Идея совершенного государства: вторая утопия
Прежде всего отметим, что данная концепция отнюдь не отрицает идей, высказанных Платоном в «Государстве». Просто проблема происхождения государства обернулась иной стороной. Происхождение государства Платон представляет теперь следующим образом. Множество государств возникало и погибало. Род человеческий почти весь исчезал и вновь нарождался. Приобретенные навыки и умения забывались и вновь приобретались людьми. Живущие сегодня — это те поколения, которые появились уже после потопа. А разнообразные искусства стали зарождаться совсем недавно: тысячу или две тысячи лет назад. Поначалу людей было немного. Всем всего хватало, поэтому они относились друг другу весьма Доброжелательно. Не было ни бедных, ни богатых, так как не было ни золота, ни серебра. А раз не было бедности и богатства, то не было и зависти, ревности, наглости, хитрости. По сравнению с людьми нынешними они «были более цельными и мужественными, а вместе с тем и более рассудительными и вообще более справедливыми» (Законы. б79Ь-с). У них сложился некий вид государственного устройства. Платон называет егодинастией, что тождественно власти отцовской. В законах эти люди не нуждались, они подчинялись обычаям и так называемым дедовским законам. Постепенные изменения начались по мере умножения человеческого рода. Мелкие человеческие сообщества начали объединять-c» в более крупные. Однако поскольку каждое мелкое сообщество Раздел! ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМЕ уже имело свои «законы» (обычаи), постольку вскоре встал вопрос об общем законодательстве. Возможное решение проблемы было только одно — поручить кому-либо создание законов. Поэтому были избраны некоторые лица, чтобы они «рассмотрели все узаконения, выбрали из них те, которые им больше понравятся, и, ясно их изложив, представили бы на общий совет предводителей и вожаков, игравших роль царей народов. Сами они должны были получить наименование законодателей, назначить должностных лиц, а государственный строй изменить, введя вместо династий аристократический образ правления или какой-либо род царской власти» (Законы. 68 Id). Итак, изначально были установлены совершенные или, по крайней мере, правильные формы государственного устройства. А затем началась постепенная их порча. Первая причина извращения власти — неправильное воспитание детей правителей, к которым должна перейти власть. Дети, как правило, не обладают достоинствами отцов. Вторая причина — излишняя концентрация власти в одних руках. Аргос и Мессена погибли именно поэтому, Лакедемон же процветает, поскольку избежал этого недостатка. Царская власть там рассредоточена между двумя царями, геру-сиями и эфорами (Законы. 692). Благодаря этому удалось избежать крайностей, которые свойственны Афинам (стремление к излишней свободе) и Персии (стремление к крайнему деспотизму). Персы слишком урезали свободу, а афиняне дошли до бесстыдства. А общая причина, причина причин — склонность человеческой природы к извращению. Сказанное касается и властвующих, и подвластных. Лекарство от этой болезни — следовать середине: «Если ввести и там и тут некоторую умеренность, в одном из них ограничить власть, а в другом свободу, тогда, как мы видели, в них наступит особое благополучие» (Законы. 701е). Платон обсуждает три, так сказать, предварительных вопроса по поводу созданиясовершенного государства: географическое положение государства, его социальный и этнокультурный состав и личность основателя или реформатора государства. Государство следует основывать подальше от моря в гористой местности. Это необходимо для того, чтобы было меньше соблазнов: «Море наполняет страну стремлением нажиться с помощью крупной и мелкой торговли, вселяет в души лицемерие и вредные привычки, и граждане становятся недоверчивыми и враждебными как друг по отношению к другу, так и к остальным людям» (Законы. 705).
К тому же море способствует появлению большого числа иностранцев, которые вредно влияют на образ мыслей и жизни граждан. Наконец, близость к морю приводит к созданию флота, а матросы далеконелучшие люди. По роду профессии они развращены больше других. В том случае, если организуется колония, то надо учитывать этнокультурный состав населения. Платон пишет: «Единство племени, языка, законов, общность жертвоприношений и других подобных обычаев способствуют дружбе, однако в этом случае нелегко принимаются чужие законы и иное, чем на родине, государственное устройство... С другой стороны, когда разноплеменные поселенцы стекаются воедино, они, быть может, более расположены повиноваться новым законам, но трудно создать среди них единодушие — так, чтобы по пословице, относящейся к лошадям, вся упряжка шла на едином дыхании, это требует долгого времени» (Законы. 708d). Платон не дает тут конкретных советов. Действовать нужно по ситуации. Кто же может выступить создателем идеального государства? Наиболее успешным реформатором является тиран. Вместе с тем тирания, как мы знаем, — самый развращенный вид государственного устройства. Дело в том, что тиран — это правитель, обладающий абсолютной властью, он принимает единоличные решения, быстро и легко проводит их в жизнь. Как правило, тиран действует исходя из своих корыстных, эгоистических интересов, он не мудр. Но тирана можно изменить. В этом Платон твердо убежден. С этой целью он трижды ездил к сиракузским тиранам. «Дайте мне государство с тираническим строем! — восклицает Афинянин. — Пусть тиран будет молод, способен к учению, мужествен и от природы великодушен...» (Законы. 710). Платону так и не довелось встретить великодушного тирана, однако и теоретический, и практический вывод из его рассуждений однозначен: для успешного проведения реформ необходима авторитарная власть. Совершенное государство насчитывает пять тысяч сорок человек. Платон, поклонник Пифагора, утверждает, что это самое подходящее число. Оно делится на все числа от двух до десяти. Но главное все же другое: государство должно быть легко обозримо, граждане Должны знать друг друга: «Для государства нет более великого блага, ^м близкое знакомство граждан друг с другом» (Законы. 738е). Полис — Это общение знающих друг друга людей, поэтому число граждан Увеличивать нельзя. Для регулирования деторождения устанавливаются Раздел! ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМЕ специальные законы, а если все-таки число жителей превышает установленный предел, лишних следует отселять в колонии. Собственность в этом государстве допускается. Более того, все граждане получают по жребию земельный надел, который, впрочем, продолжает считаться собственностью государства, а купля-продажа земли запрещается. Также запрещается хождение золота и серебра. Однако существование монеты неизбежно, поскольку Платон понимает, что иначе даже ограниченный товарообмен невозможен. Монета действительна только внутри страны, иностранная монета запрещается. Запрещается также ростовщичество. Чрезмерного богатства и чрезмерной бедности быть не должно. Самые богатые богаче самых бедных не более чем в четыре раза. Вместе с тем количество имущества в руках граждан определяет политико-правовой статус гражданина. В зависимости от размера имущества граждане делятся на четыре класса. Каждый класс играет свою роль в формировании органов власти. Все, кто носит оружие или прежде принимал участие в войнах, путем сложных многоступенчатых выборов избирают правительство, состоящее из тридцати семи правителей в возрасте от пятидесяти до семидесяти лет. Их полномочия продолжаются в течение двадцати лет. Они называютсястражами законов. Избираемы также и военачальники, причем система выборов не менее сложна, чем у гражданских должностных лиц. Например, стражи законов выдвигают кандидатов на должность стратегов, носящие оружие принимают участие в голосовании. Трое получивших большинство голосов становятся стратегами. Все остальные командиры также избираются каждый своим способом. Очень важную роль играет совет, в который каждое из четырех сословий избирает девяносто человек. Первые три класса обязательно участвуют в голосовании, представители четвертого класса участвуют по желанию. Первоначально каждый класс избирает сто восемьдесят человек. Затем путем жребия определяются те девяносто граждан, которые будут входить в совет в течение года. Члены совета делятся на двенадцать частей и исполняют свои обязанности соответственно один месяц. Обязанности их довольно расплывчаты. Они обеспечивают внешние сношения и спокойствие внутри государства. Платон полагает, что предложенная им структура власти и процедура выборов позволяют создать некий серединный строй между монархическим и демократическим и таким образом избежать крайностей.
Платон не был бы самим собой, если бы ограничился лишь описанием высших органов власти. В совершенном государстве все должно находиться под надзором. «Пусть по мере сил ничто не остается без надзора», — пишет Платон (Законы. 760Ь). В результате появляется огромный бюрократический аппарат. Неокоры наблюдают за порядком в храмах, астиномы — на улицах, агораномы — на рынках, агрономы — за порядком распределения земель, фрурархи надзирают за безопасностью и т. д. Все сферы жизни и даже игры находятся под наблюдением особого должностного лица. При этом ни одно должностное лицо не действует произвольно. Должностные лица следуют раз и навсегда установленному закону. Закон властвует над ними, а не они над законом.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (559)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |