Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 3. Духовная и культурная жизнь белорусского народа в годы перестройки



2016-01-05 725 Обсуждений (0)
Вопрос 3. Духовная и культурная жизнь белорусского народа в годы перестройки 0.00 из 5.00 0 оценок




Важно осмыслить, что на состоянии духовной и культурной жизни белорусского народа благоприятно сказались демократизация всех сфер жизни советского общества и реформирование политических институтов. Обратите внимание, что в БССР, как и во всей стране, на страницах республиканских газет и журналов, по радио и телевидению сначала робко, а затем все более активно началась полемика об историческом пути и условиях жизни белорусского народа, обновлении и реформировании общества. Большой резонанс в республике вызвали процессы десталинизации, выявление мест массовых расстрелов советских граждан в годы сталинских репрессий в Куропатах под Минском, а также в Гомеле, Витебске, Борисове, Орше и т.д. Покажите, что при большой активности населения, в открытой и напряженной борьбе, на альтернативной основе в Беларуси прошли первые за многие десятилетия свободные и демократические выборы в Верховный Совет БССР и местные органы власти. Демократизации общественной жизни способствовало и образование новых политических партий. Назовите партии и движения, созданные в этот период в Беларуси.

Отметьте, что на волне гласности и демократизации в республике усилился интерес к национальной истории и культуре. Возникли многочисленные неформальные клубы и объединения по изучению литературного и исторического наследия, среди которых выделялись «Талака», «Паходня», «Узгор'е» и др.

Важно понимать, что во второй половине 1980-х гг. в Беларуси особенную остроту приобрела языковая проблема, которая из культурно-этнической превращалась в политическую. Поясните, что с вопросом о языках все более связывались проблемы суверенитета, национального развития Беларуси, сохранения белорусской нации, ее духовности и культуры. Покажите, что политическое руководство СССР считало, что в национальном вопросе, в том числе и в вопросе о национальных языках, нет никаких проблем, поэтому М.С. Горбачев игнорировал письма представителей белорусской интеллигенции с предложениями по улучшению положения белорусского языка.

Проследите за ходом компании в средствах массовой информации Беларуси за придание белорусскому языку статуса государственного. Подчеркните, что 26 января 1990 г. Верховный Совет БССР принял «Закон о языках в Белорусской ССР». Белорусский язык был провозглашен государственным. Отметьте, что одновременно принимались меры не только по возрождению белорусского языка, но и по свободному использованию родных языков гражданами других национальностей, проживающих в БССР.

Остановитесь на новых подходах к системе образования, перечислите их (формирование национальной системы образования, демократизация и гуманизация, повышение самостоятельности учебных заведений, интеграция образования с наукой, производством и культурой).

Обратите внимание, что в обстановке гласности, расширения политических прав и свобод граждан, плюрализма мнений стали создаваться новые средние учебные заведения – гимназии, лицеи, колледжи и т.д. Назовите их характерные черты.

Отметьте, что в годы перестройки обновилась высшая школа Беларуси. С учетом стандартов высшего образования развитых стран, в БССР началось преобразование институтов в университеты и академии. В частности, на базе Белорусского государственного института народного хозяйства им. В.В. Куйбышева 20 января 1992 г. был образован Белорусский государственный экономический университет. В вузах республики начался переход к многоуровневой системе подготовки «бакалавр-магистр», вводились новые учебные дисциплины, открывались новые специальности и специализации.

Изучите развитие белорусской литературы в годы перестройки. Обратите внимание, что в эти годы писатели, поэты, драматурги усилили внимание к исторической теме, культурному наследию, чернобыльской катастрофе.

Отметьте, что на волне гласности и демократизации из хранилищ и архивов возвращались произведения репрессированных писателей и поэтов: Н.Горецкого, А. Гаруна, П.Головача, В. Ластовского, Я.Чачота, Я.Лучины и др. По-новому переосмысливался сталинский тоталитарный режим в произведениях С. Граховского «Зона молчания» и «С волчьим билетом», П. Прудникова «Ежовые рукавицы» и «Пекло», Ф. Алехновича «В когтях ГПУ», Б. Микулича «Повесть для себя», Я. Скрыгана «Кожаное пальто», В. Хомченко «Царь-зэк Семен Ивашкин».

Кратко охарактеризуйте произведения белорусских литераторов о проблемах и последствиях чернобыльской катастрофы. Это роман И. Шамякина «Злая звезда», повести В.Карамазова «Краем Белого пути», В. Козько «Спаси и помилуй, наш черный аист», Б.Саченко «Родной угол», поэма В.Некрасова «Зона», публицистический сборник А.Адамовича «Апокалипсис по графику».

Напомните, что в годы перестройки одной из самых популярных тем была историческая. Л. Дайнеко написал три исторических романа «Меч князя Вячки», «След оборотня» о Полоцкой Руси, «Железные желуди» о временах ВКЛ. С интересом были встречены работы на исторические темы В.Орлова, К.Тарасова, О. Лойко и др. Не остались в стороне белорусские драматурги А. Дударев написал четыре пьесы, в том числе «Песня про зубра» по Н. Гусовскому.

Стоит также назвать имена молодых поэтов, прозаиков, драматургов, заявивших о себе во второй половине 1980-х – А. Сыс, С. Соколов-Волош, Л. Рублевская, М. Скобля, О. Минкин, Л. Дранько-Майсюк, Л. Тарасюк, А. Осташонок, В. Бутрамеев, В. Саулич и др.

Следует отметить важную роль театра в культурной жизни Беларуси. В 1985 г. в республике работали 17 театров. В годы перестройки, несмотря на сложности в экономической жизни, открылись новые театры, в частности, в Слониме, Мозыре, Молодечно. Подчеркните, что половина театров Беларуси ставили спектакли на белорусском языке.

Покажите ведущую роль Национального академического театра им. Я. Купалы в Минске, академического театра им. Я. Коласа в Витебске в театральной жизни республики. Подчеркните, что оживлению театральной жизни способствовали театральные фестивали. В частности, в Молодечно был проведен фестиваль, посвященный знаменитым мастерам белорусского театра – Стефании Станюте, Александре Климовой, Ростиславу Янковскому, Зинаиде Броварской и другим признанным мастерам сцены.

Уделите внимание музыкальным театрам, отметьте плодотворную работу Государственного академического Большого театра оперы и балета Беларуси, балетная труппа которого под руководством В. Елизарьева по праву стала одной из лучших в СНГ, а также театра музыкальной комедии.

Расскажите о получивших европейскую известность проводимых в Беларуси музыкальных фестивалях «Славянский базар» в Витебске, «Золотой шлягер» и «Могучий Боже» в Могилеве. Традиционным стал фестиваль белорусской песни и поэзии в Молодечно.

Подведя итоги обсуждения, подчеркните, что в годы перестройки духовная и культурная жизнь белорусского народа была полна сложностей. Экономический кризис не позволял в полной мере финансировать образование и культуру, а выделявшиеся средства обесценивались инфляцией. Однако, в таких непростых экономических условиях государство делало все возможное, чтобы сохранить интеллектуальный и культурный потенциал белорусского народа. Система образования, литература и искусство Беларуси несли в себе идеи возрождения, духовного обогащения человека, содействовали его национальному самосознанию, утверждению в обществе демократии и гуманизма.

 

 



2016-01-05 725 Обсуждений (0)
Вопрос 3. Духовная и культурная жизнь белорусского народа в годы перестройки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 3. Духовная и культурная жизнь белорусского народа в годы перестройки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (725)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)