ГЛАВА 1. ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ
Трагический трехвековой путь, пройденный церковью, завершился победой церкви над миром, как казалось тогда немало пострадавшему от гоненийЕвсевию Памфилу, епископу Кесарии Палестинской (ок. 264 г. — ок. 340 г.), который писал: «...после прежних мрачных зрелищ... мы удостоились созерцать и славословить то, что желали видеть на земле... многие истинные праведники и мученики Божий».' Связанное с апокалиптическим настроением отвержение мира у первых христиан сменилось его принятием, стремлением устроить мир на христианских началах, в чем, по мнению Евсевия, следует усматривать промысел Божий. Так как именно повеление императора покорило Рим христианской истине, возникла необходимость осознания промыслительного предназначения царской власти и христианизирующейся Римской империи. Впервые это и было сделано «отцом церковной истории» Евсевием Кесарийским. Среди сочинений Евсевия наибольший интерес представляют«Церковная история» (между 324 и 326 гг.), охватывающая период от Рождества до победы христианства при императоре Константине,«Похвальное слово Константину» (ок. 335 г.) и«Жизнеописание Константина» (ок. 338 г.) Учение о божественном происхождении монархии По мнению Евсевия Кесарийского, источником земной власти является вторая ипостась Бога — Бог-Слово, Иисус Христос. В представлении Евсевия Кесарийского, Слово Божье, выполняя роль некоего связующего начала между Богом-Отцом и сотворенным Им ми-ром, роль «посредника и руководителя сущности рожденной (человека. — Е. Т.) к Нерожденному (Богу-Отцу. — Е. Т.)», является «Владыкою и Правителем вселенной», «благоговейно служащим славе Отца».2 Осуществляя замысел Бога-Отца, божественное Слово, обладающее полнотой силы для спасения мира, сообщило людям понятие о законном начальстве и царской власти. Оно, будучи «Отцом разумной ' Евсевий Памфш. Церковная история //Соч. Т. 1. СПб., 18.48. С. 546.—Далее ^Ылки на это произведение даются в тексте главы. 2 Евсевий Памфил. Слово царю Константину по случаю тридцатилетия его Царствования // Соч. Т. 2. СПб., 1849. С. 403, 396, 350. —Далее ссылки на это проведение (далее — «Похвальное слово Константину») даются в тексте главы. Раздел II ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ и мыслящей сущности», создало субъективные основания для самой возможности власти, «начертав» в человеческой душе «образ верховного царствования», и «соделало ее животным царским, внушив ей... способность царствовать и повиноваться царской власти» (Похвальное слово Константину. С. 357-358). Таким образом, царская власть и способность повиновения ей являются божественным даром человеку, данным ему во исполнение божественного замысла о спасении творения. В представлении Евсевия, поскольку царство земное есть подобие Царства Небесного, царская власть не только имеет свой источник в Боге-Слове, но и создана по образу Его власти. Именно это и определило прежде всегомонархический принцип организации верховной власти. Слово Божье, будучи основой единства состоящего из многих частей мира, «явило в царе подобие своей единодержавной власти». Оно даровало человеческой природе «закон царского права... который подчиняет всех единому владычеству». Для Евсевия очевидно, что «монархия превосходнее всех форм правления, многоначалие же, составленное из членов равного достоинства, скорее есть безначалие и мятеж» (Похвальное слово Константину. С. 355). Таким образом, единовластие Бога, по образу которого создана царская власть, обусловило и единовластное управление царя. Для Евсевия несомненна необходимостьнаследственного закрепления власти по образу вечной власти Бога-Слова. По его мнению, наследование власти необходимо для того, чтобы благочестивый царь, как бы возродившись для верховной власти в своих детях, ее унаследовавших, удерживал царство и после своей смерти. Таким образом, Бог «через приращение времен и детей боголюбезному царю» соделывает его «владычество над народами земли» непреходящим, «сильным и юным» (Похвальное слово Константину. С. 354). Уподобление власти монарха власти Бога-Слова определило, в представлении Евсевия, ееземное предназначение. Царская власть, являющаяся земным отображением божественной власти, призвана содействовать спасению человека. По мнению Евсевия, царь, «подражая своему Спасителю», обязан преследовать «уже прежде Всеблагим побежденное» зло мира и тем самым удерживать царство от его порабощения «противником спасения человеком» — антихристом (Похвальное слово Константину. С. 354). Вместе с тем историческое предназначение царской власти представлялось Евсевию уже в известной мере осуществленным. ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ Совершившаяся «по благоволению великого Бога и содействию царя» победа над язычеством обусловила восприятие им Римской империи как «образа Царства Христова» (Похвальное слово Константину. г 381), как «великого храма, объемлющего всю вселенную» (Церковная история. С. 574). Евсевий увидел в покорении империи христианской истине провиденциальный смысл: «Две, как бы из одного источника происшедшие великие силы мгновенно все умиротворили и привели в содружество; эти силы были: Римское царство, явившееся с тех пор монархическим, и учение Христово, и обе расцвели вместе, в одно и то же время» (Похвальное слово Константину. С. 431).
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (849)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |