбницкого и Каменского районов.
Таким образом, к идее создания независимой республики своими действиями подтолкнул приднестровцев сам официальный Кишинев, безоглядно реализовавший на практике программу Народного фронта.

1 июля состоялся референдум в Бендерах, в котором приняли участие 80% избирателей. Из них 93,8% проголосовали против нового государственного флага, 96,2% - против переименования города в «Тигину», 98,1% высказались за создание Ассоциации городов Тирасполя и Бендер и 97,4% - за вхождение Бендер в ПАССР. 5 августа прошел референдум и в Рыбницком районе. Здесь процент участия был еще выше – 94%. Из них 95,6% высказались за создание ПАССР. 12 августа на избирательные участки вышли жители Дубоссар. В референдуме участвовали 76,5% избирателей, 96% из них проголосовали против триколора, 97% - за образование ПАССР.

Следует подчеркнуть, что в райцентре Дубоссары проживало 44% молдаван, и они не остались безразличными, видя перспективу именно в создании Республики.

В тот же день прошли референдумы в с. Лунга и поселке Дзержинское Дубоссарского района (в Лунге за ПАССР проголосовали 89,2% участников референдума, а в Дзержинском – 91,3%). (В других селах района после II съезда народных депутатов всех уровней Приднестровья, провозгласившего образование ПМССР, прошли сходы граждан в поддержку этого решения).

Наиболее сложная ситуация складывалась в Слободзейском, Григориопольском, Дубоссарском и Каменском районах, где районные Советы не поддерживали проведение референдумов. Так, в частности, было в Каменском районе, состоявшем из двух частей - левобережной и правобережной. Райсовет находился под сильным воздействием кишиневских политиков.

В Каменском районе прошли сходы граждан с требованием «восстановления исторической справедливости» т.е. воссоздания приднестровской государственности. Первый такой сход прошел в с. Хрустовая 7 июля. Сход в Каменке состоялся 15 июля. Всего в сходах в Каменском районе приняло участие 88% избирателей, из них за создание ПАССР проголосовало 98%.

В Слободзейском районе ситуация осложнялась тем, что районное руководство активно противодействовало пробуждению политической активности сельских жителей. Однако инициативная группа граждан под руководством Ю.Н.Затыки делала все возможное для проведения в районе референдума. Когда стало ясно, что общего референдума не будет, начался процесс проведения референдумов по селам.

Первый из них прошел в селе Ближний Хутор. Всего в Слободзейском районе на начало октября 1990 г. проголосовало свыше 70% избирателей, 96% из них высказалось за создание ПМССР.
В Григориопольском районе референдум прошел 9 сентября. В нем приняло участие 52% избирателей, из них за ПМССР – 96,6%. В самом Григориополе против триколора проголосовали 94% избирателей, за Республику – 99%. Из-за противодействия сельских властей референдум не состоялся в селах Ташлык, Бутор, Спея, Тея и Малаешты. В этих селах референдум прошел 25 ноября 1990 г. одновременно с выборами в Верховный Совет ПМССР. Несмотря на мощное противодействие народофронтовцев в референдуме в Григориопольском районе приняли участие 57,6% избирателей, из которых 94% проголосовали за Приднестровскую МССР.

Общие результаты референдумов по вопросу образования республики были таковы: из 471 907 внесенных в списки избирателей проголосовал 370 101, т. е. 79%, «за» ПМССР высказались 355 345 человек, т. е. 95,8% голосовавших, или 75,3% от числа избирателей, внесенных в списки. Таким образом, приднестровский народ со всей определенностью высказался за создание своей государственности как средства защиты прав и свобод нынешнего и будущих поколений.

II чрезвычайный съезд народных депутатов всех уровней Приднестровского региона открылся в 10 часов утра 2 сентября 1990 г. в Тирасполе. На нем присутствовали 636 делегатов - депутатов городских, районных, сельских и поселковых Советов. Принимали участие и народные депутаты СССР и ССР Молдова. Главным на повестке дня был вопрос «О дальнейшем развитии Приднестровского региона в связи с обострением общественно-политической обстановки в ССР Молдова и ее негативном влиянии на социально-экономическую стабильность в республике, о целесообразности восстановления государственности территории Приднестровья, исходя из волеизъявления населения региона». Лейтмотив всех выступлений на съезде был один - провозглашение республики.

2 сентября 1990 г. в 13 часов 8 минут было провозглашено образование Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики в составе Союза ССР. В едином порыве зал встал. Долго не смолкали бурные аплодисменты.

В постановлении II съезда говорилось:
1. Образовать Приднестровскую Молдавскую Советскую Социалистическую Республику в составе Союза ССР.
2. В состав Приднестровской МССР включить: Григориопольский, Дубоссарский (левобережная часть), Каменский (левобережная часть), Рыбницкий, Слободзейский (в том числе правобережная часть) районы, города Бендеры, Дубоссары, Рыбница и Тирасполь.
3. Утвердить столицей Приднестровской МССР город Тирасполь.
4. До принятия собственной символики использовать символику Союза ССР.
5. Избрать Временный Верховный Совет ПМССР в количестве 50 человек, которому поручить провести выборы в срок до 1 декабря 1990 года.
6. Избрать Председателем Временного Верховного Совета ПМССР товарища Смирнова Игоря Николаевича.
7. Временному Верховному Совету ПМССР поручить избрать из своего состава Президиум в количестве 18 человек.

Кроме постановления были приняты Декларация об образовании Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики и Декрет о государственной власти, ставшие прообразом Конституции, а также ряд обращений.

Трудно переоценить решения II Чрезвычайного съезда народных депутатов всех уровней Приднестровья. Опираясь на факт существования в 1924-1940 гг. Молдавской АССР и на результаты свободного волеизъявления народа не только на левом, но и в ряде населенных пунктов правого берега Днестра, народные депутаты приняли поистине судьбоносные решения. Уже само название республики говорило о стремлении народа защитить и сохранить молдавский этнос, его культуру и самобытность. Все дальнейшие события с огромной убедительностью доказали абсолютную правильность образования Приднестровской Молдавской Республики, созданной самым демократическим в мире способом - по воле ее народа.

В состав Временного Верховного Совета, избранного съездом, вошли 50 человек.

Главной его задачей стала подготовка и организация выборов в Верховный Совет ПМССР в ноябре 1990 г. На первом же заседаний был избран Президиум из 18 человек.
Временный Верховный Совет создал группу для установления экономических связей с центральными органами Союза ССР и союзными республиками, Комиссию по охране порядка и социалистической законности, главой которой стал В.И. Емельянов, и Центральную избирательную комиссию по выборам народных депутатов ПМССР под руководством А.И. Молгачева.
Важнейшими решениями Временного Верховного Совета стали закон «О выборах народных депутатов ПМССР» и постановления «О неотложных мерах по организации помощи сельскому населению ПМССР», «Об образовании Государственного университета», «Об обеспечении подписки на газету «Днестровская правда» и организации ее распространения», «О функционировании политических и общественных организаций на территории ПМССР», «О порядке разработки и утверждения герба, флага и гимна», «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности граждан ПМССР» и др.

Временный Совет ПМССР активно осуществлял сотрудничество с образованной 19 августа 1990 г. Гагаузской Республикой, стремясь к объединению созидательных усилий двух народов - приднестровского и гагаузского. Координировались действия в период подготовки и проведения выборов в Верховный Совет ПМССР и в Верховный Совет Гагаузской Республики в октябре-ноябре 1990 г., а также на заседаниях созданной для переговоров с Молдовой Согласительной комиссии.

Наиболее ярким примером сотрудничества и взаимопомощи стал «гагаузский поход» рабочих добровольческих отрядов в конце октября 1990 г. Выборы в Верховный Совет Гагаузской Республики должны были состояться 28 октября. Стремясь помешать этой кампании, министр внутренних дел ССР Молдова И. Косташ отдает 25 октября приказ окружить территорию Гагаузской Республики силами милиции. Маскировались эти действия «штабными учениями». Одновременно в Кишиневе начали формироваться отряды волонтеров, которых набралось свыше 20 тысяч. Автобусами их оперативно перебрасывали на юг для «борьбы за целостность Молдовы».

Временный комитет Гагаузской Республики обратился к приднестровцам за помощью. В тот же день, 25 октября, Временный Верховный Совет ПМССР обещает оказать гагаузскому народу как моральную, так и материальную поддержку для обеспечения его свободного волеизъявления.

26 октября М. Снегур ввел на юге Молдовы чрезвычайное положение.

И. Н. Смирнов 25 октября поставил задачу перед населением городов и районов Приднестровья: формировать рабочие отряды, которые должны были концентрироваться одном месте - за территорией Тираспольского хлопчатобумажного комбината.

По территории Украины через Одессу и Паланку в Чадыр-Лунгский район, шла колонна автобусов и машин, растянувшаяся почти на два километра.

27 октября она прибыла в Чадыр-Лунгу.

Прибытие добровольцев из Приднестровья, поспешивших на помощь братьям-гагаузам, а также введение войск МВД СССР предотвратили кровавую бойню, которую планировали устроить подстрекаемые НФМ «защитники целостности Молдовы», поддерживаемые и направляемые руководством ССР Молдова.

Приднестровская колонна вернулась из Гагаузии 1 ноября, а на следующий день произошло столкновение кишиневских волонтеров и опоновцев Молдовы с защитниками Дубоссар на мосту через Днестр, на «круге» при въезде в Дубоссары и в районе Большого Фонтана. Трое дубоссарцев - Владимир Готка, Валерий Мицул, Олег Гелитюк были убиты, 16 человек ранены.
Это было первое применение оружия против народа, который Молдова от лица руководителей называла «своим», но, к сожалению, далеко не последнее. Избрав путь силового давления, правители Республики Молдова взяли на себя величайшую ответственность. Отдельные случаи использования огнестрельного оружия переросли в дальнейшем в настоящую войну. Но и вооруженной силой им не удалось сломить народ, вставший на защиту своей республики.

25 ноября прошли выборы в Верховный Совет ПМССР.

Избрание народом депутатов Верховного Совета ПМССР, создание постоянно действующего законодательного органа, легитимно, в соответствии с законом закрепило основы государственности Приднестровья. Перед депутатами встали задачи разработки законодательной базы республики, формирования структур исполнительной власти.

В результате выборов в Верховный Совет ПМССР 25 ноября 1990 г. были избраны 63 депутата. Первая сессия Верховного Совета, состоявшаяся 29 ноября, утвердила структуру Верховного Совета, состав комитетов и комиссий.

Председателем Верховного Совета был избран И. Н. Смирнов.

Верховный Совет ПМССР был двухпалатным и состоял из Совета Республики и Совета Национальностей. Председателем Совета Республики (заместителем Председателя Верховного Совета ПМССР (ПМР) избирались: В. А. Гончар (1990-1990 гг.); Г. Ф. Пологов (1991-1992 гг.); А.З. Волкова (1992-1995 гг.)).

Председателем Совета Национальностей (заместителем Председателя Верховного Совета ПМССР (ПМР) избирались: А. А. Караман (1990-1991 гг.); В. Л. Боднар (1992-1993 гг.); В. И. Карамнуца (1994-1995 гг.).

Первым заместителем Председателя ВС ПМССР избирались В. А. Загрядский и В. Л. Боднар.

Председателем Верховного Совета ПМССР (ПМР) после избрания И. Н. Смирнова Председателем Республики 30 января 1991 г. был избран Г.С.Маракуца.

Верховному Совету ПМССР предстояло принять большое число законодательных актов, сформировав законодательную базу государства.

Состоявшееся 30 ноября 1990 г. второе заседание II съезда народных депутатов всех уровней наложило десятидневный мораторий на формирование структур исполнительной власти в связи с определенными надеждами на поиск контактов с центральными органами СССР. Однако события развивались таким образом, что после Указа Президента СССР от 22 декабря, касающегося урегулирования отношений между ССР Молдова и Приднестровьем, и негативной на него реакции со стороны Парламента ССРМ, выразившейся в постановление от 29 декабря, стало ясно, что процесс формирования органов исполнительной власти ПМССР должен идти быстрыми темпами. Именно этот вопрос был в центре внимания III съезда народных депутатов всех уровней ПМССР, прошедшего 20 января 1991 г.

На съезде присутствовало 568 делегатов.

В Постановлении съезда говорилось: «сознавая историческую ответственность за судьбу всего народа Приднестровья, стремясь обеспечить защиту его конституционных прав, свобод и интересов ввиду невыполнения Молдовой Указа Президента СССР от 22 декабря 1990 г. «О мерах по нормализации обстановки в СССР Молдова», III чрезвычайный съезд народных депутатов всех уровней постановил:
1. Приднестровская Молдавская Советская Социалистическая Республика является самостоятельным государственным образованием и имеет полное и нераздельное право быть субъектом федерации СССР и подписать Союзный Договор.
2. Единственной возможностью сохранения целостной Советской Молдавии съезд считает объединение на федеративной основе Гагаузской Республики, ССР Молдова и Приднестровской МССР.
3. Просить Верховный Совет Союза ССР признать юридически Приднестровскую МССР…».

В этом же постановлении Верховному Совету ПМССР поручалось утвердить структуру органов государственного управления в срок до 1 февраля 1991 г., а их персональный состав – в срок до 10 февраля 1991 г.

В Постановлении «О первоочередных задачах социально-экономического развития в ПМССР» Верховному Совету ПМССР незамедлительно рассмотреть и принять подготовленные «Закон о банках в ПМССР», «Закон о бюджетной системе в ПМССР» и другие основополагающие экономические законы и соответствующие им постановления, в срок до 1 марта разработать конкретные меры по обеспечению продовольственными и промышленными товарами населения ПМССР.

В соответствии с постановлением ВС ПМССР (30 января 1991 г.) была создана комиссия по формированию органов государственного управления ПМССР. Её целью была разработка структуры, штатов и сметы расходов органов государственного управления.

5 марта 1991 г. Верховный Совет ПМССР принял постановление «О структуре органов государственной власти ПМССР», в соответствии с которым было создано 15 Республиканских Управлений. Были созданы управления: промышленности и энергетики; сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности; связи; информатики и средств массовой информации; транспорта и дорог; строительства и архитектуры; экономики и финансов; торговли; науки, народного образования, культуры и религии; здравоохранения и спорта; трудовых ресурсов и социального обеспечения; местного хозяйства; внутренних дел; материально-технического снабжения и ресурсов; охраны природных ресурсов и окружающей среды; юстиции. Первым из них стало Республиканское управление экономики и финансов (начальник – О.С. Натахин).

Для нормального функционирования экономики ПМССР требовались как принятие соответствующих законов, так и практические шаги по созданию финансово-бюджетной системы республики.

Были утверждены Законы ПМССР «О государственном банке ПМССР», «О бюджетной системе».

26 марта 1991 г. принимается закон «О правительстве ПМССР». В Законе говорилось: «…Правительство ПМССР является высшим исполнительно-распорядительным органом государственной власти ПМССР. Правительство ПМССР возглавляет Председатель ПМССР…».

1 апреля 1991 г. в Москве на правлении Агропромбанка СССР принимается решение о регистрации Приднестровского регионального акционерно-коммерческого банка («Агропромбанка»).
В тот же день Верховным Советом ПМССР принимается решение о разделении бюджетов ПМССР и ССР Молдова.

21 мая 1991 г. был принят Закон ПМССР «О государственном бюджете ПМССР на 1991 год».

Результаты всесоюзного референдума (а в нем приняли участие 147 миллионов человек, из которых 112 миллионов, т.е. 76% высказались за сохранение СССР) остались невостребованными. К волеизъявлению народа никто не прислушался.

Вторая половина 1991 г. - это период, когда великая держава - СССР, стремительно двигавшаяся к своему распаду, переживала последний акт исторической драмы. Безусловно, в ряду событий того периода особое значение имеют события 19-21 августа, связанные с созданием Государственного комитета по чрезвычайному положению во главе с Вице-Президентом СССР Г. И. Янаевым, вошедшие в историю под названием «августовского путча».

Обстановкой поспешили воспользоваться в Кишиневе, беспочвенно обвинив Тирасполь в поддержке ГКЧП, «антиконституционном заговоре» и т.п. Вся эта фразеология была призвана послужить дымовой завесой для планировавшейся акции силового захвата народных депутатов Приднестровья и, в первую очередь, Председателя Республики И.Н. Смирнова. Уже в ночь с 22 на 23 августа многочисленные вооруженные автоматами группы молдовского спецназа были направлены в города и районные центры Приднестровья с целью захвата административных зданий и жизненно важных объектов, а также для ареста народных депутатов, руководителей Республики и местных Советов.

Были арестованы В.Л.Боднар, Г.Н.Попов, Г.Ф.Пологов, И.А.Мильман и А. Г. Порожан.

25 августа 1991 г. на сессии Верховного Совета ПМССР депутатами принимается Декларация о независимости Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики, в которой, в частности, говорилось: «Приднестровская Молдавская Советская Социалистическая Республика провозглашается независимым государством.

Независимость Приднестровской МССР - естественное и необходимое условие существования её государственности. Приднестровская МССР создана как демократическое правовое государство, призванное обеспечить равенство прав и обязанностей граждан всех национальностей, образующих народ Приднестровской МССР.

Исторической и историко-правовой основой государственного самоопределения Приднестровской Молдавской ССР является объявление Верховным Советом ССРМ незаконным образования 2 августа 1940 года МССР, созданной без учета мнения народа МАССР».

Накануне, 24 августа провозгласил независимость Верховный Совет Украины.

Выехавший Киев для консультаций в Верховном Совете Украины И.Н.Смирнов 29 августа в был захвачен спецслужбами Молдовы. Вместе с депутатом из Рыбницы А.Г.Чебаном он был вывезен с территории Украины в Молдову и помещен в СИЗО. Политический бандитизм продолжался...

Сентябрь был отмечен для Приднестровья беспрецедентной акцией приднестровских женщин; они мужественно начали борьбу за освобождение захваченных депутатов. 1 сентября был создан Женский забастовочный комитет. Его возглавила депутат Тираспольского городского Совета Г.С.Андреева.

Женское движение за освобождение незаконно арестованных депутатов охватило тысячи приднестровских женщин. Они перекрыли движение по железной дороге и несмотря на трудности, лишения, угрозы физической расправы (их забрасывали камнями, травили собаками, пускали на рельсы, на которых они сидели тепловоз, заводили уголовные дела и т.д.) не отступили от своих требований.

2 сентября 1991 г. состоялся IV съезд народных депутатов всех уровней ПМССР, на котором присутствовало 589 делегатов. В повестке дня съезда был ряд важнейших вопросов. Были заслушаны политический доклад о сложившейся ситуации, доклад о социально-экономическом положении, доклад о Конституции ПМССР. С политическим докладом выступил Председатель Верховного Совета Г.С.Маракуца, с докладом о социально-экономическом положении – и.о. Председателя Республики А.П.Манойлов. Съезд утвердил Декларацию о независимости ПМССР, принятую Верховным Советом ПМССР 25 августа. С докладом о Конституции ПМССР выступил зам. Председателя Республики А.А.Караман. Он, в частности сообщил, что для разработки Конституции ПМССР была создана Конституционная Комиссия под председательством И.Н. Смирнова.

Комиссия проделала большую работу, используя при этом имеющийся опыт союзных республик и демократических государств мирового сообщества.
Проект Конституции после всестороннего обсуждения комиссией был опубликован для всенародного обсуждения, в ходе которого поступил ряд замечаний и дополнений. После обсуждения на сессии ВС ПМССР состоявшейся в перерыве съезда Конституция ПМССР была принята Верховным Советом ПМССР.
IV съезд депутатов всех уровней одобрил Конституцию ПМССР.

Поддержал решение Верховного Совета Приднестровской Молдавской ССР, принявшего Декларацию о независимости Приднестровской Молдавской ССР, выразил решительный протест и осудить террористические действия властей Республики Молдова, потребовал у руководства Республики Молдова незамедлительного освобождения Председателя Приднестровской Молдавской ССР Смирнова И.Н. и всех остальных народных депутатов и граждан Приднестровской Молдавской ССР, арестованных по политическим мотивам правоохранительными органами Республики Молдова.

Предложил Верховному Совету ПМССР в срок до 10 сентября принять меры по защите суверенитета и независимости Приднестровской Молдавской ССР.

6 сентября Верховный Совет ПМССР принял Постановление «О мерах по защите суверенитета и независимости ПМССР». Постановлением, в частности, предписывалось Правительству ПМССР в срок до 10 сентября завершить перевод под юрисдикцию республики органов внутренних дел, прокуратуры, судов, КГБ. В Постановлении также говорилось: «Создать Республиканскую гвардию в структурах и количествах, необходимых для защиты безопасности, прав и свобод граждан республики».

10 сентября Верховный Совет ПМССР принял Закон «О Республиканской гвардии ПМССР».

18 сентября принимается постановление «О юрисдикции Вооруженных Сил СССР», дислоцирующихся на территории ПМССР. Был также создан Комитет по вопросам обороны и безопасности ПМССР, который возглавил В.М.Рыляков.

Началась работа по разработке нормативной базы создания Республиканской гвардии, решались кадровые вопросы.

30 сентября командиром Республиканской гвардии был назначен полковник С.Ф.Кицак.

Начался переход под юрисдикцию ПМССР правоохранительных органов. Первыми под юрисдикцию молодого государства 13 сентября перешел Рыбницкий отдел внутренних дел. Были сделаны конкретные шаги по формированию судебной системы. Так, 24 сентября создается Арбитражный суд ПМССР, председателем которого избран И.А.Мильман.
Осенью 1991 г. активно шел процесс перехода под юрисдикцию ПМССР предприятий, учреждений и организаций, причем решения о перемене юрисдикции принимались наиболее демократичным способом – на собраниях трудовых коллективов.

25 сентября полицейские Молдовы вновь вторглись в Дубоссары. Безоружные защитники Дубоссар, мужественно оборонявшие здание горисполкома противостояли бесчинствам ОПОНовцев, полицейских и активистов НФМ. Людей травили собаками, избивали прикладами автоматов и дубинками. Однако стойкость оборонявшихся дубоссарцев и солидарность с ними всех приднестровцев вынудили Молдову отвести свои силы из Дубоссар. Блокада железной дороги принесла свои плоды.

Женщины Приднестровья – пожилые, молодые и совсем еще девочки – показали всему миру пример высочайшего патриотизма и гражданственности, и добились победы.

1 октября И.Н. Смирнов, С.М. Топал, М.В. Кендигелян и Г.Н. Попов были освобождены из кишиневского СИЗО (ранее были освобождены все остальные депутаты, захваченные спецслужбами Молдовы).

Решение Верховного Совета ПМССР о провозглашении независимости было столь значимым для Приднестровья, что вполне естественно, потребовало проведения референдума по данному вопросу. Фактически, референдум о независимости ПМССР должен был стать первым общегосударственным референдумом, - ведь до этого в 1990 г. проводились местные референдумы, результатом которых стало образование Приднестровской МССР, и общесоюзный референдум 17 марта 1991 г.

Хотя СССР формально продолжал существовать, все события подтверждали, - даже это чисто формальное существование скоро закончится, фактом стали сепаратные переговоры лидеров национальных республик, и даже в проектах Центра СССР именовался уже Союзом суверенных государств. В этих условиях и стали поступать предложения о необходимости переименования республики.

И вот 5 ноября 1991 г. Верховный Совет, учитывая эти предложения постановил внести изменение в название Приднестровской МССР и впредь именовать её Приднестровская Молдавская Республика.

Референдум о независимости ПМР был назначен на 1 декабря. Одновременно должны были пройти и выборы Президента ПМР.

Голосование 1 декабря проходило организованно, с высокой активностью. В сообщении ЦИК ПМР были подведены итоги: в голосовании на референдуме приняли участие 78% избирателей; «ЗА» независимость ПМР в политическом и экономическом союзе суверенных государств проголосовали 97,7% принявших участие в референдуме.

По результатам голосования на выборах президента ПМР Президентом ПМР был избран И.Н.Смирнов, за которого отдали свои голоса 65,4% принявших участие в голосовании приднестровцев.

Приднестровский народ еще раз подтвердил свою волю к самоопределению. Демократия не осталась пустым лозунгом, она прочно вошла в обиход политической жизни ПМР.

Государство, созданное в ходе референдумов и сходов не боялось узнать умонастроения своих граждан.

17 декабря сход потомственных казаков в Тирасполе принял решение о возрождении Черноморского казачьего войска. В городах и районах началась конкретная работа по формированию казачьих округов.

Таким образом, можно констатировать, что к концу 1991 г. произошло создание основ приднестровского государства.



2016-01-05 467 Обсуждений (0)
Создание Приднестровской Молдавской Республики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Создание Приднестровской Молдавской Республики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (467)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)