Учение о власти и государстве
Как христианин Августин не может сдержать негодования, глядя на греховные человеческие дела. Политической жизни достается тоже немало. В ней проявляются эгоизм и злоба человеческая, жажда господствовать. «Итак, — сокрушается он, — общество смертных, рассеянное на земле повсюду и, при возможном различии местных условий, соединенное однако же известною общностью одной и той же природы, — вследствие того, что каждый ищет своей пользы и удовлетворения своим желаниям, а того, к чему он стремится, или не достает никому, или не достает всем, — не будучи тождественно, по большей части разделяется само против себя, и часть, которая пересиливает, угнетает другую» (О Граде Божьем. 18. II). Получается, что земные царства основаны нанасилии одной части людей АВГУСТИН (властвующей) над другой (порабощенной). Земные царства постоянно ведут войны друг с другом, захватывают новые территории, богатства, порабощают соседние народы. Оничужды справедливости и ничем не отличаются от шаек разбойников. «Итак,при отсутствии справедливости, — пишет Августин, —что такое государства, как ни большие разбойничьи шайки; так как и сами разбойничьи шайки что такое, как ни государства в миниатюре (выделено мною. —И. К.)1 И они также представляют собою общества, управляемые властью начальника, они связаны обоюдным соглашением и делят добычу по добровольно установленному закону. Когда подобная шайка потерянных людей возрастает до таких размеров, что захватывает области, основывает оседлые жилища, овладевает городами, подчиняет своей власти народы: тогда она открыто принимает название государства, которое уже вполне присваивает ей не подавленная жадность, а приобретенная безнаказанность. Прекрасно и верно отвечал Александру Великому один пойманный пират. Когда царь спросил его, какое право он имеет грабить на море, тот дерзко отвечал: "Такое же, как ты повсеместно, но так как я делаю это на небольшом судне, меня называют разбойником, а поскольку ты располагаешь огромным флотом, тебя величают императором"» (О Граде Божьем. 4. IV). Итак, истинной справедливости нет нигде, «кроме той республики, основатель и правитель которой Христос» (О Граде Божьем. 2. XXI). Казалось бы, следует смириться с тем, что земное государство является прибежищем пороков, и ожидать второго пришествия и Страшного Суда. Но такая позиция не подходит Августину. Он епископ Гиббонский, религиозный и общественный деятель, находится в постоянном контакте со светскими властями. Они со времен императора Константина оказывают церкви неоценимую помощь в борьбе с еретиками и язычниками. Августин же находился в гуще этой борьбы. Да и вообще было бы нелепо человеку глубокого ума просто отмахнуться от реальности. Поэтому в его трудах находится место не только для оправдания Бога (теодицеи), но и дляоправда-чия государства. Когда Бог создал человека по образу и подобию Своему, Он °тдал под его власть весь животный мир. Человеку же не было свой-^венно властвовать над человеком. Грехи человеческие породили "еобходимость власти. Грех — причина рабства и власти человека Над человеком. Греховность человеческая не только оправдывает Раздел Ц_____ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ существование власти, но и позволяет рассуждать о ее справедливости. Ссылаясь на апостола Павла, Августин даже рабов призывает служить господам не за страх, а за совесть до тех пор, «пока пройдет неправда, упразднится всякое начальствование и власть человеческая и будет Бог во всех» (О Граде Божьем. 19. XV). Речь идет не просто об оправдании рабства (для Августина это побочная тема), а о закономерности возникновения власти в человеческом обществе. Человек Августина, так же как и человек Аристотеля и Цицерона, — существо социальное. Он вступает в различные отношения с людьми: в семье, в городе, в государстве. Принудительная власть проявляет себя уже в семье, а семья — это как бы начало государства. Каково же предназначение власти? Самый простой ответ — подавить проявления человеческой порочности. Но ведь власть нередко находится также у людей порочных. Тогда — «а судьи кто?» Чтобы понять ход мыслей Августина, следует обратиться к его рассуждениям о высочайшем благе и величайшем зле. Высочайшее благо — вечная жизнь, величайшее зло — вечная смерть. Окончательно эта проблема для каждого человека решается на Страшном Суде, однако она актуальна и для земного устройства. Люди хотят жить, а смерти боятся, поэтому «человек некоторым образом законами своей природы располагается к вступлению в общение и к сохранению мира, насколько это от него зависит, со всеми людьми» (О Граде Божьем. 19. XII). Мир— это не только отсутствие войны. Мир — это гармония и упорядоченность всего человеческого и божественного. «Итак, — пишет он, — мир тела есть упорядоченное расположение частей. Мир души неразумной — упорядоченное успокоение позывов. Мир души разумной — упорядоченное согласие суждения и действия. Мир тела и души — упорядоченная жизнь и благосостояние существа одушевленного. Мир человека смертного и Бога — упорядоченное в вере под вечным законом повиновение. Мир людей — упорядоченное единодушие. Мир дома — упорядоченное относительно управления и повиновения согласие сожительствующих. Мир града — упорядоченное относительно управления и повиновения согласие граждан. Мир небесного Града — самое упорядоченное и единодушное общение в наслаждении Богом и взаимно в Боге. Мир всего — спокойствие порядка. Порядок есть расположение равных и неравных вещей, дающее каждой свое место» (О Граде Божьем. 19. XIII). Мы видим, что мир связывается с порядком, основанным на согласии и справедливости, ибо справедливость
означает воздаяние каждому своего (О Граде Божьем. 19. V, XXI). В этом смысле она существует и в земном государстве, которое есть порядок власти и подчинения, основанный на согласии граждан. В перечне видов «мира», как мы видим, государство занимает предпоследнее место, выше — лишь небесный град. Рим с точки зрения истинной справедливости был недостоин имени республики. Августин опровергает Цицерона, ссылаясь на него самого: там, где нет справедливости, там нет права, а раз нет права, то нет и народа, ибо народ — не простая совокупность людей, а люди, связанные согласием в вопросах права (О Граде Божьем. 19. XXI). Здесь важно подчеркнуть, что Августин говорит не о справедливости вообще, а об истинной справедливости. Можно предположить, что справедливость имеет несколько градаций. Земное государство, несомненно, как и любое другое творение Бога, имеет отношение к справедливости. Оно прежде всего обеспечивает блага, первейшим из которых является мир. Этот мир позволяет людям пользоваться всеми остальными земными благами, включая собственность. Государство «стремится к миру земному, и к нему направляет согласие в управлении и в повиновении граждан, чтобы относительно вещей, касающихся смертной жизни, у них был до известной степени одинаковый образ мыслей и желаний» (О Граде Божьем. 19. XVII). Получается, что человечество в своем земном существовании не может обойтись без институционализации отношений властвования. Любое государство, даже языческое, лучше, чем его отсутствие. И у граждан языческого государства есть много добродетелей, о которых пишет Августин на примере Рима: патриотизм, мужество, верность слову и др. Как же тогда определить государство, которому не достает истинной справедливости? Сначала Августин вносит некоторые уточнения в цицероновское определение народа. Народ — это «множество разумных существ, объединенных согласием относительно вещей, которые они любят» (О Граде Божьем. 19. XIV). Исходя из этого определения Рим, как и любое другое известное истории государство, тоже республика и достояние народа. Конечно, здесь усматривается некоторое противоречие во взглядах Августина, но оно вполне извинительно для мыслителя переходной эпохи. Ему необходимо было примирить власть государственную с новой религией и поставить государство если не на службу церкви, то по меньшей Мере сделать из него союзника и помощника.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (642)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |