Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


половине 80-х- начале 90-х годов XX



2016-01-05 303 Обсуждений (0)
половине 80-х- начале 90-х годов XX 0.00 из 5.00 0 оценок




Кимакский каганат

На политической арене в казахской степи в IX веке появилось государство кипчаков, объединившее многочисленные племена от Алтая до Сырдарьи. Политическое ядро этого государства, племя кимак, в середине VII века заняло территорию Восточного Казахстана. После падения Западно-Тюркского каганата в 656 г. имаки получили некоторую независимость. В начале VIII в. имаки подчиняются туркешам, но уже к середине этого столетия освобождаются от их власти. Более того, местные ертисские племена подчиняются имакам и создают с ними конфедерацию, получившую в восточных источниках название кимак ("еки-имак" - "два племени имаков").
Находясь между карлуками и тюргешами, кимаки не только сумели сохранить независимость, но и распространили свое влияние на многочисленные кангарские роды, кочевавшие в Центральном Казахстане и объединенные в VIII в. группой сиров-кыпчаков, бежавших с Алтая после разгрома уйгурами Второго Тюркского каганата. После распада уйгурского каганата в 840 г. часть входивших в него племен присоединяется к кимакскому союзу. Создается мощное государство во главе с правителем, носившем титул "байгу" (искаженное "ябгу"), а в начале Х в. принявшим титул "хакан". В конце IX в. в состав кимакского государства входило семь племенных групп: ишк, ланиказ, аджлад, эймур, баяндур, татар, кыпчак. К середине Х в. территория Кимакского каганата делится на четыре основные области:
1. Йагсун-Йасу - охватывает междуречье Есиля и Ертиса, Бара-бинскую степь к западу от Оби. Здесь, на Ертисе, располагались столицы - старая и новая.
2. Кыркырхан - занимает территорию Восточного и Центрального Казахстана от Ертиса до Балхаша и Алаколя, включая Каркара-линские, Чингизтауские и Тарбагатайские горы.

3. Андар аз-хифчак - область "внутренних кыпчаков" - располагалась в Центральном Казахстане, включая окрестности Улутау-ских гор, бассейны рек Нуры, Сары Су, Каракенгира, на юге - по низовьям Шу и Таласа.

4. "Внешние кыпчаки" занимали предгорья Южного Урала и торгайские степи и пользовались значительной автономией.

В кимакском обществе все более возрастала роль военных. Правителями уделов (их в стране было 12) были военные вожди. Зарождение удельно-племенной системы говорит об элементах административного деления в кимакском союзе. Арабский историк Ал-Идриси в своей книге называет 16 городов кимаков, 12 из которых находились в бассейне реки Ертис. В государстве существовала система налоговых сборов. Многие кочевники из-за своей бедности вынуждены были переходить к оседлости и заниматься ремеслом, рыболовством, земледелием. Их называли ятуками-жатак.
Источники полны сведений о взаимоотношениях кимакских правителей с соседними племенами. Военная экспансия кимаков на юге и севере Х в. сменилась мирным общением с соседями.

Кимакская держава была могущественным государством. Однако уже в IX-X вв. стали появляться признаки ее упадка. Правители уделов, владевшие огромными территориями и имевшие на своей службе наемные войска или отряды степняков, стремились к самостоятельности, что вело к ослаблению центральной власти, распаду государства. К концу Х в. Кимакский каганат перестал существовать, власть на его территории перешла кыпчакскому объединению.

14. Ханство Кыпчаков.

Кипчакское ханство (начало XI - начало ХIII вв.) После распада Кимакского каганата в начале XI века власть на основной территории Казахстана переходит к кыпчакам. Племенная знать кыпчаков вытеснила огузских джабгу из нижнего течения Сырдарьи, Приаралья и Прикаспийских степей. В первой половине XI века складывается Дешт-и-Кыпчак (Степь кыпчаков) - историко-географическая область. Дешт-и-Кыпчак занимал территорию от Иртыша до Днестра. По Волге Дешт-и-Кыпчак делился на две части: к востоку на Восточный Деш-и-Кыпчак, к западу на Западный Дешт-и-Кыпчак. Столицей Восточного Дешт-и-Кыпчака был город Сыгнак. В XI веке кыпчаки вступали в разносторонние контакты с народами Руси, Византии, Венгрии. Хотя кыпчакская знать была в сложных отношениях с караханидами, они вступали с ними в родственные отношения. Естественная граница между кыпчаками и караханидами было озеро Балхаш, на границе с караханидами кыпчаки возвели укрепление Канджек-Сенгир. На западе соседями кыпчаков были народы Поволжья и Приуралья: булгары, башкиры. Образование ханства, происходило в первой половине XI века в постоянных войнах и столкновениях с державой огузов, с династиями сельджуков, Хорезмшахов и Караханидов. Главная цель политики Хорезмшахов по отношению к кыпчакам была их исламизация. Между Джентом и Фарабом жили кыпчаки язычники. В русских летописях кыпчаков называли половцами, в Европе их называли куманами. До нас дошло произведение о кыпчаках «Кодекс-куманикус». Власть кыпчакских ханов передавалась по наследству. Ханами становились только выходцы из династийного рода ель-борили. Основным мерилом богатства служило число лошадей.

15. Культура Казахстана в VI-XII в.в.

Важную роль играли домашние промыслы: изготовление войлока, ремней, деревянных остовов для юрт, повозок, домашней утвари, сбруи, луков и стрел, другого оружия. В связи с распространением ислама в Казахстане в X-XIII веках стали возводиться мечети. Свидетельством высокого уровня архитектуры X-XI вв является мавзолей Бабаджа-хатун. К памятникам караханидского зодчества относится мавзолей Кара-хана. В ХII в на Сырдарье возводится мавзолей Сырлытам. В IX-XI вв в тюркской среде широко употребляется арабский язык. Первое упоминание о письменности тюрков принадлежит Менандру Протектору. О письменности тюрков сообщают китайские источники. Крупнейшим из тюркских рунических текстов, является стела в честь Билые-кагана и Кюль-Тегииа, написанная руническим письмом. Наряду с тюркским, широко распространялось согдийское письмо, а также арабский алфавит.

16. Аль-Фараби, Кашкари , Баласагуни Ходжа Ахмет Ясави выдающиеся мыслители средневековья.

\Аль-Фараби (870-950). Он занимался филосо­фией, математикой, геодезией, архитектурой, теорией музыки. Ему был присвоен титул "Му-аллим ассана - Второй учитель" (под первым имелся в виду Аристо­тель). Фараби внес самостоятельный вклад в науку логики. Ему принадлежат труды "Большая книга музыки", "Слово о классификации наук", "Трактат о взглядах жителей добродетельного горо­да". Рукописи Фараби имеются во многих библиотеках мира.

Автором сочинения о языке, фольклоре, этнографии тюркских племен является Махмуд Кашкари (1029-1101). Его книга "Диван лугат ат-тюрк" ("Словарь тюркских наречий") -тюркская энциклопедия, написана в 1072-1074 годах. В ней собран и обобщен историко-культурный, эт­нографический и лингвистический материал. Здесь представлены основные жанры тюркоязычного фольклора - песни, эпосы, преда­ния, легенды, более 400 пословиц, поговорок и устных изречений.

Юсуф Баласагун ( 1015 г.). Ему принадлежит написанная в 1069-1070 годах поэма "Кутадгу Билиг", переведенная на русский язык как "Благодатное знание". Эта книга является энциклопедическим произведением на родном языке тюрков, поли­тический трактат с философским осмыслением мировоззренческих проблем смысла жизни, места и роли человека в обществе, природе.

В средневековье жил и творил глава тюркской ветви суфизма, мыслитель и поэт Ходжа Ахмет Ясави (по разным данным он прожил 73 года, 85 лет, 125 лет, точно известна дата смерти – 1166г). Сохранилось его произведение «Книга мудрости», написанная на кыпчакском диалекте тюркского языка. Его жизнь и деятельность связаны с г. Ясы (Туркестан). А. Яссави и его последователям удалось соединить религиозную идеологию ислама с массовым сознанием тюркских народов с их тегрианско-шаманистскими, зороастрийскими представлениями. Построенный на рубеже XIV – XV вв. в честь Ахмета Яссави мавзолей «Хазрет Султан» в Туркестане является местом поломничества мусульман.

17. Великий Шелковый путь и его роль в культурно - экономическом развитии Казахстана.

17. В середине II в. до н. э. начинает функционировать Великий Шелковый путь. Через Шелковый путь шло основное число посольских и торговых караванов в VII - XIV вв. В VI -VIII вв. основной была трасса Сирия - Иран - Средняя Азия - Южный Казахстан - Таласская долина -Чуйская Долина - Ыссык - Кульская котловина - Восточный Туркестан.

Во время существования государств саков, усуней и кангюй во II в. до н.э. - первой половине I тыс. н.э., когда Шелковый путь уже активно функционировал, в Казахстан проникают римское стекло и монеты, китайский шелк, зеркала и лаковая посуда, европейские фибулы - застежки и камни - печатки из Сасанидского Ирана. В Семиречье он стимулировал возникновение ряда городских центров, а на юге Казахстана способствовал быстрому росту городов. Шелковый путь через Среднюю Азию, Южный Казахстан и Семиречье функционировал вплотъ до XIV века, пока междоусобицы и войны приведшие к гибели городской культуры, и освоение морских путей в Китай не привели к его угасанию. Пo Шелковому пути распространились культурные растения (виноград, персики и дыни), пряности и сахар, овощи и фрукты, зелень. Однако главным предметом торговли оставался шелк. По Шелковому пути распространялись и религиозные идей, а миссионеры разносили свою веру в заморские страны. Из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан в Китай пришел буддизм, из Сирии, Ирана и Аравии - христианства, а затем ислам.

18. Казахстан в период монгольского нашествия. Образование улусов.

В 1211 - 1215 гг. монголы вторглись в Китай. В 1218 - 1219гг. монголы захватили земли енисейских кыргызов, бурят, уйгур. Территория Казахстана в тот период находилась под влиянием Хорезмшаха, у него с Чингис-ханом имелись торговые соглашения. Летом 1218 года монголы вступили на землю Казахстана: Чингис-хан направил в Отрар торговый караван. По приказу наместника Хорезмшаха Гаир-хана караван был уничтожен. Поводом для вторжения монголов на территорию Казахстана послужила «отрарская катастрофа». Сентябрь 1219 - июнь 1220гг - осада Отрара монгольскими войсками. Против 80 тысячной армии Отрара была брошена 150 тысячная армия монголов. Город был разорён и уничтожен монголами. Гаир-хану залили лицо расплавленным серебром. Монголами были полностью уничтожены города: Отрар, Сыгнак, Ашнас. К весне 1221 года была завоёвана Средняя Азия. В 1219 -1224гг Казахстан вошёл в состав Монгольской империи. В 1227 году Чингисхан умер. Империя была поделена между сыновьями на 4 улуса:

1 Улус Джучи - Восточный Дешт-и-Кыпчак (Все, ещё не завоёванные земли, Чингис-хан завещал своему сыну Джучи) его сын Джучи умер в этом же году и улус Джучи унаследовал сын Джучи - Бату.

2.Улус Чагатая - Южный и Юго-Восточный Казахстан. В 1269 году на территории улуса Чагатая образовано Государство Чагатаидов. В середине XIV века государство Чагатаидов распалось на Могулистан и Мавераннахр.

З.Улус Угэдэя - Северо-Восточное Семиречье. В 1251 году улус Угэдэя был ликвидирован.

4.Улус Тулуя - собственномонгольские земли.

19. Государство Золотая орда. Политическое и государственное устройство.

19. B 1236 - 1242 гг Бату предпринял поход в Восточную Европу. В результате похода образовалось новое государство Бату - «Золотая Орда», но в восточных источниках государство по-прежнему называли Улус Джучи. Столицей государства был г. Сарай-Бату. Меньшинство в Золотой Орде составляли монголы, войско называлось кыпчакским, язык - кыпчакский. Русские князья получали «ярлык» (разрешение) на княжение. В Золотой Орде сложилась улусная система управления и владения завоёванными землями и народами. Для решения важных дел созывался курултай (общее собрание знати), армией и дипломатическими отношениями ведал бекпербек, наиболее важные должности занимали члены ханской семьи. 1260 году при хане Берке Золотая Орда отделилась от Монгольской империи. В 1 половине XIV века при ханах Узбеке и Джаныбеке Золотая Орда достигает наивысшего развития. В 1372 году при Узбек-хане ислам принят в качестве государственной религии. Власть ханов усилилась, прекратился созыв курултаев, власть централизовалась. С 1357 по 1380гг на троне в Золотой Орде, сменилось два с половиной десятка ханов, этот период вошёл в историю, как «годы великой смуты». В 1380 году хан Мамай был разбит Дмитрием Донским на Куликовом поле. Этим воспользовался Тохтамыш и захватил власть в Золотой Орде. Пытаясь укрепить свою власть военными победами, Тохтамыш в 1382 году сжёг Москву. В 1395 году Тохтамыш был разбит Эмиром Тимуром. В середине XV века Золотая Орда прекратила своё уществование.

20. Государство Ак-Орда.

На территории Восточного Дешт-и-Кыпчака из Золотой Орды (улус Джучи) выделилась Ак Орда. В XIV веке вся территории Казахстана, кроме Семиречья, входила в Ак Орду. Ставка г. Сыгнак. Первым ханом был Сасы-бука из рода Орда Еджена. Ему подчинялись удельные владетели, осуществляемые в пределах своих уделов. Расцвет государства наблюдается при Урус-хане, правившем в 60-е - 70-е годы XIV века. Ак Орда в союзе с Могулистаном воевала с государством Эмира Тимура. В 1423-1428 гг правил последний хан Ак Орды - Барак.

21. Могулистан.

В XIV веке в Юго-Восточном Казахстане в результате распада государства Чагатаидов образовалось государство Могулистан. Его населяли, преимущественно, усуни, канглы, дулаты. Ставка – город Алмалык. Глава феодальной знати Эмир Пуладчи - основатель Могулистана, назначил в 1347 году ханом Тоглук-Тимура. Политическим главой был хан, ему в управлении помогал улусбек родом из дулат. Первое упоминание о Могулистане встречается у Мухаммеда Хайдара Дулати в книге «Тарихи Рашиди». Хызр-ходжа признал себя и Могулистан зависимым от Тимура, при Мухаммед-хане Могулистан стал независимым от Тимура. Мухаммед-хан упорно насаждал в Могулистане ислам. Вайс-хан отличился в борьбе с ойратами. Могулистан распался в борьбе с Тимуром. В XVI веке Могулистан вошёл в Казахское ханство.

22. Ногайская орда.

После распада Золотой Орды к середине XV века возникло само­стоятельное государство на территории Западного Казахстана - Но­гайская Орда (первоначальное название Мангытский юрт). Обособ­ление Ногайской Орды как полунезависимого владения началось при Едыге, который правил в Золотой Орде (1396-1411). Окончательно она обособилась при сыне Едыге Hyp ад-Дине (1426-1440). Господ­ствующим племенем в Ногайской Орде были мангыты. Термины "но-гай", "ногайцы", "Ногайская Орда" появились в литературе в начале XVI века. Ногайцы имеют монголо-кыпчакское происхождение и связаны с племенами XIII века, входившими в состав войска Ногая, золотоордынского темника из рода Джучи. В Ногайской Орде поли­тическая и экономическая власть находилась в руках мангытских эмиров - потомков Едыге. В состав Ногайской Орды входили наряду с мангытами также кунграты, найманы, аргыны и другие племена, непосредственно участвовавшие в процессе формирования казахской народности.

23. Ханство Абулхаира

. Ханство Абулхаира (в письменных источниках - Государство кочевых узбеков). При распаде Ак Орды власть захватил шайбанид Абулхаир. Он правил 1428-1468гг на территории Восточного Дешт-и-Кипчака. Государство Абулхаира располагалось от Урала на Западе до Балхаша на Востоке. Ставка - город Сыгнак (до Сыгнака были города: Тара и Орда-Базар). В 1457 году Абулхаир был разбит калмыками под городом Сыгнаком. Этим воспользовались султаны Жаныбек и Керей и откочевали в долину реки Чу. Абулхаир пошёл за ними в поход в 1468 году и умер в пути. Ханство распалось. О ханстве писал Кухистани в книге «Абулхаирхани».Объединение казахских земель под властью Абулхаира. Придя к власти, Абулхаир начал активную деятельность, направленную на объединение остатков Улуг Улуса и построение централизованного государства. К моменту его воцарения на территории Сибири и Казахстана существовал целый ряд полунезависимых владений. Район Сырдарьи находился под властью Ахмета и Мухаммед хана, которые владели также значительной частью Центрального Казахстана. На Есиле находились земли Мустафы хана, а часть Сибири подчинялась Кажи Мухамеду. Наиболее влиятельной группой были потомки бия Едиге, во главе которых стояли братья Муса и Жамбырши. В 1430г. Абулхаиру пришлось вести упорную борьбу с Кажи-Мухаммедом за долину Тобыла. После победы над своим противником Абулхаир выступил против Ахмеда и Мухаммед хана. Недалеко от Сырдарьи разгорелась новая битва, где он вновь одержал победу. Его противники бежали к Кши-Мухаммеду и укрывались в Хаджи-Тархане. В 1446 г. Абулхаир совершил поход на Сырдарью и захватил ряд городов - Созак, Сыгнак, Ак-Корган, Узгенд. Сыгнак стал новой столицей государства. В этом же году против него выступил Мус-тафа хан, один из по-лунезависнмых правителей, удел которого находился на Есиле. Мустафа был разбит, а все его имущество разделено между сторонниками Абулхаира. Это была последняя крупная победа, после чего последовал целый ряд внутренних и внешне­политических поражений.

Внутренняя и внешняя политики Абулхаира.Внутренняя политика Абулхаира полна противоречий. Придя к власти при поддержке кочевой знати, хан стал вести политику централизации и ограничения привилегий правителей кочевых родов. Современники писали, что причиной смут и раздоров в государстве Абулхаира стало то. что "обычай управления государством и устав султанства не соответствовал прошлым порядкам и не было соблюдения обычаев старины". Все это вызвало возникновение оппозиции в лице влиятельных родоправителей и части султаната. Во главе оппозиции стояли внук Кажи-Мухаммеда Ибак-оглан, сын Барак хана Жанибек. брат Кши-Мухаммеда Керей, родственник Абулхаира Жадигер и его сын Бурге-оглан, Муса и Жамбырши.

Пользуясь внутренними неурядицами, из Хаджи-Тархана вернулся Ахмет, которому подчинились все кочевые роды северного Приаралья. Муса и Жамбырши провозгласили ханом Жагидера и отказались повиноваться Абулхаиру. Положение осложнилось набегами ойратов. Ойраты, западная ветвь монголов, в этот период начинают завоевательные походы против Могулистана. Потеря оседло-земельческих районов, последней опоры Абулхаира, грозила ему гибелью. Поэтому хан, несмотря на трудности внутри страны, вышел в поход против ойратов.

Битва между войсками Абулхаира и правителя ойратов Уз-Темир Тайши произошла в местности Кок-Кенесе близ Сыганака. Абулхаир потерпел полное поражение и был вынужден укрыться за стенами Сыганака. Ойраты, не встречая сопротивления, принялись грабить всю долину Сырдарьи. Были захвачены многие города, в том числе Туркестан, Ташкент, Отрар, Абулхаир был вынужден подписать унизительный мир. После этого его авторитет окончательно упал.

В 1465 г. Жанибек и Керей заявили о своих правах на престол, как потомков Орыс хана. Не имея пока реальных сил противостоять Абулхаиру, оба султана и часть поддерживающих их родов в знак протеста откочевала в долину р. Шу. Хан пытался наказать их и даже организовал поход в Жетису. В 1468 г. его войска вошли в пределы Могулистана, но недалеко от урочища Алматы Абулхаир умер и его войско вернулось назад.

Отцу наследовал Шах-Бодак, известный также как Шейх-Хайдар. Ему не удалось стать правителем, так как против него выступила вся коалиция биев и султанов. Ибак, Муса, Жамбырши, Ахмед, ставший ханом в Сарае, Жанибек и Керей заключили между собой союз, направленный против потомков Абулхаира. В итоге Шах-Бодак был убит, а его сыновья Махмуд и Мухаммед Шайбани укрылись в Кажи-Тархане (совр. Астрахань). Однако мангытские эмиры не позволили молодым царевичам долго держаться в этом городе, войска джучидов осадили городские стены. В результате этого внуки Абулхаира вынуждены были бежать в Туркестанский вилайет, и дальше в Бухару и Самарканд. Это по существу было концом государства Абулхаира. Так было покончено с последним остатком былого могущества Улуг Улуса и на его развалинах появились новые государства - Казахское, Ногайское, Сибирское.

 

24. Культура Казахстана в XIII первой половине XV в.в.

Памятниками архитектуры того времени являются Мавзолей Джучи-хана (XIV в.) в Центральном Казахстане, Мавзолей Дауд-бека (XIV в.) в Таразе, Мавзолей Алаша-хана (XIV-XV вв.) в Централь­ном Казахстане, Мавзолей Ходжи Ахмета Ясави (XIV-XV вв.) в Тур­кестане, Мавзолей Кок-Кесене в Сыгнаке, соборная мечеть и баня го­родища Отрар (XIV-XV вв.). В XIV-XV веках развивается фольклор, представленный разнооб­разными мифами. Популярностью пользовались волшебно-героичес­кие сказки, например, "Ер-Тостж", "Аязби". В тот период циклизировались и превратились в эпические повествования до того времени разрозненные сказания об Алпамысе, Кобланды, Саине, Козы Корпеше. Известны также имена жыршы, жырау Котана (XIV в.), Сыпыра (XIV-XV вв.). Из письменной литературы можно выделить "Кодекс Куманикус" (XIV в.) - это образец научно-учебной, частично художе­ственной литературы. Памятниками письменной литературы являют­ся также "Огуз-наме", произведение Хорезми "Мухаббат-наме", Кут-ба "Хосров и Ширин" и другие.

25. Формирование Казахской народности Этноним «Казах».

Со второй половины XV века сложившаяся народность стала из­вестна среди других народов, населявших сопредельные территории, и в письменных источниках под именем "казахи". Имеется мнение, согласно которому наименование "казак" восходит к периоду Восточного и Западного тюркских каганатов, ког­да во время правления Куль-тегина и Бильге-кагана восточные тюрки стали называться "кек тюрки" ("голубые тюрки"), так как восток в традиционном тюркском цветовом обозначении частей света имел голубой цвет - "кек", тогда как этноним "казак" якобы связан со сло­вом "кас", что в тюркском языке обозначает "настоящий" и "ак" -"запад". В итоге получается "кас-ак" - "настоящий выходец из запа­да". Имеется целый ряд самых разнообразных толкований этого сло­ва, в том числе и связанных с белым гусем "каз ак" и глаголами "каз" - рыть, "кез" - скитаться, "кач" - бежать, спасаться.

26. Казахские жузы. Территория, этнический состав.

Особенностью Казахстана является то, что на его территории воз­никли жузы - племенные объединения, принадлежавшие к казахской народности и населявшие общеказахскую территорию.

Старший жуз – территория от Сырдарьи до Семиречья включительно, племена уйсуны, канглы, дулаты, алба-ны, суаны, сргели, ысты, ошакты, шапрашты, жалаиры.

Средний жуз – территория располагался в Центральном и части Северо-Восточного Казахстана., племена аргынов, уаков, найманов, конратов, кереитов.

Младший жуз - территория занимавший низовья Сырдарьи, берега Аральского моря, северную часть Прикаспийской низменности, племена байулы, жетыру, алимулы.

27. Образование Казахского ханства.

Образование Казахского ханства связано с историей двух государств: Ханства Абулхаира и Могулистана. Образование ханства способствовало преодолению политической разобщённости этнически близких родов и племён. Основание Казахского ханства связано с именами султанов Жаныбека и Керея. Они откочевали в долину реки Чу. Хан Могулистна Есен-буга принял их и подарил султанам долины рек Чу и Таласа, так он хотел с помощью султанов обезопасить свои границы. Казахское ханство образовалось в середине XV века. По сведениям Мухаммеда Хайдара Дулати Казахское ханство образовалось в 1465-1466 годах. Первый хан - Жаныбек. Первая столица - Сыгнак. Главными противниками казахских ханов в борьбе за Дешт-и-Кыпчак были наследники Абулхаира. Основные события в ходе образования ханства происходили в регионе Сырдарьи и Каратау. В 1480 году Жаныбек умер, ханом стал Бурундук - сын Керея. Касым - сын Жаныбека в это время продолжал воевать с потомками Абулхаира (шайбанидами). В 1510 году он разбил шайбанида Мухаммеда.

28. Казахское ханство при Касым — ханне.

Касым-хан (1511-1521), воспользовавшись разгромом и гибелью Шайбани под Мервом в битве с шахом Ирана Исмаилом, укрепил свою власть в Южном Казахстане. В 1513 году он взял под контроль самый южный присырдарьинский город Сайрам и предпринял поход на Ташкент. Касым-хан поддерживал дружеские отношения с ханом Моголистана чагатаидом Султан Саидом. В Восточном Туркестане он основал новое государство с центром в Яркенде. Это укрепило власть казахского хана в Семиречье. На западе под его правление от­кочевали группы родов из переживавшей кризис Ногайской Орды. Таким образом, границы ханства на юге вышли на правобережье Сырдарьи, на юго-востоке включали значительную часть Семиречья, на севере и северо-востоке охватывали обширные степные просторы и доходили до гор Улутау, озера Балхаш и до отрогов Каркаралинских гор, а на западе - до реки Яик. Согласно сведениям историка Мухаммеда Хайдара Дулати, число подданных хана Касыма определялось миллионом человек. Он вошел в историю как "собиратель казахских земель".

29. Казахское ханство при Хакк-назаре.

Сын Касыма Хакк-Назар (1538-1580), имя которого овеяно славой не только в народных преданиях казахов трех жузов, но и у башкир и ногаев. Ему удалось отстоять земли на востоке и юге Семиречья в борьбе с ойратами и могольски-ми правителями, а также установить союзнические отношения с уз­бекским ханом Абдаллахом, оказавшись под его патронажем. Хан Хакк-Назар пытался восстановить право казахов на земли, составлявшие огромную территорию Казахского Ханства при его отце Касыме. Но в условиях тяжелой внешнеполитической обстановки задача эта в целом стала невыполнимой.

30. Казахское ханство при Таукел-хане и Есим -хане.

30. В июне 1582 г. Тауекель разбил войско Баба султана около г. Яссы (Туркестан) и убил его самого. Тауекелю (1586-1598) после возвращения на родину пришлось с оружием в руках утверждать свое право на ханский престол. Только после трехлетней борьбы с сепаратистскими силами им в 1586 г. был принят ханский титул. Тем временем международное положение Казахского ханства ухудшилось. Главной целью своей внешней политики Тауекель ставил закрепление за ханством южных городов. Перед Тауекель ханом в конце XVI в. стояли две важные внешне­политические задачи - овладение Ташкентом и борьба с сибирским ханом Кошимом. В 1598 г. войска Тауекеля, овладев Ташкентом, у стен Самарканда разбили Абдуллу. Все города Средней Азии, в том числе Туркестанский оазис, Ташкент, Самарканд были подчинены казахским султанам. Правителем Самарканда был назначен брат хана - Есим султан.

Сын Шигая Есим (Ишим) (1598-1628). С именем Есим-хана казахское народное предание связывает создание Уложе­ния, известного как "Ecim ханньщ ecкi жолы" ('Древняя дорога хана Есима"). Столица его государства находилась в Туркестане. Время правления Есим хана было очень сложным. На юге шла постоянная борьба с бухарским ханом за обладание Ташкентом, на востоке усиливались ойратские племена, в самом Казахском ханстве происходили сепаратистские выступления султанов.

31. Казахское ханство при Тауке- хане.

Хан Тауке (1680 -1718гг.) При Тауке-хане Казахское ханство на время укрепилось и стало снова единым. Город Туркестан стал столицей ханства и крупнейшим религиозным центром. Горд Сауран в это время был известен системой оборонительных сооружений. Хан Тауке в 1710 г. в районе Кара-Кумов собрал представителей всех казахских жузов для того, чтобы обсудить, как лучше организовать сопротивление. Было создано войско, которое сумело отбросить джунгар на восток. Тауке хан составил «Жеты Жаргы» свод норм обычного права казахов.

32. Свод законов «Жеты -жаргы».

История Казахстана ханского периода ознаменована созданием за­конодательного памятника "Жетi Жаргы" ("Семь установлений"). Его создателем принято считать хана Тауке, поэтому этот свод законов также именуют "Законы Тауке-хана". По одной из версий, Тауке со­брал для совета трех влиятельных биев - из Старшего жуза Толе-бия, из Среднего - Казбек-бия, из Младшего - Айтеке-бия. По «Жеты Жаргы»: судебные функции были у биев, если ответчик уклонялся от суда или выполнения его решений истец имел право на барымту. Смертная казнь применялась в особых случаях, приговор в исполнение приводил весь род. Действовал обычай аменгерства, по которому жена умершего брата переходила к старшему или младшему брату мужа. Вводился кун - имущественное возмещение за убийство или тяжкое телесное повреждение. За убийство мужчины кун составлял 1000 голов скота, за женщину - 500, за родственника султана в семь раз больше. Вора били плетьми. Так был сделан шаг к искоренению кровной мести.

33. Социально - экономический уклад Казахского народа в XVII в.в.

Казахское общество состояло из двух основных социальных групп, различавшихся не столько по экономическим, сколько по по­литическим и правовым признакам. Это ак, суйек — белая кость, к ней относились только чингисиды - потомки Чингисхана и ходжи - по­томки пророка Мухаммеда. Остальные группы принадлежали к кара суйек - черной кости. Чингисиды по праву рождения приобретали титул султана, также по отношению к ним употреблялись термины "оглан", "торе", озна­чавшие нецарствовавших потомков Чингисхана по мужской линии. Чингисиды могли претендовать на ханский престол в любом государстве, где со­блюдались традиции Монгольской империи, они не относились ни к одному жузу. Управление казахским обществом осуществлялось ханом через султанов и правителей родов, которые "собирались осенью в одно место, в середине степи, для рассуждения о делах народных", как гласил один из пунктов "Жетi Жарты".

34. Роль Толе-би, Казыбек-би. Айтеке-би в истории Казахского народа.

Значительный вклад в объединение казахского народа в период Джунгарского нашествия внесли влиятельные бии трех жузов - Толе-бий (Толе Алибек-улы (1663-1756) - бий Старше­го жуза из рода дулат, Казыбек-бий (Казыбек Келдибек-улы (1667-1764) - бий Среднего жуза из племени аргын, (Красноречивый с непревзойденным голосом), Айтеке-бий (Айтык Байбек-улы (1644-1700) - бий Младшего жуза, помощник и советник хана Тауке, батыр). Они были сторонниками создания еди­ного централизованного государства, отстаивания его суверенитета и территориальной целостности.

35. Культура Казахского народа в XV-XVII в.в.

Культура Казахского ханства в XVI-XVII веках представляла со­бой культуру сложившейся казахской народности, вобравшей в себя духовные ценности своих предков. В силу особенностей кочевого об­раза жизни было развито прикладное искусство, особенно ярко про­явившееся в оформлении убранства юрты, одежды, оружия, посуды, войлока и ковров. В казахских обычаях нашло отражение празднование таких собы­тий, как рождение ребенка, свадьба, избрание хана, победа над вра­гом, религиозные праздники. На праздниках устраивали игры: скач­ки - бейте, борьба - курес, борьба двух всадников - сайыс, кызкуу -догони девушку, борьба за тушу козла - кекпар. Праздники сопро­вождались музыкой, айтысами - состязанием акынов-импровизато­ров. Важное место отводилось празднованию нового года - Наурыза, который отмечался в день весеннего равноденствия - 22 марта. Люди в этот день поздравляли друг друга, готовили специальное блюдо -наурыз коже, символ изобилия. На торжествах за дастарханом строго соблюдался традиционный ритуал. Люди рассаживались на опреде­ленные места с учетом возраста и положения в обществе, соответ­ственно распределялось угощение, когда определенные части туши животного (голова, грудина и т. п.) преподносились определенным людям.

36. «Годы Великого бедствия». Отечественная война Казахского народа против джунгарского нашествия.

Опустошительные набеги на казахские земли джунгар участились в 40-е годы XVII века .В 1710 году в районе Каракум состоялся первый курултай и было создано общеказахское ополчение во главе с видным батыром Богембаем. Уже в 1711 году военные силы трёх жузов дали отпор врагу, джунгары отступили. Весной 1718 года в районе реки Аягуз казахи были разбиты. 1723 - 1727годы известны как «годы великого бедствия» (Актабаи шубырынды). В 1726 году на реке Буланты казахское объединённое войско нанесло ощутимое поражение джуигарам. Место битвы получило название «калмак кырылгаи» (место гибели калмыков). У гор Ордабасы казахи приняли решение объединить свои силы. Расположение войск у гор Ордабасы было не случайным, отсюда было удобнее выйти на пограничные районы с Джунгарией. Войско казахов располагалось по принципу принадлежности к жузам. Весной 1729-года в местности Анракай на побережье озера Балхаш джунгары были вновь разбиты. Крупное нашествие Галдан-Церена в 1741-1742 годах на Средний и Старший жуз по своим последствиям оказалось не менее опасным, чем «годы великого бедствия». В 1745 году после смерти Галдан-Церена, видного полководца джунгар, нападения на казахские земли несколько уменьшились. Чтобы обезопасить положение алтайских заводов и рудников, их объявили собственностью романовской династии. В 1750 году в местечке Аяк состоялась битва между казахами и джунгарами, в результате которой был подписан договор между казахами и джунгарами о ненападении.

37. Борьба за объединение казахских жузов для отпора джунгарского нашествия.

В 1718 г. хан Каип умер, и борьба султанов за верховную власть возобновилась. Наиболее подходящей кандидатурой был молодой энергичный Абулхаир, но бийская верхушка, не желавшая усиления чингизидов, выбрала слабого и безвольного Болата (1718-1729 гг.). Однако ставка на общинную демократию в условиях войны не оправдала себя, и Болат перестал контролировать ситуацию в ханстве. В условиях слабой центральной власти часть общин Младшего и Среднего жузов пошла на ограничение своего суверенитета и выбрала ханом Абулхаира (1718-1748 гг.). Так начался процесс распада Казахского ханства. В Ташкенте был поднят на белой кошме Жолбарыс, а часть Среднего жуза признала ханом Шахмухамбета-Самеке. Эти лица могли реально организовать отпор джунгарам, однако для осознания этого казахам пришлось пережить ужасный разгром 1723 г. - Актабан Шубырыиды. Угроза национальной независимости заставила объединиться. Уже в 1726 г. объединенное войско Старшего и Младшего жузов под командованием Тайлак батыра и Саурык батыра в местности Кара-Сиыр на берегу р. Буланты нанесло тяжелейшее поражение джунгарам.

38. Внешняя и внутренняя политика Аблай хана

. К концу 60-х годов XVIII века Казахское государство, благодаря активной внутри- и внешнеполити­ческой деятельности Абылая, превратилось в относительно прочное и еди­ное государство. В 1770 году султан совершил еще один поход в кыргызс­кие земли. Совершив переход через перевал Шату в долине рек Кызылсу и Шамси, казахи нанесли тяжелое поражение кыргызскому ополчению. Мно­гочисленные пленные были переселены в Центральный Казахстан и посе­лены там на правах личных вассалов — толенгутов Абылая. Авторитет сул­тана еще больше вырос после разгрома волжских калмыков, бежавших от власти России в Джунгарию. Российская колониальная администрация об­ратилась к казахам с требованием оказать содействие в возвращении кал­мыков, однако Абылай имел свои намерения.

39. Казахского-руские отношения в XVII-XVII1 в.в.

Джунгаро-казахские войны, угроза разорения подтолкнули казах­ских правителей на союз с Россией. Корни казахско-русских отноше­ний имеют давнюю историю. Русское государство было заинтересовано в отно­шениях с Казахстаном в целях безопасности традиционных путей че­рез Казахское ханство в Среднюю Азию. В свою очередь Казахское ханство искало в лице России союзника в борьбе со среднеазиатски­ми ханствами и джунгарами. Большую роль в налаживании контактов играли посольские связи. В 1573 году в Казахскую степь было направ­лено русское посольство во главе с Третьяком Чебуковым, но оно не дошло до Казахстана, так как было истреблено сибирскими татарами. Известна грамота Ивана IV Грозного купцам братьям Строгано­вым от 30 мая 1574 года, где им разрешалось строить крепости на То­боле и торговать с народами Казахстана и Средней Азии "беспош­линно". В 1594 году в Москву прибыло казахское посольство от хана Таваккула во главе с Кул-Мухаммедом.

40. Колонизаторская политика Российской империи в Казахстане в XVII1 в.

С самого начала принятия к



2016-01-05 303 Обсуждений (0)
половине 80-х- начале 90-х годов XX 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: половине 80-х- начале 90-х годов XX

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (303)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)