Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 2. Общественно-политическое развитие Республики Беларусь в 1990-е гг. – начале XX в



2016-01-05 1350 Обсуждений (0)
Вопрос 2. Общественно-политическое развитие Республики Беларусь в 1990-е гг. – начале XX в 0.00 из 5.00 0 оценок




Разберитесь в изменениях, которые произошли в органах государственной власти и управления после образования суверенного государства. Охарактеризуйте развитие политической сферы в 1991-1994 гг. (период парламентской республики). Рассмотрите исторические аспекты подготовки новой Конституции страны. Раскройте предпосылки принятия и основное содержание Конституции 15 марта 1994 г. (состоит из преамбулы, 9 разделов, в которых 8 глав и 146 статей.) Основной закон страны предусматривал должность Президента как руководителя государства и исполнительной власти.

Первым Президентом Республики Беларусь 10 июля 1994 г. был избран А.Г. Лукашенко. Во втором туре за него проголосовал 81% избирателей. Необходимо подчеркнуть значение первых президентских выборов в исторической судьбе белорусского народа. Охарактеризуйте предвыборные программы кандидатов в президенты. Почему наибольшую поддержку получила программа А.Г. Лукашенко? Председателем Совета Министров был назначен М. Чигирь, а после его ухода в отставку в ноябре 1996 г. правительство возглавил С. Линг.

Расскажите о деятельности политических партий и гражданско-политических движений в связи с законом «О политических партиях» 1994 г. Закон впервые закреплял порядок образования и деятельности политических партий. Он обозначил место политических партий в политической системе Беларуси, их права и условия деятельности: определил финансовые и материальные источники партийных структур; зафиксировал принципы их взаимоотношений с органами государственной власти; обозначил основные аспекты их участия в избирательных кампаниях, в деятельности представительных и законодательных органов; регламентировал процедуру ликвидации политических партий. Проанализируйте данные положения.

Далее уделите внимание изменениям в системе государственного управления, начавшимся с 1995 г. Объясните основные причины политических разногласий между правительством и оппозицией. Подчеркните, что важным этапом их урегулирования стали парламентские выборы и первый республиканский референдум. Разберитесь в сути его вопросов: 1. Придание русскому языку равного статуса с белорусским; 2. Утверждение новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь; 3. Одобрение интеграции с Российской Федерацией; 4. Внесение изменений в Конституцию, предусматривающих возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом Республики Беларусь в случае систематического и грубого нарушения Конституции. За эти предложения проголосовали около 83% избирателей. Назовите политические итоги парламентских выборов и республиканского референдума. По результатам выборов в Верховном Совете оформились пять фракций: пропрезидентская фракция «Согласие» (60 депутатов), фракция аграриев (46 человек), фракция коммунистов (45 членов). По 11 депутатов вошли во фракции «Гражданское действие» и социал-демократический «Союз труда». Лидеры четырех оппозиционных фракций вступили в конфронтацию с Президентом республики, внося раскол в работу парламента.

Выходу из политического кризиса способствовал инициированный президентом референдум 24 ноября 1996 г. Определите актуальность его проведения. Проанализируйте его политические итоги. За принятие Конституции Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями проголосовало 70,45% граждан. Избиратели высказались также против свободной, без ограничений купли-продажи земли, против отмены смертной казни, за перенос национального праздника Дня независимости на 3 июля. Полномочия президента были значительно расширены, срок полномочий продлен до 2001 г.

Особое внимание следует уделить характеристике новой редакции Конституции, принятой на этом референдуме (вступила в силу 27 ноября 1996 г.), проанализировать изменения в главном законодательном документе страны, определить его новизну. Так, по Конституции Президент является руководителем государства, гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина. Высшим законодательным органом власти вместо однопалатного парламента стало Национальное собрание. Из каких палат оно состоит?

Руководителем исполнительной власти является премьер-министр. Изменился порядок назначения и увольнения на некоторые государственные посты. Была создана подчиненная президенту вертикальная структура, которая включает исполнительные и распорядительные органы в центре и на местах. Подчеркните значение и назовите важнейшие политические итоги референдума 1996 г. (роспуск Верховного Совета 13-го созыва, сокращение численности и реорганизация политических партий республики, урегулирование противостояния законодательной и исполнительной властей мирным путем без дестабилизации политической ситуации).

Далее остановитесь на анализе работы Палаты представителей Национального Собрания в конце 1990-х гг. – начале XXI в. Затем охарактеризуйте итоги выборов президента Республики Беларусь 2001 г. Объясните феномен популярности президента среди населения республики.

Проследите за изменениями Конституции вследствие проведения республиканского референдума 2004 г., который состоялся одновременно с выборами в Национальное Собрание Республики Беларусь. Следует отметить, что в 2004 г. в парламент республики прошли только 12 депутатов от трех политических партий. Определите, насколько эффективна деятельность политических партий в республике. Подчеркните правовую необходимость проведения республиканского референдума до начала президентских выборов.

Проанализируйте итоги выборов президента Республики Беларусь 2006 г. Далее ознакомьтесь с результатами выборов в местные Советы депутатов Республики Беларусь 25-го созыва 2007 г. В ходе выборов был сформирован 1581 местный совет в правомочном составе.

Уделите внимание развитию профсоюзного и молодежного движения. Назовите и охарактеризуйте наиболее значимые общественные организации Республики Беларусь.

В заключении сделайте вывод о том, что политическая система страны находится на этапе становления, ее формирование является длительным и сложным процессом. Объясните данный тезис.

 

Вопрос 3. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в 1990-е гг. – начале XXI в. Поиск, становление и реализация белорусской модели социально-ориентированной рыночной экономики.

Разберитесь в содержании экономических программ, осуществлявшихся в Республике в данный период.

В октябре 1990 г. Верховный Совет БССР принял постановление «О переходе БССР к рыночной экономике» и утвердил программу, разработанную Советом Министров Беларуси. Назовите ее цели и задачи. Раскройте основные направления рыночных преобразований (меры по стабилизации экономики; разгосударствление, приватизация, демонополизация собственности на средства производства; развитие предпринимательства и конкуренции; создание системы государственного регулирования экономикой; создание рыночной инфраструктуры и механизма ее действия; социальная защита населения в условиях рыночной экономики; преодоление последствий чернобыльской катастрофы в условиях перехода к рынку). Определите, какие законы были приняты для реализации программы.

Проанализируйте меры по стабилизации экономики, содержавшиеся в утвержденной в 1991 г. «Государственной программе стабилизации экономики и социальной защиты населения». Какие преобразования она предусматривала?

Проанализируйте особенности становления рыночной экономики в Беларуси. Известно, что первая половина1990-х гг. была начальным этапом становления новой экономической системы, ориентированной на рынок. Он совпал с глубоким экономическим кризисом 1991–1995 гг., связанным с развалом СССР. Объясните, почему для Республики Беларусь разрыв экономических связей с республиками бывшего СССР оказался особенно болезненным. Остановитесь на других предпосылках экономического кризиса (смена условий государственного существования Беларуси; условий хозяйствования). Раскройте основные его проявления (спад производства в основных отраслях хозяйства; резкое сокращение инвестиций в основной капитал; избыток денежной массы; рост инфляции; падение жизненного уровня населения; рост безработицы; рост внешней задолженности).

Охарактеризуйте мероприятия правительства, Национального банка РБ по выходу страны из кризиса. Подчеркните позитивные изменения в становлении рыночных отношений в период 1990-1995 гг. (расширение негосударственного сектора экономики; формирование рыночных механизмов хозяйствования и т.д.)

Разберите содержание «Программы неотложных мер по выходу экономики Республики Беларусь из кризиса», разработанной по поручению Президента РБ А.Г. Лукашенко и утвержденной Верховным Советом Республики 30 сентября 1994 г. Назовите ее цели и основные итоги.

При анализе стратегии социально-экономического развития Республики Беларусь во второй половине 1990-х гг. следует проанализировать основные программные документы этого периода: - Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2010 г.;- Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 гг.; Концепция социально-экономического развития страны до 2015 г.;Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 г.;- Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 гг.;- Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг.Характеризуя «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996–2000 гг.», подчеркните, что в ней определены концептуальные основы социально ориентированной рыночной экономики. Определите цели и задачи документа. Назовите его экономические приоритеты и расскажите об этапах реформирования экономики (1996–1997 гг.; 1998–2000 гг.). Назовите основные итоги ее выполнения. Отметьте роль государства в ценообразовании (регулирование цен на основные товары народного потребления), жилищном строительстве, кредитной политике, социальных гарантиях для населения и т.д. Какие социально-экономические проблемы удалось преодолеть во второй половине 1990-х гг.?

Особое внимание следует уделить анализу Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 гг., которая была принята на II Всебелорусском народном собрании 18 мая 2001 г. Назовите основные цели и задачи программы, выделите, что они предусматривали создание высокоэффективной рыночной экономики с действенными механизмами государственного и рыночного регулирования. Остановитесь на их подробной характеристике. Подведите итоги экономического развития страны до 2006 г., используя данные таблиц об изменениях основных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь [1 с.428].

В связи с реализацией программы была принята Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. Кратко ее проанализируйте, оцените ее значение в связи с реалиями мирового финансово-экономического кризиса, начавшегося осенью 2008 г.

Далее остановитесь на Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 гг., определите ее главную цель. Рассмотрите основные механизмы ее реализации и основные приоритеты (всесторонне гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения; инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережение; наращивание экспортного потенциала страны; развитие агропромышленного комплекса; развитие малых и средних городов; жилищное строительство). Проанализируйте ход выполнения программы.

Затем охарактеризуйте внешнеэкономические связи Беларуси. Назовите результаты в развитии торговых отношений со странами дальнего зарубежья. Отметьте, что активные торговые связи поддерживаются с Австрией, Польшей, Германией, США, Италией, Турцией. В 1994 г. в Беларуси было зарегистрировано 1 438 совместных и 499 зарубежных предприятий из 66 стран мира. Однако углублению торговых связей с Западом препятствует политика двойных стандартов этих стран, антидемпинговые квоты на калийные соли, текстиль и другие товары.

Торговыми партнерами Беларуси являются более 170 стран мира. Среди них особое место занимает Россия. В экономической сфере были созданы международные финансово-промышленные группы "Гранит", "Славянская бумага", "Кормозаготовительная техника", "БелРусАвто". Сотрудничество с Россией развивалось также на межрегиональном уровне. Охарактеризуйте место России во внешнеторговом обороте Беларуси.

Существенным фактором экономического роста конца ХХ – начала XXI в. явилось интенсивное возобновление разорванных межотраслевых связей. Выросла роль ведущих отраслей промышленного производства республики (машиностроения и металлообработки, химической и нефтехимической промышленности, электроэнергетики, легкой и пищевой, лесной и деревообрабатывающей промышленности) в международном разделении труда. Расскажите о политике, направленной на повышение роли Беларуси в социально-экономическом развитии на постсоветском пространстве. Охарактеризуйте экспортную политику Беларуси. Отметьте, что объем экспорта в расчете на душу населения превышает соответствующие показатели многих стран СНГ. Выделите особенности политики Республики Беларусь в импорте товаров. Расскажите о создании единого экономического пространства в рамках СНГ (основание ЕврАЗЭС, Таможенного союза). Назовите основные направления развития внешнеэкономических связей РБ.

В заключении охарактеризуйте отличительные черты белорусской экономической модели (устойчивый экономический рост; сильная и эффективная государственная власть; равенство различных форм собственности, в основе которого лежит критерий эффективности ведения хозяйства; умеренные темпы приватизации; многовекторная внешнеэкономическая политика; сильная социальная политика государства, протекционизм и т. д.). Республика Беларусь стремится к единству государственного регулирования и рыночного саморегулирования в его цивилизованных формах. Проанализируйте данный тезис.

 

Заключение

Завершая и обобщая изучение курса «История Беларуси в контексте мировых цивилизаций», необходимо проанализировать общие закономерности, особенности, основные итоги и уроки исторического пути Беларуси. Очевидно, что материал, изученный на лекциях, семинарских занятиях, в процессе подготовки и написания рефератов, самостоятельной работы помог не только ощутить связь времен, свою причастность к недавним и далеким событиям, к делам своих предков, но научил использовать исторический опыт, извлекать из прошлого уроки, необходимые для решения сегодняшних задач. Важно подчеркнуть, что история народа Беларуси – богатая и самобытная, она является не только его наследием, но и неотъемлемой частью европейской и мировой цивилизации.

Обратите внимание на общие закономерности исторического развития Беларуси, которая прошла такие же глобальные этапы, как и большинство народов мира:

- в общеисторическом процессе – чередование восходящих и нисходящих периодов развития (прогресса и регресса);

- в социально-экономическом процессе –– от варварства и традиционного (аграрного) общества к индустриальному обществу с начавшимся переходом в постиндустриальное;

- в государственно–политическом процессе – от зарождения элементов государственности к созданию суверенного государства, с функционированием сходных форм развития – монархия, тоталитаризм, демократия;

- в религиозно-конфессиональном развитии – от язычества, принятия христианства, его раскола, Реформации, Контрреформации к свободе совести, атеизму, возрождению христианства;

- в культурном развитии – от византийского и отдельных элементов романского стиля, готики, ренессанса, барокко к классицизму, эклектике, или модернизму, постмодернизму.

Постарайтесь прокомментировать эти закономерности, приведя конкретные примеры из изученного материала.

Усвойте главные особенности исторического пути Беларуси. Выделите среди них три уровня классификации (высший, средний и низший).

Отметьте, что первый уровень обусловлен ментальными, географическими и геополитическими факторами. Перечислите эти особенности, обратив внимание на то, что Беларусь относится к группе стран с догоняющим типом развития. Подчеркните, что по сравнению со многими другими европейскими народами, белорусский этнос достаточно поздно пришел к созданию своего государства, не в последнюю очередь потому, что его элита тяготела к федеративности, заключению союзов (уний) с соседними государствами.

Обозначьте, что белорусский народ длительное время существовал как этнос с неполной социальной структурой. Вспомните, когда и по каким причинам белорусы оказались оторванными от своей элиты, почему городские слои оказались в основном еврейско-русскими, а не белорусскими, и как это сказалось на формировании нации. Объясните, почему современная белорусская нация сложилась лишь в конце XIX - начале ХХ в.

Отметьте, что расположение белорусских земель на границе между Западом и Востоком обусловило периодические изменения вектора их притяжения, а также борьбу различных геополитических сил за включение этих территорий в сферу своего влияния. Подчеркните, что это было во многом связано с тем, что белорусское общество было слабо консолидировано из-за этнической, культурной, конфессиональной неоднородности.

Зафиксируйте, что устойчивость и консерватизм традиционного аграрного общества обусловили медленную модернизацию экономики Беларуси, длительное сохранение доиндустриальных черт. Хозяйство белорусских земель, как правило, было включено в реформистские или революционные процессы тех государственных образований, в состав которых они входили.

Обозначьте, что интеллектуальное, художественное, культурное своеобразие Беларуси создавалось усилиями представителей разных этносов, которые совместно сформировали творческий потенциал народа. Однако национальная элита нередко тяготела к слиянию с более мощными элитами Польши, России, Советского Союза, некоторых других стран. Вспомните конкретные исторические примеры.

Перейдите к осмыслению второго уровня исторических особенностей развития Беларуси, которые обусловлены спецификой отдельных исторических эпох. Поясните, что в эпоху древнего мира для белорусских земель было характерно:

- позднее заселение и освоение территории первобытными людьми из-за природно-климатических особенностей;

- отсутствие классического рабства, характерного для античности, что объясняет неразвитость высоких образцов древнего искусства;

- отсутствие сформированных государственных образований.

Назовите некоторые особенности эпохи средневековья, особое внимание обратите на то, что население белорусских земель не подверглось монголо-татарскому нашествию или захвату другими кочевыми народами. Вместе с тем белорусский регион оказался втянутым в борьбу за гегемонию в Восточной Европе, однако никак не повлиял на начавшийся передел мира в ходе Великих географических открытий.

Уделите внимание специфике Нового времени на территории Беларуси. Подчеркните, что в этот период, находясь в составе Речи Посполитой, местная политическая и аграрная элита придерживалась шляхетской демократии, периодически перераставшей в анархию, в то время как соседние государства укрепляли абсолютную монархическую власть. Это противоречие привело к ликвидации Речи Посполитой, переориентации белорусских земель с западного на восточный вектор развития и включению их одновременно в общероссийский и общеевропейский контекст. Следует выделить то, что именно в этот период формировались предпосылки становления Беларуси как самостоятельного субъекта истории. Обратите внимание на такой феномен, как «небелорусскость» белорусских городов.

Характеризуя особенности Новейшего времени, подчеркните следующие:

- реализация нескольких моделей белорусской государственности (вспомните, каких именно);

- переход от разделения белорусского народа к завершению территориальной и этнической консолидации нации. Уточните, о каких событиях идет речь;

- включение Беларуси вместе с другими народами СССР в советскую модель модернизации и становления индустриального общества;

- кризис этничности, когда в результате большевистских экспериментов разрушалась и искажалась историческая память народа, была предельно сужена сфера употребления белорусского языка, а белорусская культура превратилась в систему, замкнутую на саму себя;

- эволюционный путь обретения государственного суверенитета, поиск и реализация белорусской модели социально-ориентированной рыночной экономики с отказом от «шокового» варианта перехода от административной к рыночной системе.

Третий уровень особенностей связан со спецификой отдельных исторических явлений и видов деятельности. Среди них: использование болотной руды для выплавки железа, локальные школы средневековой архитектуры; замедленные темпы индустриализации и т.д. Попытайтесь продолжить этот ряд.

Среди основных итогов исторического развития Беларуси необходимо усвоить и осмыслить наиболее существенные: исторический путь белорусского народа – это история борьбы за выживание, в ходе которой была продемонстрирована устойчивость белорусского этноса, выкристаллизовывались типичные черты его менталитета – трудолюбие, терпимость, толерантность. В 1991 г. на политической карте мира появилось новое суверенное государство – Республика Беларусь, которое стало неотъемлемой ценностью граждан нашей страны. Народ Беларуси успешно формирует свою государственную идентичность. Важно также то, что белорусский народ внес огромный вклад в победу над фашизмом. Белорусские ученые, писатели, спортсмены способствовали обогащению мировой науки, культуры. Следует назвать наиболее известные имена. Белорусский народ имеет все основания быть «равным среди равных» в сообществе цивилизованных наций.

Изучая материал об уроках исторического развития, обратитесь к учебнику [1, с. 457]. Прочитайте и запомните уроки, названные его авторами, а также попытайтесь самостоятельно сформулировать и дополнить этот материал.

 

 

Литература

 

Основная

1. История Беларуси: В контексте мировых цивилизаций: учебное пособие. – Минск, 2009.

2. Экономическая история Беларуси / Под ред. В.И. Голубовича. – Минск, 2004.

3. Экономическая история зарубежных стран / Под ред. В.И. Голубовича. – Минск, 2003.

 

Дополнительная

4. Беларусь у Вялікай Айчыннай вайне, 1941-1945: энцыкл. – Мінск, 1990.

5. Всемирная история: В 13 т. / О.Т. Богомолов [и др.]; гл. ред. Е.М. Жуков. – М., 1955-1977.

6. Вялікая Айчынная вайна савецкага народа (у кантэксце Другой сусветная вайны): вучэб. дапам. / Пад рэд. Ю.М. Бохана і В.Ф. Кушнера. – Мінск, 2005.

7. Вялікая Айчынная вайна савецкага народа (у кантэксце Другой сусветная вайны): вучэб. дапам. / Пад рэд. А.А. Кавалені, М.С. Сташкевіча. – Мінск, 2004.

8. Гісторыя Беларусі: У 6 т. Мінск, Т.1-5, 2000-2008.

9. Гісторыя Беларусі ў кантэксце еўрапейскай цывілізацыі / Пад рэд. Л.В. Лойкі. – Мінск, 2003.

10. Гісторыя Беларусі: ў кантэксце сусветнай цывілізацыі / Пад рэд. В. Галубовіча, Ю. Бохана. – Мінск, 2004.

11. Гісторыя Беларусі: вучэб. дапам. / Пад рэд. А.А. Каханоўскага [і інш.] / Пад агул. рэд. А.М. Янушкевіча. – Мінск, 2006.

12. Гісторыя Беларусі: курс лекцый: У 2 ч. – Мінск, 2000-2002.

13. История Второй мировой войны, 1939-1945. Т. 1-12. – М., 1973-1982.

14. История Европы: В 4-х т. – М., 1987-1993.

15. Камерон, Р. Краткая экономическая история мира: От палеолита до наших дней / пер. с англ./ Р. Камерон. – М., 2001.

 



2016-01-05 1350 Обсуждений (0)
Вопрос 2. Общественно-политическое развитие Республики Беларусь в 1990-е гг. – начале XX в 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 2. Общественно-политическое развитие Республики Беларусь в 1990-е гг. – начале XX в

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1350)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)