Шарль Луи де Секонда, барон де Ла Бред и де Монтескье
(1689-1755) стоит в ряду блестящих деятелей французского Просвещения, таких как Вольтер, Гельвеций, Гольбах, Даламбер, Дидро, Кондильяк и др. В 1721 г. Монтескье анонимно издал имевшие огромный успех «Персидские письма». Они были написаны от имени путешествующего по Европе перса Узбека (в те времена Персия являлась синонимом деспотии), пораженного разнообразием и обилием пороков, разъедающих европейское общество. В 1733 г. выходят в свет«Размышления о причинах величия и падения римлян», а в 1748 г. появляется плод двадцатилетнего труда —«О духе законов». Именно эта книга обессмертила имя Монтескье и определила его особое место в ряду современников-просветителей. Монтескье разделял основные просветительские постулаты: убежденность во всесилии разума и веру в прогресс на основе развития наук, антеклерикалим, деизм (вера в существование Бога, но лишь как в творца, а не руководителя мира) и т. д. Вместе с тем он лредложил свой взгляд на общественную жизнь. Монтескье высту-лает как социолог, в том числе как социолог права и государства. Теория факторов Монтескье отрицает влияние Божественной воли на течение земных событий и ищет причины, которым оно подвластно. «Те,
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ
которые говорят, что все видимые нами в мире явления произведены слепою судьбою, утверждают великую нелепость, так как что может быть нелепее слепой судьбы, создавшей разумные существа?» _ восклицает он. Да, Бог создал этот мир, но управляется он по определенным законам. Причем законы природного мира неизменны. «Эти правила — неизменно установленные отношения. Так, все движения и взаимодействия двух движущихся тел воспринимаются, возрастают, замедляются и прекращаются согласно отношениям между массами и скоростями этих тел; в каждом различии есть единообразие, и в каждом изменении — постоянство».5 Социальные законы тоже суть отношения. Однако проявление их не столь неотвратимо. Во-первых, люди, хотя и являются разумными существами, нередко заблуждаются, а часто вообще руководствуются своими прихотями. Во-вторых, причинно-следственные связи в социальном мире чрезвычайно сложны. Монтескье пишет: «Я начал с изучения людей и нашел, что все бесконечное разнообразие их законов (в данном случае имеются в виду не природные или социальные, а юридические законы. — И. К.) и нравов не вызвано единственно произволом их фантазии. Я установил общие начала и увидел, что частные случаи как бы сами собою подчиняются им, что история каждого народа вытекает из них как следствие и всякий частный закон связан с другим законом или зависит от другого, более общего закона». И далее: «Принципы свои я вывел не из своих предрассудков, а из самой природы вещей» (с. 159). Монтескье мыслит как социолог-эмпирик, продолжающий макиавеллевскую традицию — описывать события такими, какие они есть на самом деле. Но при этом его интересует не только описание, сколь бы ярким оно ни было, а объяснение причин социальных явлений. Принципиальное заявление по данному поводу было сделано уже в «Размышлениях о причинах величия и падения римлян»: «Миром управляет не фортуна; доказательством этому служат римляне, дела которых все время кончались благополучно, пока они управлялись по известному плану, но которые стали непрерывно терпеть поражения, когда начали поступать другим образом. Существуют общие причины как морального, так и физического порядка, которые действуют в каждой монархии, возвышают ее, поддерживают или низвергают; все случайности подчинены 5 Монтескье Ш. Л. Избр. произв. М., 1955. С. 163-164. — Далее ссылки на это издание даются в тексте главы. ШАРЛЬ ЛУИ МОНТЕСКЬЕ чтим причинам. Если случайно проигранная битва, т. е. частная причина, погубила государство, то это значит, что была общая причина, приведшая к тому, что данное государство должно было погибнуть вследствие одной проигранной битвы. Одним словом, все частные причины зависят от некоторого всеобщего начала» (с. 128). Идея об определяющем характере совокупного действия причин или факторов физического и морального порядка получила дальнейшее развитие в обобщающем труде «О духе законов». «Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи и как результат всего этого образуется общий дух народа» (с. 412). Первоначально, когда люди находятся еще в диком состоянии, решающее значение имеют физические факторы: природа и климат, постепенно первенство получают «моральные» факторы — или, точнее сказать, факторы социальные: нравы, обычаи, экономические отношения (для Монтескье это прежде всего отношения собственности, торговли, денежная система), религия и т. д. Особое место в этой системе факторов занимают юридические законы и формы правления. С одной стороны, они являются действующими наравне с другими факторами, с другой — именно они в наибольшей степени зависят от сложившегося духа народа и не могут ему противоречить. Именно с этой точки зрения Монтескье анализирует проблемы, касающиеся организации государственной власти и создания юридических законов. «Законодатель должен сообразовываться с народным духом, поскольку этот дух не противен принципам правления, так как лучше всего мы делаем то, что делаем свободно и в согласии с нашим природным гением» (с. 412). А в «Рассуждениях» эта же мысль выражена еще более определенно: «У каждой нации существует общий дух, на котором основана и сама власть; когда она хочет оскорбить этот дух, она наталкивается на самое себя и неизбежно останавливается» (с. 151). Учение о государстве При объяснениипричин происхомедения государства Монтескье исходит из социальности человека. Здесь он близок к Аристотелю, Ч^оцию, Локку и открыто оппонирует Гоббсу. В «Персидских письмах» в уста перса Узбека Монтескье вкладывает очень важную для Раздел III ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ себя мысль: «Мне никогда не приходилось слышать разговор о публичном праве, чтобы при этом собеседники не начинали тщательно доискиваться, как возникло общество. Мне это кажется смешным. Вот если бы люди не создали общества, если бы они избегали друг друга и рассеивались в разные стороны, тогда следовало бы спросить о причине такого явления и искать причину отчужденности. Но люди с самого рождения связаны между собой; сын родился возле отца и подле него остался: вот вам и общество и причина его возникновения».6 В «Духе законов» желание жить в обществе он называетестественным законом, четвертым и последним в перечне;первым является мир,вторым — стремление добывать себе пищу,третьим —стремление людей друг к другу (с. 165-166). Войны все же избежать не удается, однако возникает она только тогда, когда люди уже объединены в общество и исчезло равенство между ними. «Отдельные лица в каждом обществе начинают ощущать свою силу и пытаются обратить в свою пользу главные выгоды этого общества — отсюда война между отдельными лицами». Затем начинаются и войны между отдельными обществами. Для прекращения войны существует только один путь — установление общих для всех законов. Так появляютсямеждународное право, право гражданское и политическое. «Как жители планеты, размеры которой делают необходимым существование на ней многих различных народов, люди имеют законы, определяющие отношения между этими народами: это международное право. Как существа, живущие в обществе, существование которого нуждается в охране, они имеют законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми: это право политическое. Есть у них еще законы, коими определяются отношения всех граждан между собою: это право гражданское» (с.167). Далее создается общее для всех правительство, состоящее из одного или нескольких человек, которому и передается соединенная сила всех людей, объединившихся в общество. Таким образом,государство — это общество, в котором существуют правительство и законы. Монтескье выделяеттри формы, или образа,правления: республика, монархия и деспотия. Каждая форма имеет своюприроду и свой принцип. «Различие между природой правления и его принципом в том, 6 Монтескье Ш. Л. Персидскиеписьма. М.,1955. С. 220-221. ШАРЛЬ ЛУИ МОНТЕСКЬЕ что природа есть то, что делает его таким, каково оно есть; а принцип — это то, что заставляет его действовать. Первое есть его особый строй, а второй— человеческие страсти, которые двигают им» (с. 178). Природа формы правления определяетсячислом правящих и вообще способом организации верховной власти: «Республиканское правле-ц^е — это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа, или части его; монархическое — при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов; между тем как в деспотическом все вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица» (с. 169). Когда власть в республике принадлежит всему народу — это демократия, когда части народа — аристократия. Каждая форма правления предполагает существование особых законов, определяющих способы формирования правительства и осуществления власти, т. е. законов, конституирующих государственную власть. Так, изприроды демократии проистекает необходимость законов о голосовании, ибо демократия немыслима без организации системы выборов должностных лиц. «В демократии народ, — пишет Монтескье, — в некоторых отношениях является государем, а в некоторых отношениях подданным. Государем он является только в силу голосований, коими он изъявляет свою волю. Воля государя есть сам государь. Поэтому законы, определяющие право голосования, являются основными для этого вида правления» (с. 169). Демократия по своей природе предполагает выборы уполномоченных, ибо возможности народа, которому принадлежит верховная власть, ограничены. «Подобно тому как большинство граждан вполне способно быть избирателями, но не имеет всех нужных качеств для того, чтобы быть избираемыми, народ способен контролировать деятельность других лиц, но неспособен вести дела сам. Необходимо, чтобы дела шли, и шли не слишком скорым и не слишком замедленным шагом; но народ всегда или не в меру деяте-ясн, или совсем безучастен. Иногда он все ниспровергает своими оотнями рук, но бывает и так, что на своих сотнях ног он ползет, как насекомое» (с. 171). Примером демократии для Монтескье являются античные по-лисы- Он вспоминает реформы Сервия Туллия и Солона, разделив- чх соответственно римский и афинский народы на классы, и полает, ^o иначе невозможна организация выборов в демократии. Далее, исходяиз тогоже античного опыта, Монтескье утверждает, Раздел III ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ что демократии наиболее свойственны выборы по жребию и открытая подача голосов. Демократия жизнеспособна до тех пор, пока продолжается активное участие народа в управлении, при его затухании демократия извращается. «В государствах, где народ не имеет никакого участия в управлении, он будет увлекаться каким-нибудь актером, так же как в других случаях увлекался бы государственными делами. Полное отсутствие честолюбивых стремлений — большое несчастие для республики. Оно постигает ее, когда народ развращен подкупами; он становится тогда равнодушным, пристращается к деньгам, но уже больше не интересуется государственными делами, не думает ни о правительстве, ни о его намерениях и пребывает в тупом спокойствии» (с. 173). Чтобы этого не произошло, вдемократии должен поддерживаться еепринцип —политическая добродетель. «Это —чувство, — заявляет Монтескье, — а не ряд сведений» (с. 196). Она отличается от христианской или нравственной добродетели и заключается в любви к законам своей страны и следовании им в своей повседневной жизни (с. 162). При этом демократия немыслима без установления равенства между гражданами. «Любовь к республике в демократии есть любовь к демократии, а любовь к демократии есть любовь к равенству». Монтескье имеет в виду не только политическое равенство, но и умеренность, которая заключается в том, что «все должны там пользоваться одинаковым благополучием и выгодами... каждый должен иметь такие же удовольствия и предаваться таким же надеждам, что и все прочие». Кроме того, любовь к равенству заключается в желании «послужить отечеству более важными деяниями, чем прочие граждане». Поэтому все возможные отличия определяются «превосходством таланта или удачным служением» (с. 197). Равенство и умеренность в демократии устанавливаются соответствующими законами. Здесь Монтескье вновь вспоминает античность и рассуждает о необходимости регулирования наследования, дарения, завещаний о распределении земельных участков и т. д., подчеркивает особую значимость воспитания граждан в любви к законам и отечеству. Для поддержания добрых нравов Монтескье предлагает создать специальное учреждение, «которое само собой явится образцом и правилом в области нравов, например, сенат, доступ в который открывается возрастом, добродетелью, степенностью характера, заслугами... Особенно нужно, чтобы этот сенат отличался приверженностью к учреждениям старины и действиями своими поддерживал ШАРЛЬ ЛУИ МОНТЕСКЬЕ любовь к ним в народе и его сановниках» (с. 202). Такой сенат следует отличать от сената, избираемого на срок для каждодневного управления республикой. Целесообразно и наличие цензоров, на манер римских. «Как сенат наблюдает за народом, так цензоры должны надзирать за народом и сенатом. Они обязаны исправлять всякий порок в республике, отмечать недостаток усердия, судить упущения, исправлять ошибки, подобно тому как законы карают преступления» (с. 203). Вообще необходимы особые усилия для поддержания политической добродетели в демократической республике. Поскольку основой демократии является дух равенства, постольку и разложение этой формы правления начинается с него. Причем в одинаковой степени опасна как утрата духа равенства, так и доведение его до крайности. Истинное равенство, полагает Монтескье, «состоит в том, чтобы люди повиновались равным себе и управляли равными себе», т. е. речь идет о равенстве между людьми как гражданами, которое существует лишь благодаря законам (с. 256). Когда же дух равенства доводится до крайности, «народ все хочет делать сам: совещаться вместо сената, управлять вместо чиновников и судить вместо судей» (254), свобода превращается в своеволие и анархию и неизбежно утрачивается. «Появляются мелкие тираны со всеми пороками крупных. Вскоре все, что осталось от свободы, становится невыносимым бременем; тогда возвышается один тиран, и народ теряет все, вплоть до выгод от своей испорченности» (с. 255). Так демократии приходит конец. Аристократия — это такая форма правления, при которой власть находится в руках части народа, группы лиц. «Эти лица издают законы и заставляют исполнять их; остальной народ является по отношению к ним тем же, чем в монархии подданные по отношению к государю». В аристократической республике политический статус человека определяется его знатностью, поэтому выбор по жребию здесь невозможен. Если же число знатных велико, то необходим сенат для подготовки дел, выносимых на рассмотрение. «В этом олучае можно сказать, что сенат представляет собой аристократию, знать— демократию, а народ— ничто» (с. 173). Вообще, лучшая ^истократия — та, которая приближается к демократии, т. е. чем еньше часть народа, которая не принимает участия в управлении, м -"учше: «...аристократия будет тем лучше, чем более она прибли-ается к Демократии и тем хуже, чем она более приближается к мо-и^хии» (с. 175). Раздел III ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО времени Принципом аристократии также является добродетель, но несколько в иной форме, нежели в демократии. Здесь народ сдерживается самой знатью и теми законами, которые она устанавливает Поэтому политическая добродетель не столь необходима народу, как при демократии. Но при этом она нужна самой правящей аристократии, которая «может обуздывать себя двумя способами: или при посредстве великой добродетели, которая в некоторых отношениях как бы уравнивает знать с народом, что может послужить основанием великой республики; или посредством меньшей добродетели, которая заключается в некоторой умеренности и по крайней мере уравнивает знать в ее среде, что и составляет уравнивающую силу» (с. 182). Таким образом,принцип аристократического правления — умеренность, основанная на добродетели. Скромность и простота — вот достоинства знати, и они должны поддерживаться законами. В противном случае аристократия погибнет. «Есть два источника неурядиц в аристократическом государстве, — пишет Монтескье, — крайнее неравенство между теми, которые управляют, и теми, которыми управляют; и такое же неравенство между членами сословия, которое управляет. Из этих двух неравенств рождается зависть и ненависть, которые должны предупреждаться или пресекаться законами» (с. 205). Иначе говоря, необходима умеренность и вполитическом, и в имущественном смыслах. Ни одна из групп знати не может иметь привилегий по отношению к другим; «Привилегии пусть даются сенату, а сенаторам — ничего, кроме простого уважения» (с. 205). Не должно быть также крайней бедности и чрезмерного богатства среди аристократов (с.207). Аристократия хороша до тех пор, пока правители следуют законам. Тогда «аристократия подобна монархии с несколькими государями... но в случае несоблюдения законов это—деспотическое государство со многими деспотами» (с. 257). Монархия характеризуется властью одного посредством основных законов, которые, по мнению Монтескье, определяют статус сословий: дворянства, духовенства и горожан. «Эти основные законы необходимо предполагают существование посредствующих каналов, по которым движется власть, так как если в государстве нет ничего, кроме изменчивой и капризной воли одного, то в нем ничего не может быть устойчиво, а следовательно, не может быть никакого основного закона». Сословия, и прежде всего дворянство, ограничивают и сдерживают власть монарха. «В монархии, где нет дворянства, монарх ШАРЛЬ ЛУИ МОНТЕСКЬЕ становится деспотом» (с. 179). Весьма критично относясь к духовенству, Монтескье в то же время видит в монархии его положительную роль. «Насколько власть духовенства опасна в республике, настолько она уместна в монархиях и в особенности в тех из них, которые склоняются к деспотизму... За неимением других преград хороша и эта, так как ввиду ужасных зол, которые деспотизм причиняет природе человека, даже зло, которое ограничивает его, уже благо». Полезны, полагает Монтескье, и такие учреждения, которые надзирали бы за исполнением законов. «Такими учреждениями могут быть лишь политические коллегии, которые обнародуют вновь изданные законы и напоминают о существующих, когда о них забывают» (с. 176-177). Здесь Монтескье, по сути дела, описал уже утраченные к XVIII в. полномочия французских парламентов. Да и в целом видна симпатия Монтескье к французской сословно-представительной монархии. Вероятно, он так и не смог перебороть в себе аристократа старой закваски. Добродетель, считает Монтескье,не может быть принципом монархии; в ней (в отличие от республики) просто нет потребности. Это объясняется тем, что, во-первых, монархическое «государство существует независимо от любви к отечеству, от стремлений к истинной славе, от самоотвержения, от способностей жертвовать самым дорогим и от всех героических добродетелей, которые мы находим у древних и о которых знаем только по рассказам»; во-вторых, народ может быть добродетелен только тогда, когда высшие сословия подают ему соответствующие примеры (с. 182). В монархии же все обстоит не так. «Честолюбивая праздность, низкое высокомерие, желание обогащаться без труда, отвращение к правде, лесть, измена, вероломство, забвение всех своих обязанностей, презрение к долгу гражданина, страх перед добродетелью государя, надежда на его пороки и, что хуже всего, вечное издевательство над добродетелью — бот, полагаю я, черты характера большинства придворных, отмечавшиеся всюду и во все времена. Но трудно допустить, чтобы низшие были честны там, где большинство лиц в государстве бесчестные, чтобы одни были обманщиками, а другие довольствовались ролью обманываемых простаков» (с. 183). После столь красноречивого обличения нравов придворных может показаться странным, чтопринципом монархии объявляетсячесть. Однако эта честь, согласно Монтескье, — «предрассудки каждого лица и каждого положения» (с. 183). Монтескье разъясняет Раздел lit ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО времени свою мысль: «Монархическое правление... предполагает существование чинов, преимуществ и даже родового дворянства. Природа чести требует предпочтений и отличий». Стремление к отличиям и является движущей силой монархии. Получается, что «каждый, думая преследовать свои личные интересы, по сути дела стремится к общему благу» (с. 184). Хотя с философской точки зрения, полагает Монтескье, эта честь ложная. Как бы то ни было, данный принцип существует в монархии и для его поддержания необходимы соответствующие законы. Прежде всего надо создать наследственное дворянство, гарантировать его собственность и привилегии. Воспитание в монархическом государстве состоит в привитии знати чувства представлений о чести. Причем воспитание это происходит весьма своеобразно, так сказать, на практике: «...свет— вот та школа, где мы знакомимся с тем общим нашим наставником и руководителем, имя которому — честь» (с. 187). Основным результатом воспитания в монархии должно стать укоренение в сознании подданных обязанности подчинения монарху, но в то же время монарх с уважением должен относиться к чести знати. «Ничто в монархиях, — пишет Монтескье, — не предписывается так настоятельно религией, законами и честью, как повиновение воли государя; но эта честь в то же время подсказывает нам, что государь никогда не должен требовать от нас действия, несогласного с честью, так как это лишило бы нас способности служить ему» (с. 189). Разлагаться монархия начинает тогда, когда сословия лишаются своих прерогатив и привилегий, происходит концентрация всей власти в руках одного. «Монархия погибает, когда государь, все относя единственно к самому себе, сводит государство к своей столице, столицу — к своему двору, а двор — к своей особе» (с. 258). Третья и последняя форма правления—деспотия. Она характеризуется произвольным правлением одного. «В деспотических государствах нет основных законов, — пишет Монтескье, — нет также и охраняющих их учреждений» (с. 177). Законы там заменяются религией и отчасти обычаями. Поэтому когда Монтескье пишет о законах, относящихся к природе деспотических государств, он имеет в виду не законы в юридическом смысле, а фактические способы организации верховной власти. Деспот как «человек, которому все его пять чувств постоянно говорят, что он — все, а прочие люди — ничто, естественным образом ШАРЛЬ ЛУИ МОНТЕСКЬЕ ленив, невежествен, сластолюбив», и сам править не может. Он учреждает должность визиря и передает ему власть, и это является основным законом деспотического государства (с. 178).Принципом деспотического правления являетсястрах. Он — движущее начало данного образа правления. «Здесь у человека один удел с животными: инстинкт, повиновение, наказание. Здесь не принимаются во внимание естественные чувства — уважение к отцу, любовь к детям и женам, — законы чести, состояние здоровья: приказ объявлен — этого достаточно» (с. 186). Народ, живущий в условиях деспотии, вернее, позволяющий править собой деспотически, чрезвычайно невежествен, он не нуждается в многочисленных законах. Суть деспотического правления Монтескье выразил такой метафорой: «Когда дикари Луизианы хотят достать плод с дерева, они срубают дерево под корень и срывают плод. Таково деспотическое правление» (с. 211). При деспотическом правлении нет ни политических, ни гражданских отношений. «Политика, ее средства и ее законы являются здесь в виде очень ограниченном, и политическое управление тут столь же просто, как и гражданское. Все сводится к тому, чтобы согласовать политическое и гражданское управление с домашним и объединить должностных лиц государства с должностными лицами сераля» (с. 212). В деспотических государствах происходит чрезвычайная концентрация власти. Однако правитель не может уследить за всем, поэтому царит казнокрадство, произвол чиновников. «Визирь есть сам деспот, и каждый чиновник есть визирь» (с. 217). Ведь законы в государстве отсутствуют, вернее, воля правителя является законом, но чиновник не может ее знать по каждому поводу и руководствуется своей волей. И произвол множится в геометрической прогрессии. В отличие от республики и монархии в деспотии необходимость воспитания, в известном смысле, вообще отсутствует, ибо деспотия лредполагает всеобщее невежество. «Безоговорочное повиновение лредполагает невежество не только в том, кто повинуется, но и в том, кто повелевает: ему незачем размышлять, сомневаться и обсуждать, ^гда достаточно только приказать» (с. 190). Деспотия снизу доверху пропитана рабским духом; там рабы все — и низшие, и высшие. Деспот в таком государстве вместе с тем и Раб своих страстей и капризов. В этом смысле деспотическое правление порождает всеобщее равенство, но равенство в рабстве. «Все люди равны в республиканских государствах, они равны и в деспотических Раздел III ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ государствах: но в первом случае — потому, что они — все, во втором _. потому, что все они — ничто» (с. 225). Что касается разложения деспотического правления, то поскольку оно порочно само по себе, постольку оно разлагается вследствие внутренних причин. Установление той или иной конкретной формы правления зависит от совокупного действия всех факторов — и моральных, и физических. Однако первостепенное значение Монтескье, судя по всему, отдает размерам государства. И это не мудрено. Ведь образцом республиканского правления для него являются небольшие по размеру античные республики, прежде всего Рим до периода великих завоеваний; образцом монархии — современная ему Франция и Англия; деспотии — Персия и Китай. Поэтому Монтескье с уверенностью заявляет: «Если небольшие государства по своей природе должны быть республиками, государства средней величены — подчиняться монарху, а обширные империи — состоять под властью деспота, то отсюда следует, что для сохранения принципов правления государство должно сохранять неизменными свои размеры и что дух этого государства будет изменяться в зависимости от расширения или сужения пределов его территории» (с. 266). В маленьких государствах республиканский дух поддерживается более основательно, но они очень уязвимы при внешнем нападении. Можно ли сохранить политическую добродетель и в то же время обезопасить государство от нападений извне? Монтескье полагает, что да. Опираясь на историю Афинского союза античных времен, упоминая современные ему Германию, Голландию, Швейцарию, он предлагает созданиефедеративной республики. «Эта форма правления, — пишет он, — есть договор, посредством которого несколько политических организмов обязываются стать гражданами одного более значительного государства, которое они пожелали образовать. Это общество обществ, составляющих новое общество, которое может увеличиваться присоединением к нему новых членов до тех пор, пока не станет достаточно сильным, чтобы обеспечить безопасность входящих в него государственных единиц» (с. 269). Таким образом, соединяются внутренние достоинства республиканского строя и оборонительные возможности крупной монархии. В современной терминологии у Монтескье речь идет скорее о конфедерации с достаточно ограниченной задачей взаимной обороны, чем о федерации как форме государственного устройства. ШАРЛЬ ЛУИ МОНТЕСКЬЕ Принципиальную важность для Монтескье имеет не столько подразделение форм правления на республики, монархии и деспотии, сколько наумеренные и неумеренные. К последним относится, разумеется, деспотическое правление. Оно по сути своей противно человеческой природе, которой, полагает Монтескье, присуща любовь к свободе. Но как социолог он вынужден констатировать, что «несмотря на любовь людей к свободе, несмотря на их ненависть к насилию, большая часть народов все же подчинилась деспотизму. И нетрудно понять, почему это произошло. Чтобы образовать умеренное правление, надо уметь комбинировать власти, регулировать их, умерять, приводить их в действие, подбавлять, так сказать, балласту одной, чтобы она могла уравновешивать другую; это такой шедевр законодательства, который редко удается выполнить случаю и который редко позволяют выполнить благоразумно» (с. 215).
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (818)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |