Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 3. Развитие культуры Беларуси во второй половине XIX в. Становление белорусской нации: закономерности и особенности



2016-01-05 866 Обсуждений (0)
Вопрос 3. Развитие культуры Беларуси во второй половине XIX в. Становление белорусской нации: закономерности и особенности 0.00 из 5.00 0 оценок




Важно отметить, что культура Беларуси второй половины XIX в. развивалась в иных по сравнению с предшествующим периодом условиях. Отмена крепостного права и буржуазные реформы 1860-1880-х гг. способствовали экономическому прогрессу, развитию общественного движения. Восстание 1863 г. вызвало поворот в правительственной политике и усиление русификации.

Рассматривая систему образования, приведите статистические данные о росте числа учебных заведений и учеников в них: в 1866 г. в белорусских губерниях насчитывалось 1251 учебное заведение с более чем 30 тыс. учеников, в 1899 г. – 999 народных училищ с 77 тыс. учеников и 5814 церковно-приходских школ с 140 тыс. учеников. Однако показатель грамотности по Беларуси в 1897 г. составлял только 25%. Подчеркните, что вплоть до конца XIX в. начальные школы в Беларуси находились под контролем православного духовенства, чиновников и полиции. Основное внимание в них уделялось изучению русской грамоты, арифметики, «закона Божьего», молитв, церковного пения.

Выясните, какие изменения произошли в сфере высшего и среднего образования. Вспомните, почему и когда были закрыты Горы-Горецкий земледельческий институт, Новогрудская гимназия, Свислочская и Молодечненская прогимназии. Для подготовки учителей начальных школ были открыты учительские семинарии в Молодечно (1864 г. – первая в России), Полоцке (1872), Несвиже (1875) и Свислочи (1876). Объясните, почему в белорусских губерниях не было ни одного высшего учебного заведения.

Анализируя развитие научных исследований, подчеркните, что в этот период были заложены основы научного белорусоведения. Определите, с какими факторами была связана активизация этнографического изучения Беларуси. В Вильно было создано Северо-Западное отделение Русского географического общества (1867-1875), объединившее местных исследователей. В 1870 г. вышел первый белорусско-русский словарь И. Носовича, выделилась плеяда белорусских этнографов (П. Шейн, Н. Никифоровский, Е. Романов), историк М. Довнар-Запольский. Ученые выявляли и обосновывали самобытность белорусского народа.

Выходцы из Беларуси пополнили ряды мировой науки. Братья А. и В. Ковалевские создали соответственно эволюционную эмбриологию и эволюционную палеонтологию. Братья Ж. и Э. Врублевские внесли вклад в изучение газов. В. Ермаков стал первым математиком – уроженцем Беларуси, который был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Я. Наркевич-Йодко внес вклад в курортологию, развивая рефлексотерапию.

Характеризуя состояние печати, назовите официальные издания – «Губернские ведомости» и «Епархиальные ведомости». Материалы по фольклору, этнографии, истории Беларуси, а также стихи белорусских поэтов издавала литературно-политическая газета буржуазно-либерального направления «Минский листок» (1886-1902). Выходило ежегодное приложение к ней - «Северо-Западный календарь» (1888-1893).

При рассмотрении белорусской литературы, необходимо остановиться на революционной публицистике 1860-х гг., представленной прокламациями, газетой «Мужицкая правда» и «Письмами из-под виселицы” К. Калиновского». В 60-70-е гг. XIX в. преобладающим стал анонимный жанр – стихотворные «гутаркі», близкие к фольклору. Оживление началось в 1880-е гг. с приходом в литературу писателей-демократов – Ф. Богушевича, Я. Лучины, А. Гуриновича, О. Обуховича, Ф. Топчевского, К. Каганца и др. Назовите и охарактеризуйте их основные произведения. Объясните, почему центральный образ крестьянина как образ народа стал особенностью белорусской литературы.

Во второй половине XIX в. продолжилось становление белорусского литературного языка. Оно происходило преимущественно в жанрах художественной литературы и публицистики. Подчеркните, что долгое время (с 1863 по 1889 г.) книгопечатание на белорусском языке отсутствовало. При печатании белорусских изданий использовался в основном латинский шрифт, с конца XIX в. латиницу стала вытеснять кириллица.

При изучении архитектуры отметьте, что в городской архитектуре отразилась новая пореформенная эпоха. Города приобрели индустриальные черты: строились железнодорожные вокзалы, заводы, многоэтажные каменные дома, благоустроенные деловые центры сочетались с грязными пролетарскими окраинами. Появились конно-железные дороги в Минске и Могилеве (1890-е гг.), трамвай в Витебске (1898). В целом в архитектуре наблюдался отход от классицизма и переход к эклектике, которая допускала выбор архитектурных форм из прежних эпох.

Затем перейдите к рассмотрению театральной культуры второй половины XIX в. Продолжал развиваться белорусский народный театр (батлейка). Начало белорусского профессионального театра связано с именем В. Дунина-Марцинкевича. В 1852 г. его театр поставил в Минске первую белорусскую оперу «Сялянка» («Iдылiя»). В 1890 г. в Минске был открыт городской театр. В городах создавались театральные, музыкальные общества горожан, которые устраивали публичные представления. Господствующее положение в Беларуси занимал русский театр. На сценах белорусских губернских городов выступали практически все лучшие театральные коллективы России.

При изучении живописи следует остановиться на творчестве таких художников, как К. Альхимович, который прославился своими историческими полотнами, Н Силиванович - мастер бытовых картин и портрета, пейзажист О. Горавский, Д. Струков и др.

Важно отметить многонациональность культуры Беларуси данного периода. Традиционная (народная) культура концентрировалась в белорусской деревне. Белорусская профессиональная культура (литература, театр), зарождалась в городах. Здесь же были наиболее мощные русские культурные центры. Проработайте материал о русской культуре городов и польской культуре имений, о еврейской и татарской культурах в Беларуси (1, с. 209-210), который свидетельствует о том, что здесь складывалась поликультурная интеллигенция, представители которой причисляли себя одновременно к нескольким культурам.

Вопросы экономического развития, культуры теснейшим образом связаны с проблемой формирования белорусской нации. Предшествовавшее капитализму экономическое, политическое и духовное развитие общества подготовило материальные и духовные предпосылки для ее образования. Вспомните, что к VIII-IX вв. славянские племена, заселявшие территорию современной Беларуси, составили близкие между собой общности – кривичи, дреговичи, радимичи. Объединение раздробленных земель в составе ВКЛ привело к их территориальной консолидации и способствовало появлению белорусского этноса.

Нация характеризуется следующими признаками: общность территории, языка, экономической жизни, культуры, общие черты психического склада, закрепленные в менталитете данного народа, наличие национального самосознания (соотнесение себя – идентификация с определенной национальной общностью). Следует детально рассмотреть все эти характеристики, имея в виду, что основные признаки, доказывающие, что этногенез белорусов во второй половине XIX в. ускорился и вышел на этап формирования нации, имеют специфические особенности, объясняющие замедленные темпы этого процесса.

1. Общность территории. В конце XIX в. основная территория проживания белорусов входила в границы Виленской, Витебской, Гродненской, Минской, Могилевской губерний. Белорусы жили также в Брянской, Смоленской и Черниговской губерниях. Подчеркните, что внутри Российской империи этнические границы не совпадали с административно-территориальными границами, имели слабо выраженный характер. Особенностью территориального размещения белорусов было проживание абсолютного их большинства в сельской местности. Наибольший удельный вес белорусов был зафиксирован в Могилевской губернии (82,4 %). В городах доля белорусов составляла 14,5 %. Удельный вес белорусов–крестьян почти в пять раз превышал их долю среди горожан, что было связано с «чертой еврейской оседлости».

2. Общность языка. Перепись 1897 г. зафиксировала в пяти западных губерниях 8,5 млн. человек. Из них назвали родным языком белорусский – 5,4 млн., еврейский – 1,2 млн., русский - 493 тыс., польский – 424 тыс., украинский – 377 тыс., татарский – около 8 тыс. Были представители и других языковых групп. Ответьте, верно ли утверждение: «В конце XIX в. в западных губерниях проживали 5,4 млн. белорусов».

Заметьте, что национальный язык – это общенародный разговорный язык, понятный для всех членов нации и прочно закрепившийся в литературе. Хотя удельный вес жителей коренной национальности в пяти губерниях был подавляющим, российское самодержавие не рассматривало белорусов как самостоятельный этнос, считало их русскими, только с локально-диалектными особенностями. Значительное усиление русификации после подавления восстания 1863-1864 гг., запрещение книгопечатания и отсутствие образования на белорусском языке, недопущение его в сферу официального делопроизводства привели к тому, что белорусский язык сохранялся главным образом как народный разговорный. Благодаря успехам белорусской публицистики и литературы 1860-1890-х гг., о которых шла речь ранее, процесс становления белорусского литературного языка ускорился, но не завершился.

3. Общность экономической жизни, которая возникает на основе хозяйственной специализации различных районов и упрочения торговых связей между ними. Вспомните основные тенденции развития капиталистических отношений в экономике Беларуси в 1860-1890-е гг., подчеркните, что процесс формирования рынка был одновременно процессом экономической консолидации нации. Но буржуазная модернизация в белорусских губерниях шла медленно. Несмотря на безусловные прорывы в развитии аграрного капитализма, завершение промышленного переворота и начало индустриализации, железнодорожное строительство, высокие темпы роста торговых оборотов и прибылей, белорусский регион в Европейской России был относительно отсталым, с низким уровнем социальной мобильности.

Обратите внимание, что белорусы к концу XIX в. не имели полной, завершенной социально-классовой структуры, адекватной буржуазному обществу. Поясните специфику формирования буржуазии белорусских губерний. Аграрный, промышленный, торговый и банковский капиталы были в руках польских, еврейских и русских промышленников и купцов. Среди купцов Беларуси 87,9 % составляли евреи, 8,7 % - русские, 1,9 % - белорусы, 1,5 % - поляки, немцы и др. Белорусская национальная буржуазия находилась в стадии становления, представляла собой малочисленный и не владеющий крупными капиталами слой. Далеким от завершения был также процесс формирования национального пролетариата.

4. Общность культуры. Материал о развитии культуры, рассмотренный ранее, свидетельствует о том, что во второй половине XIX в. росла образованность, распространялось просветительство, научные исследования выявляли и доказывали своеобразие белорусов как этноса, закладывались основы белорусского литературного языка, появилась интеллигенция. Традиционная (народная) культура концентрировалась в деревне. В городах преобладали русская и еврейская культуры. Значительный пласт польской культуры был сосредоточен в помещичьих имениях. Следовательно, культурное пространство было многообразным.

Мощным консолидирующим фактором могла бы стать единая вера, но после запрещения униатской церкви христиане оказались расколоты на православных и католиков. В четырех губерниях, кроме Виленской, большинство населения исповедовали православие. Белорусы-католики жили в основном в Виленской (58,5 %) и Гродненской (30,3 %) губерниях. В других губерниях их число было в пределах 2-10 %. Конфессиональная неоднородность переплеталась с социальным расколом. Массы простых людей придерживались православия, аграрная и интеллектуальная элиты - католицизма. Это тормозило складывание белорусского этноса в нацию. Негативно сказывалось отсутствие высших учебных заведений, научных товариществ и обществ, которые могли бы стать центрами национально-политической активности.

5. Общие черты психического склада, которые проявлялись в особенностях национального быта, в нравах, привычках, склонностях, особенностях песен, танцев, фольклора, живописи и т.д.

6. Наличие национального самосознания, когда признаются различия между собой и представителями иных национальностей, и есть осознание связи своего «я» с судьбой данного этноса. Отметьте, что в последние десятилетия XIX в. в обиходе за всей этнической территорией закрепился термин «Белоруссия». Но жители идентифицировали себя в основном в соответствии с локальной (по названию местности), чаще - с конфессиональной формой принадлежности (православный – русский, католик – поляк). Выделите, что понятие нации, как консолидированной общности, существовало лишь на уровне элиты, главным образом, интеллектуальной. Попытки внедрить эту категорию в народную среду во второй половине XIX в. были безуспешными.

Свидетельством того, что народ консолидируется в нацию, является выдвижение политических задач и оформление национальной идеи. Подчеркните, что в данный период шло формирование белорусского движения и белорусской национальной идеи. Если в первой половине XIX в. белорусское движение было национально-культурным, то после восстания 1863-1864 гг. под руководством К. Калиновского оно начало перерастать в национально-политическое. В 1880-х гг. белорусские народники впервые заявили о существовании белорусской нации, о необходимости борьбы против русификации и полонизации белорусского народа и провозгласили право белорусского народа на национальную самостоятельность. Изучите материал о деятельности группы «Гоман» и ее роли в национально-политическом движении. Обратите внимание на то, что на рубеже XIX-XX вв. в среде студентов – выходцев из белорусских губерний, обучавшихся в Петербурге (В. Ивановский), а также среди гимназистов Минска (И. и А. Луцкевичи) зародилась идея о разработке белорусского национального вопроса.



2016-01-05 866 Обсуждений (0)
Вопрос 3. Развитие культуры Беларуси во второй половине XIX в. Становление белорусской нации: закономерности и особенности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 3. Развитие культуры Беларуси во второй половине XIX в. Становление белорусской нации: закономерности и особенности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (866)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)