Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теория естественного права



2016-01-05 590 Обсуждений (0)
Теория естественного права 0.00 из 5.00 0 оценок




Гроций, при всей широте научных интересов, прежде всего юрист, и право — основной предмет его исследований. В трех кни­гах «О праве войны и мира» он поставил перед собой цель придать юриспруденции научную форму, которой она, по его мнению, преж­де не имела. Наука, думал Гроций, оперирует вечными и неизмен­ными категориями, поэтому ученый-правовед должен найти некие общие признаки права, существующие везде и всегда независимо от изменчивой воли людей. Вот как пишет об этом сам Гроций: «Мно­гие до сих пор предпринимали попытку придать этой отрасли (юрис­пруденции. — И. К.) научную форму, но никто не сумел сделать это­го, да, по правде говоря, это и невозможно было выполнить иначе, как тщательно отделив то, что возникло путем установления, от того, что вытекает из самой природы; на подобное обстоятельство до сей поры как раз и не было обращено должного внимания. Ибо ведь то, что вытекает из природы вещи, всегда пребывает тождественным самому себе и поэтому без труда может быть приведено в научную форму; то же, что возникло путем установления, часто изменяется ьо времени и различно в разных местах, а потому и лишено какой-либо научной системы, подобно прочим понятиям о единичных ве-Щах».2 в первом случае идет речь оправе естественном, во вто­ром — оправе позитивном, или волеустановленном, как называет его сам Гроций. Факт существования естественного права — вечного



2 Граций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естест-енное право и право народов, а также принципы публичного права. М., 1994. — •Цалее ссылкина это издание даются в тексте главы.


Раздел III ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ

и неизменного — доказывается Гроцием с помощьюдвух методов-

1) «из первых начал» —априорного, который «состоит в обнару­жении необходимого соответствия или несоответствия какой-нибудь вещи с разумной и общежительной природой (человека. — И. Л".)»-

2) «из вытекающих отсюда следствий» — методаапостериори, со­стоящего в отыскании «того, что признается таковым у всех или, по крайней мере, у наиболее образованных народов» (с. 73). Таким об­разом, Гроций предлагает использовать рационально-логический (дедуктивный) и эмпирический(индуктивный) методы исследо­вания. Хотя последний и не может привести к абсолютно истинным выводам, Гроций полагает, что согласие во мнениях касательно ка­кого-либо предмета, в данном случае естественного права, — важное свидетельство его действительного существования. Поэтому-то он и стремится привести как можно больше высказываний различных авторов: философов, историков, политических деятелей, писателей, поэтов и т. д.

Продолжая античную традицию, Гроций отождествляет поня­тия права и справедливости: «...право есть то, что не противоречит справедливости. Противоречит же справедливости то, что противно природе существ, обладающих разумом» (с. 68). Однако это опреде­ление, как полагает сам автор, дано скорее в отрицательном, чем в утвердительном смысле, и требует дальнейших уточнений. Опираясь на аристотелевское понимание справедливости, Гроций анализирует понятие права в трех различных значениях. Так, справедливость действует в двух видах отношений: между равными и между господ­ствующими и повинующимися. Первый вид справедливости Гроций называетправом равенства, второй —правом господства.

Источником естественного права являетсяприрода человека,который отличается от всех прочих существ тем, что наделенразу­мом, речью и общительностью. «К числу свойств, присущих чело­веку, — пишет он, — относится стремление к общению, или, что то же, общительность, но не всякая общительность, а именно — стрем­ление к спокойному и руководимому собственным разумом обще­нию человека с себе подобными...» (с. 45). Такого рода общение воз­можно только при соблюдении всеми участниками определенных правил. Поэтому-то «наряду со свойственной ему (человеку. —И. К.) преобладающей наклонностью к общению, для чего он один среди всех живых существ одарен особым органом речи, следует признать присущую ему способность к знанию и деятельности согласно общим


Глава •

ГУГО ГРОЦИЙ

 


 


правилам» (с. 46). Отсюда следует вывод, что «мать естественного права есть сама природа человека» (с. 48). Она с неизбежностью порождает некие вечные, неизменные и независимые от чьей-либо воли нормы поведения — естественное право. Оно «столь незыб­лемо, что не может быть изменено даже самим Богом. Хотя божест­венное всемогущество и безмерно, тем не менее можно назвать и нечто такое, на что оно не распространяется, поскольку то, что об этом говорится, только произносится, но лишено смысла, выражающего реальный предмет, ибо само себе противоречит. Действительно, по­добно тому как Бог не может сделать, чтобы дважды два не равня­лось четырем, точно так он не может зло по внутреннему смыслу обратить в добро» (с. 72). При этом разумеется, что существование естественного права не противоречит воле Бога, ибо он есть Творец человека и соответственно всех его свойств. Поэтому «право естест­венное есть предписание здравого разума, коим то или иное дейст­вие, в зависимости от его соответствия самой разумной природе, признается либо морально позорным, либо морально необходимым;

а следовательно, такое действие или воспрещено, или же предписано самим Богом, создателем природы» (с. 71). Таким образом, нормы естественного права становятся воплощением добра и возводятся к воле Бога, что и придает им абсолютную незыблемость.

Вместе с тем Гроций отнюдь не отождествляет нормы морали и нормы естественного права. К последним он относит такие требо­вания, как «воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещение полученной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причинен­ного по нашей вине, также воздаяние людям заслуженного наказа­ния» (с. 46). Эти нормывечны и неизменны, не устает повторять Гроций. Однако как ученый, прекрасно знающий историю и совре­менные ему события, он не может не видеть, что эти нормы действуют Далеко не везде и не всегда. В чем же дело?

Во-первых, изменчивы отношения (или вещи, по терминоло-гии Греция), на которые нормы распространяются, что нередко со­здает иллюзию изменчивости самих норм. Во-вторых, естественное право предписывает правила не вообще, «а в расчете на известный порядок вещей» (с. 72). Сказанное, например, касается права соб-^венности, которое «в том виде, как оно существует в настоящее Ремя, установлено волей человека; и, однако же, раз оно установ-sho, то в силу естественного права преступно похищение против


Раздел III ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ

воли чужой собственности; оттого, по словам юриста Павла, воров­ство воспрещено естественным правом; оно природе позорно, по мнению Ульпиана, и неугодно Богу, как говорит Еврипид в трагедии "Елена"» (с. 71). Наконец, и это самое главное, естественное право встречается только у народов образованных и «одаренных правым и здравым умом» (с. 73-74). Подтверждая данную мысль, Гроций при­водит мнения Порфирия — философа III в. н. э., Андроника Родос­ского — философа I в. до н. э., Плутарха, Аристотеля. Однако обиль­ные ссылки Греция на древних не должны вводить в заблуждение о полном совпадении их взглядов. Для античных авторов «образован­ность» связана с принадлежностью к тому или иному этносу; для Греция же она означает буржуазность общества. В связи с этим тео­рия естественного права Гроция пронизанаиндивидуализмом: не общество, как у древних, порождает нормы естественного права, а отдельные индивиды, реализующие свои стремления, первейшим из которых является стремление жить по праву. Причем правовой и нравственный образы жизни в данном случае совпадают. Поэтому-то Гроций и не может согласиться с теми, кто считает, что право и польза неразделимы. Человек поступает по праву потому, что это соответ­ствует его природе, которая побуждает его не просто к общению, а к правовому общению даже тогда, когда он ни в чем не нуждается (с. 48). На этом основании Гроций и отличает юриспруденцию от политики, предметом которой является исследование «того, как пред­почтительнее поступать в различных обстоятельствах по соображе­ниям целесообразности» (с. 59). Однако полезность не чужда и пра­ву, но уже праву волеустановленному в той его части, в которой оно связано с политикой.



2016-01-05 590 Обсуждений (0)
Теория естественного права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теория естественного права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (590)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)