Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 1. Итоги Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система



2016-01-05 1149 Обсуждений (0)
Вопрос 1. Итоги Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система 0.00 из 5.00 0 оценок




Приступая к изучению данного вопроса, необходимо подчеркнуть, что война, развязанная в 1914 г противоборствующими враждебными коалициями, вылилась глобальный кризис такой силы и масштабов, каких не испытывало до того человечество. Военные действия развернулись на трех континентах - европейском, азиатском, африканском, в водах Атлантики и на омывающих Европу морях. Сколько стран участвовали в войне? Какова была численность действующих армий?

Подводя итоги войны, выделите огромные людские потери. В ходе военных действий погибли и умерли от ран около 10 млн., были ранены более 20 млн. человек, около 10 млн. умерли от эпидемий и голода - это столько, сколько за все предшествующие войны за последние 200 лет.

Обратите внимание, что никогда ранее противники не выставляли таких мощных армий. Достижения науки и техники были направлены на истребление людей. В этой войне впервые были применены дальнобойные орудия, пулеметы, ручные гранаты, танки, истребители и бомбардировщики, подводные лодки, химическое оружие. Значительные потери понесло мирное население из-за военных действий, голода, болезней. Были уничтожены огромные материальные ценности – сотни городов, сел, железных дорог, мостов, промышленных предприятий, посевов, лесных угодий.

Следует иметь в виду, что за годы войны произошли глубокие перемены в положении всех народов мира. Индустриально развитые страны все больше использовали природные и людские ресурсы колониальных и зависимых стран, усиливая их прямую и косвенную эксплуатацию. Ускорился рост национальной буржуазии и пролетариата в Азии, Северной Африке, Латинской Америке. Для народов колоний и полуколоний война стала новым испытанием, в котором формировались идеи борьбы за национальное освобождение.

Подчеркните, что итогом войны стал как распад трех империй – Австро-Венгерской, Германской, Российской. Одним из результатов войны считается исключение России из мировой капиталистической системы в результате социалистической революции в октябре 1917 г.

В конечном счете произошло перераспределение сил в мире. Известно, что Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария потерпели поражение; победу одержали страны Антанты (назовите входившие в эту коалицию государства). Итогом войны стало изменение статуса США, они стали претендовать на мировое лидерство. Поясните этот тезис.

Рассматривая Версальско–Вашингтонскую систему, необходимо уяснить новую расстановку политических сил, сущность и значение сложившихся международных отношений.

Напомните, что 28 июня 1919 г. между представителями 27 стран-победительниц (США, Великобританией, Францией, Италией, Японией, Бельгией и др.) и побежденной Германией был подписан Версальский мирный договор. Приведите основные положения этого документа (о территориях, колониях, армии, флоте, репарациях и т.д.) Поясните, можно ли считать, что этот договор заложил основы для развязывания новой мировой войны.

Заметьте, что державы-победительницы были вынуждены признать новые независимые государства в Центральной и Юго-Восточной Европе (Польшу, Австрию, Венгрию, Югославию, Чехословакию, Балтийские государства, Финляндию). Однако их границы не были справедливыми, а соответствовали стремлению стран-победительниц создать противовес Германии и «санитарный кордон» против большевистской России. Они нередко противоречили национальным интересам народов. Новый территориальный раздел служил разменной монетой в дипломатической игре великих держав. В итоге Версальский договор и связанные с ним другие мирные договоры еще больше осложнили и запутали национальный вопрос в Европе.

Расскажите об острых противоречиях, возникших на Дальнем Востоке. Здесь столкнулись интересы США, других стран и Японии, которая в ходе Первой мировой войны укрепила свои позиции на Тихом океане, Дальнем Востоке и особенно в Китае. По инициативе США 12 ноября 1921 г. в Вашингтоне была созвана конференция по ограничению морских вооружений, дальневосточным и тихоокеанским вопросам. В ней участвовали делегации девяти стран, а также Индии и Британских доминионов. Конференция приняла три договора. Проанализируйте их.

1. Договор четырех держав (США, Великобритании, Японии и Франции) о совместной защите их прав на островные владения в Тихом океане. Он был направлен против англо-японского союза.

2. Договор пяти держав (США, Великобритании, Японии, Франции и Италии) о морских вооружениях. Были ограничены линейные флоты государств-участниц. США добились равенства с Великобританией по размерам линейного флота. Усилилась Япония.

3. Договор девяти держав (США, Великобритании, Франции, Японии, Италии, Бельгии, Нидерландов, Португалии и Китая) о политике в Китае. Он провозглашал принципы «равных возможностей» в Китае для торговли и предпринимательства всех стран, соответствовал американской политике «открытых дверей» и позволял США потеснить своих конкурентов в Китае.

Важно отметить, что решения Вашингтонской конференции дополнили Версальский мирный договор 1919 г. и составили Версальско-Вашингтонскую систему международных отношений. Следует сделать вывод, что эта система была результатом сделок и компромиссов между капиталистическими странами, который должен был обеспечить господствующее положение нескольких стран-победительниц, получивших по мандату Лиги наций бывшие колонии Германии и арабские территории. Она базировалась на временном перераспределении мировых богатств за счет Германии и других поверженных государств. Раздел мира с позиций силы не ликвидировал противоречия между крупными государствами, но и, наоборот, усилил их. Созданная система отношений не смогла выполнить свою непосредственную задачу - сдерживать побежденные страны, что привело к ее распаду и началу новой мировой войны.

 



2016-01-05 1149 Обсуждений (0)
Вопрос 1. Итоги Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 1. Итоги Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1149)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)