ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ СРВДНЕВЕКОт.д
разума в целях общего блага, принятое и обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе» (Сумма теологии. I. 2. 90. 4). Он распространяет его на все виды законов. Однако по существу требования, которые в нем содержатся, имеют смысл только по отношению к человеческому закону, ибо остальным законам — вечному, естественному и божественному — эти свойства внутренне присущи. Человеческий закон не должен противоречить вечному и естественному законам. Он как бы выводится из них и их конкретизирует. Здесь, однако, следует иметь в виду два момента. Первый заключается в том, что человеческие законы по сути своей проистекают из вечного закона. Они как бы уподобляются ему. Вечный закон — это план Бога, а человеческие законы содержат «планы земных правителей». В этом смысле они сопричастны вечному закону, но это не означает, что в любом случае человеческий закон соответствует вечному. Отсюда вытекает второй момент: человеческий закон, отклоняющийся от вечного, несправедлив, он не имеет природы закона, а представляет собой голое насилие. Придя к такому выводу, логично было бы заключить, что такому закону не следует подчиняться. Но Фома Аквинский отдает предпочтение порядку как более высокой ценности. Он пишет: «Тем не менее, даже несправедливый закон, поскольку он сохраняет определенное подобие закона в силу того, что был создан находящимся у власти, проистекает из вечного закона: ведь "всякая власть от Господа Бога"» (Сумма теологии. I. 2.93.3). Естественный закон со своей стороны является непосредственным материалом для создания человеческих законов. Вместе с тем «общие принципы естественного закона не могут быть применимы ко всем одинаково в виду большого разнообразия дел человеческих. И отсюда проистекает разнообразие в позитивных законах у разных людей» (Сумма теологии. I. 2. 95. 2). Учение о государстве В своем учении о государстве Фома Аквинский очень близок к Аристотелю. Человек своей по природе — существо общественное, и поэтому естественно, что он живет в окружении себе подобных. Только живя вместе, люди могут удовлетворять взаимные потребности. Они имеют общую цель (благо), которую определяет власть.
«Итак, если для человека естественно, что он живет в обществе многих, то людям нужно, чтобы было у людей то, чем общество управляемо» (О правлении государей. 1.1). В мирской жизни эта задача возлагается на правителя-человека, а он, как и все другие люди, свободен в выборе между добром и злом. Поэтому если правитель избирает в качестве цели общее благо, то его правление справедливо, а если личное, то нет. Таким образом,цель выступает в качестве критерия, отличающего правильные формы государственного устройства от неправильных. Но нельзя забывать, что природа государства, как и природа человека, имеет свое начало в Боге. Поэтому Фоме необходимо указать на причины извращения государства (он употребляет слово «civitas»). В Комментариях на «Сентенции» Петра Ломбард-ского он пишет о том, что необходимо различатьтри элемента власти: происхождение, употребление и сущность. Сущность божественна. Она состоит в порядке управления и подчинения. В этом смысле всякая власть от Бога. Первые два элемента могут быть как дурны, так и хороши, и именно здесь коренится возможность извращения.23 Фома выделяеттри справедливые (правильные)формы правления и три несправедливые (неправильные). Правильными являются царская власть, аристократия, полития; неправильными — тирания, олигархия, демократия. Из правильных форм наиболее естественна и целесообразна царская власть. «Один управляет лучше, чем многие, потому что они только приближаются к тому, чтобы стать единым целым... Ведь и у пчел один царь, и во вселенной единый Бог, творец всего и правитель. И это разумно. Поистине всякое множество происходит от одного. А поэтому, если то, что происходит от искусства, подражает тому, что происходит от природы, и творение искусства тем лучше, чем больше приближается к тому, что существует в природе, то из этого неизбежно следует, что наилучшим образом управляется то человеческое общество, которое управляется одним» (О правлении государей. 1. II). Наихудшая из всех несправедливых форм—тирания. Достоинства царской власти здесь оборачиваются пороками. При тирании об-Щее благо как цель полностью отвергается и заменяется благом одного. В меньшей степени этот порок проявляется в олигархии и в демократии. Первая имеет в виду благо нескольких, вторая — благо многих. 23 Цит. по: Чичерин Б. Н. Политические мыслители Древнего и Нового мира. СПб., 1999. С. 65. Раздел II_____ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ СРВДНЕВЕКОВЬЯ Неоднозначно отношение Фомы Аквинского к возможности сопротивления тирании. В Комментариях к «Сентенциям» Петра Ломбардского Фома Аквинский указывает на два случая оправданного противодействия властям: «I) когда предписывается действие, противное той цели, для которой установлена власть, например действие греховное, противное добродетели, которую власть должна соблюдать; 2) когда предписывается то, на что не простирается сила власти, например, когда требуется подать, которую подданные не обязаны платить. В первом случае подданные не только не должны повиноваться, но обязаны ослушаться; во втором же случае они не обязаны повиноваться, но не обязаны и ослушаться».24 В трактате «О правлении государей» он высказывается осторожнее. Предпочтительнее терпеть тиранию, чем действовать против нее. Это может породить распри, смуты и закончится учреждением более тяжкой тирании, чем была. Конечно, противодействие тирану возможно и часто необходимо, но право на это принадлежит обществу в целом. «Представляется, однако, — пишет Фома, — что против жестокости тирана будет иметь успех действие каких-либо людей не по своему почину, а по решению общества» (О правлении государей. 1. VI). В крайнем случае, когда от людей помощи ждать бесполезно, следует обратиться к Богу. Что касается соотношения светской и духовной власти, то «духовное отделено от земного». Однако наследник Петра (папа Римский. — И. К.) является наместником Христа, «которому все цари христианского мира должны подчиняться, как самому Господу Иисусу Христу» (О правлении государей. 1. XIV). Но речь здесь идет скорее о духовной, нежели о светской власти папы. Фома Аквинский получил признание при жизни, после смерти был причислен к лику святых, а Данте в «Божественной комедии» поместил его в рай. В 1879 г. папа Лев XIII в специальной энциклике объявилтомизм официальной философией католицизма. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Политико-правовая тематикане являлась основной в трудах средневековых христианских философов. Напервый план выходили 24 Цит. по: Там же.С. 66.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (568)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |