Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ СРВДНЕВЕКОВЬя



2016-01-05 591 Обсуждений (0)
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ СРВДНЕВЕКОВЬя 0.00 из 5.00 0 оценок





 


С этим связано и отношение Августина к политической дея­тельности. Здесь он полный союзник Цицерона. Да, в земной жизни много зла и несправедливости. Но ошибаются те, которые думают что к земному величию стремятся только злые демоны. Это не так и пример тому — император Константин. К власти должны приходить христиане, поскольку только они могут статьидеальными прави­телями. Они не падки на лесть, всегда помнят, что они люди, не злоупотребляют наказаниями, используют их как необходимые сред­ства управления и сохранения государства, а не для удовлетворения своей ненависти, они милосердны, скромны, правят не из желания пустой славы, а из любви к счастью и, конечно, боятся, любят и чтут Бога (О Граде Божьем. 5. XXIV). Следует стремиться не только к высшим должностям, но и к любому иному общественному служе­нию. Августин пишет, например, о многочисленных злоупотребле­ниях и вообще порочности человеческого суда. «А суды людей о людях, неизбежные в гражданских обществах, в каком бы мире они ни находились, каковы они, как жалки, какое представляют собою скорбное явление» (О Граде Божьем. 19. VI). Должен ли христианин брать на себя эту тяжкую обязанность? Да, должен, — и именно по­тому, что христианин. Августин — проповедник активной общест­венной деятельности христиан,что он, впрочем, показывал и своим примером.

Граждане небесного Града в любом случае соблюдают законы земных государств, если они не противоречат их религиозным убеж­дениям. Христианин — лояльный гражданин своего государства, он, как учил апостол Павел, молится за царей и начальствующих.

Августин поставил вопросы, на которые искали ответ в тече­ние последующих веков. Как верующему человеку относиться к свет­ской власти? Как взаимосвязаны и как должны взаимодействовать церковь и государство? Его собственный ответ — стремиться к не­бесному, но и не пренебрегать земным; служить Богу и исполнять долг гражданина.


ГЛАВА 4. ФОМА АКВИНСКИЙ

Томмазо, по-гречески—Фома (1225(1226)-1274), родился в центральной Италии, недалеко от городка Аквино (отсюда и про­звище Фомы —аквинский, или Аквинат). Фома получил блестя­щее по тем временам образование: учился в Неаполитанском уни­верситете, где стал монахом-доминиканцем, затем у Альберта Великого в Париже и Кельне. Дальнейшая его судьба связана с препо­давательской деятельностью. Он профессор теологии Парижского университета, преподает также в Риме, Неаполе и других городах.

Специально политическим вопросам посвящена его работа «О правлении государей» (1266),21 а в главном его труде«Сумма теологии»,22 который он начал писать в1266 г., но так и не завершил, анализируются этические и собственно правовые проблемы.

Учение о законах

Мир создан и управляется Божественным разумом, но это не исключает свободы человеческого выбора. Человек, созданный по образу и подобию Бога, также обладаетразумом и волей. Бог остав­ляет человеку простор для принятия собственных решений: он са­мостоятельно использует свои волевые и интеллектуальные способ­ности. Человеку свойственно стремиться к благу. Высшее благо — это познание Бога, но оно недостижимо в земном мире, поэтому че­ловек сам определяет, что является для него благом и стремится к нему как к цели. Разум определяет цель, а воля движет к ней. На этом зиждется свобода выбора, который находится в нашей власти. Ссылаясь на Аристотеля, Фома пишет, что «выбор есть или жела­ющий интеллект, или интеллектуальное желание» (Сумма теологии. I. 88. 3). Таким образом, мы имеем две стороны свободы выбора:

желающую (волевую) и познающую (интеллектуальную).

Душа человеческая несовершенна, поэтому возможны ошибки в выборе цели: «свободное произволение равным образом относит­ся к избранию благого и злого» (Сумма теологии. I. 88. 2). А раз так,


I

21 Фома Аквинский. О правлении государей // Политические структурыэпо-» феодализма в Западной Европе VI-XVII вв. Л., 1990. С. 217-244.

22 Антология мировой правовой мысли. Т. 2. М., 1999. С. 580—596;Фома Аквинский. О душе. СПб., 2004.


Раздел 11_____ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

то человека следует направить к благой цели, помочь его разуму и воле. Для этого есть два пути: убеждение, направленное на интел­лект, и принуждение, направленное на волю. Советы, увещевания приказы, запрещения, награды и наказания — вот способы воздейст­вия на поведение людей. Без законов, как нравственных, так и юриди­ческих, здесь не обойтись.

В «Сумме теологии» Фома пишет очетырех видах законов:

вечном, естественном, человеческом и божественном (последний дан в Ветхом и Новом Завете, и мы его касаться не будем). Они явля­ются правилами человеческих поступков и направляют людей к общей цели. «Закон относится к тому, что составляет основу человеческих поступков, поскольку для них он является правилом и мерилом». Он установлен разумом и направлен к общему благу (Сумма теологии. 1.2. 90. 2). Вместе с тем каждый из этих законов имеет свою специфику.

Вечный закон является проявлением божественного разума. Бог как государь вселенной предписывает ей закон, который совпа­дает с его замыслом по управлению всеми земными вещами. «Веч­ный замысел божественного закона и есть вечный закон, предназна­ченный Богом для управления предызвестными ему вещами» (Сумма теологии. I. 2. 91. 1). Вечный закон предписывает порядок всему миру, «тварям разумным и неразумным».

В отношении разумных тварей — людей — действует также естественный закон. Он непосредственно связан с вечным законом. Ведь закон, полагает Фома, присутствует и в том, кто его устанавли­вает, и в том, для кого он предназначен (в данном случае в людях). Человек, таким образом, сопричастен вечному закону, «и эта сопри­частность вечного закона разумной твари называется естественным законом» (Сумма теологии. I. 2. 91. 2). С его помощью люди разли­чают, что хорошо, а что плохо.

С человеческим законом дело обстоит сложнее, чем с законом вечным и естественным. Прежде всего Фома Аквинский задается вопросом о том, нужны ли вообще человеческие законы, и рассмат­ривает аргументы против их необходимости. Во-первых, так как цель любого закона — побуждение людей к благу, то это лучше делается с помощью увещеваний и по собственной воле, чем по принужде­нию, которое устанавливается человеческим законом. Во-вторых, он вспоминает аристотелевское определение судьи как одушевленного правосудия (справедливости) в противоположность неодушевленно­му правосудию закона. Наконец, в-третьих, человеческие поступки


ФОМА АКВИНСКИЙ

разнообразны, а закон носит общий характер, поэтому лучше поручить мудрым разбирать каждое конкретное дело. Все эти аргументы Фома Аквинский опровергает.

Во-первых, посредством увещевания и по собственной воле к добродетели стремятся люди «благого склада». Но «ведь есть и такие, которые обнаруживают буйство и приверженность пороку», а на них нелегко воздействовать словами. Страх наказания — вот что может удержать их от зла. «Итак, законы необходимо было устано­вить во имя мира среди людей и добродетели», — заключает Аквинат (Сумма теологии. I. 2. 95. 1). Во-вторых, легче найти нескольких мудрых людей для издания законов, чем многих для справедливого суда. Кроме того, устанавливающие законы долго размышляют, ана­лизируя многие случаи, судебное же решение выносится быстро и на основании только одного случая. Наконец, судьи, вынося реше­ния, нередко бывают пристрастны, чего нельзя сказать о законодателе. В-третьих, решение по усмотрению судьи возможно, но лишь тогда, когда закон вообще не предусматривает данного случая. Таким об­разом, человеческий закон необходим. Вопрос в том, кто его уста­навливает и каким он должен быть.

Разум человека таков, что он, по мнению Фомы Аквинского, способен создавать законы. Но частное лицо законодательствовать не может, поскольку способно лишь увещевать, но не принуждать. Закон же исполняетсяпринудительно. «Этой силой принуждения обладает множество [людей] или государственный муж, который вправе налагать наказания... Поэтому только он один имеет право создавать законы» (Сумма теологии. I. 2. 90. 3). Кроме того, закон следует отличать от установлений, которые делают главы семейств, ибо целью закона является общее благо, частью которого является благо каждого дома. Иными словами, закон имеетвсеобщий характер.

Закон, чтобы действительно стать «правилом и мерилом» че­ловеческих поступков, должен быть известен тем, кому он адресо­ван. «Поэтому для того, чтобы закон обрел обязательную силу, при-^Щую всякому закону, следует приобщить к нему людей, которые собираются управлять в согласии с ним. Такое приобщение проис­ходит через ознакомление при обнародовании. Поэтому само обна­родование необходимо для того, чтобы закон обрел свою силу» (Сумма теологии.I. 2. 90. 4).

Подводя итог своим рассуждениям, Аквинат дает такоеопре­деление закона: «Закон есть не что иное, как некое установление


Раздел II



2016-01-05 591 Обсуждений (0)
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ СРВДНЕВЕКОВЬя 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ СРВДНЕВЕКОВЬя

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (591)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)