Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Культурно-цивилизационная. 4 страница



2016-01-05 360 Обсуждений (0)
Культурно-цивилизационная. 4 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




На путь капиталистического развития Россия вступила значительно позже ведущих западных стран. Начавшийся в 90-е годы подъем производства во многом определялся интенсивным железнодорожным строительством, создавшим устойчивый спрос на металл, уголь, лес и другие материалы. В 90-е годы производство в стране выросло в среднем в 1,5 раза. Определяющей чертой крупной российской промышленности явилась высокая концентрация производства и капитала.

в экономической сфере модернизация выразилась в переходе к индустриализации (резкое увеличение темпов роста промышленного производства, его преобладание над сельскохозяйственным производством), в концентрации и монополизации производства и капиталов, привлечении иностранного капитала(Нобель, Наган, «Сименс», «Зингер»);

в политической сфере процесс модернизации выразился в переходе от традиционных, полуфеодальных, к буржуазным формам правления, сопровождался вовлечением больших групп населения в политическую борьбу, созданием политических партий, выражавших их интересы;

в социальной сфереэтот процесс выразился в переходе от сословного к классовому обществу, урбанизации, т.е. резком увеличении численности городского населения).

Россия вступила в период империализма. Основные признаки этого этапа развития капитализма: монополизация промышленности, слияние промышленного и финансового капитала, раздел сфер влияния между монополиями, борьба за территориальный передел мира.

Особенности российской модернизации:

¨ началась позже, чем в Европе;

¨ не имела достаточных предпосылок;

¨ осуществлялась в рамках разраставшейся империи.

¨ Приниженность личности, рабство

Медленные темпы модернизации:

1) Бюрократизм, огромная армия

2) отсутствие свободного рынка труда, внерыночная модернизация, перекосы модернизации – железные дороги строили для потребностей армии, а не торговли

3) недоверие к индустриальной техносфере

4) менталитет (работать для дворян – недостойное занятие), богатство – в земле, в торговле (спекуляции), в государевой службе. Традиции крепостных отношений.

5) низкая покупательная способность населения


18. Общественная мысль и общественное движение в России в первой половине 19 в.

В XIX в. в России родилось необычайно богатое по содержанию и методам действия общественное движение. Русское общество сплотила отечественная война 1812 г., вызвала подъем национального самосознания, привела к развитию общественного движения и общественной мысли, в том числе оппозиционной. Декабристы называли себя «детьми 1812 года».

Широкие крестьянские массы надеялись на отмену крепостного права как вознаграждение за участие народа в войне. Да и многие надеялись на изменения, т.к. увиденное за рубежом резко контрастировало с российской действительностью. Царский режим же после победы не пошел ни на какие реформы, вызвав тем самым разочарование в обществе. Скрытое брожение в среде прогрессивного офицерства вылилось в создание в 1816 г. первой тайной организации – Союза спасения, куда входили Муравьевы, Пестель, Трубецкой, Муравьев-Апостол и другие. Просуществовав до 1818 г, организация была самораспущена и организовано новое тайное общество – Союз благоденствия, более многочисленное. Обе группы имели целью ликвидацию крепостничества и самодержавия, однако члены Союза осознавали необходимость подготовки изменений и просвещения общества. В 1820 г. организация распалась на Северное и Южное общество. В Южном программный документ – «Русская правда» (Пестель), имевшая радикальный характер (наделение крестьян землей, создание Народного Вече и Державной Думы); в Северном – «Конституция» (Муравьев), более умеренная (без наделения крестьян землей, сохранение исполнительной власти у монарха, федеративное устройство). Оба проекта предусматривали наделение граждан правами и свободами.

Воспользовавшись династическим кризисом после смерти Александра I 19 ноября 1925 г., члены тайных обществ решились на выступление. 14 декабря они попытались совершить военный переворот. Однако вследствие малочисленности и нерешительности восставшие были окружены царскими войсками, а к вечеру рассеяны артиллерийским огнем. Часть сослана на каторгу в Сибирь, часть – повешены (Пестель, Рылеев). Восстание декабристов было первым открыто революционным выступлением в истории России.

После его жестокого подавления наступает некоторый спад в сфере общественной мысли. На просвещенную часть общества расправа над лидерами восстания произвела неизгладимое впечатление. Тотальный контроль, регламентация, полицейский надзор сделали на некоторое время невозможным свободное развитие оппозиционных режиму общественных движений. В это время правительство активно распространяет консервативную идеологию, основанную на триединой формуле: «самодержавие, православие, народность» (теория официальной народности Уварова). Самодержавие – важнейший устой русской жизни, православие – ее духовная основа, народность – всеобщее единство народа, его единение с царем. Эта теория стала основой русской консервативной идеологии середины-второй половины XIX века. Кстати сказать, теоретиком консерватизма был изначально Карамзин.

Огромное впечатление на общество произвело знаменитое «Философское письмо» Чаадаева. Россия рисовалась в мрачных, трагических тонах, ее будущее – застоем, а виновниками всего этого он считал самодержавие и православие. Автор письма был объявлен сумасшедшим, а журнал «Телескоп», напечатавший его, был закрыт.

В 30-40-е гг. острые споры о своеобразии исторического пути России надолго захватили круги общественности. Сформировалось два направления – западничества и славянофильства.

Западниками были Кавелин, Грановский, Боткин. Они считали, что цивилизации развиваются одинаково и что России стоит принять уже готовый опыт Западной Европы. Это подразумевало ликвидацию крепостничества, отмену сословий, свобода предпринимательства, демократизация судебной системы и развитие местного самоуправления.

Славянофилы возражали западникам. Теоретиками славянофильства были Хомяков, братья Аксаковы и др. Они считали, что Россия не отсталая, а своеобразная, непохожая на Запад. Подчеркивали дух общинности народа. Осуждали петровские реформы, ибо те нанесли удар русской самобытности. Выступали так же за отмену крепостного права, но уже за монархию. Безусловно, и западники, и славянофилы были разными ипостасями российского либерализма.Правда, славянофильский либерализм был в форме каких-то патриархально-консервативных утопий.

К середине XIX в. проявляется тяга молодежи к радикально-демократическим, а также социалистическим идеям. Важная роль в этом процессе принадлежит Герцену, блестяще образованному публицисту и философу. Разочаровавшись Европой, он увидел предрасположенность российского быта к социализму, наверное, в общине увидел. Россия зачитывалась его печатными изданиями. Это были альманах «Полярная звезда» и журнал «Колокол».

Явлением в общественной жизни 40-х стала деятельность кружков студенческой и офицерской молодежи во главе с Буташевич-Петрашевским. Они организовывали выпуск энциклопедического словаря социально-демократического содержания. В 1849 г. кружок раскрыли, деятелей отправили на каторгу.

Оппонентами режиму активно выступали и литераторы с журналистами. Это и всеизвестный критик Белинский, ратовавший за гуманизм и справедливость. Это и «Современник» Некрасова, Чернышевского, убеждавший молодежь в необходимости перехода к социализму.

В 60-х вновь оформился либерализм. За «спокойные» реформы сетовали юристы Чичерин и Кавелин. Базой либерализма становятся земские органы, все новые газеты, журналы. Но либерализм был слаб, т.к. всё же неразвита была социальная структура страны, зато деятели российского революционного лагеряожидали в 1861-1863 гг. крестьянского восстания, которое могло бы перерасти в революцию. Но прозорливые из радикалов (Герцен, Чернышевский) потом перестали говорить о близкой революции и начали писать прокламации с целью поиска союзников. Создано было общество «Земля и воля». Экстремистами и догматиками, клявшимися взглядами Герцена и Чернышевского, но общего имели с ними очень мало, распространялась прокламация «Молодая Россия», содержащая кровавые пророчества в адрес правительства и дворянства. Из-за этого Чернышевского потом арестовали.

Революционное движение далее набирает силу крайнего направления с целью тотального разрушения государства. Ярчайшим представителем его стал Нечаев и его общество «Народная расправа». Революционеры, он считал, должны использовать подлоги, шантаж, беспринципность. За подобную аморальность большинство радикалов сочли это общество случайным «эпизодом» в истории. Зато судебный процесс над нечаевцами послужил сюжетом «Бесов» Достоевского.

В 1874 г. началось массовое хождение в народ. Молодежь толком не знала, зачем она идет к крестьянам – то ли пропаганду вести, но ли восстание поднимать, то ли просто познакомиться. Но народничество существовало долго. После раскола во главе стал Плеханов. Вновь боролись за революцию, за просвещение. Кстати, именно благодаря террору народников 1 марта 1881 г. очередная попытка убить Александра II увенчалась успехом.

В 1870-80-х набирает силу российское рабочее движение. Возникают организации пролетариата, причем в 80-х уже довольно многочисленные, являющиеся важным политическим фактором в стране. Известная Морозовская стачка 1885 г. подтверждает это положение. А далее развивается марксистское учение во главе с Плехановым и книгами Маркса и Энгельса со всеизвестной ролью пролетариата. На волне нового учения выделялся новый пропагандист – В.И. Ульянов (Ленин).

Начало XX в. знаменуется нестабильностью в стране. Общественное движение как никогда усиливалось. Появились либералы-реформаторы в лице молодого духовенства. Появились различные партии: и социалисты (эсеры, РСДРП), и демократы (кадеты), и монархисты, и анархисты, и либералы («Союз освобождения»). В стране был революционный подъем. Необразованность населения производила разрушительный эффект, массовое сознание легко управлялось развитой прослойкой интеллигенции, дворянства и разночинства, иначе как ещё объяснить феномен истории начала XX века?


19. Общественная мысль и общественное движение в России во второй половине 19 в.

 

В 1840-ых гг. либерализм явился в России ( Р ) в виде самостоятельного течения, сразу же получившего наименование "западничество". Либерализму свойственно подчеркивать отсутствие классовых, групповых и националистических убеждений, индивидуализм, самоценность личности. Предпосылка: "Философское письмо" Чаадаева. Окончательному складыванию двух направлений в общественной мысли Р 1840-ых гг. - западничеству и славянофильству. Сходства: 1.) чувство безграничной любви к русскому народу; 2.) оппозиция к режиму Николая I; 3.) общий противник - “ТОН”; 4.) приверженцы свободы личности, совести, мысли, слова. 5.) отрицали революцию; 6.) развитие общ-ва должно идти постепенно при посредстве реформ. * Различия: вечный спор о выборе пути, о прошлом и будущем Р, об ее исторической роли. Западники ( Н. В. Станкевич, молодые А. И. Герцен и Н. П. Огрёв, Н. А. Бакунин, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьёв, В. Г. Белинский и др. ): основная движущая сила исторического процесса - борьба личности за свободу; Р идет тем же историческим путем, что и Запад, но отстала и должна использовать успехи европейской цивилизации, чтобы встать с Европой в один уровень; освобождение крестьян с небольшим наделом земли за выкуп помещикам. Цель: превращение самодержавия в конституционную монархию. Славянофилы ( А. С. Хомяков ( возглавлял кружок ), К. С. и И. С. Оксаковы, Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев, кн. В. А. Черкасский, воззрения разделяли Ф. И. Тютчев, А. А. Григорьев, Н. В. Гоголь ): развитие Р должно опираться на национальную почву, традиции и обычаи народа; для Р неприемлем путь Запада, т. к. в его основе лежали индивидуализм и бездуховность; важнейшим эл-том концепции - община, или крестьянский мир; освобождение крестьян с землей, при сохранении общины и вотчинного суда помещика - залога сохранения патриархальных отношений в деревне и предохранения Р от "язвы пролетариатства"; монархия, ограниченная Земским Собором ( высказывает царю мнение народа ); вл-ть греховна => самоустранение народа от вл-ти. * 2 этап: конец 1850 - конец 1880-ых гг. Единство в стремлении оказывать реальное влияние на внутренюю п-ку прав-ва: в конце 1850-1860-х гг. в практической работе над реформами объединились некот. славянофилы и западники: братья Милютины, А. В. Головнин, М. Х. Рейтерн. Их дея-ть охватила кр-янскую, земскую, образовательную, финансовую, судебную, городскую и военную реформы. П-кая программа: защита реформ от наступления справа. Предлагая либерализацию соц. и эк. отношений, они не желали изменений в п-кой системе Р. Идеалы либерализма стали распространяться в провинции => широкое общ-венное движение - земство. * Либералы сознавали свою оторванность от народной жизни, но сумели заложить основы для успешного эк. и соц. развития страны.

В 19в. в общественно-политической жизни России формируются следующие полит. движения:

1) Консерваторы(Победоносцев) - монархисты; выступают за сохранение самодержавной власти и подавление демократических и национальных движений, православие провозглашалось основой духовной жизни.

2) Либералы - земцы; развивали идею об общем с западной Европой пути развития, настаивали на введении демократических свобод, конституционных начал, расширение прав и функций земель.

3) Народники - движение интеллигенции за освобождение наемного крестьянства, за гражданские права, построение справедливого общества (социализм) через крестьянскую общину (Плеханов, Засулич, Нечаев, Бакунин):

а) бунтарское движение - немедленная крестьянская революция;

б) пропагандистское (Лавров) - революция, но через длительный период пропагандистской работы;

в) заговорческое (Ткачев) - крестьяне сами не могут совершить революцию, власть необходимо захватить путем заговора интеллигенции.

В 1874г. народники предпринимают "хождение в народ". Цели: установить связи с народом и подготовить восстание, но их движение было прекращено, т.к. крестьяне не понимали их идей. Учитывая поражение создается организация "Земля и воля", кт перешла к более длительной подготовке крестьян к революции. В 1879 организация раскалывается на "Черный передел"(пропагандисты) и "Народная воля"(террористы).

С 60г.г. в Россию проникают идеи марксизма о неизбежности гибели капитализма и установление диктатуры пролетариата.

В начале 90г.г. создается организация "Союз борьбы за освобождение рабочего класса" во главе с Лениным, ставший основой для создания социал-демократической партии. 1898 - первый съезд социал-демократов.


20. Культура России в 19 в.

Образование было сословно → нужно больше грамотных людей→политика просвященного абсолютизма. Открыто 5 университетов. Достижения: математ- Лабочевский, химия – Зинин, физика- Якоби, хирург- Пирогов, путишественники-Крузенштерн, Беллинскаузен, Невельский, история - карамзин (истор гос рсийского), литература – золотой век Пушкин, Лермонтов, Гоголь, архитектура – Воронихин(казанский собор), Моннферан(исаковский собор), Мартос(памятник Минину и Пожарскому), живопись- Брюллов(последний день помпеи), Иванов (явление христа народу), Музыка-Глинка(Иван Сусанин, Руслан иЛюдмила), театр - Щепкин. Во второй половине возникла потребность в увеличении спецов с средним и высшим образованием→рост чила гимназий, математика-Чебышев(теор Вероятности),Ковалевская, физика – Сталетов, Химия – Бутлеров, Менделеев, История – Соловьев (29 томов история росс) географ-проживальский, Миклуха-моклай, семенов – тянь-шанский. Лит-никрасов,достоевский,толстой, тургенев,Чехов- венец национал. Культуры. Музыка – могучая кучка Мусоргский , Римский-Корсаков, чайковский(Евгений онегин, лебединое озеро) Художники-передвижники- Репин шишкин суриков серов крамской, театр –1898- возник МХАТ – станиславский , неймирович- данчинко. Конец XIX — начало XX в. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру. Отношение к Западу для русского общества всегда было показателем ориентиров в его поступательном историческом движении. На протяжении столетий Запад представлялся не как определенное политическое, а тем более географическое пространство, а, скорее, как система ценностей — религиозных, научных, этических, эстетических, которые можно либо принять, либо отвергнуть. Возможность выбора рождала в истории России сложныеколлизии. Конец XIX — начало XX в. был именно такой эпохой, и проблема "русской вропейскости" приобрела в это время особый смысл. Идеалы "русской европейскости", ориентирующие развитие русского общества по пути европейских культур, получают достойное воплощение впросвещении, науке, искусстве. Русская культура, не теряя своего национального лица, все более обретала черты общеевропейского характера. Возросли ее связи с другими странами. Это отразилось на широком применении новейших достижений научно-технического прогресса — телефона и граммофона, автомобиля и кинематографа. Многие русские ученые вели научную и педагогическую работу за рубежом. Самое же важное заключается в том, что Россия обогатила мировую культуру достижениями в самых разнообразных областях. Важной чертой развития культуры рубежа веков является мощный подъем гуманитарных наук. Русский культурный Ренессанс создавался целым созвездием блестящих гуманитариев — Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, Д.С. Мережковским, С.Н. Трубецким, И.А. Ильиным, П.А. Флоренским и др. Ум, образованность, романтическая страстность были спутниками их трудов. В 1909 г. С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и другие философы выпустили сборник"Вехи", где призвали интеллигенцию к покаянию и отречению от разрушительных и кровожадных революционных планов. Русский "ренессанс" отразил мироощущение людей, живших и творивших на грани веков. Религиозно-философская мысль этого периода мучительно искала ответы на "больные вопросы" российской действительности, пытаясь соединить несоединимое — материальное и духовное, отрицание христианских догм и христианскую этику. Конец XIX — начало XX столетия сегодня часто называют "серебряным веком". Это название также принадлежит Н.А. Бердяеву, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих "золотых" эпох. Поэты, зодчие, музыканты, художники той поры были творцами искусства, поражающего напряженностью предчувствий надвигающихся социальных катаклизмов. Они жили ощущениемнеудовлетворенности "обыденной серостью" и жаждали открытий новых миров.

Образование. При Александре II созданы женские гимназии и женские курсы с университетской программой. Университеты вновь получили автономию. Созданы земские училища. При Александре III большинство женских курсов закрыто, автономия университетов ограничена. Зато выросло число церковноприходских школ. Наука. И. П. Павлов разработал учение об условных рефлексах, И. М. Сеченов — о рефлексах головного мозга. И. И. Мечников создал основы российской микробиологии, К. А. Тимирязев — физиологии растений. Менделеев открыл периодический закон химических элементов.


 

21. «Серебряный век» русской культуры.

Конец XIX — начало XX в. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру.Отношение к Западу для русского общества всегда было показателем ориентиров в его поступательном историческом движении. На протяжении столетий Запад представлялся не как определенное политическое, а тем более географическое пространство, а, скорее, как система ценностей — религиозных, научных, этических, эстетических, которые можно либо принять, либо отвергнуть. Конец XIX — начало XX в. был именно такой эпохой, и проблема "русской европейскости" приобрела в это время особый смысл. Идеалы "русской европейскости", ориентирующие развитие русского общества по пути европейских культур, получают достойное воплощение в просвещении, науке, искусстве. Русская культура, не теряя своего национального лица, все более обретала черты общеевропейского характера. Возросли ее связи с другими странами. Это отразилось на широком применении новейших достижений научно-технического прогресса — телефона и граммофона, автомобиля и кинематографа. Многие русские ученые вели научную и педагогическую работу за рубежом. Самое же важное заключается в том, что Россия обогатила мировую культуру достижениями в самых разнообразных областях. Важной чертой развития культуры рубежа веков является мощный подъем гуманитарных наук. Русский культурный Ренессанс создавался целым созвездием блестящих гуманитариев — Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, Д.С. Мережковским, С.Н. Трубецким, И.А. Ильиным, П.А. Флоренским и др. Ум, образованность, романтическая страстность были спутниками их трудов. В 1909 г. С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и другие философы выпустили сборник"Вехи", где призвали интеллигенцию к покаянию и отречению от разрушительных и кровожадных революционных планов. Русский "ренессанс" отразил мироощущение людей, живших и творивших на грани веков. Религиозно-философская мысль этого периода мучительно искала ответы на "больные вопросы" российской действительности, пытаясь соединить несоединимое — материальное и духовное, отрицание христианских догм и христианскую этику. Конец XIX — начало XX столетия сегодня часто называют "серебряным веком". Это название также принадлежит Н.А. Бердяеву, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих "золотых" эпох. Поэты, зодчие, музыканты, художники той поры были творцами искусства, поражающего напряженностью предчувствий надвигающихся социальных катаклизмов. Они жили ощущением неудовлетворенности "обыденной серостью" и жаждали открытий новых миров. Вторая половина XIX века явилась эпохой расцвета русской литера­туры. Страстная дума о судьбе родины, внимание к человеку — характерные ее черты. В 90-х гг. начался «серебряный век» русской поэзии. Вопреки установившимся взглядам, поэты этой поры, символисты, не отдалялись от проблем современности. Русская тема со все большей ясностью и чистотой звучала в культуре и получила преобладание к концу XIX века. Одновременно с этим распа­да­лись социально-бытовые устои древнерусской жизни, выветривалось право­славно-народное сознание.

Происходили значительные изменения в быту. Развивалось городское коммунальное хозяйство. Мостились улицы (обычно булыжником), улучша­лось их освещение — керосиновые, газовые, затем электрические фонари. В 60-е гг. был построен водопровод в Петербурге (в Москве, Саратове, Вильне, Ставрополе он существовал до 1861 г.) и семи губернских городах (Риге, Ярославле, Твери, Воронеже и др.), до 1900 г. он появился еще в 40 крупных городах.

В начале 80-х гг. в городах России появился телефон, к концу XIX века почти все значительные города имели телефонные линии. В 1882 г. была проведена первая междугородная линия Петербург — Гатчина. В конце 80-х гг. вступила в действие линия Москва — Петербург, одна из наиболее протяженных в мире.

Рост населения больших городов вызвал постройку железных дорог. Первая «конка» была организована в начале 60-х гг. в Петербурге, в 70-х она стала работать в Москве и Одессе, в 80-х — в Риге, Харькове, Ревеле. В 90-х гг. конки начали сменяться трамвайным сообщением. Первый трамвай в России пошел в Киеве в 1892 г., второй — в Казани, третий — в Нижнем Новгороде.

Коммунальное хозяйство обычно охватывало центральную часть городов. Окраины даже в столицах оставались неблагоустроенными. Отходила в прошлое полусельская жизнь больших дворянских усадеб. Европеизировался быт купечества. Трудовое население больших городов, жившее прежде в маленьких домиках, все больше стало скучиваться в каменных громадах, доходных домах, снимая там каморки и койки у хозяев квартир.

В 1898 г. был обследован жилой фонд Москвы. Выяснилось, что из миллиона жителей столицы 200 тыс. ютятся в так называемых «коечно-каморочных квартирах», многие в «каморках» — помещениях с перегородка­ми, не доходящими до потолка, многие снимали отдельные койки или даже «половинчатые», на которых спали рабочие разных смен. При заработной плате рабочего 12—20 руб. в месяц каморка стоила 6 руб. Одиночная койка — 2 руб., половинчатая — 1,5 руб.

В сложившейся за века планировке сельских поселений пореформенное время не произвело значительных изменений. По-прежнему в нечерноземной полосе преобладали небольшие деревни с деревянными избами, вытянутыми вдоль сельской улицы. Как и прежде, чем дальше на север, тем мельче были размеры поселений. В степной полосе большие размеры деревень определялись условиями водоснабжения.

В деревне распространялось керосиновое освещение. Однако керосин был дорог и избы освещались маленькими лампами. В глухих углах продолжали еще жечь лучину. Уровень жизни крестьян в Новороссии, Самарской, Уфимской, Оренбургской губерниях, в Предкавказье и Сибири был значи­тельно выше, чем в центральных губерниях. В целом же жизненный уровень в России был низок. Об этом говорит средняя продолжительность жизни, отставаемая от европейских стран. В 70 — 90-х гг. в России она составляла для мужчин 31 год, для женщин 33 года, а в Англии соответственно 42 и 55.


22. Реформы Витте О.Ю. и Стопыпина П.А. и их значение для модернизации России.

Большую часть в эконом модерн России сыграл выдающийся гос деятель и реформатор Витте. 1892 – Витте министр финансов, второй человек в государстве. Он задумал преобразовать Россию, за 10 лет вывести Россию в число передовых стран мира. Разраб программу индустриализации, провел ряд реформ. Реформа промышленности. Он предлагал широко использ заруб инвестиции, деньги вклад в наиболее приоритетные отрасли: машиностроение, элэнерг, -технику, нефте добыв, перераб , жд строительство. Он понимал, что стаб полит режим, быстрый рост пром будут привлек иностр инвестиции. Он ввел винную монополию – только гос может изгот водку. Ужесточил налоговую систему. К 1900 г Р вышла на 5 место по объему пром произв. Уделял большое внимание созданию энерг базы. Строит. Первых электростанций. Большое влияние на усоверш связи: телеграф, почта. Создал проект транссибирской магистрали. Заложил финансовую базу строит жд В 1895 учредил русско-китайский банк. Финансовая реформа. Сущность- жесткая привязка бум денег к золоту.Рубль стал конвертируемым и имел свободное хождение. Внутри страны обменивался на золотой эквивалент. Основа успеха реформы: был создан солидный золотой запас к 1897 году составлял 1 млрд. рублей, за счет увеличенной золотодобычи. Была создана нормальная финансовая система, кот способств развитию пром. Реформа образования. Капит развитие страны требовало подготовки новых техн специалистов. Возникла необход в реорган старых учебных заведений, увелич число техн специальностей. К концу 19в специалистов готовили 4 высших уч заведения: горный, технолог институты, московское высшее уч училище и харьковский техн институт. Реформы Витте имели своим следствием один из самых высоких темпов эконом роста.

Реформы П.А.Столыпина. 1)отменены выкупные платежи с крестьян, в 1906г. на половину, а в 1907г. полностью. Это сделало возможным проведение аграрной реформы. 2) кр-не получали право выхода из общины с закреплением в личную собственность причитающейся им части общиной земли. 3) поощрялось создание хуторов и отрубов. 4) массовое переселение безземельных и малоземельных кр-н на пустующие земли Сибири и Дальнего Востока. Реформы Столыпина были направлены на укрепление крестьянства без разрушения помещичьего землевладения. Вторым шагом в решении крестьянского вопроса стал указ от 5 окт. 1906г., отменивший правовые ограничения кр-н. 1)были представлены равные права при поступлении на гос.службу.2)предоставлялось право свободы выбора места жительства без разрешения общины.3)отменялись телесные наказания по приговору волостных кресть. судов. В Отечественной историографии существ-т противоречивые мнения относ-о самой реформы и её результататов. Одни исследователи считают, что реформа была успешной, другие же придерживаются мнения о её провале. В результате реформы из общины выделилась всего четверть крестьян. Вопрос о малоземелии был снят. Переселенческая политика не разрядила земельный дефицит в центре. Напряжённость в деревне была не только не снята, а скорее даже усилена. Однако реформа вполне могла закончиться успешно, если бы не разразилась первая Мировая война.


23. Создание и деятельность политических партий в России в начале 20в.

Политические партии: Черносотенцы (Союз русского народа и др., лидеры – Пуришкевич, Марков 2-й, Дубровин) – партия помещиков, вербовала также несознательных рабочих, маргинальные слои, подонков общества и уголовников, поэтому – одна из самых массовых партий. За самодержавие, против аграрных и политических реформ, но ради привлечения рабочих обещали 8-часовой рабочий день; крайние националисты и шовинисты, антисемиты. Широко практиковали еврейские и студенческие погромы, политические убийства. Николай II сочувствовал «Союзу русского народа» и был его почетным членом. Из знаменитых людей – Менделеев. Октябристы (Союз 17 октября, лидеры – Гучков, Родзянко) – партия буржуазии, немногочисленная. За умеренно-либеральные политические и социальные реформы при сохранении сильной царской власти и национальных традиций. Главная политическая опора Столыпина. Кадеты (конституционные демократы, или Партия народной свободы, лидеры – историк профессор П.Н. Милюков, Струве, профессор ТТИ Некрасов) – партия интеллигенции, массовая. За широкие либеральные реформы западного типа во всех областях жизни: парламентскую монархию английского образца, всеобщее и равное избирательное право, ограничение помещичьего землевладения, 8-часовой рабочий день, автономию национальных окраин. В отличие от современных западников, все-таки сохраняли патриотизм. Из знаменитых людей – Вернадский, Ключевский, первый директор ТТИ Зубашев. Трудовики – неоформленная в партию, но многочисленная фракция крестьянских депутатов Думы. При сохранении традиционной веры в царя – за уничтожение помещичьего землевладения. Эсеры (социалисты-революционеры, лидеры – Чернов, провокатор спецслужбы Азеф) – партия радикальной интеллигенции, делавшая ставку на крестьянскую революцию, последователи народовольцев, одна из самых массовых партий. За демократическую республику, социализм с сохранением мелкой («трудовой») частной собственности и экспроприацию буржуазии и помещиков, право наций на самоопределение (в остальном считали себя патриотами). Широко практиковали индивидуальный террор, среди их жертв – 6 министров, в т.ч. Столыпин. Социал-демократы – партия радикальной интеллигенции, делавшая ставку на пролетарскую революцию, последователи идей К. Маркса, до революции 1917 не были массовой партией. Разделялись на 2 крыла, впоследствии ставшие 2 самостоятельными партиями: умеренное – меньшевики (лидеры – Плеханов, Мартов) – по целям близки к эсерам, но интернационалисты и делали ставку на рабочих, террора не признавали; и радикальное – большевики (лидер – В.И. Ленин) – за полное уничтожение частной собственности, кровавую революционную диктатуру на первом этапе революции, интернационалисты, признавали любые средства в борьбе и практиковали самые циничные методы вероломства и обмана (единственная партия, в годы 1-й мировой войны выступившая за поражение России ради приближения революции и бравшая деньги у немцев на революционную работу). Парламентская система и ее эволюция: Избирательный закон декабря 1905 разделил избирателей на 4 курии (помещичья, городская, крестьянская и рабочая) с неравными нормами представительства; неравные права получили также нацменьшинства, не получили избирательного права не имевшие имущественного ценза (кроме рабочих), духовенство, военные (принцип «армия – вне политики»), женщины. 2-степенная система выборов (как в США, через выборщиков). Нижняя палата парламента – Государственная Дума, избиралась на 5 лет. Верхняя палата – Государственный совет, по закону февраля 1906 наполовину назначался (как и раньше), а наполовину избирался только от представителей 1-й и 2-й курий. По Основным законам император сохранял всю полноту исполнительной власти и – наравне с Думой – право законодательной инициативы. Закон считался принятым после принятия его обеими палатами и утверждения царем. Император имел право досрочного права роспуска Думы и назначения новых выборов, а также (ст. 87 ОЗ) в период перерыва между думскими сессиями издавать самостоятельно указы, имевшие силу закона. 1906–1907 – 1-я и 2-я Думы, в обеих преобладали кадеты, обе стояли в оппозиции к правительству и были распущены досрочно. 1907–1917 (после произвольного изменения Столыпиным избирательного закона) – 3-я и 4-я Думы, с преобладанием октябристов, были относительно лояльны к правительству (до назревания политического кризиса в ходе 1-й мировой войны).



2016-01-05 360 Обсуждений (0)
Культурно-цивилизационная. 4 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Культурно-цивилизационная. 4 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (360)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)