Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образование государства



2016-01-05 583 Обсуждений (0)
Образование государства 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель объединения людей в государство для Локка бесспорна:

это сохранение их собственности, т. е. их жизни, свободы и имущества. Чего же не хватает для этого в естественном состоянии? «Во-пер­вых, не хватает установленного, определенного, известного закона, который был бы признан и допущен по общему согласию в качестве нормы справедливости и несправедливости и служил бы тем общим мерилом, при помощи которого разрешались бы между ними все споры». Здесь Локк имеет в виду позитивный закон, тот, который применим к конкретным делам. А что касается естественного закона, то люди «не склонны признавать его в качестве закона, обязательно­го для них в применении к их конкретным делам». «Во-вторых, в естественном состоянии не хватает знающего и беспристрастного судьи, который обладал бы властью разрешать все затруднения в соответствии с установленным законом. Ибо каждый в этом состоянии является одновременно и судьей, и исполнителем закона природы, а люди пристрастны к себе, и страсть, и месть очень даже могут завести их слишком далеко и заставить проявить слишком большую горячность в тех случаях, когда дело касается их самих; точно так же небрежность и безразличие могут сделать их слишком невнима­тельными к делам других людей. В-третьих, в естественном состоя­нии часто не достает силы, которая могла бы подкрепить и поддер­жать справедливый приговор и привести его в исполнение» (с. 335).

Иными словами, для упорядоченности общественной жизни необходимо создание органовзаконодательной, исполнительной и судебной власти. Создавая их, люди не отказываются от своих прав;


Раздел III ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ

они отказываются от власти, беспорядочное применение которой и порождает все неудобства естественного состояния. «Во-первых это власть делать то, что он считает необходимым для сохранения себя и других в рамках закона природы»; во-вторых, это «власть на­казывать за преступления, совершенные против данного закона» (с. 336). От этих двух видов власти люди отказываются все в равной степени, и они же по общему согласию создают соответствующие государственные институты.

Принцип согласия (консенсуса) весьма важен для обоснова­ния всей политической концепции Локка. Согласие легитимирует государственную власть. Ведь каждый по природе является свобод­ным, независимым и равным с другими индивидом и именно в этом качестве вступает в договор об объединении с другими и образова­нии государства. Поэтому «когда какое-либо число людей таким об­разом согласилось создать сообщество или государство, то они тем самым уже объединены и составляют единый политический орга­низм, в котором большинство имеет право действовать и решать за остальных» (с. 317). Значит, при образовании государства необхо­димо выражение согласия всех на то, что в последующем, когда го­сударство уже создано, решение большинства будет расцениваться как решение всех, т. е. люди, создавая государство, соглашаются подчиняться воле большинства. В противном случае, полагает Локк, государство не сможет выступать в качестве единого целого. В связи с этим «действие большинства считается действием целого... И таким образом, каждый человек, согласившись вместе с другими составить единый политический организм, подвластный одному правительству, берет на себя перед каждым членом этого сообщества обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным» (с. 318).

Согласие лежит в основании любой справедливой власти, оно «является началом всякого политического сообщества и фактически его составляет, — это всего лишь согласие любого числа свободных людей, способных образовать большинство, на объединение и вступ­ление в подобное общество. И именно это, и только это, дало или могло дать начало любому законному правлению в мире» (с. 319). Локк различает выраженное (явное) и молчаливое согласие. Согласие, данное посредством явного волеизъявления, накладывает на чело­века обязанность «вечно и неизменно быть и оставаться подданным своего государства» (с. 333). Молчаливое согласие Локк связывает


Глава 5

ДЖОНЛОКК

 


 


с каким-либо добросовестным владением на территории государства:

«обязательство, лежащее на каждом в силу этого пользования, под­чиняться правительству начинается и кончается вместе с пользова­нием» (с.333).

С образованием государства происходит упрочение и развитие свободы как основы всех остальных прав. «Свобода людей в услови­ях существования системы правления заключается в том, чтобы жить в соответствии с постоянным законом, общим для каждого в этом об­ществе и установленном законодательной властью, созданной в нем;

это — свобода следовать моему собственному желанию во всех слу­чаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от непо­стоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека, в то время как естественная свобода заключается в том, что­бы не быть ничем связанным, кроме закона природы» (с. 275).

Формы государства

Древним государствам, по мнению Локка, было свойственно единовластие. В определенной степени это было связано с привыч­кой, сложившейся в естественном состоянии, повиноваться воле отца. Монархия — наиболее простая форма государства, и она соответ­ствовала простоте жизни людей. Функции государства были просты и ограниченны, а люди сами по себе весьма добродетельны. Поэтому ни оснований для злоупотребления властью, ни причин для серьез­ных конфликтов между людьми не было. Царил золотой век челове­чества. Длился он недолго: «Когда честолюбие и роскошь последу­ющих веков стали удерживать и увеличивать власть, не делая того, ради чего эта власть была дана, и при помощи лести приучили пра­вителей иметь собственные и отдельные от народа интересы, тогда люди сочли необходимым более тщательно изучить происхождение и права правительства и найти способ ограничить беззакония и предот­вратить злоупотребление той властью, которую они передали в дру­гие руки лишь ради своего блага, но которую стали использовать им во вред» (с. 327).

Однако такое положение совершенно ненормально. Истинная Цель государства — благо людей, его создавших. Это подчеркива­ется и тем термином, который использует Локк. Наиболее приемле­мое, полагает он, и адекватно отражающее суть явления — слово


Раздел III ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ

«commonwealth» («общее благо»). По сути дела он продолжает тради­цию Цицерона, использовавшего термин «республика» применительно к любой правильной форме государства. Причем Локк не настаивает на своем мнении. Если же это слово кому-то не нравится, пишет он «то я готов с ним согласиться, как только он заменит его более подхо­дящим словом» (с. 338). Таким образом, привычное сегодня слово «государство» — «state» — еще не привилось.

Конкретная форма государства зависит от того, кому принад­лежит верховная власть, а таковой является власть законодательная. И создание государства начинается именно с нее. Вместе с тем, в чьих бы руках ни находилась законодательная власть, ее объем и харак­тер всегда ограничены (разумеется, если речь идет о commonwealth).

Во-первых, полагает Локк, законодательная власть не может быть «абсолютно деспотичной в отношении жизни и достояния на­рода». Не может потому, что ни один человек, находящийся в естест­венном состоянии, не обладает такой властью ни по отношению к себе самому, ни по отношению к кому-либо другому, а, как известно, никто не может передать большей власти, чем обладает сам. Законодательная власть «в своих самых крайних пределах ограничена общественным благом. Она не имеет иной цели, кроме сохранения общества, и, сле­довательно, никогда не может иметь права уничтожать, порабощать или умышленно разорять подданных» (с. 340-341).

Во-вторых, деятельность законодательного органа ограничена законом природы. Ведь его значение сохраняется и в политическом сообществе. «Закон природы выступает как вечное руководство для всех людей, для законодателей в такой же степени, как для других. Те законы, которые они создают для направления действий других людей, должны, так же как и их собственные действия и действия других людей, соответствовать закону природы, т. е. Божьей воле, проявлением которой он является; и так как основным законом при­роды является сохранение человечества, то никакая человеческая санкция не может быть благодетельной или обоснованной, если она тому противоречит» (с. 341).

В-третьих, законодательная власть не может управлять с по­мощью «произвольных деспотических указов» (с. 341), «импрови­зированных приказов и неопределенных решений» (с. 343). Власть «должна осуществляться при помощи установленных и опублико­ванных законов, так чтобы и народ знал свои обязанности и нахо­дился в безопасности в пределах закона, и правители также держались


Глава_

ДЖОНЛОКК

 


 


своих границах и не испытывали бы искушения благодаря находя­щейся в их руках власти применять ее в таких целях и с помощью таких мер, о которых они не дерзнули бы заявить открыто» (с. 343).

В-четвертых, «верховная власть не может лишить какого-либо человека его собственности (в данном случае речь идет только об имуществе. —И. К.) без его согласия» (с. 343). Локк предостерегает находящихся у власти от желания пополнить свою собственность за счет собственности других. «Ведь собственность человека вовсе не находится в безопасности, хотя бы и имелись хорошие законы, отде­ляющие его собственность от собственности его сограждан, если тот, кто повелевает этими гражданами, обладает властью изъять у любого частного лица любую долю его собственности по своему желанию и пользоваться и распоряжаться ею, как ему заблагорассу­дится» (с. 344). Сказанное касается и порядка взимания налогов, т. е. обязанности платить долю своего имущества на содержание государ­ства. Налоги устанавливаются «с согласия большинства, которое дает либо само, либо через посредство избранных им представителей» (с.345).

В-пятых, «законодательный орган не может передавать право издавать законы в чьи-либо руки» (с. 345).

Наконец, сами законодатели подпадают под действие создан­ных ими законов, а это в особенности «побуждает их следить за тем, чтобы они создавали законы для блага общества» (с. 347).



2016-01-05 583 Обсуждений (0)
Образование государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Образование государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (583)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)