S 4. Система федеральных органов власти
Законодательная власть — Конгресс — состоит из двух палат: Палаты представителей и Сената. Палата представителей избирается прямым голосованием населением штатов пропорционально числу граждан сроком на два года. По мнению авторов «Федералиста», двухгодичный срок наиболее целесообразен с точки зрения получения соответствующего опыта и обеспечения ответственности перед народом. Ведь чем больше полномочия государственного органа, тем короче должен быть срок пребывания в должности. Кроме того, два года — как раз тот срок, в течение которого депутаты не смогут забыть, от кого они зависят. Сенат не избирается непосредственно населением, а назначается легислатурами штатов сроком на шесть лет.'' Причем, в отличие от Палаты представителей, в Сенате соблюдается принцип равенства — по два сенатора от каждого штата независимо от количества населения. К кандидатам в сенаторы предъявляются более жесткие требования, касающиеся возраста и срока гражданства. Порядок же назначения обеспечивает более тщательный подбор кандидатов, а шестилетний срок нахождения в должности — преемственность и стабильность. Различные способы формирования, требования к кандидатам, сроки не являются самоцелью. Две палаты, состоящие из разных по качествам людей, по-разному сформированные, имеющие разный срок полномочий, но в то же время обладающие равной компетенцией в законотворчестве обеспечивают взаимное сдерживание друг Друга. Причем Сенат играет здесь более заметную роль. Ведь Палата представителей как орган более демократичный наиболее подвержен страстям, его депутаты имеют меньше опыта и знаний. Но без этой палаты, непосредственно связанной с народом, свобода невозможна. Свобода невозможна и тогда, когда ею злоупотребляют. Поэтому Палата представителей и Сенат, сдерживая друг друга, способствуют поддержанию свободы, порядка и, что особенно важно, "родуманного стабильного законодательства. Анализируя законодательную практику штатов, Мэдисон и Гамильтон пишут: «Какая польза американцам, что законы для них издаются теми, кого они сами выбрали, если законов этих столько, что их не перечтешь, и °ни столь нескладны, что в них не разберешься, а отменяют их или "В 1911 г. были введены прямые выборы сенаторов. Раздел III ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ пересматривают прежде, чем они вступают в силу, или же подвергаются такому числу изменений, что даже тот, кто знает, какой закон действует сегодня, не может догадаться, какой будет действовать завтра. Закон, согласно определению этого слова, должен быть правилом для поведения, но как может быть правилом то, что мало кому известно и еще менее постоянно» (с. 413). По их мнению, федеральная конституция и предусматривает меры против такой ситуации. По конституции СШАисполнительная власть вручаетсяпрезиденту. Статьи, посвященные президентской власти, написаны Гамильтоном, который и на Конституционном конвенте выступал ее горячим сторонником. Он доказывал, что президентская власть вполне совместима с духом республиканского правления, и именно ее наличие является показателем хорошего государства. Она характеризуется тремя главными свойствами: силой, ответственностью и независимостью. Президент избирается народом косвенно, т. е. коллегией выборщиков, но, тем не менее, его власть имеет своим источником весь народ и в этом смысле равную с Конгрессом легитимность, что обеспечивает ему полную независимость от него. Сильная президентская власть должна сохранять единство, под которым Гамильтон понимал прежде всего сосредоточение власти в руках одного человека. Решительность, активность, секретность, быстрота — эти качества деятельности одного, а не нескольких лиц. Возлагать президентскую власть на нескольких человек — значит нарушать ее единство и лишать перечисленных свойств. Нельзя уподоблять президентскую власть законодательной, характерной чертой которой является столкновение мнений и борьба группировок. Но то, что для законодательной власти может быть полезным, поскольку борьба уравновешивает противоположные мнения, ослабляет власть исполнительную. Сила и быстрота — главные ее свойства, и сбалансированность мнений пользы здесь не принесет. Отсюда закономерно вытекают и рассуждения об ответственности исполнительной власти. Каждый чиновник несет персональную ответственность за свои действия. Из единства исполнительной власти следует вывод о персональной ответственности чиновников перед президентом и ответственности последнего перед народом, избравшим его. Это усиливает независимость президента от законодательной власти. Президентская власть в осуществлении своих конституционных функций полностью независима и подчиняется только закону. «Одно дело — подчиняться законам и другое — зависеть от «ФЕДЕРАЛИСТ» Глава '. законодательного органа. Первое соответствует, второе нарушает коренные принципы хорошего правления» (с. 468). Такая президентская власть в силе противостоять узурпаторским поползновениям власти законодательной. Особое место в системе разделения властей принадлежит судебнойвласти. Гамильтон, который является автором статей о судебной власти, лукавил, когда писал о ее слабости и беззащитности. Исходя из смысла его рассуждений, судебная власть должна была стать последним, но, пожалуй, наиболее сильным барьером против необдуманных решений законодательной власти. Гамильтон обосновал принципы конституционного надзора, которые впоследствии, благодаря решению Верховного суда Marbury v. Madison (1804), получили признание. Отношение к суду у Гамильтона, что, впрочем, свойственно англо-американской традиции, весьма уважительное. Судьи назначаются президентом с согласия Сената на неопределенный срок — «пока их поведение безупречно». Получаемое ими вознаграждение не может быть уменьшено во время их пребывания в должности. Главным для Гамильтона было аргументировать право суда толковать законы и соответственно высший закон — Конституцию и на основании этого предоставить суду право признавать законы неконституционными. Сама конституция на это право суда не указывает, поэтому Гамильтон использовал формально-юридические и политические аргументы. Формально-юридическая аргументация проста. Толкование законов — деятельность, присущая судебной власти. Если в результате толкования суд приходит к выводу о наличии коллизии между законами, то действует либо закон, принятый последним по времени (если они приняты одним и тем же органом), либо закон, который имеет высшую юридическую силу. Поэтому, если законы Конгресса противоречат конституции, то долг суда придерживаться последней как основного закона. «Следовательно, ни один законодательный акт, противоречащий конституции, не может иметь силу» (с. 505-506). Здесь же критически разбираются возможныеконтраргументы. Первый заключается в том, что право конституционного надзора поставит судебную власть над законодательной. Это не так, убежден Гамильтон. Суды просто выступают промежуточным звеном Между народом, принявшим конституцию, и законодательным органом. «Этот вывод, однако, никоим образом не предполагает верховенства Раздел III ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО времрци судебной власти над законодательной. Предполагается, что власть народа выше обеих этих властей, и когда воля законодательной, выраженная в ее статутах, противоречит воле народа, выраженной в конституции, судьи должны руководствоваться последней, а не первой (с.505). Второй контраргумент: предоставить законодательному органу право самому выступать в качестве конституционного суда. Это предложение вызывает резкий отпор со стороны Гамильтона. Причем доводы его — скорее политические, чем юридические. Во-первых, законодатели находятся под сильным влиянием общественного мнения, а это далеко не всегда благотворно сказывается на законотворческой деятельности (с. 208). Поэтому, во-вторых, если законодательному органу поручить и толкование собственных законов, то вряд ли они смогут или захотят исправить свои ошибки (с. 522). В-третьих, члены законодательных собраний не имеют столь основательной специальной подготовки, как судьи, и их моральные качества часто ниже, чем моральные качества судей. Более того, людей, способных быть судьями, очень мало. Это люди, которые сочетают «требующуюся порядочность с потребными знаниями» (с. 509). А «членов законодательного собрания редко избирают с учетом качеств, подобающих людям, занимающим должности судей; и поскольку по этой причине есть серьезнейшие основания опасаться дурных последствий неосведомленности, то из-за естественной слабости этих органов к партийным различиям будет не меньше оснований для опасения, что ядовитое дыхание фракционных раздоров отравит родники юстиции. Привычка неизменно выстраиваться на противоположных сторонах задушит голос как закона, так и справедливости» (с. 522). Таким образом, роль суда в системе разделения властей, в том, что он стоит на страже свободы, справедливости и закона и исправляет ошибки, допущенные иными ветвям власти. «Федералист» уникален в том смысле, что, с одной стороны, он имеет чисто пропагандистский характер, а с другой — это глубокое научное исследование. Авторы не рассуждают о государственном устройстве вообще, — утопии чужды им. Они исследовали конкретное общество и нашли для него наиболее целесообразную государственную форму. Рекомендуемыеисточники ч исследования ЗАКЛЮЧЕНИЕ XVI-XVIII вв. — особый период в истории Европы, когда происходит становление национальных государств и формирование гражданского общества. Соответственно появляются политико-правовые теории, отражающие и объясняющие эти процессы, прежде всего — теории государственного суверенитета и естественного права. Формирование последней непосредственно связано с развитием гражданского общества. Определяющими понятиями политико-правовых концепций Нового времени становятся свобода и равенство индивидов. Именно в это время закладываются основные положения теории правового государства, прежде всего идея разделения властей, их взаимосдерживания и взаимоконтроля. Впервые в истории эта идея была в полной мере реализована в конституции США.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (416)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |