Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общефилософские взгляды. Предмет философии, по Гоббсу, материален — этотела



2016-01-05 942 Обсуждений (0)
Общефилософские взгляды. Предмет философии, по Гоббсу, материален — этотела 0.00 из 5.00 0 оценок




Предмет философии, по Гоббсу, материален — этотела. «Телом является все то, что не зависит от нашего мышления и совпадает с какой-нибудь частью пространства, т. е. имеет с ней равную протя­женность».3 Свойства тел познаютсяразумом. Поэтому все, не под­дающееся рациональному познанию, из предмета философии исклю­чается, т. е. исключается «всякое знание, имеющее своим источником божественное вдохновение, или откровение, потому что оно не при­обретено нами при помощи разума» (1, 80). Итак, религия и наука не должны смешиваться. Это принципиальное для Гоббса положение.

Сама же философия состоит из нескольких разделов в зависи­мости от особенностей тел, подлежащих познанию. «Философия, — пишет Гоббс, — распадается на две основные части. Всякий, кто приступает к изучению возникновения и свойств тел, сталкивается с двумя совершенно различными родами последних. Один из них охватывает предметы и явления, которые называются естественны-^lu, поскольку они являются продуктами природы; другой — пред­меты и явления, которые возникли благодаря человеческой воле, в силу договора и соглашения людей, и называются государством (civitas). Поэтому философия распадается на философию естествен-")w и философию гражданскую. Но так как, далее, для того чтобы познать свойства государства, необходимо предварительно изучить cклoннocти, аффекты и нравы людей, то философию государства

3 Гоббс Т. Соч. В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 141. — Далее ссылки на это издание Даются в тексте главы; первая цифра в скобках означает номер тома, вторая — границы.


Раздел III ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ

подразделяют на два отдела, первый из которых, трактующий о склон­ностях и нравах, называют этикой, а второй, исследующий граж­данские обязанности, — политикой, или просто философией госу­дарства» (1, 80).

Все тела, иестественные, и искусственные, имеют одну об­щую причину —движение, которое есть не более «чем оставление одного места и достижение другого» (1, 123). Поэтому онтология Гоббса, его учение о бытии, характеризуется какмеханистический материализм. В связи с этим становится понятным отношение фи­лософа к Богу, который является, по Гоббсу, первопричиной движе­ния. В философии эта традиция, восходящая еще к античности, на­зываетсядеизмом.

С точки зрениятеории познания (гносеологии) Гоббс— сен­суалист (лат. sensus — ощущение). Всякое знание черпается из ощу­щения или чувственного восприятия (1, 192; 2, 9-11). После оконча­ния непосредственного воздействия предмета на органы чувств ощущение в ослабленном виде как представление сохраняется в па­мяти человека, и эта память, по Гоббсу, называетсяопытом, кото­рый, по сути, и является источником человеческого знания (2, 12).

Дня сохранения в памяти представлений о предметах и передачи знаний о них другим требуется их фиксация. Она происходит с по­мощью «меток» или «знаков», в качестве которых люди используют «имена», т. е. слова. Имена выбираются произвольно и поэтому не могут выражать сущность вещей, они — лишь знаки человеческих представлений о них. Таким образом, Гоббс продолжил традицию номинализма, сложившуюся в средневековой философии. Имена есть результат соглашения (конвенции) между людьми. Гоббс разрабаты­ваетконвеционалистскую концепцию языка: человеческая речь есть «сочетание слов, установленных волей людей, для того чтобы обозначить ряд представлений о предметах, о которых мы думаем» (1,234).

Польза от речи неоспорима. Без нее невозможно было бы по­знание окружающего мира, общение и обучение людей, немыслима была бы и какая-либо общественная организация: ведь благодаря речи «мы можем приказывать и получать приказания» (1, 234). Но речь может приводить и к отрицательным последствиям: из-за не­правильного употребления имен люди часто заблуждаются; злоупотреб­ляя речью, люди лгут, умышленно проповедуют ложные идеи «и тем самым подрывают предпосылки человеческого общения и мирного


ТОМАС ГОББС

сосуществования людей» (1, 235). Поэтому очень важно правильно понимать значения слов, «ибо истина и ложь суть атрибуты речи, а не вещей» (2, 25), и правильно рассуждать. А правильное рассуж­дение Гоббс, поклонник математики, отождествляет с двумя умствен­ными операциями: сложением и вычитанием. «Если арифметика учит нас сложению и вычитанию чисел, то геометрия учит нас тем же операциям в отношении линий и фигур (объемных и плоских), углов, пропорций, времен, степени, скорости, силы, мощности и т. п. Логика учит нас тому же самому в отношении последовательности слов, складывая вместе два имени, чтобы образовать суждение, и два суж­дения, чтобы образовать силлогизм, и много силлогизмов, чтобы составить доказательство. Из суммы же, или из заключения силло­гизма, логики вычитают одно предложение, чтобы найти другое. Политики (witers of politics) складывают вместе договоры, чтобы найти обязанности людей, а законоведы складывают законы и фак­ты, чтобы найти правильное и неправильное в действиях частных лиц. Одним словом, в отношении всякого предмета, в котором имеют место сложение и вычитание, может быть также и рассуждение, а там, где первые не имеют места, совершенно нечего делать и рас­суждению» (2,30-31). Разделение и сложение соответствуютана­литическому и синтетическому методам исследования, т. е.опытно-индуктивному и гипотетически-дедуктивному. Правильно рассуждая, мы можем познать причины и их следствия.

Знание само по себе весьма полезно, ибо оно — путь к силе и процветанию. Так, с физикой и геометрией связаны все технические усовершенствования, которыми успешно пользуются цивилизован­ные народы. «Пользу же философии морали (philosophia moralis) и философии государства (philosophia civilis), — пишет Гоббс, — можно оценить не столько по тем выгодам, которые обеспечивает их зна­ние, сколько по тому ущербу, который наносит их незнание. Ибо ко­рень всякого несчастья и всех зол, которые могут быть устранены человеческой изобретательностью, есть война, в особенности война Цэажданская... Гражданская война возможна только потому, что люди не знают причин войны и мира, ибо очень немногие занимались ис-^едованием тех обязанностей, выполнение которых обеспечивает Упрочение и сохранение мира, т. е. исследованием истинных законов Т^ажданского общества» (1, 78). Гоббс берет на себя труд разъяснить •^Юдям истинные законы их существования и показать путь к благу, иначе говоря, знание есть сила, ведущая к благу.


Раздел III ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ

Философия морали

Так как свойства государства, его смысл и предназначение объясняются исходя из природы человека, то Гоббс философии го­сударства предпосылает философию морали, или философию чело­века, толкующую о его склонностях и нравах. Гоббс принципиально не согласен с тем, что человек — существо общественное. Это — одно из заблуждений античной философии. Человек эгоистичен, подвержен разнообразным страстям и всегда преследует свою соб­ственную выгоду и только на этих условиях вступает в отношения с другими. «Влечение» и «отвращение» — вот что движет человеком. То, к чему человек испытывает влечение, является добром, то, к чему питает отвращение,— злом. Но добро и зло относительны: «...так для наших врагов зло то, что для нас благо» (1, 239). Существует только одно бесспорно общее для всех благо —самосохранение.Жизнь и здоровье, таким образом, — благо, а смерть — зло.

Для доказательства этого положения Гоббс использует гипотезу естественного состояния. Жить вместе людей заставляет отнюдь не их общительная природа, коей не существует, но страх: «...все крупные и прочные людские сообщества берут свое начало не во взаимной доброжелательности, а во взаимном страхе людей» (1, 287).

Причинавзаимного страха на первый взгляд парадоксальна— она заключается вприродном равенстве людей. «Природа создала людей равными в отношении физических и умственных способно­стей...» (2, 93). Но природное равенство означает лишь то, что люди обладают равными возможностями друг против друга: каждый спосо­бен убить каждого. Равенство умственных способностей приводит к равенству надежд и желаний, а отсюда проистекаетвзаимное недове­рие, ибо каждый является конкурентом каждого. «Самая распростра­ненная причина, заставляющая людей взаимно желать зла друг другу, является результатом того, что одновременно множество людей стре­мятся к обладанию одной и той же вещью, однако чаще всего они не могут ни пользоваться одновременно этой вещью, ни разделить ее между собой. Следовательно, ее приходится отдавать сильнейшему, а кто бу­дет сильнейшим, решит борьба» (1,289). Эта борьба ведется на основа­нии естественного права, по которому природа дала каждомуправо на все: право на выбор цели и право на выбор средств для ее достижения.

Царящее в естественном состоянииестественное право тожде­ственно свободе. «Естественное право, — пишет Гоббс, — называемое


ТОМАС ГОББС

Глава '

обычно писателями jus naturale, есть свобода всякого человека ис­пользовать собственные силы по своему усмотрению для сохране­ния своей собственной природы, т. е. собственной жизни, и, следо­вательно, свобода делать все то, что, по его суждению, является наиболее подходящим для этого». А сама по себе свобода состоит лишь в отсутствии внешних препятствий для того, чтобы делать то, I* что человек считает полезным для себя (2, 98). Итак, по естествен­ному праву люди равны и свободны, каждый обладает правом на все и каждый сам является судьей своих поступков. «Но такого рода все­общее право на все оказалось совершенно бесполезным для людей. Ибо результат этого права по существу тот же самый, как если бы не было вообще никакого права. Ведь всякий о любой вещи мог ска­зать: это мое, он не мог тем не менее пользоваться ею из-за того, что ближний с равным правом и равной силой претендовал на нее же». Короче говоря, все естественное право сводится к тому, что «один по праву нападает, а другой по праву сопротивляется» (1, 291).

В естественном состоянии господствует принцип«человек человеку волк», и идетвойна всех против всех. В условиях этой войны не существует понятия справедливого или несправедливого, мерилом поступков является польза. Война всех против всех могла бы идти бесконечно, если бы человек не боялся смерти как величай­шего зла. Страх смерти стимулирует разум человека, заставляет его искать более надежные средства для сохранения жизни, кроме сво­их индивидуальных возможностей. В связи с этим разум человека формулируетестественные законы, некие требования истинного разума. «Естественный закон, lex naturalis, есть предписание, или найденное разумом (reason) общее правило, согласно которому че­ловеку запрещается то, что пагубно для его жизни или лишает его средств к ее сохранению, и пренебрегать тем, что он считает наи­лучшим средством для сохранения жизни» (2, 98). Истинный разум требует от человека соблюдения своих обязанностей перед остальны­ми людьми ради собственного самосохранения (1, 294). Поэтому-то различие между правом (jus) и законом (lex), по мнению Гоббса, за­ключается в том, что «право состоит в свободе делать или не де­лать», закон же «определяет и обязывает», поэтому в отношении одной и той же вещи обязательство (закон) и свобода (право) несов-•^естимы (2, 98-99). Если естественное право — это царство свобо­ды каждого, то естественные законы — это обязательства, наклады­ваемые на каждого разумом каждого. Иными словами, право и закон,


Раздел If I ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ

jus и lex, выступают как правомочие и обязанность. Сказанное выте­кает из смысла естественных законов, сформулированных Гоббсом.

Поскольку первым из благ является самосохранение, то наиболее общее предписание истинного разума гласит: «всякий человек должен добиваться мира, если у него есть надежда достигнуть его; если же он не может достигнуть его, то он может использовать любые сред­ства, дающие преимущество на войне». В первой части этого пред­писания содержится «первый и основной естественный закон, гла­сящий, что следует искать мира и следовать ему»; вторая его часть относится к естественному праву «защищать себя всеми возможны­ми средствами» (2, 99).Первый естественный закон определяет цель — мир.Второй естественный закон определяет средства его достижения. «В случае согласия на то других человек должен согла­ситься отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необ­ходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допу­стил бы у других людей по отношению к себе» (2, 99). В книге «О граж­данине» этот закон сформулирован несколько иначе: «право всех на все не должно сохраняться, некоторые же отдельные права следует либо перенести на других, либо отказаться от них» (1, 295).

«Отказ от права» и «перенесение права» — важнейшие катего­рии философии права Гоббса. «Отказ от права» означает отказ от права совершать какие-либо действия или «лишиться свободы пре­пятствовать другому пользоваться выгодой от права на то же самое» (2, 100). Отказ от права совершается либо в форме простого отрече­ния, когда получающий право не указывается, либо в форме перене­сения права, когда право достается конкретному лицу. Самое глав­ное заключается в том, что отказ от права в любой форме не может быть односторонним. «Когда человек переносит свое право или от­рекается от него, то он это делает или ввиду какого-нибудь права, которое взамен переносится на него самого, или ради какого-нибудь другого блага, которое он надеется приобрести. В самом деле, такое отречение, или отчуждение, является добровольным актом, а целью добровольного акта всякого человека является какое-нибудь благо для себя» (2, 106-107). Отказ от права предполагает добровольность и взаимность и может произойти только по договору. Договором (contractus) называется «действие двух или более лиц, взаимно пе­реносящих друг на друга свои права» (1, 297). Договоры могут за­ключаться только по обоюдному волеизъявлению, основываются на


Глава 4

ТОМАС ГОББС

 


 


взаимном доверии и имеют в виду то или иное благо (2, 101). Поэтому договоры не могут требовать от одной из сторон невозможного: при­чинять вред себе, брать на себя вину, свидетельствовать против себя самого и близких и т. д. Получается, что основные принципы обяза­тельственного права Гоббс относит к естественным законам. Он так и назвал соответствующую главу в «Гражданине» — «О законе при­роды применительно к договорам».

Третий естественный закон — справедливость, которая со­стоит в выполнении заключенных соглашений: сама справедливость проистекает из договора. «Ибо там, где не имело место предвари­тельное заключение договора, не было перенесено никакое право и каждый человек имеет право на все и, следовательно, никакое дей­ствие не может быть несправедливым» (2, 110). Нарушение же до­говора является несправедливостью, т. е. нарушением права — injuria (1, 305). Исполняя договоры— поступая правомерно,— человек одновременно поступает и разумно, ибо это соответствует интересам его безопасности. Ведь человек, нарушающий договоры, не может рассчитывать на помощь других и на принятие в сообщество.

Итак, в основе человеческого сообщества лежат договоры, ко­торые порождают право, т. е. справедливость. Благодаря им появля­ются понятия правомерного, справедливого, правильного поведения и несправедливости — правонарушения. Иными словами, право у Гоббса, так же как и язык, носитконвенциальный характер.

Четвертый естественный закон — благодарность. Суть его заключается в том, что поскольку любое действие человека совер­шается ради его собственной выгоды, постольку любое благодеяние должно воздаваться благодарностью со стороны одариваемого. В про­тивном случае одаривающий может счесть себя обиженным, что чревато возобновлением войны (2, 116-117).

Пятый естественный закон — взаимная уступчивость или любезность. Этот закон требует считаться с интересами других лю-Дей, приноравливаться к другим людям (2, 117).

Шестой естественный закон — легко прощать обиды — пред­писывает: «При наличии гарантии в отношении будущего человек Должен прощать прошлые обиды тем, кто, проявляя раскаяние, же­лает этого. Ибо прощение есть дарование мира» (2, 117).

Седьмой естественный закон предписывает: «При отмщении (т. е. при воздавании злом за зло) люди должны сообразовываться не с размерами совершенного зла, а с размерами того блага, которое


Раздел III ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ

должно последовать за отмщением». Разъясняя этот закон, Гоббс пишет, что наказание — это не месть, оно имеет целью перевоспи­тание преступника и предостережение другим (2, 118).

Восьмой естественный закон — против оскорбления: «Ни один человек не должен делом, словом, выражением лица или жестом высказывать презрение или ненависть к другому», ибо ненависть порождает жажду отмщения (2, 118).

Девятый естественный закон — против гордости: «Каждый человек должен признать других равными себе по природе». Этот закон проистекает из того факта, что люди считают себя равными и готовы вступить в мирный договор только на условиях равенства (2,118).

Непосредственно с ним связандесятый естественный за­кон — против надменности: «При вступлении в мирный договор ни один человек не должен требовать предоставления себе какого-ни­будь права, предоставить которое любому другому человеку он не согласился бы» (2, 119). Итак, девятый и десятый естественные за­коны постулируютпринцип равенства.

Одиннадцатый естественный закон — беспристрастие: «Если человек уполномочен быть судьей в споре между двумя людьми, то естественный закон предписывает, чтобы он беспристрастно их рас­судил» и воздал то, что ему принадлежит в соответствии с принци­пом распределяющей справедливости (2, 119-120).

Двенадцатый, тринадцатый, четырнадцатый естественные законы касаются вопросов общих и неделимых вещей с тем, чтобы исключить конфликты и по поводу пользования ими (2, 120).

Пятнадцатый естественный закон требует гарантии неприкос­новенности посредникам мира (2, 120).

Шестнадцатый, семнадцатый, восемнадцатый, девятнадца­тый естественные законы касаются проблем судопроизводства: в случае возникновения спора тяжущиеся должны обратиться за его разрешением к третьей, лично не заинтересованной в исходе дела, стороне — арбитру, ибо никто не может быть судьей самого себя, и беспрекословно подчиниться его решению. Арбитр же должен ре­шить два вопроса: вопрос факта, т. е. было или не было совершено то или иное действие (в этом случае необходим свидетель), и вопрос права, т. е. нарушает ли данное действие закон (2, 120-121).

В «Гражданине» Гоббс добавляет еще один естественный за­кон — против пьянства. Поскольку естественный закон есть веление


f-Jwsa^_______ТОМАС ГОББС

истинного разума, постольку соблюдать его способен «только тот, кто сохраняет способность к здравому суждению» (1, 314).

Естественные законы, сформулированные Гоббсом (причем пред­ложенный им перечень не исчерпывающий, все эти и иные законы охватываются известным положением «не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе»), — частью моральные, частью юридические — по сути являются принципами мирного разумного человеческого общения. Сам Гоббс называет эти законыморальными, а науку о них —истинной моральной фило­софией. Естественные законынеизменны, вечны и известны каждо­му находящемуся в здравом уме человеку. Однако их исполнение в естественном состоянии не гарантировано, люди продолжают испы­тывать взаимное недоверие друг к другу, поэтому фактически спра­ведливость, т. е. право, не может существовать. Слова «справедливое» и «несправедливое» приобретают смысл только тогда, когда появля­ется принудительная власть, гарантирующая справедливость. Поэто­му в естественном состоянии естественные законы являются не более чем предписаниями, которые «суть заключения или теоремы» (2, 123). Превратить же их в законы в собственном смысле слова может только государство, способное обеспечить социальное принуждение.

Философия государства

Всеобщий отказ от права на все может обеспечить мир только в том случае, если оно переносится на одно лицо, берущее на себя ответственность за мир и безопасность людей. Это единое лицо, об­ладающее властью над всеми, является искусственным, т. е. созда­ваемым людьми, телом. Создание и сохранение этого искусственно­го тела, или искусственного человека, основывается на определенных правилах, соблюдение которых обязательно.

Создается государство в результатедоговора каждого с каж­дым, таким образом конструируется некая общая власть. «Это ре­альное единство, — пишет Гоббс, — воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каж­дым другим таким образом, как если бы каждый сказал другому:

я Уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему ^ое право управлять собой при том условии, что ты таким же обра­зом передашь ему свое право и санкционируешь все его действия.


Раздел III



2016-01-05 942 Обсуждений (0)
Общефилософские взгляды. Предмет философии, по Гоббсу, материален — этотела 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общефилософские взгляды. Предмет философии, по Гоббсу, материален — этотела

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (942)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)